КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ









КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ







Из опыта работы учителя:
Смирновой Е.Н.





2012- 2013 уч. год




План:


1.Психолого- педагогическое обоснование темы.

2. Формирование устойчивой мотивации к трудовому обучению.

3. Методы и приемы обучения, направленные на коррекцию
и развитие ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ.

4. Практическая направленность трудового обучения.

5. Результативность подготовки учащихся к индивидуальной
трудовой деятельности.

6. Литература.

7. Приложение.





















В настоящее время из 35,9 мил. детей, проживающих в Российской Федерации, 4,5 %, т.е. 1,6 мил., относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждающимися в специальном образовании, отвечающим им особым образовательным потребностям. Образование таких детей предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов. Такие условия предоставляют специальные коррекционные образовательные учреждения.
Условия современной жизни предъявляют высокие требования к выпускнику. Чтобы быть готовым к вступлению в самостоятельную жизнь, нужно иметь необходимый баланс знаний, профессиональную подготовку, умение адаптироваться в новых для выпускника условиях, правильно строить свои отношения с людьми, иметь желание трудиться.
Как же помочь в этом плане? Задача нашей школы - помочь учащимся в самоопределении, самореализации и оказании помощи в выборе трудового пути.
Программа трудового обучения, рассчитана на подготовку учащихся к работе в сельском хозяйстве в качестве рабочих овощеводческих, садоводческих бригад, а так же на животноводческих фермах, с частичной механизацией процессов.
Именно уроки сельскохозяйственного труда формируют у учащихся готовность и способность к активному участию в созидательном труде.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерны следующие особенности:
низкая познавательная активность;
недостаточная сформированность умственных действий;
недоразвитие эмоционально-волевой сферы;
Исправление недостатков трудовой деятельности обучающихся и повышение на этой основе общего уровня их развития являются одной из наиболее важных для специальной (коррекционной) школы проблем. От ее решения зависит продуктивность труда воспитанников в период обучения, а также смогут ли они в будущем работать на массовых производственных предприятиях.

Моя цель, как учителя сельскохозяйственного труда коррекционной школы – СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, необходимые для успешной социально-трудовой адаптации учащихся.
Для достижения данной цели в процессе обучения я ставлю следующие задачи:
- формировать знания, умения и навыки при выполнении работ;
- развивать общетрудовые умения, то есть, умения ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы;
-способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
- воспитывать у учащихся устойчивое положительное отношение к труду и формировать необходимые в повседневной производственной деятельности качества личности: добросовестность, УСИДЧИВОСТЬ, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ, трудолюбие, ответственность за порученное дело.
Опираясь на разработки С.Л.Мирского, С.А.Ковалёва, и собственный опыт мной выделена педагогическая концепция, основными направлениями которой являются:
1. Формирование устойчивой мотивации к сельскохозяйственному труду в целом и конкретно к каждой теме.
2. Коррекционная направленность обучения и воспитания в соответствии с возможностями каждого ребенка.
3. Практическая направленность обучения с ориентацией на востребованность знаний, умений и навыков в жизни.
4. Экономическая направленность обучения.
Для реализации данных направлений использую технологию коррекционно-развивающего обучения и личностно-ориентированного подхода на уроках с\х труда. Поэтому, организуя образовательный процесс, я развиваю у учащихся такие положительные качества как: ответственность, дисциплинированность, коллективизм. Именно в процессе труда формируются личностные качества, способность работать в коллективе. Занятия способствуют развитию речевого аппарата.
Труд является важным средством коррекции и развития личности. На первом занятии с детьми объясняю, зачем в нашей школе введен такой предмет как сельскохозяйственный труд. Все продукты питания, а также натуральные ткани – это результат труда человека в сельском хозяйстве. Сельское хозяйство - это основа жизни человека на нашей планете. В беседе с ребятами выясняю, у кого есть подворье, какие работы выполняют ребята дома. Некоторые учащиеся, у которых семья не имеет участка, не всегда проявляют интерес к беседам. Для таких ребят провожу несложные расчеты (сколько нужно овощей для семьи на год). Переводим на деньги. Дети видят, какая получается экономия семейного бюджета, если семья имеет земельный участок.
У ребят появляется интерес, а это залог успеха в обучении. Они понимают, что материал, изученный на уроках сельскохозяйственного труда, пригодится им в самостоятельной жизни.
Таким образом, к моменту выпуска формируется один из критериев положительного отношения к учению, а именно - сформированность познавательных интересов. Под этим критерием понимается относительно устойчивое стремление личности проникать в сущность явлений и овладевать способами добывания новых знаний.
Чтобы определить уровень сформированности познавательного интереса у учащихся оцениваю: насколько сформирована учебная деятельность и умение выполнять действия по инструкции, какова самооценка учащихся.
Провожу диагностику ребят в группе. Определяю зоны их актуального развития. Диагностические данные использую при дифференцированном подходе обучения и воспитания. Как учитель понимаю, что должна дать знания, умения и сформировать навыки всем присутствующим на занятии, независимо от того, куда, в какую группу диагностических данных определен ученик. \ см. приложение 1\ Диагностика наглядно-образного мышления. Дети проявляют познавательную инициативу, сопоставляют разные способы решения заданий.
Диагностика интеллектуальных способностей. Определить уровень способности к классификации, анализу, синтезу, обобщению. \см. приложение 2\.
Диагностика развитие мыслительных процессов. Тест. Развивать логическое мышление, сообразительность, выбирать нужную информацию, выделять отдельные свойства и признаки. \см. приложение 3\

Формирование личности, дальнейшая социальная адаптация зависят от учителя и взаимопонимания учителя с учеником.
Зная особенности ребят мне легче организовать учебный процесс. Например:
воздействие запаха семян на отдельных детей влияет по-разному. Реуцкова Надя не переносит запах бархатцев, а Разбитков Костя, ученик этого же класса с удовольствием выполняет работы с семенами бархатцев.
При вспахивании почвы Понихидкин Даниил, Каштанов Павел, Чумаченко Максим работу выполняют быстро, качественно и слаженно, а Тепляков Костя, Данилов Алексей вскапывание почвы проводят медленно. Эти ребята физически слабые. Им даю задание по обработке почвы индивидуально.

Я пришла к выводу, что НА ПЕРВЫЙ ПЛАН ПЕРЕД УРОКАМИ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ СТАВИТСЯ ЗАДАЧА КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, ЧТО единообразия в требованиях не должно быть. Работа должна быть строго целенаправленной, в соответствии с конкретными, с частными задачами, которые ставятся на том или ином этапе трудового обучения. Надо считаться с состоянием здоровья ребенка и его желанием выполнять работу. Чаще давать возможность ученику выбрать наиболее интересующее его задание по содержанию и выполнению работ. У учителя сельскохозяйственного труда такая возможность есть. На одном и том же уроке одни ребята готовят почву, другие сеют, поливают, делают заделку семян. Для меня главное, чтобы ребенок с желанием выполнял работу.

Методы и приемы обучения, направленные на коррекцию и развитие познавательной деятельности учащихся

Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков, присущих умственно отсталым школьникам в трудовой и познавательной деятельности.
Многочисленные наблюдения показывают, что выпускники коррекционных школ, для более и менее самостоятельного выполнения трудового задания, кроме владения некоторыми навыками работы с инструментами, должны обязательно уметь выполнять некоторые специальные и общие умственные операции. К ним в первую очередь следует отнести:
усвоение (осознание) цели работы;
усвоение порядка действий, необходимых для выполнения задания;
умение производить оценку своей работы.
В процессе трудового обучения учащиеся приобретают знания и умения, используют их на практике. Уроки с\х труда создают наиболее благоприятные условия для исправления и коррекции недостатков, присутствующие детям в трудовой и познавательной деятельности. Сравнительно высокие возможности мыслительных процессов на уроках с\х труда объясняются тем, что в решении трудовой задачи учащиеся действуют в соответствии со своим желанием, а не только выполняют волю учителя. Через уроки и практические занятия, при помощи общественно-полезного труда, вырабатываются у школьников с проблемами в развитии знания и умения, необходимые для успешной социально-трудовой адаптации.
Трудовая подготовка учащихся – это система, включающая весь комплекс учебно-воспитательной работы, направленный на общее развитие ребёнка.
Ученик КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ, ограничен в своих возможностях формирования таких черт личности, как широта интересов и духовных потребностей, мировоззрение, но может не уступать умственно-полноценным в отношении добросовестности, прилежания в труде и в наличии других качеств личности.
У большинства учащихся коррекционных школ отсутствуют такие нарушения физического развития, которые существенно мешали их трудовому обучению и воспитанию. Таким образом, наряду со значительными дефектами у детей обнаруживаются более сохранные стороны личности. Это позволяет осуществлять трудовую подготовку учащихся по двум направлениям:
- опора на сохранные способности;
- расширение возможностей учащихся в трудовой деятельности.
Первостепенным значением в коррекции недостатков является понимание зоны ближайшего развития, как зоны совместной деятельности педагога и ребенка. Функциями педагога становится организующая деятельность, создающая педагогические ситуации, в которой ребенок раскрывается как личность, а учитель выступает не в роли основного источника информации, а в роли организатора эффективных условий обучения.
Для реализации коррекционных задач работу провожу в следующих направлениях:
1. Коррекция познавательной деятельности умственно отсталых школьников.
2. Формирование общетрудовых навыков:
учу работать с текстом, запоминать и воспроизводить изученный материал;
уметь работать с планом, планировать свою работу;
вырабатывать умения и навыки, связанные с выполнением практического задания;
уметь контролировать свои действия.
При этом включаю различные приемы:
приемы, обеспечивающие доступность учебного материала \ простота и дозированность учебной информации\;
использую логические приемы \ коррекция внимания, мышления, памяти, анализа, общения \.
При обучении учащихся наиболее значимую роль играют словесные методы (беседа, дискуссия), наглядные (составление технологической карты, схемы, плакаты, натуральные образцы растений и их плодов, семян), практические методы. Вначале использую развернутую, подробную инструкцию, широко подкрепленную наглядными средствами, а затем ввожу постепенное свертывание словесно-наглядной информации о характере и последовательности выполнения действий.
В усвоении теоретического материала учащимися коррекционной школы существенную роль играет повторение. Повторение необходимо т.к. для детей с недостатками развития характерны трудности в восприятии и медленное усвоение нового материала. Кроме того, повторение пройденных понятий на новых объектах дает возможность развития логического мышления (перенос действия по аналогии). Чтобы этот этап урока усвоили ребята, включаю познавательные элементы, логические задачи или разгадывание простых кроссвордов на темы:
Труд людей зимой;
Наши пернатые друзья;
Звери;
Домашние птицы;
Домашние животные;
Названия кустарников и деревьев;
Зелёные овощи;
Корнеплоды;
Зерновые культуры; и др. \ см. приложение 4 \
Так же на своих уроках использую различные ребусы:
7Я, 40 А, Р1А и др. \ см. приложение 5 \
Это своеобразная гимнастика ума, развивающая интеллектуальные способности и тренирующая мышление учащихся, их память. Учу анализировать, отбирать нужные знания. К тому же ребятам это нравится, они активно включаются в процесс.
На разных этапах урока, как для повторения, так и для закрепления использую карточки-задания. \ см. приложение 6\
Например:
1. Убери лишний овощ:
РЕДЬКА, МОРКОВЬ, ЛУК, РЕПА, СВЕКЛА (уберем лук, т.к. он не относится к корнеплодам).
2. Какого растения не хватает:
ХЛОПЧАТНИК, САХАРНАЯ СВЕКЛА, КАРТОФЕЛЬ, ПОДСОЛНЕЧНИК (лен, т.к. это растение относится к группе технологических культур).
3. Прочитай, найди лишнее слово в каждом ряду:
Шейка, донце, ножки, луковица.
4.Соотнесите группы слов: (расставьте стрелки)
Защищённый грунт шейка, луковица, донце.
Части лука теплица, парник, утеплённый грунт.
5.Составьте 18 цветов и цветущих кустарников. Цветущая поляна. ( цветы и кустарники разрезаны на слоги)
6. Дополни предложения:
Минеральные удобрения-
Минеральные удобрения используют- .
7. Найди 8 домашних животных.
8. Собери овощи и фрукты. (мозайка).
9. Причитать вслух описание растения, записать его по памяти.
10. Записать как можно больше слов относящихся к теме:
- овощные культуры;
- плодовые деревья.
11. Зарисовать овощ, зачитанный вслух учителем.
12. Заполни пропавшие буквы. (даны словарные слова с пропущенными буквами
Например: -гур-ц, п-чва, п-м-дор, св-кла.
13. Исправь ошибку.
Предлагается описание «выращивание томатов» с ошибками.
14. Что лишнее?
Предлагаются сорта капусты, необходимо найти лишнее.
15. «Волшебный мешочек».
Подготовить образцы фруктов и овощей, поместив в мешочек. Определить на ощупь.
Такого характера задания направлены на формирование логических связей, коррекцию и развитие памяти, мышления, внимания, на развитие восприятия.


При проверке знаний также использую карточки-тесты. Тест - одна из форм контроля знаний, умений и навыков обучающихся, которая позволяет в интересной форме проверить уровень усвоения знаний одновременно у всех воспитанниц при минимальной затрате времени на уроке. Такая форма контроля обеспечивает развитие навыков сравнения, правильного выбора в принятии решения.
Таким образом, используемые карточки на сравнение требуют от учащихся не просто воспроизведения знаний, а анализа, сравнения, проведения учебного исследования, что делает процесс обучения более интересным, способствует развитию восприятия, логического мышления.
Тестирование можно проводить как на закрепление нескольких тем, так и на закрепление одной темы.
Например:
1. Какие виды операций будете применять при пикировке томатов?
( а) рыхление всходов, б) подготовка почвы, в) прополка всходов, г) разметка рядков, д) посадка растений , ж) подкормка, з) полив) А.В, Ж не выписывать.
2 . К какой группе овощных культур относится свекла. Правильный ответ подчеркнуть: КОРНЕПЛОДЫ, ПЛОДОВЫЕ, КАПУСТНЫЕ, ЗЕЛЕНЫЕ, ЛУКОВИЧНЫЕ. \ см. приложение 7 \
На своих уроках использую различные игры, которые способствуют лучшему усвоению материала. \ см. приложение 8\
При объяснении нового материала стараюсь использовать жизненный опыт учащихся, их запас знаний и представлений по изучаемой теме. После сообщения темы и цели занятия, спрашиваю ребят:
Нужно ли нам изучать эту тему?
Пригодятся ли она вам в будущей самостоятельной жизни?
Таким образом добиваюсь, чтобы учащиеся приняли цель, поставленную мною, \ т.е. совпадали цели учителя и ученика \.
После беседы с учащимися излагаю по изученной теме ту информацию, с которой дети не знакомы, а закрепление изученного материала завершается выполнением практической работы. В целях планирования трудового процесса разбираю с учащимися каждый этап практического задания. Выбираем способ рационального выполнения практического задания. Например: при изучении темы « Обработка почвы» обращаю внимание на каждое движение:
почему следует отрезать одинаковые пласты почвы при вскапывании? Чтобы борозды были ровные.
почему укладываем пласт на боковую часть борозды? Чтобы поверхность почвы была ровной, без бугров и ям.
почему пласт переворачиваем? Чтобы были заделаны растительные остатки и сорняки.
После такого разбора учащиеся выполняют работу качественно. Конечный результат ребята видят, когда после обработки почвы пойдет посев культуры, рост и уборка выращенного урожая.
Так же ребятам напоминаю то, что после окончания школы они будут самостоятельно выполнять изученные технологии в своем хозяйстве, успешно помогать родителям.
Развивая познавательную деятельность учащихся, стремлюсь к тому, чтобы каждый ребенок с желанием выполнял трудовое задание, поддерживал чистоту рабочего места, соблюдал правила техники безопасности, ощущал полезность выполненной работы.

































Практическая направленность трудового обучения

Составляя календарно- тематическое планирование по с\х труду, я вношу изменения. В школе нет животноводческой фермы, свиноводческой фермы изучаем только теоретический материал. Больше выделяю часов на изучение таких тем, как «Выращивание томатов», «Столовые корнеплоды», «Посадка картофеля», « Вредители и болезни с\х культур», «Овощные культуры», «Почва. Состав почвы», «Комнатные растения», «Меры борьбы с вредителями и болезнями с\х культур», «Профилактические меры по предупреждению заболеваний выращиваемых культур», « Борьба с сорными растениями».\ см приложение 9\
Почему больше часов я уделяю данным темам, причина одна - у нас в школе есть приусадебный участок. Здесь дети сами сеют, сажают и ухаживают за данными культурами. С каждым годом все чаще идет развитие таких болезней и вредителей как: фитофтороз томатов, картофеля, поэтому, чтобы вырастить сельскохозяйственные культуры, необходимо подробно и шире знать профилактические меры и меры борьбы с вредителями и болезнями культур.
Включаю такие темы: «Защищённый грунт. Виды защищённого грунта» «Ремонт парниковых рам и укрывного материала»,
Вышеуказанные темы диктуются жизненными потребностями нашего выпускника.
Немалую роль в адаптации выпускников к самостоятельной жизни играет экономическая направленность. С основами экономических знаний знакомлю детей с четвёртого года обучения. Убеждаю и показываю практически: что беречь, как беречь, что экономить.
Если кто- то сломает лопату, объясняю, что в любую вещь вложен труд многих людей, может быть и труд самих учащихся. У каждого предмета есть своя стоимость, своя ценность. Ученики нашей школы знают, что земля имеет огромную ценность. Дети знают, как нужно обрабатывать землю, чтобы получить урожай, умеют подсчитывать среднюю урожайность. Я уверена, что имея собственное хозяйство, они в будущем смогут экономить денежные средства в семье, и получат экологически чистую продукцию, а так же денежный доход.
Выполняя практическую работу, ребята видят, что их труд приносит пользу школе, а в дальнейшем, я уверена, что кто-то из выпускников займется выращиванием рассады для себя и для реализации.
Наши выпускники смогут решать экономические вопросы, с которыми им придётся сталкиваться в жизни.
Учащиеся на уроках с/х труда оформляют клумбы нашей школы: сеют цветы, ухаживают за ними. Они сами выращивают рассаду, сами производят посадку, а затем и уборку урожая.
Наш урожай поступает к нам в столовую и дети с удовольствием кушают и видят результат своей работы.
Таким образом, на уроках с\х труда учащиеся приобретают необходимые знания, умения и навыки, которые закрепляются во время практических работ, соответственно возрастным периодам развития ребенка и их индивидуальным психическим и физическим возможностям.
Уроки труда способствуют так же развитию и укреплению физического развития личности. Учитель должен заботиться о сохранении здоровья учащихся. Я всегда слежу, чтобы ребята, работая на улице, имели соответствующую погодным условиям одежду, правильно подбирали рабочий инвентарь.
К моменту выпуска из школы у учащихся происходит формирование практических навыков по технологии выращивания овощных культур: картофеля, лука, чеснока, моркови, свеклы, капусты, томатов, выращивания рассады цветочных растений. У каждого выпускника сформированы навыки самостоятельной работы по подготовке почвы к посадке, они в состоянии проводить посев семян и посадку рассады в грунт, производить уход за выращиваемой культурой, проводить уборку урожая, сортировку овощей, реализацию, знают условия хранения.
Таким образом, в результате целенаправленной работы по коррекции и развитию познавательной деятельности на уроках с\х труда, происходит постепенное становление жизненной перспективы выпускников. А именно:
формирование общеучебных умений и навыков;
умение получать необходимую информацию и использовать ее адекватно ситуации;
включение учащихся в посильный труд;
формирование способностей к индивидуальной трудовой деятельности:
умение планировать предстоящую работу,
осуществлять самоконтроль за качеством работы.






















Результаты моей деятельности

При итоговой аттестации выпускники 9 класса показали хорошие результаты.
Все сдали экзамен на «4» и «5» и успешно обучаются в учебных заведениях.
При выполнении практических работ учащиеся показывают сформированный уровень умений и навыков в соответствии с их возможностями.
К выпускному классу у большинства учащихся формируется правильная жизненная позиция, умение действовать в соответствии с обстановкой.
Для продуктивной работы на уроках сельскохозяйственного труда разработан земельный участок недалеко от школы. Где дети сажают овощные культуры, цветы.
Работа учащихся на пришкольном участке организуется согласно Положению «Об учебно-опытном участке»
К индивидуальной трудовой деятельности наших выпускников удается подготовить:
Благодаря корректировке программы по с\х труду. Она позволяет учащимся овладеть элементарными умениями и навыками для выполнения несложных работ.
Старшеклассники самостоятельно:
готовят свое рабочее место к уроку;
подбирают нужный инвентарь в соответствии росту и силе;
поддерживают чистоту рабочего места;
умеют проводить обработку почвы;
готовить семена к посеву;
вносить удобрения для плодородия почвы;
проводить посадку всех овощных культур и цветочно- декоративных;
осуществлять уход за культурами во время роста \ полив, рыхление, прополка, подкормка \;
знают признаки созревания культур и время уборки;
знают условия хранения овощных растений;
освоили правила пользования ручным инвентарем;
умеют реализовать убранный урожай.
Благодаря системе проведения практических работ:
индивидуальные практические работы;
коллективные практические работы;
работа в парах (совместно выполняя работу друг другу помогают более качественно сделать работу т.к. один хорошо владеет навыками обработки почвы, другой умеет правильно провести посев, полив и заделку семян);
На уроках с\х труда изучаем технологию выращивания культур нашего края (моркови, свеклы, огурцов, томатов и.т.д.)
Экономическая направленность уроков с\х труда также способствует подготовке выпускника к индивидуальной трудовой деятельности. На уроках учим ребят проводить расчеты средней урожайности, учим экономно вести расход на закупку семян, на приобретение инвентаря.
Отмечаю у ребят 9 класса рост самостоятельности, целеустремлённости, повышение ответственности и дисциплинированности, а так же повышение самоконтроля при выполнении трудовых заданий.
Выпускник, изучив программу по с\х труду, которая включает отделы овощеводства, садоводства, цветоводства. животноводства, имеет выбор для самореализации в своей жизни по месту жительства.

































Литература:

1. Ковалева С.А. Методика обучения сельскохозяйственному
труду.- М.Просвещение, 1986.

2. Мирский С.Л. Методика профессионального трудового
обучения во вспомогательной школе. М. Просвещение. 1988.

3. Мирский С.Л. Формирование знаний учащихся
вспомогательной школы на уроках труда. М.Просвещение,1992