Конспект урока русского языка в 6 классе на тему Повелительное наклонение глаголов
МБОУ Староновицкая ООШ
Урок русского языка в 6 классе
по теме:
«Повелительное наклонение глаголов»
Учитель: Лемза Надежда Николаевна
Цель урока:знать: значение и образование глаголов повелительного наклонения;уметь: находить глаголы повелительного наклонения в тексте, образовывать формы повелительного наклонения, правильно использовать в устной и письменной речи;- воспитывать бережное отношение к русскому языку, русской природе, родному краю.
Оборудование:
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель: - Здравствуйте, -
Поклонившись, мы друг другу сказали. –
- Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
- Здравствуйте!
- Ребята, сегодня у нас много гостей. Но я хочу, чтобы вы не волновались, я всегда рядом с вами, всегда помогу и поддержу вас. Возьмите меня за руку и почувствуйте мое тепло и поддержку.
Ну что ж, начнем наш урок.
И начнем мы его с проверки домашнего задания.
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся читают свои мини-сочинения «Если я был бы »
Учитель: Ребята, глаголы какого наклонения вы употребили в своих сочинениях?
А что они обозначают?
Замечательный русский писатель Иван Сергеевич Тургенев говорил о русском языке: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». (Слайд № )
Как вы понимаете выражение «беречь язык»? (Ответы учащихся: правильно употреблять слова в речи, не засорять язык словами-паразитами, не употреблять в речи грубые, ругательные слова)
Найдите глаголы в этом высказывании. Как вы думаете, в каком наклонении они употреблены? Известно ли вам это наклонение? А вы хотели бы узнать о нем как можно больше? (Ответы учащихся:)
Тогда, как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Ответы учащихся:) (Слайд №)
Запишем тему урока в тетрадь.
А какова цель нашего урока? Что мы должны узнать и чему научиться? (Ответы учащихся:) (Слайд №)
III. Объяснение нового материала.
Учитель: Ребята, как вы понимаете слово повелительное? Подберите к нему однокоренные слова. (Ответы учащихся: повелевать, повелитель.)
Запишем эти слова в тетрадь и сделаем морфемный разбор.
Как вы думаете, что могут обозначать формы повелительного наклонения?
Рассмотрим примеры:
1) Вы, отроки – други, возьмите коня. (А.С.Пушкин)
(приказ)
2) Молчи, устал я слушать.
(И.А.Крылов)
(резкое приказание)
3) Ты с басом, Мишенька, садись против альта.
(И.А.Крылов)
(просьба)
4) Баранкин, будь человеком!
(В.Лебедев-Кумач)
(совет)
5) Эй, вратарь, готовься к бою.
(В. Лебедев-Кумач)
(команда)
А какие это предложения по цели высказывания? (побудительные)
Важна ли интонация при чтении этих предложений?
Ребята, кто может дать определение повелительного наклонения (Ответы учащихся)
Чтение в учебнике.
Что нового еще мы узнали о глаголах повелительного наклонения? (Ответы учащихся: употребляются обычно в форме 2-го лица ед.и мн.числа). Докажите в приведенных примерах.
А теперь рассмотрим таблицу и сделаем вывод: как образуются глаголы повелительного наклонения?
Говори правильно!
Обрати внимание на то, как образуются формы повелительного наклонения этих глаголов:
лечь – лягут – ляг(те): ляг на диван;
класть – кладу – клади(те): клади вещи на место;
положить – положу – положи(те): положите книгу на полку;
бежать – бегу – беги(те): бегите быстрей;
ехать – поезжай: поезжайте домой.
Никогда не говори ляжь, ложь, положь, бежи, ехай!
А еще, ребята, обязательно нужно знать, что при использовании гл. повелит. накл. нужно добавлять вежливые слова: пожалуйста, будьте добры.
Ребята, давайте выясним, какими морфологическими признаками отличаются глаголы повелительного наклонения от глаголов изъявительного и условного? (Гл. изъявит. накл. измен. по временам, лицам, родам и числам, гл. условн. накл. измен. по родам и числам, гл. повелит. наклон. только по числам).
IV. Закрепление
Учитель: прослушайте стихотворение.
Когда на меня навалилась бедаИ шел я по отчему краю,«Отдай свою боль мне», - сказала вода, По горному склону стекая.Сказала мне высь: «Обернись к небесам,И в сердце растает тревога».«Спокойно иди, я тебя не предам!» -Тихонько шуршала дорога.«Взгляни на мои голубые снега», -Чуть слышно гора мне шептала.«Приляг на траву», - поманили луга.Прилег я, и легче мне стало.И стало все просто, и понял я вдруг -Иного не надо мне рая, -А только б дорога, да речка, да луг,Да небо родимого края.( К.Кулиев)
Какая основная мысль этого стихотворения? Какие средства изобразительности языка использует автор, чтобы донести до нас идею?
Ребята, выпишите глаголы в повелительном наклонении
Работа с текстом:
Встаньте пораньше утром, быстро сделайте зарядку, позавтракайте и отправляйтесь в лес. На берегу выберите удобное местечко и раскиньте удочки. Наберитесь терпения. Но вот удочка вздрогнула. Не теряйте времени, а то рыба склюёт наживу и оставит вас с носом.
Задания:
1группа : выписать глаголы повелительного наклонения.
2 группа : записать по памяти 3-4 устойчивых оборота, в которых есть глагол повелительного наклонения (заруби себе на носу, держи нос по ветру, мели Емеля, твоя неделя, не лезь на рожон, не вешай нос, куда ни кинь - все клин).
Составление словосочетаний
Образовать глаголы 2 лица множественного лица повелительного наклонения, составить словосочетания:
указатьозаглавить
ухаживать
сосредоточить
Проверка:
Укажите на контурной карте.Озаглавьте сочинение.Ухаживайте за больным.Сосредоточьте внимание на решении задачи.
Тест:
1) Глаголы в форме повелительного наклонения обозначают действия:
а) которые происходили, происходят или будут происходить;
б) к которым говорящий побуждает своих собеседников;
в) которые могут происходить при определённых условиях.
2) Глаголы в форме повелительного наклонения изменяются
а) по временам, числам, лицам или родам;
б) по числам и родам;
в) по числам.
3) Найдите строку, в которой даны глаголы только повелительного наклонения.
а) читал бы, пишу, рисуй
б) возьми, собери, принес бы
в) узнай, поезжай, смотри
г) расстроили, нарисовал бы, решил бы
4) Найдите пословицу, в которой глаголы употреблены в повелительном наклонении.
а) Меньше бы говорил, больше бы делал.
б) Десять раз примерь, а потом отрежь.
в) Была бы охота, заладится всякая работа.
г) поищешь - найдешь, захочешь - добьешься.
5) Найдите строчку, в которой глаголы имеют форму 2-го лица, множественного числа, повелительного наклонения.
а) Возьми, следи, позволяй, трудись
б) гони, тащи, не разрешайте
в) Держите, снимайте, освобождайте
г) хватай, учите, не бойтесь
Оветы: 1б, 2в, 3в, 4б, 5в.
Ребята, вы знаете кто такой Владимир Мономах?
(1053-1125)Владимир Мономах - великий князь Киевский, автор "Поучения". Получил свое прозвание по линии матери - дочери византийского императора.
Из «Поучения» Владимира Мономаха
Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь над нею, но примите ее в сердце свое и не ленитесь, но усердно трудитесь
Везде, куда вы пойдете и где остановитесь, напойте и накормите просящего Всего же более убогих не забывайте и подавайте сироте, и вдовицу рассудите сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убивать его. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатных, или посол; если не можете почтить его подарком, то угостите его пищей и питьем; ибо он, проходя, прославит человека по всем землям или добрым, или злым.
Творческая работа по группам:
1группа: написать заметку в стенгазету «Правила поведения в лесу»
2группа: «Правила поведения в общественном транспорте»
3группа: Выполнить упр №467
V. Рефлексия.
Ребята, понравился ли вам урок? Аргументируйте свой ответ.
Пригодятся ли вам в жизни знания, которые вы получили сегодня на уроке?
Выставление оценок.
Д.З.
1. Составить связный рассказ на тему: «Повелительное наклонение глаголов или упражнение 469.
15