Статья на тему: Применение современных педагогических технологий для активизация познавательной деятельности на уроках математики


Методическая тема « Применение современных педагогических технологий для активизация познавательной деятельности на уроках математики » учителя математики МБОУ «Хову-Аксынская СОШ» Республики Тыва Кенден Ольги Васильевны
В процессе приобретения знаний, умений, навыков учащихся по математике важное место занимает их познавательная деятельность. Ученик может овладеть знаниями, научиться применять их и оценивать только в процессе собственной познавательной и практической деятельности, в процессе учения. Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новым знанием. Работать над активизацией познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение учеников к учебной деятельности, развивать стремление их к более глубокому усвоению изучаемого предмета. Познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. Воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании – это означает пробудить познавательную активность, и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы. Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы, независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям, учить воспитывать силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста.
Для активизации познавательной деятельности учащихся использую на уроках элементы игровой технологии, технологию разноуровневого обучения, осуществляю на некоторых уроках проблемный подход к обучению, связь с жизнью, методы стимулирования, поощрения, при этом усиливая требовательность и контроль усвоения учащимися знаний. А также применяю исторические материалы; провожу различные виды самостоятельных работ , диктанты, дифференцированные зачеты, лабораторные и практические работы; учащиеся решают логические задачи, выполняют творческие задания, составляют кроссворды.
Активное участие всегда связано с его мотивом. Особое место среди способов формирования мотива активизации познавательной деятельности занимает осуществление проблемного подхода в обучении. Проблемное обучение – это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемной ситуации, активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Например:1) 9 класс. Перед учащимся ставится цель: научиться представить квадратный трехчлен 13 EMBED Equation.3 1415 с помощью нескольких множителей. Сначала записываем на доске «недоделанную формулу» 13 EMBED Equation.3 1415. Проблема: Можно ли трехчлен представить в виде произведения каких-то множителей? Ребята вспоминают, что встречались с похожими случаями, когда раскладывали на множители разность квадратов двух чисел. Например: 13 EMBED Equation.3 1415
Что получится, если перемножим двучлены, отличающиеся друг от друга не только знаком? 13 EMBED Equation.3 1415 Вывод: Искомое разложение имеет место.
-Зачем нужно раскладывать трехчлен на множители? Вместо объяснения дать задание: Сократить дробь: 13 EMBED Equation.3 1415
Числа 1и 5, 2 и 5 корни указанных трехчленов. Потом предложить учащимся найти в учебнике общую формулу.
2) 5 класс Выписываем на доске ряд дробей 13 EMBED Equation.3 1415. Среди данных дробей есть ли равные дроби ? Надо их обнаружить! Разумеется, дроби не торопятся сообщать нам, какие из них выражают равные части от величины, принятой за единицу ( от одного пирога, от одного отрезка и.т.д), поэтому нам самим надо постараться как-то обнаружить «родство» между ними. Ребята умеют представлять дроби в виде квадратиков, кружочков, отрезков и.т.д Постепенно у ребят появляются нужные изображения. Возникают записи: 13 EMBED Equation.3 1415.
-Нельзя ли уже по виду дробей определять, что они равны?
Цель поисковой работы: не просто найти равные дроби, но и научиться находить их быстро. Скоро обнаруживается , что у дроби 13 EMBED Equation.3 1415числитель и знаменатель в 2 раза больше, чем у 13 EMBED Equation.3 1415. Сравнивая эту дробь с остальными, ребята быстро находят те, у которых числитель и знаменатель в 3 раза больше, в 4 раза . Остается только сделать общий вывод. При изучении темы «Числовая последовательность» учащихся можно удивить такой задачей: «Имеем последовательность 1,2,3Каким будет 2000-й член этой последовательности?» Или такая задача: «Имеем последовательность 1,2,3 Чему равна площадь сотого члена этой последовательности?». Наряду с этим примером можно рассказать эпизод из жизни немецкого математика Гаусса в период его учебы при решении проблемы о сумме п членов арифметической прогрессии.
Игровые технологии
Большое место в жизни младшего подростка занимает игровая деятельность. Этот возраст
отличается повышенной эмоциональностью, любознательностью и активностью. Игра
позволяет оперативно проверить знания большого количества учеников. Игровые
моменты и соревнования всегда захватывают детей. Учащиеся младших классов любят
уроки в форме математических игр.

«Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра» (Й.Хейзинга).
Игра- вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игровая деятельность выполняет такие функции: 1) развлекательную; 2) коммуникативную (освоение диалектики общения) ;3)самореализации в игре как полигоне человеческой практики; 4) игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающие в других видах жизнедеятельности; 5) диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; 6) коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; 7) межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально- культурных ценностей; 8) социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Главные черты:
1) свободная развивающая деятельность ( желание ребенка); 2) творческий, активный характер деятельности; 3) эмоциональная приподнятость, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и.т.п.; 4) наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. Игровая деятельность используется 1)в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы. 2) в качестве урока или его части 4) как технология внеклассной работы.
Группы игр: а) обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;б)познавательные, воспитывающие, развивающие ;в) репродуктивные, продуктивные, творческие ;г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические
Дидактические цели: расширение кругозора, познавательной деятельности, применение ЗУН в практической деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений, навыков, развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических, мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, речи, памяти, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения, развитие мотивации, учебной деятельности.
Большое место в жизни младшего подростка занимает игровая деятельность, этот возраст отличается повышенной эмоциональностью, любознательностью и активностью. Игра позволяет оперативно проверить знания большого количества учеников. Игровые моменты в соревнования всегда захватывают детей.
На уроках использовала следующие игры:
Игра «Математическая эстафета». ( Можно составить задания из теоретического материала).
В игре участвуют две команды или три команды. Из команд выигрывает та, которая решив все примеры, быстрее поднимается по лестнице или быстрее и правильно решит все примеры. Эту игру можно провести в начале урока на этапе повторения или после изучения нового материала с целью проверки усвоения нового материала. А также можно провести эстафету во время устного счета в начале урока.

Например: Эстафета в 6 классе по теме «Умножение и деление обыкновенных дробей».


1 ряд 2 ряд 3ряд


13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 2113 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
«Игры-путешествия»
А)Игра в виде путешествия по маршрутам с несколькими станциями. Например: провела урок- путешествие по теме: «Сравнение десятичных дробей» в 5 классе. Ученики совершают путешествие на математическом поезде в страну «Дроби» и проходят следующие станции: «Наблюдательная»; « Внимание»; «Занимательная»; «Неразгаданные тайны». На станции «Наблюдательная» ученики отвечают все правила сравнения десятичных дробей. На станции «Внимание» проверяются знания учащихся по этой теме
( работа с перфокартами). На станции «Занимательная» решают занимательные задачи. На станции «Неразгаданные тайны» отгадывают ребусы.
Б) А также уроки- путешествия с некоторыми этапами полета. Например: 1 этап «Подготовка к полету». На этом этапе полета учащиеся отвечают правила, решают различные устные примеры. 2 этап «Посадка в ракету или в самолет». Здесь работают письменно, коллективно решают задачу или примеры. 3 этап «Волшебный сад или волшебная страна». Здесь ребята получают задания в виде красивых карточек- цветочков, выполняют самостоятельно эти задания, в этих заданиях могут быть и теоретические вопросы, можно составить дифференцированные задания или тесты. 4 этап «Дом невыученных уроков». Здесь можно разбирать ошибки учащихся, или помочь герою сказок сделать непонятное ему задание, или решать задания на логическое мышление, или отгадывать загадки, ребусы.
3)Игра «Ромашка». На «лепестках ромашки» написаны задания-вопросы, и каждый член команды отвечает на эти вопросы или решают устные примеры. Вопросы могут быть теоретические или в виде примеров. Ребята с интересом играют, готовятся к теоретическим вопросам заранее ответственно, рассказывают правила, что мне очень помогает в работе, потому что без знания необходимых правил невозможно успешное изучение математики.
4)Игры «Отгадай»; «Угадай-ка»; «Это интересно знать»; «Наш словарь»; «Знаешь ли ты загадки?». На доске даны примеры. На ответы всех примеров даны буквы. Ответы решенных примеров переводят в буквы и узнают названия животных, растений или какое-то слово и учитель объясняет смысл этого слова, или отгадывают загадку, или узнают какое-то событие из истории.
А) Узнать слово: 1) синоним слова «промежуток» 2) Мы говорим: «движения поездов» 3)в музыке соответствие двух звуков по высоте. (интервал).
Б) «Отгадай» Применяя прием последовательного деления, найдите частные. 450:18; 315:15; 420:28; 360:8; 2100:15;600:25;425:25;490:14. Заменив частные буквами, вы прочтете название птиц- метеорологов. Фламинго из песка строят гнезда в форме усеченного конуса, в верхнем основании делают углубления, в которые откладывают яйца. Высота гнезда зависит от того, каким будет лето: сухим или дождливым. Если лето ожидается дождливым, то гнезда строятся высокими, чтобы их не могла затопить вода, если засушливым -то более низкими.
В) «Угадай-ка». Какой из указанных зверей самый крупный и самый сильный? Леопард-0,9 Гепард-9,9 Тигр-2,8 Рысь-1,24. Проверь свою догадку выполнением следующего задания. Вычислите произведение 28*34. Используя полученный результат, запишите значения выражений, не выполняя указанных в них действий: 2,8*34 28*0,34 952:34 95,2:2,8 9,52:3,4 280*3,4. Наименьшее из полученных значений подсказывает вам ответ на вопрос. Тигр- самый крупный и самый сильный из названных зверей. Ударом лапы он может свалить оленя, лося, переплыть с убитым кабаном бурную реку.
Г) Игра «Это интересно знать». Отметьте на координатном луче точки. 1 команде: 13 EMBED Equation.3 1415
Однажды в английском графстве Камберленд разразилась гроза, сильный ветер вырывал деревья с корнями, образуя воронки. В одной из таких воронок жители обнаружили какое-то черное вещество. Это графит. Графит- это минерал темно-серого или черного цвета, употребляющий для изготовления карандашей., огнеупорных тиглей( тигель- сосуд из огнеупорного материала для плавки металлов и для прокаливания чего-нибудь на сильном огне), смазочных материалов. Стержень внутри карандаша графитный. Графит был найден в 1565 году. Кусочками графита пастухи стали метить овец, а торговцы делали надписи на корзинах и ящиках. У первых карандашей было два недостатка: они пачкали пальцы и быстро ломались. Куски графита стали обматывать тесьмой , тканью, а для прочности смешивали с серой, смолой, сурьмой. Позднее стали добавлять глину и смесь обжигали в печи. Карандаш, каким мы пишем сегодня, появился в конце 18 века.
5) Игра «Молчанка». Игру можно провести в начале урока. На доске написаны верные или неверные примеры. На вопросы, заданные учителем, ученики отвечают молча , поднимая сигнальные карточки. Поднимают синюю карточку, если согласны с ответом, красную – если не согласны с ответом.
6)Игра «Цепочка». Сначала учитель называет учащимся число, а они записывают его у себя в тетрадях. Далее учитель диктует действие, которое учащиеся должны произвести с данным числом. Полученный результат они записывают в столбик под первым числом. Следующую операцию учащиеся проводят с тем числом, которое у них получилось и.т.д. Получается «цепочка» результатов, в конце игры проверяют окончательный ответ.
7)Игра «Алфавит». Ученики выполняют самостоятельно задания. Если в ответе получили 13 EMBED Equation.3 1415, значит , имеется в виду первая буква алфавита и.т.д. Ученики, нашедшие числовые ответы, переводят их в буквы, из которых составляют слова.
8)Игра «Математическое лото». Чистый лист бумаги разбит на прямоугольники, в которых записаны ответы. Второй лист разрезан по прямоугольникам, которыми закрывают первый в соответствии с ответами к примеру.

9)Игра «Гости». Урок в 5 классе «Сложение и вычитание десятичных дробей».

А)Выйдя к публике, Клоун забыл, какое действие надо применить, чтобы найти число вместо вопросительного знака на рисунке. А Вы ребята помогите найти по аналогии это число.


16




1
3
5
7



?




2
2
3
3

Б)Незнайка придумал несколько примеров на сложение и вычитание десятичных дробей. Но пока шел он на урок, в его сумку попал снег, и запятые стерлись. Помогите Незнайке поставить все запятые на место, чтобы получились верные равенства.
5,7-4=1,7 3+1,08=4.08 5,2+1,8=7 7,36-3,36=4
В) Буратино нам принес задачи: 1) На одном заводе работают три друга: слесарь, токарь и сварщик. Их фамилии: Борисов, Иванов, Семенов. У слесаря нет ни братьев, ни сестер, он самый младший из друзей. Семенов старше токаря и женат на сестре Борисова. Назовите фамилию слесаря. (Иванов). 2) В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по 3 кошки. На хвосте каждой кошки по одной кошке. Сколько же всего кошек в комнате?
10)Игра « А ну-ка подумай». (А также можно дать и различные задания на логику).
А) Вместо звездочек поставьте нужный одночлен, чтобы выполнялось равенство.
1) 13 EMBED Equation.3 1415Б) Решите анаграмму и исключите лишнее слово: ЛОМОЧГЕН ОЕКНРЬ ТПЬСЕНЕ АЕОТРМЕ
В) Исключите лишнее число 13 EMBED Equation.3 1415
Технология разноуровневого обучения
В существующей практике обучения все чаще возникают проблемы, связанные с неоднородностью состава учащихся в одной учебной группе: по их учебным возможностям, общим и специальным способностям, индивидуальным психофизиопатическим особенностям, интересам, проектируемой профессии, национальному признаку, религиозной принадлежности, социальному и имущественному положению родителей, уровню воспитанности.
Достичь абсолютной гомогенности (однородности группы по составу) невозможно. Это признают разработчики разноуровневой технологии: достоверность психологических методик не превышает 0,8, и гомогенной считается группа, в которой выравненность по учебным возможностям учащихся составляет не менее 70%. Отсюда следует, что изначально закладывается 50% «брака» в работе преподавателя.
Закладываемые критерии формирования учебных групп, эффективности и качества работы свидетельствуют о направленности на знания, умения, навыки и интеллектуальное развитие учащихся. На второй план уходят остальные аспекты развития и воспитания учащихся. Все это, в свою очередь, мешает получить эффект целостности в формировании всесторонне и гармонично развитой, гуманной, свободной, активной и ответственной личности учащегося.
Решению всех этих задач и проблем может способствовать внутренняя дифференциация учебных групп, которая составляет основу технологии разноуровневого обучения. Цель дифференциации процесса обучения – обеспечить каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования. Под дифференциацией понимается способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально- типологические особенности личности; создаются группы учащихся, в которых элементы дидактической системы ( цели, содержание, методы, формы, результаты) различаются.
Обеспечение разноуровневого обучения предусматривает, в частности, решение:
Психологических задач( определение индивидуально- личностных особенностей учащихся, типов их развития на основе выявления качеств внимания, памяти, мышления, работоспособности, сформированности компонентов учебной деятельности и.т.п.)
Предметно-дидактических задач ( разработка учебного материала, его гибкое структурирование), обеспечивающих изоморфизм структур содержания и типологического пространства учебно-познавательных возможностей учащихся.
3. Реализация принципа « воспитывающего обучения».
Без успешного решения всех трех задач дифференцированное обучение скорее всего может быть редуцировано к одномерной модели «слабый -средний- сильный» ученик.
Решение первой задачи опирается на психологическую дидактику, второй- на дидактический анализ, вскрывающий уровень доступности учебного материала, его сложность, абстрактность, обобщенность, конкретность, логичность и системность, третьей задачи- на диагностику целостных ориентаций, способностей общения и деятельности. Для решения комплекса задач необходимо знание, как минимум, индивидуально-типологических особенностей учащихся.
Таким образом, главный акцент в развивающей модели уровневой дифференциации ее авторы делают не на деление учащихся по их способностям или уровню обученности, а на идею согласования процесса обучения с психологической и нравственной структурой развивающейся личности учащихся, что решается через: 1) разработку учебного материала, для которого каждый уровень его репрезентации ( обязательный. дополнительный, повышенный, улучшенный и.т.п) мог бы быть предложен в многообразии индивидуально-личностных особенностей учащихся;
предоставление учащемуся возможности самостоятельной ориентации в многообразии учебного материала, в способах учебной работы, выбора для себя посильного уровня учения, т.е. возможности стать субъектом познавательной, нравственной деятельности и общения.
Основу технологии разноуровневого обучения составляют:
*Психолого-педагогическая диагностика учащегося;
*сетевое планирование
*разноуровневый дидактический материал.
Сетевой план – это модель учебного процесса, которая позволяет каждому учащемуся видеть наглядно все, что он должен выполнить за одно занятие, неделю, месяц, семестр и.т.д. и стать личностью действующей, т.е. субъектом обучения.
Педагогу сетевое планирование позволяет перейти от дискретного (прерывистого) управления деятельностью учащихся, когда задания выдаются «порциями» на занятии преподавателем, к непрерывному рефлексивному соуправлению и самоуправлению учебным процессом.
Что касается разноуровневого дидактического материала, то практика и передовой опыт убеждают, что только структурированное и дозированное по объему содержание осваиваемого курса наряду с развивающими рефлексивными педагогическими технологиями являются гарантами саморазвития личности.
Задача структурирования содержания решается при разноуровневом обучении с помощью деления текстов, заданий и.т.п. на три уровня сложности: 1 уровень- сохраняет логику самой науки и позволяет получить упрощенное, но верное и полное представление о предмете; 2 уровень- углубляет первый и обогащает по содержанию, глубине проработки, не требуя переучивания. Это происходит за счет включения ранее намеренно пропущенных подробностей, тонкостей, нюансов и.т.п.; 3 уровень- углубляет и обогащает второй как по содержанию, так и по глубине проработки. Это происходит за счет включения дополнительной информации, не предусмотренной стандартами.
Т.е. эти три уровня можно охарактеризовать при проведении занятий следующим образом:
1. Проблемное изложение ( учащийся осваивает образец умственных действий); 2. Частично- поисковый ( формируются элементарные умения и навыки поисковой деятельности); 3) Исследовательский ( формируются навыки творческой деятельности).
При этом ориентировочный алгоритм изучения темы, его пошаговое описание, основанное на особенностях процесса освоения знаний, опыта и способов деятельности и эмоционально- ценностном отношении, может быть следующим: 1 шаг- проблематизация. Для этого необходимо связать изучаемую тему с актуальными потребностями учащихся, общества с целью привлечения внимания к изученной теме. Это реализуется путем установления связи содержания темы с опытом учащихся, их интересами, уже изученным материалом.2 шаг- мотивация учащихся, которая включает в себя несколько блоков: работу с мотивами, целями, эмоциями, учебно-познавательной, нравственной деятельностью и общением.
3 шаг-ознакомление с информацией. 4 шаг- освоение информации, которое может происходить через: - проработку текста; - взаимообучение. 5 шаг- контроль освоения информации.
Таким образом, основные правила технологии разноуровневого обучения можно свести к следующему: 1. Не дотягивать всех учащихся до единого уровня, а создавать условия каждому в меру его потребностей, сил и желания. 2.Последовательное освоение и сдача уровней. 3. 3а одно занятие можно сдать только одну тему. 4. Для получения оценку «3» необходимо знание не менее 50% из числа предложенных в данный период времени тем, на «4» - 70-80%, на «5» -90-100%.5. При подготовке к практическому занятию можно выбрать любой уровень заданий и повысит свою обычную отметку.
Основными принципами являются: доброжелательность, взаимопомощь, нормотворчество, право на собственное мнение и ошибку.
1) Самостоятельная работа по уровням по теме «Квадратные уравнения»:
Решите уравнения:
А Б В
13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415

Б) Периметр прямоугольника равен 26см. Найдите его стороны, если известно, что площадь прямоугольника равна 3013 EMBED Equation.3 1415
В) Периметр прямоугольника равен 18см. Найдите его стороны, если известно, что площадь прямоугольника равна 2013 EMBED Equation.3 1415
В уравнении 13 EMBED Equation.3 1415 q один из корней равен -8. Найдите другой корень и коэффициент q
2) Выполняя задания по уровням, переводят ответы в буквы и получают названия редких птиц в Туве. Тема «Умножение многочлена на многочлен».
На «5» : 1) Раскройте скобки и приведите подобные слагаемые.
13 EMBED Equation.3 1415 Слово: ГУСЬ.
На «4»

13 EMBED Equation.3 1415 Слово: БЕРКУТ

На «3»

13 EMBED Equation.3 1415 Слово: СТРИЖ

В Туве обитают 330 видов и подвидов птиц. 34 из них внесены в Красную книгу РСФСР. Те птицы, названия которых Вы нашли, тоже внесены в Красную книгу. Беркут- самая крупная птица. Строит огромное, до 3 метров в диаметре, гнездо из толстых сучьев на вершине высокого дерева и на высоких скалах. В Туве встречается во многих кожуунах, но с каждым годом их количество уменьшается. Горные гуси гнездятся на скалах, на деревьях по долинам рек Каргы, Моген-Бурен, В реках Тес-Хем, Эрзин, Нарын. В настоящее время насчитывается 12-15 всего пар. Находятся плод угрозой исчезновения. В Туве стрижа удалось видеть в реке Бий-Хем Тоджинского кожууна, в других кожуунах не встречался.
3) Работают в группах и получают задания по уровням. Задания выбираю из дидактических материалов или составляю сама.
Мотив деятельности формируется на всех этапах процесса обучения. Особое значение придается его формирования на этапе встречи ученика с новым материалом. С целью подготовки учащихся к активному усвоению знаний организую на уроках практические работы, чаще всего связанные с проведением различного рода измерений. Практическая работа подводит учеников к выявлению определенных математических закономерностей, которые необходимо дальше строго логически доказать. При изучении темы: «Длина окружности» можно провести следующую практическую работу. Ученики выполняют практическую работу в группах. Измеряют длину окружности кофейной банки, измеряют диаметр окружности банки, находят число
· =13 EMBED Equation.3 1415. И сравнивают свои результаты с приближенным значением этого числа, делают выводы.
Активное учение должно быть организовано при восприятии, осмысливании, овладении и применении знаний. Во всех моментах учебного познания особое место занимает самостоятельная работа. От ее характера, степени сложности, самостоятельности зависит, прежде всего, глубина, сознательность и прочность усвоения знаний. Самостоятельные работы могут быть: обучающие, тренировочные, закрепляющие, повторительные, развивающие, творческие, контрольные. В зависимости от урока применяю эти разные виды самостоятельных работ.
Математические диктанты- известная форма контроля знаний. Диктант удобно проводить в один вариант. Учитель задает вопрос или читает задание, а учащиеся записывают ответы на них. Ученики должны узнать результаты своей работы непосредственно после завершения. Это можно делать по –разному: взаимопроверка, самопроверка, проверка учителем, диктант под копирку. Правильные ответы записываются на доске, учащиеся могут проверить и оценить свой диктант.
Проведение лабораторных работ воспитывают у учащихся чувство ответственности и понимание общественной значимости своего труда, формирует их инициативу, сообразительность, умение планировать свой труд, находить пути решения поставленной проблемы, развивает познавательный интерес к предмету.
Чтобы усилить интерес школьников к математике мне помогает прием, к которому иногда обращаюсь на уроках повторения – это составление кроссвордов, составление задач самими учащимися. Ребята, которые с трудом понимают математику, с увлечением работают на таких уроках. Ребятам нравится придумывать задачи и красиво оформлять их. Но сложность в том, что учащиеся часто не могут решить собственные задачи, так как составляют и придумывают нереальные условия. Мы разбираем эти задачи, находим сами ошибки и исправляем условия.
Ребятам интересно, когда много наглядности. При изучении темы «Преобразования фигур», «Дроби» выставляю, показываю работы учеников, накопленные годами. Эта выставка настолько поражает воображение, что все прекрасно начинают разбираться во всех видах деятельности, и, конечно, придумывают и делают свои работы. Гордость за свой труд – один из сильнейших приемов стимулирования деятельности учащихся. Сконструируй, сделай что- нибудь, необыкновенное и это будет храниться, служить будущим ученикам. Кроме этого ученики делают творческие задания и пишут рефераты.
Осуществляю также дифференцированный подход к обучению. Провожу дифференцированные зачеты, самостоятельные работы по уровням, по способностям учащихся. Выделяются 3 типа дифференцированных программ: А, В, С, разной степени сложности. Выделим основные компоненты зачетного урока: 1) уровневая дифференциация заданий ;2) оценочная деятельность учителя; 3) диагностика результата; 4) коррекция знаний и умений.
В своей работе изучала и применяю элементы игровой технологии , технологию разноуровневого обучения. Например, из технологии развивающих игр Б.П.Никитина игру «Угадай-ка». В технологии Й.Хейзинга подробно описываются функции игровой деятельности, главные черты, дидактические цели игровой деятельности. В системе развивающего обучения Занкова Леонида Владимировича – педагога, психолога, академика АПН СССР- дидактической целью является создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников. Достигается цель следующими путями: учитель создает проблемные ситуации, использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, составляет и обсуждает план урока вместе с учениками, создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса, использует дидактические материалы, оценивает не только конечный результат, но и процесс деятельности ученика, поощряет стремление ученика находить свой способ работы.
Окунев Анатолий Арсеньевич – учитель математики средней школы г.Санк-Петербурга, лауреат премии имени Крупской- предлагается задача, решаемая на основе жизненного опыта ребят, их смекалки, -дается задача на тренировку памяти, наблюдательности, - задача с решением и надо найти более короткое, рациональное решение, -на доске записаны уравнения и ответы к ним, среди которых есть неверные, так и верные,- задачи с традиционными ошибками,- урок начинается с чтения по фразам параграфа, обсуждают смысл его, отвечают на вопросы, доказывают глубину изучаемой темы, - сочинение учащимися сказок, задач, составление кроссвордов.
Работаю над этой методической темой несколько лет, добилась некоторых результатов. С этого учебного года стала применять дифференцированный подход к обучению. Ученики показывают неплохие знания по математике, поступают в Вузы и успешно там учатся. Хорошие отзывы родителей о моей работе и благодарность учащихся дает мне стимул в дальнейшей работе.






Root EntryEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation Native