Статья на тему Современные подходы к оцениванию: взаимодействие учителя и ученика на уроке
Современные подходы к оцениванию: взаимодействие учителя и ученика на уроке.
Т.А. Бударина, учитель начальных классов МБОУ-лицея №21 имени генерала А.П.Ермолова города Орла
С учетом того, что современная начальная школа - это не школа навыка, а школа пробы сил ребенка, становится актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого ученика, нацеленная на личностный рост и развитие, а не на уровень среднего ученика. Перед педагогическим сообществом стоит проблема разработки инструментария для оценки результатов обучения в соответствии с ФГОС второго поколения, Модель российского образования продолжает развивать мысль о том, что система оценки должна быть ориентирована на результаты. В новой системе оценивания найдут место различные методы оценивания, которые будут отражать достижения и индивидуальный прогресс ребёнка.
Новизна современной контрольно-оценочной системы состоит из перехода от ЗУН к компетентностям ( речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной); от оценки исключительно результата к рассмотрению процесса; от оценки изолированных умений к интегрированной и междисциплинарной; от пассивного ответа учащегося на вопрос к активному конструированию содержания ответа; а также деятельностный подход и гуманизация образования.
В статье показано: 1. Система оценивания как механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником по поводу успешности образовательного процесса, а также понимание этой связи самим учащимся. 2. Cистема оценивания и самооценивания, которая является естественным механизмом саморегуляции образовательного процесса, что и определяет его исключительную важность. 3. Место системы оценивания в развитии образовательной системы уникально, так как именно она является наиболее очевидным интегрирующим фактором школьного образовательного пространства.
Так же представлены основные функции системы оценивания. Диагностирующая - оценка степени готовности к освоению учебной программы + отслеживание качества знаний учащихся и измерение их уровня на различных этапах обучения. Стимулирующая - воздействие на аффективно-волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений. Контролирующая -информация о качестве учебного процесса и качестве работы учителя с использованием различных форм контроля знаний: текущего, промежуточного, итогового, фронтального, индивидуального.
Важнейшая цель образования на современном этапе его развития – жизненная самореализация личности. Мы формируем личность, готовую к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и к саморазвитию.
Новая система оценивания должна нормализовать отношения ученика с учителем, родителями и самим собой; снять тревожность; повысить учебную мотивацию; позволить отслеживать динамику школьной успешности. В связи с этим актуальной является проблема совершенствования системы контроля и оценивания достижений младших школьников
Необходим поиск принципиального подхода к оцениванию, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении.
Система оценивания должна выстраиваться таким образом, чтобы сами учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
Задача учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно эффективно.
Поэтому важно выделить три функции учителя:
1) создание условий для включения в самостоятельную, познавательную, учебную деятельность учащихся;
2) стимулирование действий учащихся для достижения поставленной цели, обеспечение эмоциональной поддержки детей в ходе работы, создание ситуации успеха для каждого ребенка, поддержание общего позитивного эмоционально фона;
3) проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата.
Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний, владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Есть тесная связь между успехами в учебной деятельности и развитием личности. Поэтому для достижения положительной динамики учебных действий с 1-го класса надо работать над самооценкой ученика. Чем младше ребенок, тем больше он нуждается в оценке своих усилий.
В качестве одного из способов оценивания можно использовать оценочную шкалу (авторы Т. Дембо и С. Рубинштейн), на которой фиксируется результат выполненной работы по определённому критерию. Критерии и форма оценивания каждой работы учащихся могут быть различны и должны быть предметом договора между учителем и учениками. Чаще всего критериями были «правильность» и «аккуратность».
Школьник работает с оценочной шкалой непосредственно после выполнения работы. Оценочные шкалы представляют собой отрезки, которые дети чертят в тетради, рядом с работой.
Самооценка представляет собой постановку ребёнком крестика на данной шкале: вверху крестик ставят в том случае, если работа соответствует данному критерию полностью, внизу – если работа не соответствует критерию вообще. Учитель в свою очередь, проверяя работу, оценивает ребёнка, ставя крестик красным цветом. Если мнения учителя и ученика совпадают, то оба крестика обводятся в кружок. И это считается высшим баллом.
Следующим этапом стала видоизменение «волшебных линеечек». На них наноситься деления по числу заданий и «шагами» отмечается количество верно выполненных заданий и ставится отметка. Линеечки стали выглядеть таким образом.
Оценка по таким линеечкам более объективна.
К концу учебного года дети легко смогут перейти от таких линеечек к оценке в баллах.
Например
3 (4) 6 (6)
А баллы легко можно перевести в проценты.
Перейдя на оценивание в процентах можно решить проблему перевода баллов и процентов в оценку по пятибалльной системе, отследить уровни усвоения учебного материала. Для этого используется таблица:
качество усвоения предмета
отметка в пятибалльной системе
85-100 %
«5»
60-84 %
«4»
30-59 %
«3»
менее 29 %
«2»
Пример: КИМы по предметам, проверочные работы и т.п.
Критерии определения уровня овладения основными знаниями, умениями и навыками:
Самый высокий уровень – 85 – 100 %
Высокий уровень – 70 – 84 %
Средний уровень – 50 - 69 %
Ниже среднего – 30 – 49 %
Низкий уровень – менее 30 %
Адекватность самооценки с каждым ребёнком рассматривается индивидуально, при необходимости корректируется. В дальнейшем дети продолжают работать со шкалой, а учитель уже выставляет отметку за работу.
На помощь могут прийти и другие различные методы системы оценивания:
а) «Алгоритм самооценки».
Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по алгоритму. В первом классе алгоритм состоит из четырёх вопросов:
Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)
Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)
Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)
Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)
В последующих классах:
5.«Как мы различаем отметки и оценки?»,
6. «Какую себе поставишь отметку?»
Учитель помогает ученику с помощью вопросов сформировать: 1.Рефлексивное оценивание:
– Что нового ты узнал, чему научился?
– Насколько продвинулся к цели? Как решал учебную задачу? Что можешь изменить в своем учении?
2.Дать прогностическую оценку:
– Что из этого ты сможешь выполнить сразу?
– Для выполнения каких заданий потребуется помощь учителя (товарища)?
3. Ретроспективную оценку:
– Отметь задания, которые оказались для тебя трудными.
– Сравни свое мнение (точку зрения, способ) с тем, что было раньше. Что изменилось?
– Какие вопросы (задания) из предложенных требуют (указывается конкретное действие или условие)?
– Над какими вопросами (заданиями) тебе еще надо поработать?
– Что нового узнал при изучении темы? Чему научился?
– Насколько достиг цели?
– Оцени предложенные способы выполнения учебной работы:
· какое понятнее;
· интереснее;
· быстрее дает решение;
– Чему ты учился, выполняя задание...?
– Сравни и оцени суждения.
– Какие способы контроля ты использовал?
– Какие эвристические приемы использованы?
– Сгруппируй высказывания... Как ты рассуждал?
– Составь задания по теме (указывается тема). Почему ты выбрал именно эти задания?
– Попробуй оценить идею решения (способ)...
На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценки), что она завышена или занижена.
б) «Листы индивидуальных достижений», где закрашивание определенной клетки фиксирует формирование определенного навыка на данном этапе.
Взаимооценка - важнейшая составляющая оценочной деятельности на уроке, ибо эта деятельность побуждает ученика анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше.
Перед началом взаимопроверки каждый учащийся дает самооценку своей работе. А затем под руководством учителя идет взаимопроверка. Далее работы возвращаются авторам, и они могут задать вопросы, если не согласны с действиями проверяющих.
Система оценивания выступает как самостоятельный элемент содержания; как средство повышения эффективности преподавания и учения.
Предлагается три вида системы оценивания – стартовая диагностика (для определения уровня знаний, умений, для постановки учащимися целей, для коррекции), текущее оценивание (для наблюдения динамики роста учащихся), итоговое оценивание, надо еще и оценить универсальные учебные действия (личностные и метапредметные) – поэтому и появляются новые требования к системе оценки.
Приоритетным в диагностике (контрольные работы) становятся теперь вместо репродуктивных заданий (воспроизведение информации) продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, где обучающийся, в ходе своего решения, делает вывод, находит новые подходы к решению.
Рассмотрим, как оценивать образовательные результаты – предметные, личностные и метапредметные
Предметные результаты оцениваются в форме бальной отметки. Результаты фиксируются в классном журнале.
Для оценивания предметных результатов можно использовать кроме классного журнала, таблицу предметных результатов, которая помещается в дневник, в «Портфолио учащегося». Обязательная часть заполняется учителем: стартовая диагностика, текущие оценки, итоговая диагностика. Дополнением к таблице предметных результатов является лист успешности учащегося по каждому предмету.
Совершенно новым для школы является оценка личностных результатов. Оценка личностных результатов - осуществляется только в ходе внешних мониторинговых процедур или по запросу родителей (законных представителей) обучающихся или по запросу педагогов (или администрации Учреждения) при согласии родителей (законных представителей). Личностные результаты: любые творческие работы ученика, фото, видео его самых разных выступлений, поделок и т.п.
Все личностные результаты отражаются в портфолио.
Оценка метапредметных результатов – это оценка регулятивных учебных действий, познавательных учебных действий, коммуникативных учебных действий. Оценка метапредметных результатов предусматривает выявление индивидуальной динамики учебных достижений обучающихся.
В новой системе оценивания предлагаются следующие уровни достижения планируемых результатов.
Оценка - словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика)
Отметка - фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи – каждой в отдельности)
Пример: Ученику ОБЪЯВЛЯЕТСЯ: общая активность на уроке достойна оценки «молодец», «стараешься», но отметка может быть выставлена только за решение одной задачи от начала до конца.
Сколько ставить отметок? «За каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающих овладение отдельным умением, ставится своя отдельная отметка»
ПРИМЕР 1: На уроке ученик дважды предъявлял решение двух разных задач – за урок он получает две разные отметки (они могут быть выставлены в журнал, на два дня в рамках общей темы)
ПРИМЕР 2: В проверочной работе – 5 заданий, значит, ученик видит 5 отметок, которые если необходимо (выставить в журнал одну отметку) усредняются по правилу среднего арифметического.
Оценки и отметки можно накапливать в таблицах результатов образования (предметных, метапредметных и личностных+ в портфеле достижений)!
Наиболее оптимальной формой организации, при которой учитель, ученик и его родители могут следить за продвижением обучающегося в усвоении программ является мониторинг результатов обучения с использованием карты индивидуального развития ученика.
Чтобы получать интегральную оценку, оценивающую суммарный результат, который можно определенным образом связать с достижением того или иного уровня компетентности надо проводить итоговые комплексные проверочные работы в конце каждого года обучения.
Методами, служащими цели получения интегральных оценок, являются также портфолио, выставки и презентации крупных целостных, законченных работ, отражающие результаты усилий, затраченных детьми на протяжении длительного времени, и требующие для своего выполнения активизации различных сторон учебной деятельности от навыков организации своего процесса учения до отражения уровня освоения формальной системы знаний.
Оценка товарищей, не могла остаться без внимания. При сотрудничестве совместно работающих в группах детей возрастает глубина понимания учебного материала, меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, резко возрастает сплоченность класса, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя; растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют; учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других. Для оценивания работы учащихся в группах, подготовлены специальные карточки для стимулирования индивидуальной работы каждого ученика, а также для развития аналитических умений, где бы отображалась взаимооценка работы в группе, самооценка и итоговая оценка.
Итоговая оценка за ступень начальной школы – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своём портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метопредметных результатов.
В пятом классе, как на переходном этапе от начальной к основной школе, также проводится стартовая диагностика на готовность пятиклассников к обучению в основной школе.
Стартовая диагностика, прежде всего, необходима самим учащимся с целью определения границ своих возможностей в использовании тех предметных средств, с помощью которых можно решить новые задачи, стоящие перед классом в данном учебном году.
Используются следующие формы оценки:
( Четырехбальная система цифровых отметок.
( Накопительная система оценки – Портфель достижений.
По итогам 1 и 2 полугодия учитель осуществляет мониторинг, где оценивает уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД). Диагностика и оценка сформированности универсальных учебных действий у обучающихся осуществляется на основе метода наблюдений. В мониторинге оцениваются 4 вида УУД: личностные , регулятивные , познавательные, коммуникативные.
Таким образом, происходит плавный переход ученика из начальной в среднюю школу. Подводя итоги, отметим, что проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования. Тщательное планирование учителем целей достижения и способов их проверки способствует повышению объективизации оценки и качества процесса обучения.
Учителю на заметку
Оценка и отметка всегда считались монополией учителя, а развитие самооценки - чем-то «дополнительным и необязательным».
Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, давайте учить их свободе решений и ответственности за свой выбор.
Новая система оценивания потребует от нас дополнительных усилий, но вскоре вы увидите, как дети станут другими!
И пусть чаще наши дети говорят «Я больше не боюсь отвечать, потому что мой учитель учится вместе со мной!»
Список литературы
1.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – (Стандарты второго поколения).
2.Формирование универсальных учебных действий на современном уроке. Методические рекомендации для учителя / под общ. ред. О.Л. Басс, Н.Я. Ермолаевой, С.А. Ивановой, О.Н. Крыловой. СПб.: ЛЕМА, 2012. 1. 3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010 .
4.Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011
Источники
Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. URL: http://www.mon.gov.ru/
Сайт Федеральный государственный образовательный стандарт. URL: http://www.standart.edu.ru/
Рисунок 1ађЗаголовок 215