Исследовательская деятельность учащихся, в туристском походе (методические рекомендации)
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Станция юных туристов»
Исследовательская деятельность учащихся, в туристском походе
(методические рекомендации)
Исполнитель:
Кайлов Игорь Николаевич, педагог-организатор МБУ ДО «СЮТур»
г. Анжеро-Судженск
Анжеро-Судженск 2016
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………..….3
1.Виды исследовательских работ в туристском походе…………………….….5
2. Алгоритм исследовательской работы в туристском походе …..…………....7
3. Исследовательско-познавательная работа на маршруте. .…………………..8
Заключение……………………………………………………………………....11
Список литературы……………………………………………………………..12
Приложение..…………………………………………………………………….13
Пояснительная записка
«Исследовать, подвергнуть научному изучению. Осмотреть (осматривать) для выяснения, изучения чего ни будь»
(Ожегов С., Шведова Н. толковый словарь).
Определяющим направлением в развитии обучающихся, для успешной жизнедеятельности, система образования в настоящее время считает развитие личностных качеств. Помочь ребёнку развиваться, получать новые знания и практические навыки, которые выходят за рамки школьных программ, призваны учреждения дополнительного образования.
Дети чаще всего сами выбирают учреждения дополнительного образования по своим интересам. Таких детей можно назвать «мотивированными» детьми. Приходя в учреждения дополнительного образования, они хотят стать более успешными в том или ином виде деятельности. Развиваться и реализовывать свои задатки и способности помогает исследовательская деятельность.
Создавая единое пространство для формирования личности, исследовательская деятельность даёт возможность интеллектуального развития, самообразования, самовоспитания ребёнка, что очень важно в условиях модернизации дополнительного образования. Проводя исследовательскую работу, воспитанники реализуют творческий потенциал и свои авторские достижения. Учебно-исследовательская деятельность направлена не только на изучение какого-либо объекта или явления, но и на публичное выступление с результатами своего исследования на различных конференциях и конкурсах.
В дополнительном образовании нет определённой модели учебно-исследовательской деятельности. Перед педагогами дополнительного образования часто стоит вопрос: «Как осуществлять исследовательскую деятельность на занятиях дополнительного образования?». Качество и практическое значение исследовательской деятельности чаще всего зависит от опыта педагога и его знаний.
Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати, но могут активно включаться во все начинания. Этому отчасти способствует созерцание прозрачной водной глади, окружающих пейзажей, в сочетании с чистым воздухом. Всё это погружает в философию поиск смысла и истины. Пытливые молодые умы сами находят объекты для исследования.
Цель работы: обобщение опыта организации и проведения исследовательской деятельности в туристском походе. Знакомство коллег с особенностями организации исследований в природе.
Задачи:
Описать теоретические аспекты организации исследовательской деятельности в туристских походах.
Описать опыт подходов к организации и проведению исследований в туристских походах на примере работы Станции юных туристов г. Анжеро-Судженска.
Работа основана на анализе современной методической литературы, интернет источников, практическом опыте педагогов МБУ ДО «Станция юных туристов» города Анжеро-Судженска и педагогов других городов России занимающихся исследовательской деятельностью.
Данные методические рекомендации предназначены педагогам дополнительного образования и педагогам – организаторам, работающим по программам туристско-краеведческой направленности, а так же инструкторам детско-юношеского туризма. Надеемся, что данные рекомендации помогут ищущим, развивающимся педагогам в их работе.
Виды исследовательских работ в туристском походе
« Под учебно-исследовательской деятельностью понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи, с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановка проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы», - говорится в Концепции дополнительного образования [4, 7].За время работы станции юных туристов обучающиеся совершили большое количество походов в различных районах. Основные маршруты пролегают по Кемеровской области. После каждого похода руководитель с ребятами составляет отчёт о походе, один из разделов которого называется «Краеведческое задание»- это и есть поле для исследовательской деятельности в туристском походе, который позволяет узнать о районе путешествия как можно больше, исследовать свой родной край глубже и шире.
Основные темы работ, отличаются друг от друга, но при их выполнении, просматривается целая система не просто сбора информации, но и дальнейшей её обработки, анализа и систематизации.
-Самый простой вид - это походные наблюдения за погодой. Минимум инвентаря для несложных наблюдений. Нужен термометр, для измерения температуры воздуха и дневник наблюдений, который можно приготовить
заранее, а можно взять просто тетрадь и в ней на привале фиксировать наблюдения.
-Следующий вид это наблюдение за растительностью. Часто наши маршруты проходят по нескольким растительным зонам. Можно углубиться в черневую тайгу, пройтись по лиственным лесам, пересечь разнотравье лугов.
-Изучение рекреационных возможностей, какого либо района, работа для более старших воспитанников.
Наиболее интересные работы проводятся в водных походах, сидя на катамаране проще фиксировать собираемый материал. Кроме перечисленных работ, на реке можно считать костровища и стоянки по берегам.
-Исследовать и собирать коллекцию минералов, которых огромное разнообразие.
-Проводить исследование возможности меандрирования реки.
-Измерять скорость течения, глубину, расход воды.
-Делать исторические исследования.
Алгоритм исследовательской работы в туристском походе
(На примере исследования рекреационных возможностей реки Золотой Китат)
В начале, было интересно, сколько на реке туристских стоянок, считали туристские и рыбацкие биваки, отмечали их на карте. Описывали наиболее удобные для причаливания, для дневного перехода, наличие сухих дров для приготовления пищи и обустройства ночлега. На практике был отработан приём «ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ».
На естественный вопрос «Зачем?», детям было предложено самим подумать и найти ответ. Ответ поражает своей простотой: «для будущих походов, пусть и не наших». Практическая надобность очевидна, а значит, не зря трудились. При сборах в следующий сплав, юным туристам была поставлена задача: изучить дневники погоды предыдущих лет. В этом походе им предстоит сравнить погоду с предыдущими годами. Вот и ещё один приём «РАБОТА С ИНФОРМАЦИОННЫМИ ИСТОЧНИКАМИ». И предположительно обозначить наиболее лучшие сроки для похода. Подобрать подходящую методику и инструмент для проведения исследований. Так как измерение влажности, атмосферного давления и прочих параметров в нашу цель не входило, был выбран простой инструмент «термометр» и дневник наблюдений. Каждый день в походе проходил «СБОР ДАННЫХ»: измерение температуры, описание погоды (облачно, пасмурно, солнечно). После похода ребята «СРАВНИЛИ», «ПРОАНАЛИЗИРОВАЛИ», сделали «ВЫВОД» и подготовили работу, которая вошла в отчёт о походе.
Получился простой алгоритм:
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
РАБОТА С ИНФОРМАЦИОННЫМИ ИСТОЧНИКАМИ
ПОДБОР МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
СБОР ДАННЫХ
СРАВНЕНИЕ
АНАЛИЗ
ВЫВОД
Исследовательско-познавательная работа на маршруте.
(из отчёта о походе первой категории сложности по реке Кондома)
Собираясь в это путешествие, при изучении лоции реки Кондома. Удивило огромное количество поворотов. Стало очень интересно, что повлияло на формирование русла. На карте виден гористый рельеф в районе путешествия, да и название района «Горная Шория» говорит о многом.
Повороты на реке называются меандры. Поиск в интернете выдал такой результат: Тип русловых процессов, заключающийся в закономерном развитии речного русла с меандрами, называется меандрирование.
В зависимости от величины и положения изгибы русла называются меандрой, извилиной, лукой, излучиной и коленом.
Меандрами называются крупные изгибы речного русла в пределах долины. Извилина – длинный изгиб русла реки вместе с ее долиной; он характерен плавностью и большим радиусом закругления. Лука – это длинная крутая извилина вместе с долиной. Расстояние между ее началом в верхней части (считая по течению) и концом в нижней части течения по прямой линии по берегу значительно меньше, чем по реке. Излучина – плавный изгиб русла значительного протяжения в пределах долины. Колено – крутой и короткий изгиб русла реки в пределах ее долины с небольшим радиусом закругления, расположенный обычно в широкой пойме. [4]Было очень интересно посмотреть, как это выглядит на местности. Поэтому и тему для исследовательской работы назвали «Меандрирование реки Кондома на участке Спасск-Мундыбаш».
Цель работы: Изучить возможность меандрирования реки Кондома на участке Спасск-Мундыбаш.
Методы: наблюдение и фотографирование берегов реки.
Оборудование: Топографическая карта, компас, фотоаппарат.
В ходе исследования на протяжении всего похода на данном участке реки Кондома, было отмечено, что внешние берега поворотов реки гораздо выше внутренних (приложение 1,2). Так же было отмечено, что практически все берега скалистые.
Работа с литературой продолжилась и после похода.
Б. Н. Полноводов «Речные долины»
«…В связи с транспортным освоением рек меандрирование достаточно хорошо изучено гидрологами Н. С. Ле-лявским (1898 – 1948), А. И. Лосиневским (1934), М. А. Великановым (1950 – 1958), Н. И. Маккавеевым (1955), французским инженером Л. Фарга (1908) и др.
Меандры (по названию р. Меандр в Малой Азии) представляют ритмически повторяющиеся изгибы или излучины русла реки в плане. В силу поступательного движения потока нижняя часть излучины, обращенная в сторону течения, усиленно размывается, с другой стороны происходит нарастание прирусловой отмели, что приводит к сдвигу излучины вниз. Таким путем наблюдается общая тенденция всей системы меандр смещаться вниз по долине. При этом верхняя по течению сторона шейки излучины постепенно срезается потоком, основание шпоры суживается и река во время половодья может прорвать его. Тогда происходит отделение части русла, которая образует озеро-старицу. Река течет прямо, сокращая путь и несколько увеличивая скорость (больше уклон). По-видимому, чаще всего имеет место полное срезание рекой всех шпор, от которых остаются лишь треугольные выступы на коренных склонах долины…»[8]
Забираться на крутые склоны для съёмки русла реки с высоких точек не планировалось, так как для этого необходимо много времени. Воспользовавшись наблюдениями и фотографированием берегов с воды, пришли к такому выводу: меандрирование реки Кондома в течении Спасск-Мундыбаш практически завершено. Возможны не большие изменения русла в прирусловых отмелях. Река на этом участке проходит по гористой местности. Серьёзные изменения возможны только, в результате сильнейших тектонических явлений (сильного землетрясения), что мало вероятно в нашей области.
Заключение
Итак, учебно-исследовательская деятельность направлена не только на изучение какого-либо объекта или явления, но и приобретение первичных навыков исследовательской работы. Обозначена роль исследовательской деятельности в познавательном развитии учащихся, через пребывание в условиях природной среды.
Создавая единое пространство для формирования личности, исследовательская деятельность даёт возможность интеллектуального развития, самообразования, самовоспитания ребёнка, что очень важно в условиях модернизации дополнительного образования. Но, для успешной реализации этих педагогических целей, применительно к организации и проведению исследовательской деятельности в походах, следует помнить, что организация любой деятельности с учащимися (в том числе и учебно-исследовательская, исследовательская) должна, прежде всего, опираться на чёткую основу, продуманный алгоритм действий, через который, проводя исследовательскую работу, воспитанники реализуют свой творческий потенциал и свои авторские достижения. Этот алгоритм достаточно прост: постановка проблемы – работа с информационными источниками – подбор методики исследования – сбор данных (полевые исследования) – сравнение – анализ – вывод – оформление результатов исследования.Данные методические рекомендации демонстрируют модель организации и проведения исследований в туристских походах на примере работы Станции юных туристов г. Анжеро-Судженска.
Список литературы
Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 18. – С. 68-74.
Концепция дополнительного образования от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
Организация отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков [Текст]: сборник нормативных документов / авторы-сост.: И.А Свиридова, Т.Н. Семенкова, Т.М. Борискина и др.; под общей ред. Н.Э. Касаткиной, И.В. Карнаевой. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2006.-339с.
https://ru.wikipedia.org/
2013/04/17/organizatsiya-proektno-issledovatelskoy http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/
http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2011/07/18/issledovatelskie-raboty-uchashchikhsyahttp://infourok.ru/issledovatelskaya-deyatelnost-uchaschihsya-nachalnih-klassov-713986.htmlhttp://www.duhzemli.ru/dolina/meandrirovanie_reki_i_razvitie_izluchin.html
852805-156845008528054641850Приложение 1
Приложение 2