Доклад на РМО Эффективные технологии при организации повторения на уроках математики в выпускных классах


Доклад по теме
«Эффективные технологии при организации повторения на уроках математики в выпускных классах»
Учитель математики
МКОУ «Песковская СОШ»
Жмакина М.А.
2016
Эффективные технологии при организации повторения на уроках математики в выпускных классах
Основная задача, которая стоит перед каждым учителем, это как можно лучше подготовить учащихся к сдаче выпускных экзаменов. И учащиеся, и их учителя заинтересованы в получении как можно лучших результатов. Поэтому каждый педагог ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные методы, формы и технологии обучения.
Важной частью процесса обучения является повторение пройденного материала. Перед ним ставятся разнообразные задачи: подкрепление в памяти обучающихся тех или иных фактов, восстановление на необходимом уровне каких-либо навыков, обобщение и систематизация изученного материала.
Существует несколько видов повторения:
повторение в начале учебного года,
текущее повторение,
тематическое повторение,
заключительное повторение в конце учебного года или в конце изучения некоторого курса.
Необходимо отметить, что повторение — часть учебного процесса, в значительной степени зависящая от качества усвоения обучающимися ранее изученного материала, уровня развития математических способностей обучающихся и т. п. Поэтому вряд ли возможно создать систему повторения какого-либо курса, пригодную для всех. Однако существуют некоторые объективные закономерности отбора содержания и организации повторения.
Исходя из высказываний классиков педагогики, можно выдвинуть следующие положения при отборе учебного материала по различным видам повторения:
1. Не следует повторять все ранее пройденное. Нужно выбрать для повторения наиболее важные вопросы и понятия, вокруг которых группируется учебный материал.
2. Выделять для повторения такие темы и вопросы, которые по трудности своей недостаточно прочно усваиваются.
3. Выделять для повторения надо то, что необходимо обобщить, углубить и систематизировать.
4. Не следует повторять все в одинаковой степени. Повторять основательно надо главное и трудное. При отборе материала для повторения необходимо учитывать степень его связи с изучением нового материала.
Одним из возможных альтернативных путей организации текущего повторения может быть использование в ходе обучения устных упражнений.
Устные упражнения, проводимые обычно в начале урока, имеют своей основной целью актуализацию знаний, необходимых для последующего объяснения учителя. Развитие скорости устных вычислений и преобразований, а также развитие навыков решения простейших задач «в уме» является важным моментом подготовки ученика к ЕГЭ. Таким образом, учитель сможет связать учебный материал из различных разделов курса, обеспечивая, с одной стороны, систематическое повторение, а с другой стороны, мотивируя более подготовленных учащихся к решению задач повышенной сложности. Наиболее эффективными являются уроки, на которых осуществляется систематизация и обобщение изученного материала. Приступая к итоговому повторению, учащиеся знакомятся с последовательностью, в которой будут рассматриваться вопросы, затем в каждой теме выделяется теоретический материал, знание которого необходимо для обоснования решения задач.
Повторение темы начинается с обзорной лекции, в которой полностью освещаются вопросы теории. На лекциях происходит обобщение основных понятий данной темы, даются приемы и методы решения задач, углубляются и расширяются знания учащихся.
На последующих уроках даются образцы решения задач. Установлено, что повторение протекает успешно, если оно проводится на вариативном материале, с постоянным нарастанием сложности заданий. Благодаря этому повторяемый материал рассматривается с разных сторон, выявляются связи его с другими разделами курса, что способствует более полной и глубокой систематизации знаний учащихся. В результате этого происходит перенос знаний, умений и навыков на более высокий уровень.
Главная цель уроков обобщающего повторения – систематизировать знания, полученные учащимися в школе, выделить общие методы и приемы решения математических задач по определенным темам, указав в них стандартные элементы, продемонстрировать технику решения как простых, так и относительно сложных задач.
В качестве заданий, углубляющих и расширяющих знаний учащихся, используются материалы ЕГЭ прошлых лет.
Элементы модульной технологии при итоговом повторении
Цикл уроков по модульной технологии :лекция,самостоятельная работа ,контроль.
Этапы работы по модульной технологии в рамках классно-урочной системы организации учебно-воспитательного процесса
Подготовительный этап
Выявить теоретические основы модульного обучения
Составить тематическое планирование
Составить модульные программы
Проверка уровня подготовки учащихся к итоговой аттестации
Любая форма контроля, дающая много информации о качестве знаний учащихся
Итоговое повторение с элементами модульной технологии
Работа по модульным программам, согласно запланированной системе уроков
Подведение итогов
Определение эффективности работы по результатам экз. работы, анкетирования
Использование информационных технологий (мультимедиа, интерактивная доска) оказывают существенную помощь в организации повторения. Мультимедийные презентации позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов (схем-опор), наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.
Наиболее успешных учеников можно привлекать к созданию презентаций из подборок заданий и способов их решений как базового, так и повышенного уровня сложности по различным темам программы. В процессе работы над этой презентацией ученик повторяет и систематизирует материал, подбирает типовые задания по данной теме определенного уровня сложности, самостоятельно их решает и защищает проект во время урока. В результате чего, усвоение материала повышается в несколько раз. Компьютерный контроль усвоения отдельных навыков даёт существенные преимущества, которые позволяют осуществить индивидуализацию процесса, сэкономить время, делает результаты наглядными.
Их применение позволяет решить следующие дидактические задачи:
усвоить базовые и углубленные знания по предмету,
систематизировать усвоенные знания;
психологически настроить учащихся на атмосферу экзамена,
натренировать отвечать на нестандартные вопросы,
подготовить учащегося к экзамену в кратчайшие сроки, попутно сформировав у него массу полезных общеучебных навыков.
Для успешного выполнения заданий ЕГЭ учащиеся должны быть знакомы с тестовой технологией. В это связи необходимо органично включать тестовые формы контроля в учебный процесс, помогая учащимся овладевать техникой работы с тестами, постепенно готовя к ЕГЭ.
На уроках необходимо учить школьников «технике» сдачи теста: обучать постоянному самоконтролю времени, оценке объективной и субъективной трудности, формировать умение прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.
Тренировки в выполнении тестовых заданий позволят реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. При этом основную часть работы желательно проводить заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче каких-нибудь тематических зачетов, т.е. в случаях не столь эмоционально напряженных. Ученые считают, что психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют более успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями. Тест на ЕГЭ должен быть выполнен не только правильно в, но и в строго отведенное время. Поэтому необходимо помогать учащимся правильно ориентироваться во времени, выполнять задание за указанное время. С этой целью могут применяться так называемые диагностические замеры - небольшие проверочные работы, требующие выполнения всех промежуточных действий "в уме" и фиксирования только окончательного ответа. Эти наборы упражнений можно использовать не только как самостоятельные работы, но и в индивидуальной и групповой работе, слабые учащиеся могут записывать решение полностью.В целях эффективного использования времени на экзамене, нужно также учить школьников приемам быстрого и рационального счета. 
Технология создания индивидуального образовательного маршрута
Индивидуальный образовательный маршрут — это система изучения, закрепления или повторения какой-либо темы, разработанная для конкретного ученика с учетом его психологических особенностей и уровня знаний. Такой маршрут может разрабатываться для слабого ученика, для сильного ученика, для часто болеющего ученика. Работа этих учеников должна очень жестко контролироваться.
В работе с наиболее слабыми учащимися предлагается применение индивидуальных образовательных маршрутов, с сильными – технологии дистанционного обучения. Для успешного применения какой-либо педагогической технологии в первую очередь должны быть выполнены следующие условия:
— учитель должен хорошо знать психологические особенности и образовательные возможности каждого ученика;
— психологическая атмосфера в классе должна быть благоприятна для работы учеников и работы учителя, т.е. ученики не должны бояться или стесняться задавать вопросы, учитель должен быть готов доказать свою точку зрения или согласиться с точкой зрения ученика.
— учитель должен обладать авторитетом и пользоваться уважением учеников.
Применяя этот метод на этапе заключительного повторения, можно добиться значительного повышения качества знаний учащихся к моменту сдачи ЕГЭ по математике.
Как же строится процесс заключительного повторения с использованием технологии разноуровневого обучения?
Сначала проводится диагностика всех учеников класса по качеству усвоения каждой темы, входящей в материалы ЕГЭ. Эта диагностика осуществляется как в течение года, так, в большей степени, по результатам тренировочного ЕГЭ.
По результатам этой диагностики учителем определяется набор тем, хорошо усвоенных и, так сказать, провальных для всего класса и для каждого ученика в отдельности. В соответствии с этим учитель планирует временное и тематическое распределение материала на этап заключительного повторения.
Система уроков заключительного повторения состоит из тематических блоков, например, «Тригонометрия», «Логарифмы», «Иррациональные и степенные выражения», «Показательные уравнения и неравенства», «Функции, производные функций, их свойства и графики», «Общие приемы решения уравнений», «Уравнения и неравенства с модулем» и т.д.
Каждый блок в свою очередь состоит из определенного количества уроков, организованных следующим образом.
Уроки 1, 2 (сдвоенный урок)
Тренировочная работа № 1 по типу ЕГЭ в полном объеме.
Время на выполнение работы у детей получается 100-110 минут. При выполнении работы желательно создать условия, максимально приближенные к требованиям сдачи ЕГЭ.
Домашнее задание: повторить теорию по первому блоку заключительного повторения, по желанию учащихся выполнить любые заинтересовавшие их задания из работы этого урока.
Урок 3.
1. Анализ результатов тренировочной работы: проверенные работы с подсчитанными баллами и оценкой выдаются ученикам, оглашаются критерии оценивания, на доске демонстрируются правильные ответы, идет процесс самопроверки, чтобы исключить случайные ошибки учителя.
На этот этап урока предполагается затратить 5-7 минут.
2. Разбор заданий части В. Предполагается, что если задание непонятно хоть одному ученику, оно должно быть разобрано. На этот этап урока отводится 20-25 минут.
3. Детям для решения раздается разноуровневая работа № 1 по данному блоку повторения. Работа состоит, как правило, из 6-10 заданий разного уровня сложности, расположенных в порядке возрастания их сложности. Учащиеся начинают выполнять эту работу каждый в своем темпе. Учитель контролирует ход выполнения работы, давая индивидуальные консультации, либо разбирая наиболее проблемные задания на доске. Как правило, за оставшееся время учениками выполняется от двух до четырех заданий работы № 1. Для оперативной работы учитель должен иметь ответы к каждому заданию и четко ориентироваться в способах решения каждого задания.
Домашнее задание:
• разноуровневая работа № 2 по данному блоку;
• индивидуальное домашнее задание для учеников, работающих по индивидуальному образовательному маршруту.
• задание С1 из тренировочной работы № 1.
Урок 4.
1. Разбор задания С1 из домашней работы. Пока кто-то из учащихся оформляет решение С1 на доске, учитель выдает ответы для самопроверки домашней работы тех учеников, кто работал по индивидуальному образовательному маршруту. На этот этап урока отводится 10 минут.
2. Разбор разноуровневой работу № 2 из домашней работы. Одновременно учитель отвечает на вопросы и дает консультацию детям, которые уже проверили свою индивидуальную домашнюю работу. Все задания, с которыми они не справились дома, выполняются за время этого этапа работы, на который отводится 10-15 минут
3. Продолжаем всей группой решать работу №1, выданную детям на прошлом уроке. Напоминаем, что дети работают каждый в своем темпе.
Обычно, за оставшееся время работа решается до конца всеми учащимися.
Домашнее задание: разноуровневая работа № 3 по данному блоку;
· индивидуальное домашнее задание для учеников, работающих по индивидуальному образовательному маршруту;
задание С2 из тренировочной работы № 1.
Урок 5.
1. Разбор задания С2 из домашней работы. Самопроверка домашней работы учениками, кто выполнял индивидуальную домашнюю работу (по готовым ответам).
2. Разбираем разноуровневую работу № 3 из домашней работы. Одновременно учитель консультирует детей, уже проверивших свою индивидуальную домашнюю работу. Они выполняют все задания, не решенные дома.
3. Весь класс получает разноуровневую работу № 4 и решает каждый в своем темпе.
Домашнее задание:
· разноуровневая работа № 5 по данному блоку;
· индивидуальное домашнее задание для учеников, работающих по индивидуальному образовательному маршруту;
· задание СЗ из тренировочной работы № 1.
Урок 6.
1. Разбор задания С3 из домашней работы. Самопроверка домашних работ учеников-индивидуалов.
2. Разбор разноуровневой работы № 5 из домашней работы. Одновременно консультация по домашней работы ученикам - индивидуалам.
3. Продолжаем и завершаем решение работы № 4, выданной на прошлом уроке.
Домашнее задание: — разноуровневая работа № 6 по данному блоку;
— индивидуальное домашнее задание;
— задание С5 из тренировочной работы №1.
Количество уроков в блоке, разумеется, зависит от потребностей данного класса.
Следующий блок начинается с двухчасовой тренировочной работы №2 по типу ЕГЭ и следующие уроки конструируются выше изложенным способом.
Структура индивидуального образовательного маршрута по повторению следующая:
— ежеурочно, пока идет повторение данной темы, ученик получает индивидуальное домашнее задание, оформленное в виде карточки, в которой присутствуют три блока: опорные формулы, образцы решения заданий, задания для самостоятельного решения;
— на следующий урок одновременно с разбором домашнего задания, полученного всем классом, эти ученики получают ответы к своей карточке, идет процесс самопроверки;
— следующий этап: учитель дает консультацию по возникшим вопросам, и эти ученики завершают все задания, не выполненные дома;
— далее, эти ученики присоединяются к общей работе в классе.
После завершения урока они вновь получают на дом индивидуальную карточку;
— по своему желанию, дети, работающие по индивидуальным маршрутам, могут выполнять не только свою домашнюю работу, но и задания из общей домашней работы.
Хотелось бы отметить следующие моменты, которые считаются принципиально важными для организации повторения вышеизложенным способом:
— двухчасовые тесты по типу ЕГЭ, с которых начинается каждый блок, в обязательном порядке должны быть разобраны на последующих уроках, включительно С5.
— во время анализа результатов тренировочных тестов по типу ЕГЭ учитель должен давать индивидуальные и групповые советы по стратегии выполнения теста;
— тексты всех работ оставляются у детей и могут быть собраны у них в конце заключительного повторения;
— домашнюю работу каждый ученик выполняет в том объеме, как ему позволяет его личный уровень знаний;
— домашние работы разбираются в классе в обязательном порядке, даже если задание не сделано одним учеником из группы;
— по индивидуальным образовательным маршрутам работает не более трех учеников из группы, при большем их количестве контроль работы этих детей организовать невозможно. Эти маршруты составляются не обязательно по всем темам повторения, а только по наиболее проблемным для данных учащихся, по остальным темам они работают вместе со всем классом.
— учащиеся, работающие по индивидуальным образовательным маршрутам, по своему желанию могут выполнять и домашнюю работу, заданную всему классу в доступном для них объеме.
В результате применения данной методики учащиеся должны:
- обобщить и систематизировать свои знания по курсу алгебры и начал анализа;
- реально оценить уровень своих знаний по всем разделам алгебры и начал анализа;
- научиться контролировать и рационально распределять время, отведенное на выполнение работы;
- ученики, на начало курса повторения рассчитывающие получить «З» на экзамене, должны приобрести уверенность и возможность для получения более высокого тестового балла на ЕГЭ по математике.
— Только постоянное упоминание и повторение пройденного материала является залогом успешного применения имеющихся у ученика навыков-блоков.
— Индивидуальные образовательные маршруты составляются по темам, слабо усвоенными учащимися. По остальным темам эти ученики работают вместе со всем классом.
— Для успешной работы требуется ежеурочный контроль деятельности этих учащихся.
— Когда итоговое повторение курса алгебры будет завершаться, необходимо индивидуально побеседовать с каждым из этих учеников, указать на их сильные стороны, темы, наиболее успешно освоенные. Надо посоветовать именно на эти задания обратить наибольшее внимание при сдаче ЕГЭ.
Повторение учебного материала требует от учителя творческой работы. Он должен обеспечить четкую связь между видами повторения, осуществить глубоко продуманную систему повторения.
Овладеть искусством организации повторения – такова задача учителя, от решения которой во многом зависит прочность знаний учащихся.