План урока по искусству на тему Декоративно- прикладное искусство. (9 класс)


План урока по предмету искусство в 9 классе. (преподаватель Смолькина Ирина Николаевна .г. Альметьевск)
"Воспитание ребенка начинается с бус на шее матери и со скатерти на столе." (академик О.Н.Фаворский)
Тема урок : Декоративно- прикладное искусство.
Цель: - сформировать художественное мировоззрение учащихся на основе изучения Искусства;
- разработать систему урока, способствующего наиболее активному восприятию эстетической культуры.
Задачи: -изучить основы ДПИ;
- познакомить с видами ДПИ;
- выявить условия, способствующие эффективности развития эстетической культуры детей;
- разработать методические рекомендации, направленные на развитие эстетической культуры школьников.
Ход урока.
Попросить детей мысленно " окунуться " в родной дом. Что первое придет им на ум?( ответы детей).
(слайд №1)
Все это относится к одному из видов искусства -ДПИ. Что же оно означает?
(слайд №2)
Итак. Декоративно-прикладное искусство- это сложное и многогранное явление культуры. Оно охватывает многие виды народных промыслов, связанных с созданием художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту, и художественной обработкой утилитарных предметов(утварь, мебель, ткани, орудия труда, одежда, игрушки, украшения и т. д.).Проще говоря - это все то. что окружает нас в повседневной жизни, без чего мы не можем обходиться ни минуты -это наш быт.
(слайд №3)
Основные функции ДПИ -Эстетическое качество, художественный эффект, оформление быта, интерьера.
(слайд №4)
Возникнув в глубокой древности, декоративно - прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества. Его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, а с начала ХХ в. – с художественным конструктированием и дизайном.
Нужно сказать о том , что красота стоит на первом месте, а польза на втором.
(слайд №5)
При изготовлении любой вещи народный мастер думал не только о её практическом назначении, но и о красоте.
Из самых простых материалов – дерева, металла, камня ,глины – создавал он истинные произведения искусства .
(слайд №6)
Что же означает слово декор?- Декор в переводе с латинского означает украшать - оформления зданий, архитектурного ансамбля, интерьера, костюма и т.д., имеющая целью их украшения.
(слайд №7)
Орнамент-украшение:
узор, построенный на регулярном ритмическом чередовании и организованным расположении абстрактно-геометрических или изобразительных элементов.
(слайд №8)
Проще говоря, орнамент -это узор предназначенный для украшения предметов ( утварь, текстиль, мебель, книги. оружие и т. д.), архитектурных зданий ( как извне так и в интерьере), у первобытных людей- раскраска человеческого тела ( татуировки).Общие стилистические признаки орнаментального искусства определяются особенностями и традициями культуры каждого народа, обладают устойчивостью на протяжении целого исторического периода и имеют ярко выраженный национальны характер.
(слайд №9-10)
Орнамент татарского народа связан с философским объяснением нашего мира, нашей природы. Давайте вспомним . сколько у нас красивых в Татарстане деревьев, цветов?- хочется подчеркнуть, что в татарском орнаменте символически изображена природа. Спираль -волнистая линия- символ бесконечной жизни.
(слайд №11-12-13)
Орнамент русского народа также изображает природу , птиц и главным отличием русского орнамента является крест в круге -это древнейший символ гармонии вселенной.Все можно разделить на четыре части: времена года, посуточное время дня, взросление человека и т. д.
Издревле детей старались воспитывать творческими личностями(ковали красивое оружие и т.д.)Почти все женщины умели вышивать, при этом обладали великолепным эстетическим вкусом. Через разнообразную вышивку ,гармоничного сочетания элементов узора и цвета в девочках развивали художественный и эстетический вкус. Важно не только умение видеть и чувствовать прекрасное , но и желание эту красоту создавать.
(слайд №14)
Виды ДПИ:
(слайд №15)
Художественная резьба.
(слайд №16-17 )
Резьба по кости
(слайд №18)
Резьба по дереву
(слайд №19-20)
Резьба по камню
(слайд №21-22)
Художественная обработка металла.
(слайд №23)
Вышивка
(слайд №24)
Кружево
(слайд №25)
Изделия из стекла
(слайд №26)
Керамика- ( с греческого "керамос" означает глина, гончарное искусство- изделия и материалы из глин и их смесей с различными соединениями, закрепленные обжигом. Керамика составляет обширную область ДПИ.
(слайд №27)
Терракота - "жженая земля"- это кирпич, блоки, горшки ит.д.
(слайд №28)
Майолика -изделия из цветной глины, покрытые сверху красками, эмалью, прозрачной глазурью.
(слайд №29)
Фаянс - посуда которой мы пользуемся в повседневной жизни.
(слайд №30)
Фарфор- В Китае в в 6-7 веке появился фарфор. Китайская керамика, благодаря техническому и художественному совершенству, богатству форм и декора оказала огромное влияние на мировое керамическое производство.
Существует легенда, а в легендах вызнаете есть доля ...смысла и все же.. Раньше на Руси керамика была в основном терракотовая. А наш известный ученый Михайло Ломоносов и Д.И. Виноградов думали над тем, как же сделать в России красивую посуду( у нас черная - в Китае белая - каомин) Рассказ о Виноградове. (В России тайну производства твердого фарфора первым разгадал в 1740 году русский ученый Д. И. Виноградов.
Он работал в Санкт-Петербурге Невской порцелиновой мануфактуре, которая позднее получила название — Императорский фарфоровый завод, после — Государственный фарфоровый завод имени Ломоносова, более известный в наше время как ЛФЗ (Ленинградский фарфоровый завод).
Виноградов был очень талантливым и умелым человеком. Он знал гончарное дело во всех тонкостях, рисовал, умел глазировать посуду,  написал первую в России книгу о фарфоре.
Виноградову удалось разгадать «китайский секрет», но его судьба была печальной. Императрица, боясь выпустить из рук такой ценный и дорогой секрет, приковала Виноградова цепью и он жил в тоске в заточении. От чего ученый спился и умер в возрасте 38 лет.
Почти одновременно с Виноградовым, секрет фарфора открыл Иван Гребенщиков, сын Афанасия Гребенщикова, хозяина  фаянсовой фабрики в Москве.
И вот на основе их открытий в России стали появляться новые заводы по производству фарфора.
А сейчас я хочу остановиться на изделиях из керамики нашего народа.
(слайд №31-32)
Актюба - поселок нефтяников в 3 раза меньше чем Альметьевск, но его знают даже в Европе. Почему? Да потому, что там живут мастера, народные умельцы, которые создают вот такие не хитрые игрушки из глины. Очень сложная технология. Сюжеты они берут из народных сказок, былин. И главное- пропагандируют татарскую культуру. Готовая игрушка покрывается специальными красками, эмалью, лаками. А самое главное каждая игрушка делается в ручную и одним автором-"эксклюзив"
(слайд №33)
Еще очень развито ДПИ в нашей республики в Богатых Сабах. Это небольшой поселок( кстати Родина нашего президента Рустама Минниханова ).Там народные умельцы прославили не только свой поселок, но и всю республику своими изделиями из керамики, дерева, стекла. Народные умельцы трудятся под девизом: "Вокруг все должно быть красиво"
Вывод
Для чего существует ДПИ- прежде всего для того, чтобы украшать нашу повседневную жизнь, а мы со своей стороны не просто должны , а обязаны беречь, уважать, любить и ценить все то, что нас окружает. И мы всей своей жизнью, своим поведением, своей культурой обращения друг с другом, своим внешним видом и своими поступками должны создавать вокруг себя красоту!
(слайд №34)
Домашнее задание.