Проект Сколько весит школьный портфель
Управление образования Краснокутского муниципального района
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа с. Комсомольское
Краснокутского района Саратовской области
Научно – практическая конференция «Шаг в будущее»
Исследовательский проект
СКОЛЬКО ВЕСИТ
ПОРТФЕЛЬ?
Работу выполнили учащиеся 4 класса
МОУ СОШ с. Комсомольское
Краснокутского района
Исангалиев Б., Исангалиева А.
Руководитель проекта:
Дунина Наталья Петровна,
учитель начальных классов
2015год
Тема проекта: «Сколько весит портфель?»
Цель проекта: выработать предложения по снижению веса школьного портфеля в начальной школе.
Задачи:
1. Найти, изучить и проанализировать теоретический материал по теме исследования. Ознакомиться с опытом зарубежных стран по решению указанной проблемы.
2. Измерить вес школьных портфелей, вес школьных учебников (на примере 3-4 класса), установить соответствие санитарным нормам для школьников.
3. Доказать влияние тяжелых портфелей на здоровье школьника.
4. Предложить свои способы решения проблемы.
Гипотеза исследования:
Мы предполагаем, что тяжёлый портфель вредит здоровью.
Актуальность проекта:
Именно в школьный период формируется здоровье человека. Сегодня по статистике: если какое-то количество детей приходит в школу здоровыми, то к 11 классу таковых практически нет. Происходит это по разным причинам, в том числе и из-за больших предметных нагрузок, и из-за веса того же портфеля. Медики в один голос утверждают, что родители и учителя должны помнить, что перенос таких тяжестей для ребёнка не проходит бесследно. Вот почему мы считаем тему исследования «Влияние веса портфеля на здоровье школьника» актуальной и заслуживающей внимания.
Тип проекта: исследовательский, социальной направленности
Предмет исследования: школьный портфель ученика МОУ-сош с. Комсомольское.
Объект исследования: учащиеся 3-4 класса
Методы исследования:
анализ;
опрос;
наблюдение;
эксперимент.
РЕЦЕНЗИЯ
Название работы: «Сколько весит портфель?»
Цель работы: выработать предложения по снижению веса школьного портфеля в начальной школе.
Авторы работы: учащиеся 4 класса Исангалиев Б., Исангалиева А.
Образовательная область: природа и человек, окружающий мир
Методы используемые в работе:
анализ;
опрос;
наблюдение;
эксперимент.
Источники информации: интернет ресурсы, библиотека, социологический опрос
Актуальность проекта:
Именно в школьный период формируется здоровье человека. Сегодня по статистике: если какое-то количество детей приходит в школу здоровыми, то к 11 классу таковых практически нет. Происходит это по разным причинам, в том числе и из-за больших предметных нагрузок, и из-за веса того же портфеля. Медики в один голос утверждают, что родители и учителя должны помнить, что перенос таких тяжестей для ребёнка не проходит бесследно. Вот почему мы считаем тему исследования «Влияние веса портфеля на здоровье школьника» актуальной и заслуживающей внимания.
Материал работы: изложен доступно, логично, в соответствии с требованиями.
Учитель начальных классов: Дунина Наталья Петровна
План работы над проектом:
1. Изучение санитарно – гигиенических норм веса портфеля и учебников. 2. Изучение требований к школьному ранцу.
4. Результаты взвешивания портфелей
3. Результаты взвешивания учебников
4. Интересное
5. Результаты социологического опроса родителей, учителей, учащихся.
6. Выступление на классных часах в 3-4 классах и на родительском собрании. Составление памятки – буклета.
Содержание:
I. Вступление. Знания – сила, и не только… еще и вес.
II. Деятельность в рамках проекта.
1. Изучение санитарно – гигиенических норм веса портфеля и учебников. 2.Изучение требований к школьному ранцу.
4.Результаты взвешивания портфелей
3. Результаты взвешивания учебников
5. Интересное
III. Заключение.
Создание буклета и презентации.
IV. Литература
V. Приложения.
1. Результаты опроса учителей.
2. Результаты опроса учащихся.
3. Рекомендации учащимся и родителям
Вступление. Знания – сила, и не только…еще и вес
Школьникам, чтобы получить знания, приходится с ранних лет расплачиваться здоровьем…Тяжелая ноша. Иначе школьный портфель, при всем уважении к школе и её функциям, просто не назовешь. Ученикам младших классов приходится сегодня носить на своих плечах по 3-5 килограммов. В то время как норма составляет не более двух! Врачи и родители в шоке, все понимают, что положение вещей негативно отражается на здоровье ребенка.
По нашим наблюдениям, многих детей начальных классов, провожают в школу родители или несут портфели старшие братья или сёстры.
Поэтому мы решили исследовать вопрос «Сколько весит портфель у учеников начальной школы?». Работая над проектом, мы задали вопрос 10 родителям учащихся начальных классов: «Почему вы провожаете своего ребёнка до школы?»
Ответы были разные, но 7 из них ответили, что портфели очень тяжёлые, поэтому им приходится провожать детей до школы.
I. Основная часть.
1.Санитарно – гигиенические нормы веса портфеля.
Еще в 2010 году Госсанэпиднадзор России установил нормы веса портфеля и большинства школьных принадлежностей. Согласно ему, книги для начальных классов должны весить максимум 300 граммов, 5-6 классов – 400г, для 7-10 классов- 500г. В портфелях выпускников не должно быть учебников тяжелее 600 граммов.
По исследованиям американских учёных, вес школьного портфеля не должен превышать 10% от веса школьника.
Без ущерба для здоровья первоклашки способны донести до школы ранец весом не более двух килограммов. В 11—13 лет безопасным считается переносить три килограмма.
«Общая масса учебников из расчета на один учебный день в комплекте со школьными принадлежностями, без массы портфеля или ранца, не должна превышать:
Для 1-2 классов – 1,5 кг
для 3-4 классов – 2 кг
для 5-6классов – 2,5 кг
для 7-8 классов – 3,5 кг
для 9-11классов – 4,5кг.
2.Требования к школьному ранцу.
69215198755
Костная система ребенка еще только развивается, и, чтобы позвоночник под тяжестью источника знаний не сформировался вкривь и вкось, надо прислушаться к мнению специалистов. Кстати, самый безопасный вариант все-таки ранец. И носить его надо, как минимум, до пятого класса. Верх ранца не должен выходить за линию плеч, а низ – опускаться ниже бедер.
Желательно, чтобы вес не превышал 700 граммов, а ширина - соответствовать ширине плеч ребенка, поэтому покупку лучше совершать вместе с ним. Оптимальны образцы с ортопедической спинкой, за счет которой вес равномерно распределяется по спине, а значит, осанка ребенка сохраняется правильной. Есть ранцы с анатомической спинкой, фиксирующие правильное положение позвоночника. Они служат профилактикой сколиоза. Но они довольно тяжелы и носить их можно не более часа в день. Немаловажный момент – лямки ранца, в них заложено 80% удобства ношения ранца. Они должны быть широкими и уплотненными, с поролоновой прокладкой. Да и цвет очень важен, особенно для мальчиков. Им необходимы пастельные тона, которые не раздражают нервную систему ребенка, иначе мальчишка может прослыть невнимательным и непоседливым…
Для детей очень важно равномерное распределение тяжести на спину и плечи. Поэтому для младших школьников совершенно не подходят сумки, которые носят через плечо. Сумка на одной лямке также может быть причиной искривления позвоночника из-за неравномерности нагрузки. Это может повлечь за собой развитие заболеваний позвоночника у большинства опрошенных ребят.
Детям до 15 лет лучше покупать ортопедические рюкзаки. Ношение тяжестей может вызвать раннюю остановку роста. При выборе портфеля за модой лучше не гнаться. «Навороченные» рюкзачки и сумки «а-ля почтальон с лямкой через плечо» могут искривить позвоночник, а потом преподнести и более серьезные «сюрпризы» — например, сколиоз (заболевание, требующее долгого лечения или даже операции). Новые гигиенические требования к школьному ранцу:
- вес ранца не должен превышать 700г;
- предпочтение следует отдавать ранцам, спинка которых имеет специальные массажные профили;
- ширина плечевого ремня в верхнем отрезке на протяжении 40-45 см должна быть не менее 3,5-4 см;
- высота передней стенки ранца должна составлять 22-26 см;
- толщина ранца не должна превышать 6-10 см;
- ширина ранца не должна превышать 30-36 см.
3. Результаты взвешивания портфелей.
Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент в нашей школе. В эксперименте участвовали учащиеся 3-4 классов.
В течение недели мы проводили контрольное взвешивание портфелей у учащихся 3-4 класса. Мы рассчитали индивидуальный правильный вес портфеля для каждого ученика класса, исходя из веса тела и постулата о том, что вес портфеля должен быть равен 10% от веса школьника. Таким образом, правильный вес портфеля ученика был рассчитан по формуле:
Правильный вес портфеля = ВУ*10/100
Вот результаты этих взвешиваний:
Самый правильный ранец – до 0,7 кг- Досанова Г., Мациевская В.
Самый тяжёлый ранец - Шатпаков С., Измайлов В.
Самый лёгкий ранец с принадлежностями- Тастлеуова С., Досанова Г.
Самый тяжёлый ранец с принадлежностями- Измайлов В., Султанова М.
Самый тяжёлый учебник- немецкий язык.
Самый «тяжёлый» учебный день- 3кл-4кл (вторник/четверг)
Самый «лёгкий» учебный день- 3кл-4кл (понедельник/суббота)
Из этого следует: вес портфелей у учащихся 3-4 классов значительно превышает норму, что отрицательно может повлиять на здоровье учащихся. Надо отметить, что ученикам приходится носить ещё и вторую обувь. Мы взвесили портфели со школьными принадлежностями у троих первоклашек. Вес портфелей у них от 2,5 кг до 3,9 кг, что превышает норму.
1 класс
№ Ученик Вес
уч-ся Вес ПП Пн. Вт. Ср. Чт. Пт.
1 Кубышев Рамиль24 кг 740г. 2.7 кг 3.5 кг 3.3 кг 3.1 кг 2.6 кг
2 Ушкалова Карина21 кг 920г. 2.5 кг 3.8 кг 3.2 кг 3.9кг 3.1 кг
3 Зайниева Арина 24.5кг 950г 3.5 кг 4.1кг 3.4кг 3.5кг 2.9кг
Вес ранца у учащихся 1 класса не соответствует требованиям санитарно-гигиенических норм.
3 класс
№ Ученик Вес
уч-ся Вес ПП Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 АмиржановаМ 28 кг 900г. 3.4 кг 3.5 кг 3.3 кг 4.1 кг 3 кг 2.2 кг
2 Мамышев В29 кг 920г. 3.5 кг 3.8 кг 3.2 кг 4.2 кг 3.1 кг 2.1 кг
3 Султанова М 26,8 кг 950г. 3.2 кг 3.8 кг 4.3 кг 3.9 кг 3 кг 1.6 кг
4 Тастлеуова С27,3 кг 870г. 3.4 кг 3.9 кг 3 кг 4 кг 2.9 кг 1.7 кг
5 Шатпаков С 38 кг 980г. 3.7 кг 4 кг 3.5 кг 4.3 кг 3.3 кг 2.3кг
4 класс
№ Ученик Вес
уч-ся Вес ПП Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 Досанова Г 31 кг 570г. 3.2 кг 4.3 кг 3.5 кг 4.48кг 2.6кг 1.95кг
2 Измайлов В 43.2 кг 950г 3.8 кг 4.5кг 3.9кг 4.3 кг 3.5кг 1.1 кг
3 Исангалиев Б 30.2 кг 900г 3.7 кг 3.8 кг 3.6 кг 4кг 3.5кг 1.95 кг
4 Исангалиева А42 кг 880г. 3.6 кг 4.3кг 3.85 кг 4.2 кг 3.6 кг 1.75 кг
5 Мациевская В29 кг 545г. 3.83кг 4.1кг 3.79кг 4.2кг 3.5кг 2.1кг
6 Мукамбетьяров Т27 кг 795г. 2.7кг 3.8кг 3.9кг 4.1кг 2.8кг 1.8кг
Вес ПП – вес пустого портфеля.
Мы установили, что самый тяжелый ранец бывает во вторник и в четверг: 4.49 или 4.48 кг. Самым легким ранец оказался в понедельник и субботу.
Шестиклассники заинтересовались тем, что мы делаем. Тогда мы взвесили и у них портфели.
№ Ученик Вес
уч-ся Вес ПП Пн. Соотв.
норме Чт. Соотв.
норме
1 Абдулов Р. 36 кг 740г. 3.5 кг Превыш. незначительно 4.6 кг Превыш.
2 Доскалиева Ф. 32 кг 920г. 3.7 кг Превыш. незначительно 4.8 кг Превыш.
3 Колтунов С. 37 кг 950г 3.9 кг Превыш. незначительно 4.7 кг Превыш.
4. Результаты взвешивания учебников.
1класс 3класс
№
п\пНазвание учебника вес Соотв. норме Название учебника Вес
(г) Соотв.
норме
1 Азбука 330 Превыш. Русский язык 265 +
2 Математика 270 + Литературное чтение 265 +
3 Русский язык 300 + Математика 265 +
4 Литература 250 + Немецкий язык 325 -
5 Окружающий
мир 200 + Окружающий мир 270 +
6 Технология 340 Превыш. Технология 230 +
7 ИЗО 230 +
8 Музыка 240 +
9 Информатика 220 +
10 Риторика 250 +
Результаты взвешивания учебников показывают, что вес учебников 3-4 классах соответствует норме (учебник по немецкому языку имеет допустимое превышение нормы), вес учебников 1 класса соответствует норме (2 учебника имеют допустимое превышение нормы - азбука, технология).
5.Это интересно!
Из источников Интернет - ресурсов и библиотеки мы получили информацию, как решается проблема снижения веса школьного портфеля в других странах.
Французы нашли оптимальное решение проблемы "лишнего веса" портфеля, начав выдавать в сентябре 2006 года ученикам французских школ электронные карты, которые должны заменить тяжелые учебники.
В некоторых европейских странах облегчают вес портфелей по-своему – детям на занятиях выдают листы с изучаемой темой урока и снабжают ксерокопиями страниц того же учебника. Широко эта практика распространена во Франции, где, собственно, и родилось слово «портфель».
На Тайване, например, уже создали 10-дюймовый планшетный ПК с массой более килограмма. В эти мини-компьютеры входит все, чем сегодня богаты школьники: учебники, тетради, дневники и ноты.
В Российских школах тоже пришли к мнению, что от учебников давно пора отказаться. «Тяжелый портфель — это неприемлемо. Надо переходить на электронные учебники — планшеты. Это удобно, легко и просто, а главное — всё это возможно.
Мы обозначили лишь некоторые направления решения этой проблемы.
В нашей школе был проведен опрос среди родителей, учителей, учащихся «О выборе варианта учебников».
Опрос учителей МОУ-сош с.Комсомольское
Опрос родителей учащихся МОУ-сош с.Комсомольское
Опрос учащихся МОУ-сош с.Комсомольское
Выход из создавшейся ситуации родители ищут самостоятельно:
Одни предлагают купить второй комплект учебников, но при нынешней стоимости книг, это, знаете ли, очень накладно.
Другие постоянно сопровождают детей в школу, особенно учащихся начальных классов.
Конечно, это помощь, но весовая нагрузка с каждым годом растет, а в средней школе дети носят эту ношу все переменки, поднимаясь с портфелем с этажа на этаж. Так что, это тоже не выход.
Некоторые родители предлагают перейти на электронный вариант.
Наши предложения:
Иметь в классе второй комплект учебников для урока. (Хотя бы по основным предметам, которые 4-5 раз в неделю бывают - русский, математика);
Перейти на электронные учебники (по возможности);
Закрепить за каждым учеником постоянное место в раздевалке и оборудовать его шкафчиком под вторую обувь;
Разрешить пользоваться одним учебником на уроках ИЗО, технологии, музыки.
Проверять ранец ежедневно и не забывать убирать из него ненужные учебники и посторонние предметы.
Результат опроса показали:
Заключение.
Работая над темой исследования, мы пришли к выводу, что основой всего является здоровье. Тяжелый портфель за плечами школьника – это реальная опасность для сердечно-сосудистой системы и состояния опорно-двигательного аппарата ребенка. Осанку школьникам портят портфели, чей вес не соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
Тяжелый портфель, как и любой непосильный груз, повышает опасность травм, а утомление плохо сказывается на трудоспособности: усталый ребенок не сразу может включиться в работу, а от этого страдает успеваемость.
Однако, острота ситуации может быть снята только тогда, когда вопрос контроля данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учеников.
С результатами своего исследования и предложениями мы познакомили учащихся начальных классов и родителей.
V. Литература.
1. Система гигиенических требований к условиям реализации государственных общеобразовательных стандартов второго поколения (Всероссийское совещание специалистов по гигиене детей и подростков, 25.03. 2009 года).
2. Нормы Госсанэпиднадзора России веса портфеля и школьных
принадлежностей. 2010 год.
3.Интернет-ресурсы: iac@educom.ru
kp.ua.daily.ru www.intex-press.ru
www.eurolab.ua
Приложения
Приложение 1.
Социологический опрос среди родителей, учителей, учащихся «О выборе варианта учебников»
№ Ф.И.О учащихся класс Печатный вариант Электронный вариант Электронный вариант и печатный вариант
1 Амиржанова М. 3 + 2 Мамышев В. 3 + 3 Султанова М 3 + 4 Тастлеуова С. 3 +
5 Шатпаков С. 3 +
6 Измайлов В. 4 + 7 Исангалив Б. 4 + 8 Исангалиева А. 4 + 9 Мухамбетьяров Т. 4 + 10 Мациевская В. 4 + 11 Досанова Г. 4 +
№ Ф.И.О учителей МОУ-сош с.Комсомольское Печатный вариант Электронный вариант Электронный вариант и печатный вариант
1 Атенова А.С. +
2 Саханова А.М. +
3 Шелудякова О.В. +
4 Камкина О.В. +
5 Исангалиева Э.А. +
6 Хижнякова И.М. + 7 Дунина Н.П. +
8 Таспаева А.А. + 9 Братановский А.А. +
10 Грибанова Н.Н. +
11 Бирукут Л.А. +
№ Ф.И.О родителей класс Печатный вариант Электронный вариант Электронный и печатный вариант
1 Амиржанова К.Р. 3 + 2 Мамышева Л.В 3 + 3 Султанова О.М 3 + 4 Тастлеуова С.Ш. 3 +
5 Шатпакова А.Б. 3 +
6 Измайлова Н.Н. 4 + 7 Исангалива Ю.Н. 4 + 8 Исангалиева Э.А. 4 + 9 Мухамбетьярова К.Г. 4 + 10 Досанова Б.Л. 4 +
11 Мациевская И.В. 4 +
Приложение 2.
Рекомендации ученикам.
- Не носите лишнего в ранцах.
- Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него ненужные учебники.
Рекомендации родителям.
- Просим вас: не покупайте тяжёлые ранцы! Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы – 700 г.
- У ваших детей от тяжёлых нагрузок портится осанка.
- Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы.
- Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!
Как правильно выбрать ранец?
1. Ранец должен быть с жёсткой (ортопедической) спиной и с широкими лямками.
2. Ранец должен быть пригнан по размеру и не должен быть слишком тяжёлым.
3. Чтобы не произошло беды на дороге, обратите внимание на наличие у ранца светоотражательных элементов. Ремни ранца должны быть яркими и бросаться в глаза. По бокам и в центре ранец должен также иметь световые значки или светоотражатели.