Летние задания по зоологии для обучающихся 7 классов


Управление общего и профессионального образования Чайковского муниципального района
Летние задания по зоологии для
обучающихся 7 классов
Автор:
Калмыкова Вера Викторовна,
учитель биологии МАОУ СОШ № 7,
ПДО МАОУ ДО СДЮТЭ,
г. Чайковский Пермского края
Чайковский, 2017
Введение
Животный мир Пермского края – удивителен и загадочен, его невозможно познать по школьным учебникам, с ним можно познакомиться только в живую.
Алексей Иванов
Огромная роль в накоплении зоологических знаний и формировании воспитания подрастающего поколения принадлежит зоологическим лабораторным работам. Каждая лабораторная работа с живым объектом предоставляет отличный материал для воспитания эстетических чувств и экологического мировоззрения. Только при работе с живыми зоологическими объектами у обучающихся развивается наблюдательность, умения и навыки определения, сравнения, выявления взаимосвязей и описания процессов жизнедеятельности организма.
Обоснованием разработки данного пособия являются следующие факты:
школьные уроки идут в течение учебного года, когда:
активность животных минимальна (сентябрь – февраль),
неблагоприятные условия межсезонья (октябрь-ноябрь, апрель-март).
пик клещевого энцефалита (май);
в этот период зоологические экскурсии не целесообразны;
в курсе «Зоология» классы малощетинковых червей, двустворчатых моллюсков, насекомых изучаются поздней осенью и зимой; в это время невозможно предоставить обучающимся живые объекты для наблюдения и описания их процессов жизнедеятельности.
Решение этой проблемы автор данного пособия видит в ведении для обучающихся 7 класса летнего задания, состоящего из 5 лабораторных работ и творческих задач.
Новизна и актуальность:
в основу пособия положено содержание регионального компонента (животный мир Чайковского района);
летние задания по зоологии у известных авторов школьных учебников: Н.И.Сонина (2015), Л.Н. Сухорукова,  В.С. Кучменко,  Е.А. Власовой  (2015) содержат не более 2 лабораторных работ, в данном пособие их 5;
осуществляется в рамках системно-деятельностного подхода: освоение предметных знаний обучающимися идет через систему учебных задач (лабораторных заданий), который можно представить следующим алгоритмом: мотивация – целеполагание – планирование обучающимися своей деятельности – выполнение работы, самоконтроль – представление результатов – транслирование приобретенных способов деятельности и знаний;
пособие содержит обязательное (отчет по лабораторной работе) и необязательное задания (творческие задачи), позволяя обучающемуся определять самому свой объем домашнего задания и степень освоения заявленного раздела (индивидуальную зону ближайшего развития).
Область применения методического материала
Методическое пособие "Летние задания по зоологии для обучающихся 7 классов" можно использовать в:
учреждениях дополнительного образования детей краеведческой направленности педагогами дополнительного образования,
общеобразовательных школах учителями, педагогами организаторами, педагогами дополнительного образования,
педагогами клубов по месту жительства, реализующих краеведческие программы.
Возраст обучающихся, на который рассчитан материал: 7 класс (13-14 лет). Материал будет доступен и для увлекающихся зоологией ребят 9-12 лет.
Цель – освоение обучающимися новых знаний о местных животных через организацию самостоятельного выполнения летнего задания по зоологии.
Задачи:
пробудить у обучающихся интерес к познанию малой Родины;
сформировать и развить у семиклассников умения самостоятельной организации наблюдений за животными;
отработать у обучающихся приемы фиксации наблюдений.
Конкретные результаты:
85 - 90% обучающихся 7 класса выполнят обязательную часть летнего задания (5 лабораторных работ; познакомятся с внешним строением, приспособлениями и некоторыми процессами жизнедеятельности 5 животных Чайковского района);
3-5% обучающихся выполнят летнее задание целиком;
более чем у 60% обучающихся будет сформирована мотивация к урокам зоологии.
Теоретическая часть
Научно-педагогическое обоснование содержания пособия
До 2015 года автор данного пособия и не предполагал, что инструкторские карточки для лабораторных заданий на летний период по зоологии сложно отыскать в специализированной литературе и интернете. В работах российских авторов: И.В.Измайлова, В.Е. Михлина (2003) Б.Е. Райкова, М.Н. Римский-Корсакова (2014) прекрасно представлено описание биотопов и животных, но отсутствуют инструкторские карточки-задания.
В интернете в основном встречались работы:
со скаченными инструкторскими карточками из учебников 1980 года, к тому же безграмотно оформленные (Трунова, 2001),
без структурированного технического задания (Сонин, 2015): «Выберите любую интересную для вас тему о любых животных (домашних или диких, больших или маленьких: звери, птицы, насекомые, паукообразные, моллюски, черви и др.). Наблюдайте за выбранным животным! Далее оформите свои наблюдения в виде исследовательской работы, реферата, компьютерной презентации.»Только в УМК «Сфера» авторского коллектива Л.Н. Сухорукова,  В.С. Кучменко,  Е.А. Власовой  (2015) были найдены хорошо разработанные 2 инструкторские карточки для летнего периода:
№ 2 Изучение строения, поведения и почвообразовательной деятельности дождевых червей;
№ 6 Муравейник как модель экологических связей.
На основании выше сказанного было решено разработать 5 лабораторных работ на летний период:
№ 1. Внешнее строение и жизнедеятельность дождевого червя.
№ 2. Внешнее строение и жизнедеятельность моллюска.
№ 3. Внешнее строение и жизнедеятельность насекомого.
№ 4. Внешнее строение рыбы.
№ 5. Внешнее строение птицы.
Тематический выбор лабораторных работ был не случаен:
данные объекты доступны в летний период;
за данной группой животных легко наблюдать в естественной среде обитания (даже за мальками рыбы в водоемах Чайковского района).
Эффективность методического пособия "Летние задания по зоологии для обучающихся 7 классов" значительна повышена путем включения в него необязательной части задания, направленной на решение творческих задач (табл. 1). Творческие задачи были взяты из сборника А.И. Никишова (1995). Под творческой задачей понимается проблема:
с нечетко заданными условиями;
содержащая некое противоречие;
допускающая не одно решение, а серию ответов, часто взаимосвязанных.
Решение нестандартных задач в биологии требует применения различных знаний в этой области и способствует формированию творческого потенциала личности.
Таблица 1.
Содержательные части летнего задания:
обязательная, лабораторная работа, методы реализации: наблюдение, описание, измерение;
необязательная (по желанию обучающихся), решение творческих задач, методы реализации: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, сравнение,  классификация и систематизацияПредметность методического средства
При выполнении летнего задания обучающиеся получают и закрепляют знания о внешнем строении животного, его приспособлениях к среде обитания и процессах жизнедеятельности.
Метапредметность методического средства
При выполнении летнего задания обучающиеся приобретают умения и отрабатывают навыки:
самостоятельной организации наблюдений за животными,
поиск и отбор источников информации для решения поставленных задач,
работы с инструкциями, справочной и художественной литературой,
схематичное изображение живого объекта для выявления главных и второстепенных признаков строения животных по рисункам,
свертывать и развертывать информацию при описании процессов жизнедеятельности,
конкретизации информации, сравнения, обобщения и выявления причинно-следственных связей,
создание собственных текстов-отчетов по лабораторным работам,
анализа применения знаний в нестандартной ситуации.
С учетом требований ФГОС основного общего образования летние задания по зоологии способствуют развитию у обучающихся следующих личностных результатов:
формированию у обучающихся навыков самостоятельной работы, как фундамента самообразования:
установление сроков выполнения летнего задания,
ответственный подход к определению объема летнего задания: выполнения обязательной и необязательной части;
выбор и нахождение объекта для лабораторной работы,
предъявление отчета выполненного летнего задания на оценку,
развитию мыслительных процессов:
сравнение фактов и изучаемых явлений,
определение объекта, его структурных частей,
выявление взаимосвязей наблюдаемых явлений,
решение нестандартных задач,
выявление умений, которые развивались при выполнении лабораторных работ.
Автор пособия надеется, что знания и умения, приобретённые обучающимися в ходе выполнения летнего задания по зоологии, станут достоянием их личного опыта, фундаментом понимания сложного и хрупкого животного мира.Практическая часть
Методическое пособие "Летние задания по зоологии для обучающихся 7 классов" прошло апробацию в течение 2-х лет.
В 2015-2016 учебном году качество реализации данного пособия было очень низким, так как выполнение летних заданий не было в системе обучающихся (данной параллели обучающихся не задавали в 5 классе на лето изготовление гербария) и школьники посчитали их необязательными. Поэтому с 2015 года:
каждый класс стал получать летние задания;
классные руководители получали консультацию о формате летнего задания и важности его выполнения; им предоставлялся электронный вариант летнего задания для загрузки его в беседы и группы класса социальной сети «В контакте»;
посещались родительские собрания 6 классов, где родителей информировали о предстоящем летнем задании.
Алгоритм реализации летнего задания можно представить в следующей последовательности:
Подготовительный этап:
март-апрель - педагог выстраивает сотрудничество с классными руководителями и посещает родительские собрания с целью информирования родителей обучающихся о летнем задании (далее ЛЗ);
май – педагог проводит экскурсию «Растительные сообщества», в ходе которой мотивирует обучающихся к выполнению ЛЗ по зоологии; консультирует обучающихся по летнему заданию; школьники знакомятся с предстоящим ЛЗ, получают консультацию по его организации и выполнению.
Основной этап:
июнь-август – педагог консультирует обучающихся по ЛЗ через социальную сеть «В контакте» и при личной встрече; учащиеся 7-х классов планируют свою деятельность, устанавливают сроки и объем выполнения ЛЗ, выполняют ЛЗ: находят объекты для лабораторной работы, определяют источники информации для решения поставленных задач, контролируют свою деятельность, готовят отчет выполненного ЛЗ на оценку.
Заключительный этап:
сентябрь – педагог оценивает отчеты обучающихся по ЛЗ, проводит анализ работ, организует выставку творческих работ обучающихся, поощряет обучающихся, чьи работы выполнены на высоком уровне; учащиеся 7-х классов знакомятся с выставкой творческих работ, соотносят свой полученный образовательный продукт с представленными, радуются, если их работы отметили;октябрь-март – педагог знакомит обучающихся с ответами на творческие задачи в ходе изучения соответствующих тематических разделов; школьники анализируют свое решение задачи с представленным;
ноябрь – педагог организует и проводит лабораторную работу «Внешнее и внутреннее строение креветки» (Тип Членистоногие, класс ракообразные) с целью выявления приобретенных способов обучающимися в ходе выполнения ЛЗ; учащиеся 7-х классов транслируют приобретенные способы: наблюдения за объектами, работы с инструкциями, схематичного изображения живого объектаОценивание летнего задания
Все лабораторные работы (обязательная часть летнего задания) оцениваются по пятибалльной системе.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
выполнил работу полностью, но допустил в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 75% работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 50% работы или допустил:
не более двух-трех негрубых ошибок;
одной негрубой ошибки и трех недочетов.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Каждая задача (необязательная часть летнего задания) в зависимости от объема и глубины ее решения оценивается в баллах (от 0 до 10). Затем баллы переводятся в систему:
оценка "5" - 10 баллов,
оценка "4" - 8 баллов,
оценка "3" - 6 баллов,
остальные баллы остаются бонусными и учитываются при выставлении отметок за следующие контрольные работы по зоологии.
По итогам проверки летнего задания определялось количество обучающихся:
выполнивших обязательную часть летнего задания;
выполнивших полностью летнее задание;
с сформированной мотивацией к урокам зоологии.
Наличие мотивации обучающихся к урокам зоологии определялось методом педагогического наблюдения в течение сентября по следующим критериям:
проявляет активность в ходе урока: уточняет, интересуется живыми организмами из лабораторных работ, готов поддержать дискуссию;
проявляет эмпатическое слушание (переживает во время рассказа или демонстрации объекта).
Полученные данные обрабатывались математически:
2015-2016 уч. год:
общий охват участников (А) – 62 чел.,
количество обучающихся 7 класса, выполнивших обязательную часть ЛЗ (В)
В / В х 100% / А) = 30 чел./ 48,3%
количество обучающихся 7 класса, выполнивших полностью ЛЗ (С)
С / С х 100% / А = 0
количество обучающихся, с сформированной мотивацией к урокам зоологии (D)
D / D х 100% / А = 12 чел. / 19,35%
качество выполненных ЛЗ (на оценку «4» и «5») (F)
F / F х 100% / А) = 27 количество работ / 43,5%
2016-2017 уч. год:
общий охват участников (А) – 127 чел.,
количество обучающихся 7 класса, выполнивших обязательную часть ЛЗ
В / В х 100% / А) = 125 чел./ 98,4%
количество обучающихся 7 класса, выполнивших полностью ЛЗ
С / С х 100% / А) = 5 чел. / 3,9%
количество обучающихся, с сформированной мотивацией к урокам зоологии
D / D х 100% / А) = 81 чел. / 63,7%
качество выполненных ЛЗ (на оценку «4» и «5»)
F / F х 100% / А) = 119 количество работ / 93,7%
Из представленных данных следует, что грамотно организованный подготовительный этап реализации летнего задания позволяет максимально приобщить обучающихся к форме летнего задания по зоологии:
в 2 раза вырос показатель «количество обучающихся 7 класса, выполнивших обязательную часть летнего задания»,
в 3 раза увеличился показатель «количество обучающихся, с сформированной мотивацией к урокам зоологии». Появились учащиеся, которые стали целиком выполнять летнее задание,
в 2,16 раз повысилось качество выполнения отчетов по летним заданиям.
Дидактическая часть
Задание на лето.
Дорогие друзья, высылаю алгоритм лабораторных работ № 1-5. Внимание, эта часть задания обязательная! Зарисовки, фотографии, ваши наблюдения – повысят уровень вашей лабораторной работы и смогут помочь в сборе материала для переводного экзамена по зоологии в форме исследовательской работы, если вы заинтересуетесь этим предметом.
После каждой лабораторной работы есть творческие вопросы (необязательная часть задания). Она рассчитана на любознательных учеников и тех, кто желает развивать у себя мыслительные процессы.
Желаю вам удачи!
Лабораторная работа № 1.
Внешнее строение и жизнедеятельность дождевого червя.
Цель: с помощью наблюдения изучить внешнее строение дождевого червя и познакомиться с его некоторыми процессами жизнедеятельности.
Ход работы
1.Рассмотрите дождевого червя. Определите его форму тела. С помощью линейки определите его размеры.
2. Зарисуйте дождевого червя. На рисунке обозначьте:
кольца-членики,
поясок (крупное утолщение),
передний (более заостренный) конец тела с ротовым отверстием,
задний (более тупой) конец тела с анальным отверстием, через которое из организма удаляются непереваренные части пищи,
спинную (выпуклую) часть тела,
брюшную (плоскую) часть тела.
3. Осторожно проведите пальцем по брюшной или боковой стороне тела червя от заднего к переднему концу (вы ощутите прикосновение щетинок). Рассмотрите с помощью лупы расположение щетинок на теле червя.
4. Обратите внимание на кожу червя. Определите, какая она - сухая или влажная? Как вы думайте, какое значение имеют такая кожа и такие щетинки для жизни червя в почве?
5. Понаблюдайте за передвижением червя по стеклу и на шероховатой бумаге. Опишите этот процесс. Какую роль в этом выполняют щетинки?
6. Прикоснитесь палочкой к разным участкам тела дождевого червяка. Как червь реагирует на прикосновение к его телу палочек?
7. Понаблюдайте и опишите, как передвигается дождевой червь в земле.
8. Понаблюдайте и опишите, как дождевой червь образует норки в земле.
9. Понаблюдайте и опишите, как и чем питается дождевой червь.
10. Укажите самые интересные факты из жизни дождевого червя.
Вывод (какие умения вы развивали при выполнении данной лабораторной работы?)
Вопросы для тех, у кого пробудился интерес к дождевым червям (данная часть задания необязательная).
Почему дождевых червей очень много мы встречаем во время дождя?
Что происходит с дождевыми червями, когда наступает засуха?
Если полить водой на дождевого червя его активность повысится или нет? Почему?
Какая реакция будет дождевого червя если рядом поставить половинку луковицы (внимание, чтобы не вызвать химического ожога луковица не должна соприкасаться с телом червя)?
Какая реакция будет дождевого червя если рядом поставить крышечку, заполненную молоком (внимание, крышечка с молоком должны находиться на одном уровне с землей)?
Лабораторная работа № 2.
Внешнее строение и жизнедеятельность моллюска.
Цель: с помощью наблюдения изучить внешнее строение моллюска и познакомиться с его некоторыми процессами жизнедеятельности.
В Чайковском районе часто встречаются следующие виды моллюсков:
БРЮХОНОГИЕ МОЛЛЮСКИ (тело состоит из головы, туловища, ноги; имеют спиральнозакрученную раковину).

Катушка. Все обороты раковины моллюска располагаются в одной плоскости. Катушка - обитатель Завьяловского, Заринского водоемов и Зеленого озера г.Чайковский

Прудовик - обитатель Завьяловского, Заринского водоемов и Зеленого озера г.Чайковский

Слизень - моллюск без раковины, обитатель луга, огорода, леса, вредитель сельского хозяйства.
ДВУСТВОРЧАТЫЕ МОЛЛЮСКИ (тело состоит из туловища, ноги; имеют раковину, состоящую из двух створок).

Перловица - индикатор чистой воды, фильтратор, обитатель реки Камы. Ее личинки паразитируют на жабрах, плавниках и кожных покровах рыб.

Беззубка, в отличие от перловицы, имеет более крупную и хрупкую раковину. Индикатор чистой воды, фильтратор, обитатель реки Камы. Ее личинки паразитируют на жабрах, плавниках и кожных покровах рыб.

Дрейссена - обитатель реки Камы. Имеет биссусную железу, благодаря которой выделяют тонкие нити биссуса, за счет которых прочно прикрепляется к субстрату. Причиняет вред, затрудняя движение судов и мешает работе гидроэлектростанций. Фильтратор.
Ход работы
1.Рассмотрите моллюска. Определите его форму тела. С помощью линейки определите его размеры.
2. Зарисуйте моллюска, подпишите его название. На рисунке обозначьте:
вершину (самая возвышенная часть) раковины,
годичные кольца (темные изогнутые линии, ограничивающие годичные слои прироста раковины моллюска),
ногу,
тело,
роговой слой раковины (наружный слой раковины),
Если у вас брюхоногий моллюск
устье (отверстие, из которого моллюск выносит тело),
завиток (один оборот раковины),
голову,
щупальце,
глаза,
мантию.
Если у вас двустворчатый моллюск
створки,
передний конец (заостренный конец раковины),
задний конец (тупой конец раковины),
выводной сифон (располагается вблизи места скрепления раковин на переднем конце),
вводный сифон (располагается около выводного сифона, но дальше от места скрепления раковин на переднем конце),
***если моллюск живой, то можно рассмотреть мантию и жабры и их обозначить и подписать на рисунке;
***если моллюск мертвый, то с внутренней стороны раковины в районе сгиба створок можно увидеть потертые пятна от мускулов-замыкателей, которые обеспечиваю закрытие раковины и перламутровый слой; зарисуйте отметьте:
места прикрепления мускулов-замыкателей, перламутровый слой.
3. По годичным кольцам определите возраст моллюска.
4. Понаблюдайте за перемещением моллюска. Опишите процесс передвижения данного животного.
5. Аккуратно прикоснитесь палочкой к разным участкам тела моллюска: раковине, ноге. Как животное реагирует на прикосновение к его телу палочек?
6. Понаблюдайте и опишите, как и чем питается моллюск.
7. Напишите самые интересные факты из жизни данного моллюска.
Вывод (какие умения вы развивали при выполнении данной лабораторной работы?)
Вопросы для тех, кто заинтересовался моллюсками и желает у себя развивать мыслительные процессы (данная часть задания необязательная).
У слизня редуцирована раковина с годичными кольцами. Предложите варианты как можно у него установить возраст?
Большой прудовик может подолгу находиться у поверхности водоема, держась подошвой за пленку поверхностного натяжения воды. Если моллюска слегка при этом толкнуть, чтобы он погрузился в воду, то будет видно, как животное снова всплывет на поверхность. Чем это можно объяснить?
Слюнные железы некоторых хищных брюхоногих моллюсков, питающихся другими моллюсками, содержат свободную 2-4% серную кислоту, облегчающую им добывание пищи. Каким образом хищные моллюски используют кислоту?
Некоторые виды растительноядных улиток, обитающие в засушливых степях и полупустынях, впадают в летную спячку. Моллюски прикрепляются устьем раковины к стеблям растений или предметам, заклеивая вход в раковину пленкой из застывшей слизи с известью. Какое значение имеет такое сезонное поведение улиток?
Из бассейна, в котором выращивают съедобных устриц, время от времени спускают воду, вырабатывая у моллюсков защитную реакцию на осушение. Какое значение может иметь выработанная у моллюсков защитная реакция для их хозяйственного значения?
В Голландии и Англии, употребляющих в год на душу населения до 12 кг. съедобных двустворчатых моллюсков, прекратили вылавливать для этих целей мидий и устриц, обитающих на ме6лководье у берегов. Мясо этих моллюсков, из прежде съедобного, стало ядовитым. Объясните, почему и как это произошло?
В теле гигантской тридакны есть небольшие бугорки из совершенно прозрачных клеток, собирающихся и проводящих свет в глубину тканей животного. Под этими бугорками и в желудке тридакны встречаются зооксантеллы (микроскопические зеленые водоросли). Какое значение имеет сожительство зооксантелл и тридакны.
Лабораторная работа № 3.
Внешнее строение и жизнедеятельность насекомого.
Цель: с помощью наблюдения изучить внешнее строение насекомого и познакомиться с его некоторыми процессами жизнедеятельности.
Ход работы
1.Рассмотрите насекомого. Укажите его место обитания.
2. Зарисуйте и подпишите название насекомого. На рисунке обозначьте:
голову,
грудь,
брюшко,
крылья,
усики,
глаза,
конечности.
3. Опираясь на рис. 1. определите тип ротового аппарата животного.

Рис. 1. Типы ротовых аппаратов насекомых.
4. Опираясь на рис. 2. определите вид усиков насекомого.

Рис. 2. Виды усиков насекомых.
5.Опираясь на рис. 3-4 . определите тип конечностей животного.

Рис. 3. Типы конечностей насекомых.

Рис. 4. Типы конечностей насекомых: а – ходильная, б – плавательная, в – прыгательная,
г – хватательная, д – присасывательная, е – собирательная, ж – бегательная,
з – копательная.
6. Понаблюдайте за передвижением насекомого. Опишите этот процесс.
7. Как насекомое формирует свое жилище?
6. Понаблюдайте и опишите, как и чем питается это животное.
7. Напишите самые интересные факты из жизни данного насекомого.
Вывод (какие умения вы развивали при выполнении данной лабораторной работы?)
Вопросы для тех, кто заинтересовался насекомыми и желает у себя развивать мыслительные процессы (данная часть задания необязательная).
Медоносную пчелу относят к домашним животным, а рыжего таракана или платяную моль – нет. Как можно объяснить это, ведь рыжий таракан и платяная моль живую в домах человека, а пчелы - на пасеках?Жук–плавунец дышит атмосферным воздухом и время от времени поднимается к поверхности воды – обновляет воздух. Как можно объяснить, что жук при этом держится на поверхности воды задним концом тела вверх, а головой вниз? Как он набирает воздух у поверхности воды?
Водомерки быстро передвигаются по поверхностной пленке воды, ловят различных мелких насекомых, которыми они питаются. Почему ноги водомерок не прорывают поверхностную пленку воды даже тогда, когда эти животные подпрыгивают при ловле добычи?
Почему бабочки, пчелы, жуки во взрослом состоянии не линяют?
Бабочка тутового шелкопряда во взрослом состоянии не питается. У нее не развиты ротовые органы. Как же живут эти насекомые, не питаясь?
Гусеница бабочки-капустницы перед окукливанием переползает на заборы, стены надворных построек и превращается в куколок. Некоторые гусеницы в куколок не превращаются: около них появляются какие-то золотистые продолговатые коконы, а сами гусеницы погибают. Как можно объяснить такое явление?
Лабораторная работа № 4.
Внешнее строение рыбы.
Цель: с помощью наблюдения изучить внешнее строение рыбы и установить ее приспособления к водной среде обитания.
Ход работы
1.Рассмотрите рыбу. Укажите ее место обитания.
2. Зарисуйте и подпишите название рыбы. На рисунке обозначьте:
голову,
туловище,
хвост,
рот,
глаза,
ноздри,
спинной плавник,грудные плавники,
брюшные плавники,
хвостовой плавник,
жаберную крышку,
чешую,
боковую линию.
3. Какие функции выполняют плавники: спинной, грудной, брюшной, хвостовой?4. Опишите характер передвижение рыбы в воде.
5. Какие особенности и механизмы позволяют рыбе плавать?
5. Как данное животное ведет себя во время опасности?
6. Понаблюдайте и опишите, как и чем питается рыба.
7. Напишите самые интересные факты из жизни данного животного.
Вывод (какие умения вы развивали при выполнении данной лабораторной работы?)
Вопросы для тех, кто заинтересовался рыбами и желает у себя развивать мыслительные процессы (данная часть задания необязательная).
У некоторых океанских рыб суточная активность такова. Половину суток они проводят в верхних слоях воды, богатых кислородом, где они охотятся. На ночь они спускаются вниз. Но нижние слои воды бедны кислородом. Как же рыбы там дышат?
Еж-рыба имеет маленький объем. Если угрожает опасность, то эта рыба увеличивает объем («надувается»), оттопыривает многочисленные шипы, которые до этого плотно прилегали к телу. Так выглядит ее угрожающая поза. Предложите гипотезы о том, как она это делает.
У маленькой рыбки много врагов, а защищаться ей нечем. Единственное, что есть, - многочисленные стаи и маленькая острая мордочка. Предложите варианты защиты этой маленькой рыбки.
Как без сетей и удочек в прибрежной полосе моря ловили рыбу люди каменного века?
Предложите способ охоты на акулу, основываясь на известных вам ее физиологических особенностях.
Оказываются пираньи нападают не на любых животных, попавших в их водоем. Почему же некоторых они атакуют, а других нет?
Рыба губан, обитающая у Большого Барьерного рифа, живет стаями. Стая имеют жесткую иерархическую структуру: доминирует самец, у него есть несколько самок, которые тоже образуют иерархическую лестницу, и так далее. Самый настоящий гарем – султан и множество жен – от старшей до младшей. Других самцов в стае-гареме нет. Когда исчезает доминирующий самец, стая без управления может погибнуть. Но этого все же не происходит, стая не гибнет и не распадается. Почему?
Лабораторная работа № 5.
Внешнее строение птицы.
Цель: с помощью наблюдения изучить внешнее строение птицы и установить ее приспособления к воздушной среде обитания.
Ход работы
1.Рассмотрите птицу. Укажите ее место обитания.
2. Зарисуйте и подпишите название птицы. На рисунке обозначьте:
голову,
туловище,
хвост,
надклювье,
подклювье,
глаза,
ноздри,ушное отверстие (рассмотреть могут только внимательные наблюдатели),
крылья,
ноги,
цевку,
когти,
перья.
3. Какие функции выполняет перьевой покров птицы?
4. Опишите характер полета птицы.
5. Какие особенности и механизмы позволяют птице летать?
5. Как данное животное ведет себя во время опасности?
6. Понаблюдайте и опишите, как и чем питается птица. Склевывает ли она камни или
железные мелкие предметы?
7. Напишите самые интересные факты из жизни данного животного.
Вывод (какие умения вы развивали при выполнении данной лабораторной работы?)
Вопросы для тех, кто заинтересовался птицами и желает у себя развивать мыслительные процессы (данная часть задания необязательная).
Некоторые крупные морские птицы могут «сопровождать» в морях теплоходы, подолгу преследуя их. Почему?
Аравитяне не знали где растет корица. Но знали, что большие птицы приносят сухие полоски коры корицы в свои не очень крепкие гнезда, слепленные из глины. Эти гнезда располагаются на кучах гор, куда человек не в состоянии добраться. Какую уловку придумали аравитяне для добывания корицы из гнезд птиц?
Предложите серию экспериментов, подтверждающих ориентирование птиц в полете по солнцу (звездам, магнитному полю Земли).
Как кукушка подкладывает свои яйца в гнезда других птиц?
Существует легенда о том, как к Долине алмазов около Голконды в IV веке до н.э. приблизились воины Александра Македонского. Но заветное место охраняли ядовитые змеи, и спуститься туда было невозможно. Тогда полководец приказал бросить вниз куски жирного мяса. Алмазы прилипали к ним, а прирученные орлы, спланировав вниз, схватили их и положили к ногам царя Македонии. Найдите в этой легенде биологическую ошибку.
В минуту сильного потрясения у рябчика (например, если его атакует ястреб) обильно выпадают перья. Чем это можно объяснить?
У африканского страуса длинная шея и длинные ноги, а у пингвина шея и ноги короткие. Как можно объяснить такие различия в строении страуса и пингвина?
К местам гнездования стрижи прилетают последними, а улетают на зимовку первыми. Грачи весной прилетают первыми, а на места зимовок последними. Как можно объяснить различия в сроках прилета и отлета птиц?
Литература, используемая при составлении методического пособия
Измайлов И.В., Михлин В.Е. Биологические экскурсии. – М.: Просвещение, 2003. с.217
Никишов А.И. Дидактический материал по зоологии. Методическое пособие для учителей и учащихся. – М.: «РАУБ» «Цитадель», 1995. с.174
Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. – М.: Топикал, 2014. с. 375.
Трунова Л. Б. Методические рекомендации к проведению лабораторно-практических занятий по зоологии. [Электронный ресурс], / Электрон. методические рекомендации – Мичурин: 2001. - Режим доступа: https://educontest.net/ru/173914/методические-рекомендации-к-проведе-4/ , свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
Сонин Н.И. Играя, вспоминаем: летние задания. [Электронный ресурс] / Электрон. пособие составленное по учебнику Н.И. Сонина «Биология. 7 класс», - Москва: 2015. - Режим доступа: http://biouroki.ru/material/letnie-zadaniya.html, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
Сухоруков Л.Н., Кучменко В.С., Власова Е.А. Биология. Разнообразие живых организмов. // учеб. для 7 класс. - М.: Просвещение, 2015. – 302 с.: ил.
Литература для обучающихсяАлексевнина М.С. , Воронин Ю.К., Гореликова Н.М. Животные прикамья. – В 3-х т. Т. 1. – Пермь.: Книжный мир, 2001. с.179.
Башарин В.Н., Башарина А.Г., Никитина В.В. Зоопарк в твоей книжке. – Харьков.: Услуга, 2009. с.160.
Брем А.Э. Жизнь животных. В 3-х т. Т. 3. – М.: Терра, 2008. с. 342.
Бровкина Е.Т, Сивоглазов В.И. Атлас родной природы. Животные водоемов и побережий.: Учебное пособие для школьников младших и средних классов. – М.: Эгмонт Россия, 2001. с. 6-31.
Зиновьев Е. А., Овеснов С.А., Переведенцева Л.Г., Шепель А.И. Сокровища Пермского края: По страницам Красной книги Пермской области. - Пермь: Книжный мир, 2005. С.19-68.
Зиновьев В.А., Юшков Р.А., Воронов Г.А., Литвинов Н.А. Животные Прикамья: Учебное пособие. - Книга II. - Пермь: Книжный мир, 2001. С.37-53.
Измайлов И.В., Михлин В.Е. Биологические экскурсии. – М.: Просвещение, 2003. С.79-222.
Козлов М.А., Олигер И.М. Школьный атлас-определитель беспозвоночных. - М.: Просвещение, 1991. с. 5-31.
Ласуков Р. Обитатели водоемов. - М.: Рольф, 1999. с. 22-100.
Молис С.А. Книга для чтения по зоологии. – М.: Просвещение, 1981. С. 78-79.
Олигер И.М., Козлов М.А. Школьный атлас-определитель беспозвоночных. –М.: Просвещение, 1991. – с. 207.
Панфилов Д.В. В мире насекомых. – М.: Лесная пром-сть, 1977.- с. 71-72.
Плавильщиков Н.Н. Определитель насекомых: Краткий определитель наиболее распространенных насекомых европейской части России. М.: Топикал.1994. с. 9-420.
Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. – М.: Топикал, 2014. с. 375.
Хейсин Е.М. Краткий определитель пресноводной фауны. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство просвещения РСФСР, 1962. 148 с.
Шураков А.И., Воронов Г.А., Каменский Ю. Н. Животный мир Прикамья. - Пермь, 1989. с. 10-58.
Большая страна: Пермский край [Электронный ресурс] / Электрон. статья - Пермь: 2010. - Режим доступа: http://www.bigcountry.ru/page1.php?idm=83, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
Литература для педагогов
Алексевнина М.С. , Воронин Ю.К., Гореликова Н.М. Животные прикамья. – В 3-х т. Т. 1. – Пермь.: Книжный мир, 2001. с.179.
Башарин В.Н., Башарина А.Г., Никитина В.В. Зоопарк в твоей книжке. – Харьков.: Услуга, 2009. с.160.
Брем А.Э. Жизнь животных. В 3-х т. Т. 3. – М.: Терра, 2008. с. 342.
Измайлов И.В., Михлин В.Е. Биологические экскурсии. – М.: Просвещение, 2003. С.79-222.
Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года // Внешкольник, 2014, 93, №11, с. 4-7.
Молис С.А. Книга для чтения по зоологии. – М.: Просвещение, 1981. С. 78-79.
Никишов А.И. Дидактический материал по зоологии. Методическое пособие для учителей и учащихся. – М.: «РАУБ» «Цитадель», 1995. с.174
Олигер И.М., Козлов М.А. Школьный атлас-определитель беспозвоночных. –М.: Просвещение, 1991. – с. 207.
Панфилов Д.В. В мире насекомых. – М.: Лесная пром-сть, 1977.- с. 71-72.
Плавильщиков Н.Н. Определитель насекомых: Краткий определитель наиболее распространенных насекомых европейской части России. М.: Топикал.1994. с. 9-420.
Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. – М.: Топикал, 2014. с. 375.
Хейсин Е.М. Краткий определитель пресноводной фауны. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство просвещения РСФСР, 1962. 148 с.