Внеклассное мероприятие В мире ботаники











































Ведущий: Мы закончили изучение Царство Растения.
Узнали, как многообразен и удивителен мир растений. Растения сопровождают нас всю жизнь. И знание мира растений- один из показателей культуры человека. Общение с растениями развивает способность наблюдать, воспринимать прекрасное. И вам в жизни предстоит узнать еще много нового из жизни растений, ведь очень много интересного осталось за страницами учебника.
И вот сейчас мы узнаем, кто же лучше из Вас знает мир растений. Вас ожидают загадки, игры, интересные сообщения, а может быть и открытия.
Послушайте правила, которые необходим соблюдать.
Запрещается: шуметь и скучать!
Разрешается: принимать активное участие в конкурсах, приветствовать участников аплодисментами !
А теперь внимание!
Конкурс 1 Представление команд
название команды, капитан;
Девиз команды;
Эмблема;
Конкурс 2 Разминка
Наука о живой природе?
Наука в растениях?
Наука в многообразии растений и их классификации ?
Самое высокое растение на земле?
Почему водоросли не живут на глубинах больше 250 м ?
Кто изобрел микроскоп ?
Самое быстрорастущее растение?
У какого растения древесина со временем становиться тверже металла ?
Ископаемое голосеменное растение ?
Что собой представляет цветение воды ?
У какого растения самая легкая древесина?
12.Часть природы, окружающая живые организмы с которой они взаимодействуют ?
Конкурс 3 Знаете ли вы систематику растений. Найдите ошибку.
Перед каждой командой конверт, в котором находятся карточки, со схемами, отражающими систематическое положение предложенных видов растений, однако эти схемы содержат ошибки.
Задача - найти ошибки и записать схему правильно
Конкурс 4 Игра «Кто больше?»
По одном игроку из команды
Встать на одну линию
По очереди называть растения семейства, делая шаг вперед
Название растений не должно повторятся
Побеждает тот. кто больше всего назовет видов растений
Кто промолчит более 3-х секунд- выбывает из игры
1
2
3

Семейство бобовые
Семейство розоцветные
Семейство крестоцветные

4
5
6

Пасленовые
Сложноцветные
Злаки


Конкурс 5 «Кто определит раньше?»
перед командами гербарии растений по числу играющих
для всех гербарии одинаковые
по сигналу игроки "бегут" к столу по одному представителю от команды
каждый выбирает из своей стопки любой гербарий, пишет на листочке название и кладет в гербарий- отдает членам жюри.
Конкурс 6 "Узнай семейство"
учащиеся каждой группы должны узнать растения, которые относятся к выбранному ими семейству
перед каждой командой мелом очерчен круг
ведущий читает названия растений, а один из участников команды за 3 сек. должен забежать в круг обозначающий нужное семейство
кто ошибется или не успеет забежать в круг, принесет своей команде штрафное очко.
Список растений: роза коричная, томат обыкновенный, хрен деревенский, пшеница мягкая, тюльпан Шренка, белена черная, лилия луговая, земляника лесная, гусиный лук, гулявник лекарственный, горох посевной, сурепка посевная, лапчатка прямостоячая, пырей ползучий, гравилат речной,смородина черная, дурман, кукуруза, чеснок, редька дикая, яблоня, ландыш.

Конкурс 7 Капитанов
в конвертах вопрос-загадка.
В селение пришла тревожная весть: «В долине семи озер появилась неведомая трава! Листья гладкие да кругловатые, словно яйца. И посреди них хвост торчит.... - Не трава страшна, страшен тот кто занес ее в наши края, - мрачно сказал вождь племени. «След белого человека»- с негодованием и страхом говорили североамериканские индейцы, показывая на невзрачное растеньице.
О каком растении шла речь и что вы знаете о нем интересное?
В одном сибирском городе рыли котлован для нового дома. И вдруг строители наткнулись на деревянные трубы. Эти трубы оказались частью старинного водопровода. И сделаны были эти удивительные трубы из древесины дерева. Многие годы по ним текла вода. При осмотре все они оказались невредимыми, без следов гниения. Из древесины какого дерева были сделаны эти трубы и что вы знаете об этом удивительном дереве?
Какое дерево у славян считали священным и почему это дерево называли- называют деревом -4-х дел:
первое дело- мир освещать,
второе дело- крик утешать,
третье дело- больных исцелять
четвертое дело- чистоту соблюдать
Ни один растительный орган, писал К.А. Тимирязев - не испытывал на себе человеческой несправедливости в такой степени, как лист.... До конца прошлого столетия ,,,, лист продолжал пользоваться легкомысленной славой пышного, но бесполезного наряда ...» Защитите лист. Расскажите о его значении.

В аквариуме, кроме рыбок, есть водные растения: они украшают аквариум, но вынутые из воды
теряют форму. Почему?

6. Одна богатая леди, узнав, что растения очищают воздух, велела слугам принести из зимнего сада в ее спальню, которая не проветривалась 5 самых больших кадок с тропическими растениями. Утром дама проснулась с головной болью. После этого она убеждала всех что растения не очищают, а портят воздух. Как бы вы объяснили даме, что она не права?
Конкурс 8 Конкурс болельщиков «И в шутку, и всерьез».

Вопросы задавать болельщикам команд
Если они затрудняются с ответом, вопрос переадресуется болельщикам другой команды.
Время обдумывания вопроса 15 секунд.
Под соснами в лесу встречаются молодые елочки, а под елями молодые сосенки не встречаются Почему ?
У каких растений самые глубокие корни?
Что с земли легко поднимешь, но далеко не закинешь?
Как при помощи деревьев можно определить стороны горизонта?
Кто говорит на всех языках?
У какого растения самая большая продолжительность жизни листьев? ( У вельвичии удивительной) Ю-3 Африка ее 2 сидячих кожистых листа длиной более 34 метров живут около 100 лет.
Какой тропический цветок пахнет падалью? (Раффлезия Арнольди)
Какой болезнью человек не болеет на земле? (морской)
Может ли страус назвать себя птицей?
Цветами какого овощного растения украшала свою прическу французская королева? (картофель)
Это растение называют «кормильцем Востока» Что это за растение?
От чего плывет утка ? (от берега)
Назовите хищные растения? (росянка, росолит, венерина мухоловна).
С какой птицы надо ощипать перья, чтобы получить - утро, день, вечер, ночь? ( с утки)

Конкурс 9 «Загадки с отгадками».
О каких растениях говорится в этих загадках?
Рисунки будут вам подсказкой.
Желтоглазые цветы из воды или, может, это вовсе не цветы? Может, это рыбаки у реки позабыли свои поплавки? (кувшинка желтая)
Смотрят из канавки желтые купавки у них на самом донышке горит кусочек солнышка (купальница)

Есть у птицы 2 крыла, чтоб она летать могла, а цветку не повезло- у него одно крыло, (белокрыльник болотный)
На поляне у тропы он стоит открыто, крепкий стебель да шипы- вот его защита. Если схватят молодца, будет драться до конца! (чертополох поникший).

С виду сух он и строг- часовым у дорог- к волоску волосок и копье- колосок. Ничего что ершист- он как сено, душист.( душистый колосок)
Это прозвище недаром у красивого цветка. Капля сочного нектара и душиста и сладка! От простуды излечиться Вам поможет....В лес пойдете, не забудьте.... Поклониться, (медуница).

В тенистых лесах, на лугах заливных его мы встречаем в разгаре весны. Когда зацветает- красивый на вид. Но будь осторожен- цветок ядовит, (чистяк, жабник).
Очень зло глядит на вас. из травы
« »? Посмотрите, даже вид этих ягод ядовит, (вороний глаз).

Каждый лист разбит на дольки. Подсчитай-ка -долек сколько? Восемь, десять, двадцать, тридцать... тут легко со счета сбиться. У кого желанье есть дольки снова перечесть ? (тысячелистник)
Голодный шмелик вдыхает тяжко:- Поесть бы кашки... да вот же «кашка»! Попробуй, шмелик, в ней сок медовый- шмелям и пчелам обед готовый, (клевер луговой).

Волшебница в полночь по лесу бродила и бусинки- звезды в траву обронила, а утром из теплой апрельской земли те белые звезды цветами взошли. ( звездчатка ; лесная).
Погляди-ка погляди - ка ! Что за
красный огонек? Новый
празднует денек. А когда настанет вечер, лепестки свернет цветок: До утра! До новой встречи! И погасит огонек, (гвоздика травянка).




Конкурс 10 «Ай болит»
а сейчас вам предстоит использовать полученные знания о растениях на практике
представьте себе - вы пришли к другу- подружке. Он (она) больны.
Их мучает кашель и насморк, болит горло, повышена температура.
Какое народное средство для лечения вы посоветуете?
В конвертах распределены семейства растений.


Семейство крестоцветные
А) редька с медом, от кашля, 3-4 раза в день до еды. Б)горчичники (горчица) в носки, парить ноги.

Семейство розоцветные
Малина- жаропонижающая, чай

Семейство пасленовые
Вдыхание пара, получаемое при раздавливании только что сваренного картофеля - он хорошо согревает верхние дыхательные пути.

Семейство Злаки
Потогонное и отхаркивающее средство- использовать настой корневища пырея. (15-20г. корневища заливают 2-мя стаканами холодной воды и настаивают 10-12 часов, перед едой по 3 ст. ложки).

Семейство Лилейные
А)Лук- порезать мелко- в стеклянную посуду, густо посыпать сахаром, настоять 4-5 часов. Полученный сок пью 4-5 раз в день по 1 чайной ложке.
Б) При насмороке – натереть лук, положить на дно чашки, которую поставить в посуду с горячей водой. Чашку накрывать воронкой из плотной бумаги и через нее попеременно дышать то одной, то другой ноздрей, 5-10+3-4 раза в день



Конкурс 11 «Лучший художник».

конкурс для болельщиков команд
завязать глаза и нарисовать

Строение семени фасоли
Органы цветкового растения
Строение цветка



Конкурс 12 «Ты мне, я тебе»

Команды задают свои вопросы
Если команда не отвечает, вопрос переадресуется болельщикам

1.Пятиклассник узнав, что из воды и СО 2 на солнечном свету образуется крахмал, решив получить его. Он поставил сифон с газированной водой (газированная смесь представляет собой смесь СО2 и воды) на яркий свет. Образовался ли крахмал в сифоне? Что необходимо для образования крахмала?
1. Какой орган употребляют в пищу у
- картофеля – видоизмененный побег (клубень)
-свеклы – корнеплод (утолщенный главный корень)
-цветной капусты соцветие
-чеснока, лука – луковица (видоизмененный побег)
-редиса – корнеплод
- ржи – плод и семя (зерновка)
-салат – листья
-подсолнечник – плод семянка

2. Самая древняя хлебная культура? (пшеница)
2. Часто это растение называют «зеленой коровой», т.к. из его семян делают молоко, творог, масло, заменители какао, шоколада. Как называется это растение ? (соя)

3 Самое музыкальное хвойное растение? (ель)
3. Почему увеличивается урожай растений, если их предшественниками были бобовые?

4. Какое чудо природы (эндемик)встречается в африканской пустыне Намиб? Его широкий ствол достигает до 4-х метров поперечнике и возвышается над землей всего 50 см. В глубину ствол уходит конусом, постепенно превращаясь в корень на 5 м – до уровня грунтовых вод. На этом стволе нет годичных колец, древесина тонет в воде. И за всю жизнь у этого растения вырастает 2 листа, которые со временем удлиняются и достигают длины 3-4 м, они никогда не опадают растут и растут годами, веками (вельвичия).
4. Это растение может расти в комнатных условиях. Но у себя на родине – в Индии совершенно преображается. Его ветви выпускают воздушные корни, которые достигнув земли – укореняются и сами превращаются в стволы. От стволов снова отходят воздушные корни и все повторяется. Так продолжается долго, и в результате одно дерево приобретает сотни и тысячи стволов. Такое «дерево – лес» как называется (баньян – фикус).

Конкурс 13 «Самый знающий болельщик»
Объясните смысл поговорки: «Лук- от семи недуг»
/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/- «Картошка - хлебу при сошка»
Откуда поговорка «Белены объелся?»
Какое растение из семейства Злаки носит название «огонь полей» Почему? ( на 1 кв.м.почвы корневище достигает общей длины 65 км- пырей ползучий).
Назовите 5 наиболее ядовитых растений ?- ( вех ядовитый, вороний глаз, дурман обыкновенный, белладонна)
Какой мох имеет важное практическое значение? (мох-сфагнум- торф, медицинское значение - антисептик).
Из какого дерева делают спички? (осина)
Почему комнатные растения размножаются главным образом вегетативно? ( не цветут или без искусственного опыления не дают плодов).
Назовите растения барометры? ( цветы- фиалки закрываются пред дождем, зелень моркови перед дождем поникает, плачут пред дождем - клен, каштан, канны- из-за увеличения влажности и уменьшения испарения с листьев).
Найди ошибки в письме рассказе.


Рассказ.
Летом я был у бабушки в деревне. Работы хватало всем, ведь у бабушки большой огород. Б обед- полить, вечером- прополоть, а также окучить, лук и морковь. Я помогал бабушке высаживать рассады помидоров, огурцов и гороха. Однажды утром, проснувшись, я обнаружил, что зацвела вишня сиреневым цветом.
Я наблюдал за насекомыми. Бабочки поедали листья капусты, колорадский жук- клубни картофеля, майские жуки грелись на арбузах. Каждый день их приходилось гнать с грядок.
Очень полезно и интересно я провел летние каникулы.
Подведение итога и награждение победителей

























-1-
-2-
-3-

Царство-Растения
Отдел- Покрытосеменные
Класс- двудольные

Отдел- Покрытосеменные
Царство-Растения
Семейство- бобовые

Семейство- Розоцветные
Семейство- Злаки
Царство -Растения

| Класс- Однодольные
Класс- Двудольные
Отдел- Покрытосемянные

Род- Шиповник
Вид- Пшеница мягкая
Вид- Горох посевной

Вид- Шиповник коричный
Род- Пшеница
Род- Горох























15