Тематические тесты по биологии для 6 класса
Контрольно-измерительные материалы.
Без специального отслеживания учебно-воспитательного процесса трудно представить корректность действий учителя и успешность усвоения предмета учащимися, опора только на накопление отметок при отсутствии четкого понимания что такое отметка, не позволяет объективно оценивать деятельность как учителя, так и ученика. Поэтому многие педагоги для оценки эффективности своей профессиональной деятельности ведут качественный мониторинг образовательных достижений учащихся. Для этого необходимо создание контрольно измерительных материалов, которые призваны установить уровень освоения образовательных
программ государственного стандарта образования.
Цель: выявить соответствие уровня усвоения знаний учащихся обязательному минимуму содержания образовательной программы по биологии.
Основные нормативные документы, используемые при разработке контрольно-измерительных материалов:
обязательный минимум содержания среднего ( полного) образования;
« Требования к уровню подготовки к выпускников средней ( полной ) школы;
Структура работы:
Тестовая работа включает в себя 15 заданий и состоит из трех частей.
Часть 1 (А) содержит 11 заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных, все задания базового уровня сложности.
Часть 2 (В) содержит 3 заданий повышенного уровня сложности, которые направлены на выявление умения анализировать и находить соответствие ( задания В1), сравнивать и обобщать ( задание В2), устанавливать причинно-следственные связи между биологическими явлениями и объектами (задание В3).
Часть 3 (С) содержит 1 задание с развернутым ответом, направленное на применение биологических знаний на практике.
Верное выполнение каждого задания части 1 (А) оценивается одним баллом. Задание части 2 (В) оцениваются от нуля до двух баллов в зависимости от правильности ответа. Задание части 3 С1 от нуля до трёх баллов в зависимости от полноты и правильности ответа.
Работа оценивается по количеству набранных баллов:
Максимально возможное количество баллов - 20 баллов
50-69 % (10-13 баллов) – отметка 3 (удовлетворительно)
70-89% (14 – 17баллов) – отметка 4 (хорошо)
90-100% (18-20 баллов) – отметка 5 (отлично)
6 класс. Биология . Ботаника
Тест 1. Клеточное строение растений.
Выберите один верный ответ:
А1. Как называются зеленые пластиды?
1.хлоропласты 2. хлорофиллы 3.лейкопласты 4. хромопласты
А2. Где протекают все химические процессы. обеспечивающие жизнедеятельность клетки:
1. в цитоплазме 2. в вакуоли 3. в клеточной мембране 4. в клеточной оболочке
А3. Как называется часть клетки придающая ей форму?
1. цитоплазма 2. вакуоль 3. ядерная оболочка 4. клеточная оболочка
А4. Какая часть клетки несет в себе наследственную информацию?
1. клеточная оболочка 2. вакуоль 3. ядро 4. цитоплазма
А5. Что такое вакуоль?
1. водянистая жидкость 2. часть клетки. в которой накапливаются запасные и ненужные вещества
3.часть клетки. придающая ей форму 4. внутренняя среда клетки
А6. Как называются группы клеток сходных по строению и функциям?
1. материалы 2. ткани 3.органы 4. комплексы
А7. В состав ткани входят:
1. разные по строению клетки 2. разные по функциям клетки
3. одинаковые по строению клетки 4. одинаковые по строению и функциям клетки
А8. Каковы функции покровной ткани?
1. образование в теле растений сосудов 2. обеспечение твердости органов растения
3. создание и накопление органических веществ 4. защита органов от потери воды
А9. Какова функция основной ткани?
1. обеспечение роста за счет постоянного деления 2. защита растения от перегрева
3. создание и накопление органических веществ 4. передвижение веществ
А10. Какая ткань обеспечивает транспорт веществ в организме растения?
1.покровная 2.проводящая 3.основная 4.механическая
А11. Растение образует новые органы за счет ткани:
10образовательной 2.основной 3.механической 4.покровной
В1. Найдите соответствие. Подберите к терминам, обозначенным цифрами, соответствующие пары, обозначенные буквами.
I. Оболочка A. Хлоропласты
II. Пластиды Б. Прочность
III. Цитоплазма B. Клеточный сок
IV. Ядро Г. Бесцветное вязкое вещество
V. Вакуоль Д. Ядрышко
В2. Обобщи понятия
1,хлоропласт, вакуоль, ядро -
2,лейкопласты, хлоропласты, хромопласты -..
В3. Составьте логические пары, выписав буквенные обозначения, соответствующие цифровым обозначениям.
I. Покровная ткань A. Образует органические вещества
II. Механическая ткань Б. Обеспечивает рост растения
III. Проводящая ткань B. Придает прочность растениям
IV. Основная ткань Г. Клетки плотно прилегают друг к другу и имеющие прозрачную оболочку
V. Образовательная Д. Клетки имеют вид трубок или сосудов
С1. В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах?
Тест 2. Органы растительного организма.
Выберите один верный ответ:
А1. Орган – это..
1.часть организма 2.часть клетки 3.часть органоида 4.весь организм
А2.Отдельным органом можно считать:
1.клетку корня лука 2. корень одуванчика
3. все покровные ткани листа одуванчика 4.хлоропласты подорожника
А3. Побегом следует считать:
1.корень и корневище 2. стебель с листьями и почками
3. стебель с корнем 4. корень с клубнем
А4. Основная функция, выполняемая листом:
1.защитная 2. опорная 3. образование питательных веществ 4. запасание воды
А5. Какая часть листа обеспечивает газообмен:
1.кожица 2.устьица 3. черешок 4. Жилка
А6. Какая часть листа обеспечивает транспорт веществ в листовой пластинке:
1. кожица 2. устьица 3.черешок 4.жилка
А7.Минеральные вещества растение ромашка получает через:
1.корень 2. лист 3. стебель 4. цветок
А8. Для мочковатой корневой системы характерно:
1.хорошее развитие главного корня
2. отсутствие главного корня и хорошее развитие придаточных корней
3. хорошее развитие главного и придаточных корней
4. отсутствие главного корня и хорошее развитие боковых корней
А9. У одуванчика корневая система:
1.стержневая 2. мочковатая 3. придаточная 4. отсутствует
А10.корень не выполняет функции:
1.запасания 2. транспорта 3. размножения 4. Образования органических веществ
А11. У картофеля мы едим:
1.стебель 2. корень 3. плод 4. клубень
В1.Установите соответствие органов и их функций:
1. Лист А. всасывание минеральных веществ и
·воды
2. Корень Б. проведение веществ по растению
3. Стебель В. воздушное питание растений (фотосинтез)
4. Почка Г.зачаточное состояние растения
В2. Определите о каком органе растения идет речь:
Осевой, обычно подземный вегетативный орган растений, обладающий неограниченным ростом в длину. Осуществляет закрепление растения в почве и обеспечивает поглощение и проведение воды с растворёнными минеральными веществами к стеблю и листьям - .
удлинённый побег высших растений, служащий механической осью, также выполняет функцию проводящей и опорной базы для листьев, почек, цветков - .
В.3 Что лишнее и почему?
1. Боковой, придаточный, главный, мочковатый
2. Корень, лист, почка, цветок
С1. Почему окучивание картофеля способствует повышению его урожайности?
Тест 3 . Жизнедеятельность растений.
Выберите один верный ответ:
А1.Вода необходима клеткам корня:
1.для дыхания 2.для растворения питательных веществ
3.является питательным веществом 4.для деления
А2. В клетках растений, в отличие от клеток человека, животных, грибов происходит:
1. выделение 2. Питание 3. Дыхание 4. фотосинтез
А3. Фотосинтез происходит:
1.в клетках корня 2.в клетках листа на свету 3. В клетках листа только в темноте 4.в цветке
А4. В процессе фотосинтеза растение обеспечивается:
1. энергией 2. водой 3. органическими веществами 4. минеральными веществами
А5. Процесс дыхания у растений происходит:
1. в специальных органах 2. во всех живых клетках
3. только в клетках с хлоропластами 4. только в молодых клетках
А6. Органические вещества при дыхании:
1.образуются 2.распадаются 3.не используются 4.накапливаюся
А7. Размножение:
1. образование новых побегов 2. воспроизведение себе подобных
3. увеличение новых придаточных корней 4.распространение на новые территории
А8. Вегетативное размножение осуществляется:
1.листом 2.корневищем 3.луковицей 4.возможны все вышеперечисленные варианты
А9. Способ размножения малины с помощью корневых отпрысков называют:
1. генеративным 2. Почкованием 3. Вегетативным 4. семенным
А10. Опыление - это:
1.перенос пыльцы с пестика на пыльник 2.слияние половых клеток в завязи пестика
3.образование пыльцы в пыльнике 4.преренос пыльцы с тычинки на пестик
А11. Приспособленность растений к опылению насекомыми характеризуется:
1. образованием большого количества пыльцы 2. удлинением тычиночных нитей
3. ранневесенним цветением 4. наличием в цветках нектара, яркого венчик
В1. Установите соответствие между характеристикой и процессом жизнедеятельности растения, к которому её относят.
1. фотосинтез A. синтезируется органическое вещество
2. дыхание Б. окисляются органические вещества
B. выделяется кислород
Г. образуется углекислый газ
Д. происходит в хлоропластах
Е. характерен для всех органов растения
В2. Определите о чем идет речь:
1.процесс, свет, лист, глюкоза -
2.яйцеклетка,спермий, слияние -
3.тычинка, пестик, пыльца, ветер - .
В3. Установите последовательность этапов развития индивидуального однолетнего покрытосеменного растения из семени.
1. образование плодов и семян
2. появление вегетативных органов
3. появление цветков, опыление
4. оплодотворение и формирование зародыша
5. прорастание семени
С1. Как используют знания о дыхании корней при выращивании растений?
Тест 4 . Многообразие растений. Эволюция.
А1.Высшие растения отличаются от низших
1. расчленением тела на органы 2. наличием таллома
3. вегетативным размножением 4. размножением спорами
А2. Водоросли, в отличие от других растений,
1. состоят из дифференцированных клеток 2. не имеют клеточного строения
3. не имеют тканей и органов 4. содержат хлорофилл
А3. Мхи:
1. имеют мочковатую корневую систему 2. имеют стержневую корневую систему
3. не имеют корня 4. лишены корневого чехлика
А4. Усложнение в строении папоротников по сравнению с мхами состоит в появлении у них
1. стеблей 2. листьев 3. корней 4. ризоидов
А5. Для оплодотворения мхам, папоротникам, хвощам и плаунам необходимо:
1. участие насекомых-опылителей 2. наличие ветра
3. присутствие воды 4. образование пыльцевой трубки
А6. Растения, у которых нет цветка и семена располагаются, открыто на семенных чешуях, относятся к отделу: 1. моховидных 2. хвощевидных 3. голосеменных 4. покрытосеменных
А7. Растения отдела покрытосеменных в отличие от голосеменных
1. имеют корень, стебель, листья 2. имеют цветок и плод
3. размножаются семенами 4. выделяют в атмосферу кислород в процессе фотосинтеза
А8. Отличие двудольных растений от однодольных состоит в том, что они имеют
1. одну семядолю в семени, мочковатую корневую систему, листья с параллельным жилкованием
2. две семядоли в семени, стержневую корневую систему, сетчатое жилкование листьев
3. корень, побег, цветок и плоды
4. соцветие метелку, сложное строение листьев
А9. Почему злаки относят к классу однодольных
1. имеют мелкие, невзрачные цветки без околоцветника
2. составляют начальное звено в цепи питания экосистемы луга, водоёма
3. имеют мочковатую корневую систему и параллельное жилкование листьев
4. плод зерновка богат питательными веществами, которыми питается зародыш при прорастании
А10. Наименьшая систематическая категория:
1.отдел 2.класс 3.семейство 4.вид
А11. Самый эволюционно молодой отдел растений:
1.покрытосеменные 2.голосеменные 3.папоротники 4.мхи
В1. Установите соответствие между представителями растительного царства и их особенностями.
1. Мхи А. в почве закрепляются ризоидами
2. Папоротники Б. не имеют проводящих тканей
В. споры образуются в коробочках
Г. споры образуются в спорангиях, на нижней стороне листьев
Д. из споры развивается заросток
Е. из споры развивается зелёная нить
В2. Назовите не менее трех общих признаков, объединяющих все растения в единое царство.
В3. Исключи лишнее и дай объяснение:
1.сосна сибирская, береза повислая, тополь серебристый
2. клевер луговой, горох посевной, кукуруза сахарная
3.мох-сагнум, пихта сибирская, сирень персидская
С1. Дайте краткий ответ на вопрос. Учёные установили, что хвойные деревья (ель, сосна) менее устойчивы к загрязнению воздуха промышленными газами, чем лиственные деревья. Объясните, в чём причина этого явления.