Повышение интереса учащихся к математике через кружковую работу «Занимательная математика»


left1270 Учитель начальных классов и
математики 5-6 классов Хатынгнахской средней школы Лаптева Людмила Алексеевна,
пед стаж 28 года.
Повышение интереса учащихся к математике через кружковую работу «Занимательная математика»
«Учение с увлечением нужно всем без исключения!» Симон Львович Соловейчик
С древних времен математике уделялось особое внимание. Неуклонно возрастает ее роль и значение и в современной жизни. Математика-это не способ обучения счету, а прежде всего-средство формирования личности человека. Целью математического образования должно быть развитие личности учеников и их мыслительной деятельности. Занятия занимательной математики доступные, проводимые регулярно, помогают учащимся укреплять их веру в свои возможности, прибавляют творческие силы, приносят радость и желание познавать. Эти занятия требуют от учащихся специальных навыков, изобретательности, смекалки, умения находить выход из нестандартных положений. Увеличение умственной нагрузки на занятиях кружка приводит к необходимости над тем, как поддерживать у школьников интерес к изучаемому предмету. В занятиях кружка нестандартного содержания часто использую дидактические игры, загадки, ребусы, логические и занимательные задачи, которые возможны, познавательны, доступны и эффективны для учащихся 5-б классов. К занимательным относятся задачи с интересным содержанием и нетрадиционными формами решения. Занятия кружка часто провожу через игровой метод, соревновательную форму игры. В игре дети легко овладевают новыми знаниями и умениями. Я стараюсь продумывать и организовывать занятия кружка так, чтобы ребята не просто получали знания, а приобретали опыт, умение выполнения умственных действий, которое понадобится им при выполнении любой задачи. В процессе исследования учащиеся сами разрабатывают способы решения поставленной задачи, реализуют их учатся обобщать полученные результаты, применять их для постановки и решения новых проблем. Необходимо побуждать учащихся к высказыванию различных догадок, участию в составлении задач, решении их несколькими способами, что требует более глубокого исследования способов решения.
Примерный план работы кружка «Занимательная математика» для учащихся 5-б классов на год.
дата Тема занятий кружка Кол-во занятий
сентябрь Занимательные задачки. Задачи-шутки 2
Октябрь Числовые орешки. Римские цифры. Упражнение со спичками 2
Ноябрь Задачи с цифрами «Переставляшки» 2
декабрь Подготовка к олимпиаде по математике Участие в Неделе математики. Выпуск газет по командам. 2
Январь О вреде курения - математическим языком. Занимательные квадраты. Игра «Танграм» 2
Февраль Решение и составление задач на пропаганду здорового образа жизни. 2
Март Числовые анаграммы. Математические ребусы. 2
Апрель Кроссворды. Упражнения со спичками. 2
Май Решение математических головоломок. Итоговое занятие. Математика- гимнастика ума. Подведение итогов. 2
Математические игры I Конкурс «Кто лишний?» на доске вывешивается картинка из 6 масок состоящая из геометрических фигур.Задание 1. Которая из шести масок лишняя? Чем она отличается от других? (Рисунок и плакат ко второму заданию выполнены на доске заранее) Задание 2. найдите лишнее по смыслу слово. Знаете ли вы, каким общим названием можно заменить оставшиеся слова? Неделя, число, минута, сутки, год.
Разобрать эти задания следует в форме беседы.
Затем каждой команде предлагаются три карточки. «Кто лишний» («лишнее» слово зачеркнуть) 1. Кто лишний? Володя, Андрей, Наташа, Дима, Сережа 2. Что лишнее? Килограмм, Километр, Центнер, Грамм, Тонна
3.Что лишнее? Прямоугольник, Треугольник, Квадрат, Круг, Пятиугольник
4. Впиши в прямоугольник общее название, которым можно заменить оставшиеся слова. Учитель комментирует ответы, подводит итоги и, если сочтет возможным, объясняет учащимся, что первое задание имеет два решения: 1) можно зачеркнуть слово «Наташа», оставшиеся слова — мужские имена; 2) можно зачеркнуть <дима», единственное слово, составленное из четырех букв, оставшиеся слова содержат шесть букв. Всего команды могут заработать за правильные ответы на вопросы трех карточек «Кто лишний?» 5-6 баллов. II. ПеременкаКаждой команде на стол положить по три спички. Задание. На столе лежат три спички. Не прибавляя на одной спички, сделайте из них четыре, ломать спички при этом нельзя Ребята 1-2 минуты ищут решение и тем самым независимо от результата выполнения этого задания мостик для перехода к беседе о римской нумерации построен. Подсказка воспользоваться нумерацией наверняка приведет к тому, что правильный ответ будет найден. 111. Конкурс «Какое это число?» На доске цифра У. УI, УII, УII1 — если единицы записаны справа от символа У, то к 5 следует прибавить соответственно 1,2,3, в результате получаем 6,7,8; iУ — четыре, если единица записана слева от символа У. Закрепить особенность римской нумерации при чтении чисел IХ, ХI, ХII, ХIII. Беседа о римской нумерации — начало следующего конкурса. IV. Конкурс «Числовые орешки» Задание 1. Имеется запись из спичек:
VI-IV=IX
Исправьте допущенную ошибку, переложив только одну спичку. (Перед тем, как задавать вопрос, попросить назвать каждое из трех написанных чисел). Ответ оценивается в З балла, если предложено одно решение, и добавляется 2 балла — за второе решение.
Задание 2. Положите на стол три спички. Добавьте еще две спички так, чтобы из них получилось восемь. Каждая команда, которая дает правильный ответ, получает три балла. Задание 3. как число 100 записать пятью тройками? Задания такого типа даются учащимся нелегко, поэтому на первый вопрос ответ ищем сообща, составляя план решения. 33333 — такая запись появляется на доске. Знаки каких действий и в каком порядке нужно поставить, чтобы получилось число 100? (Помочь ребятам в достижении цели: 33 3 + З : З) Задание командам: как записать число 100: а) пятью единицами; б) пятью пятерками; Ответ: а) 100=111—11; 6)100=5 5 5 -5 5 или 100 (5+5+5+5) 5 За каждое верное решение начисляется 2 балла. У. Конкурс «Математический словарь» Командам предстоит поломать голову на кроссвордом. Используя указку, повторить с учащимися, что такое горизонталь и что такое вертикаль. По горизонтали надо заполнить 5 строк, контролировать правильность ответов поможет один заштрихованный по вертикали столбец. Кроссворд.
1 2 3 4 5 По горизонтали: 1. Геометрическая фигура.
C E

A В D F2. Символ, с помощью которого обозначаются натуральные числа. 3. Инструмент для проведения отрезков. 4. Результат сложения. 5. Результат деления. По вертикали: б. Знак одного из действий.
Ответы: По горизонтали: 1. Ломаная. 2. Цифра. 3. Линейка. 4. Сумма. 5. Частное По вертикали: б. Минус.
УI. Еще одна переменка (для тех, кто любит загадки) Кто не знает загадку «Два кольца, два конца, посередине гвоздик»? Ответ всем неизвестен, но сейчас попробуем задать другие загадки. Первая загадка Два кольца, но нет конца, В середине нет гвоздя. Если я перевернусь, То совсем не изменюсь. Какая это цифра? Вторая загадка Хоть у нас четыре ножки, Мы не мышки и не кошки. Хоть мы все имеем спинки. Мы не овцы и не свинки. Мы не кони, хоть на нас Вы садитесь много раэ. УII. Конкурс «Переставляшки» Условия конкурса станут понятным играющим после выполнения трех заданий: слева записывается слово, а слово справа находим общими силами. Задание 1. Переставьте буквы слова и получите новое: 1) СОН-НОС; СЕЛ-ЛЕС; КОТ-ТОК; 2) КУЛАК-КУКЛА; РАМКА - МАРКА. Задание 2. Буквы, из которых составлено слово из математического словаря, перепутались. Восстановите слово: ТЬЯЛ - ПЯТЬ ФАЦИР - ЦИФРА. В кроссворде встречалось слово «цифра». Желательно вспомнить и повторить это понятие. После обучающей беседы с учениками предложить задание восстановить слово (из математического словаря). ПЕРЕСТАВЛЯШКИ ТИР - СЛЮП - ГРУК - СОЛI4Ч - МУСАМ - Ответы: три, плюс, круг, число, сумма. VII. Устная контрольная Дается три примера. Каждая команда может обсудить их решения (но при этом нельзя пользоваться карандашом или ручкой), через З мин сдать полученные ответы. 1)64+36:4 2) 7,5—2,5:5 3)2,1 х2,3 х(2,5—2) После проведению? этого конкурса подводятся итоги, объявляется команда — победительница. Главное. В игре не должно быть проигравших, победа состоит не только в количестве набранных баллов. Если ребята проявили желание знать и уметь, испытали свои силы и проверили в них, если вспыхнула искра любознательности, радости, вдохновения, то это общая победа и учеников, и учителей. Занятие кружка по теме : «Чем больше я знаю, тем больше умею» девизы (тема урока, пословицы, созвучные задаче урока, записаны в разных местах доски): даром ничего не дается. Руки поборю одного, знания — тысячу. Ум хорошо, а две лучше. Объявляя тему урока и девиз игры, учитель может расшифровать смысл выбранных пословиц и подчеркнуть, как мудро и тонко использованы математические понятия в народных пословицах. Название играющих команд могут быть «Лимончик», «Колобок» (Оранжевого цвета) и «Шарик». 1. Разминка
Задание: Учитель показывает ребятам плакат и обращается к ним: - Внимательно посмотрите на плакат. Дается 1 секунда, после чего плакат будет убран, а вы будете должны сложить три числа, которые были на нем, и назвать сумму этих чисел. Эксперимент заключается в том, что дана установка: назвать сумму трех чисел, а вопросы будут иметь другое содержание: какое число записано внутри квадрата, треугольника, и круга. Команда, которая верно ответить на этот вопрос, получает три балла.
II. Конкурс — контрольная. Каждой команде на стол положить две спички. Задание 1. На столе лежат две спички. Не прибавляя ни одной спички, сделайте из них десять. (За правильный ответ 1 балл) Задание 2. Каждой команде выдается карточка с пятью примерами. Решите следующие примеры: У + II IХ + i ТУ+ТТ Х —1 У1+IТI За все правильно решенные примеры команда получает четыре балла; допустив ошибку, она теряет 1 балл. III. Геометрический конкурс: Уменье везде найдет примененье.
< <
<
??
о о >

_


Эти рисунки выполнены на листах из альбома для рисования и висят на доске с самого начала урока. Задание 1. Ответьте на следующие вопросы: 1) Из каких геометрических фигур состоят мордочки поросят? Ученики называют, учитель показывает. Один балл зарабатывает та из команд, которая назовет последнюю фигуру. Это может быть кольцо или точка. 2) Во сколько раз на рисунке изображено больше окружностей, чем треугольников? (ответ: в 1,5 раза) Задание 2. Пусть сторона первого большого квадрата равна 4см, а малого 2см. высота прямоугольника равна стороне большого квадрата, основание его — стороне малого квадрата. Из четырех фигур сложили новый квадрат. Какова его площадь? Задание имеет два решения: а)4х4+2х2+4х2+4х2=Збкв.см б) сторона нового квадрата равна 4 + 2 = бсм, поэтому его площадь равна б х б = Збкв.см. Задание З. Разрежьте один из данных прямоугольников по диагонали. Прикладьивая равными сторонами один к другому полученные треугольники, составьте треугольники и четьирехугольники. Сколько новых фигур получилось и какие это фигуры? Ответ: два треугольника и четыре четырехугольника.
IУ. Физкультурная минутка Ребус это загадка, в которой искомое слово изображено буквами, знаками, фигурами. При кодировании слова будем использовать только числа и одно основное геометрическое понятие. Пр орепетируем: 1 ОО лица (столица) Кар. (карточка) Ин Э га (интрига) Ме 100 (место) Что означает слово интрига? Это скрытые, чаще всего неблаговидньие действия, направленные на достижение чего-то. Задания каждой команде. а) ме 100 6) про IООр в) кис. г) Бо 100н и 100рия лас. I00рона рас I00яние трос. РоIООк ли100пад IООрож Эбуна о3цание аЗбут фор. У. Конкурс — «Математический кроссворд»
Повторить с учащимися с помощью указки, что такое вертикальное и горизонтальное положение; показать кроссворд, в котором игрокам предстоит отгадать 5 слов по горизонтали и 3 слова по вертикали
По горизонтали: 1. Во сколько раз сумма чисел 135 и 108 больше разности этих чисел. 4. Знак, который используется для записи чисел. 5. Результат вычитания. 7. действие, с помощью которого число можно уменьшить в несколько раз. 8. Математические знаки, с помощью которых можно изменить порядок действий в примере.
По вертикали: 2. Наименьшее четырехзначное число. З. Единица измерения времени. б. Часть прямой. Ответы: По горизонтали: 1. девять. 4. Цифра. 5. Разность. 7. деление. 8. Скобки. По Вертикали: 2. Тысяча. З. Минута. б. Отрезок
УII. Переменка Предложить командам найти решение задачи и вызвать к доске тех, кто готов «защищать» свою команду. Задание. Не отрывая авторучки и дважды не проводя по одной линии, начертите следующие фигуры
УIII. Конкурс «Математические орешки» На доске две таблицы:
1) 11 2) Задание 1. «Уловите» особенности изменения чисел, укажите правило, по которому второе число получают из первого, третье из второго и, согласно этому правилу, поставьте число в пустой квадрат. Задание 2. Укажите правило, которое связывает два числа одного столбца, и используйте это правило для того, чтобы вписать число в четвертый столбец. Ответы: 2)а—Ь=5. Каждый верный ответ оценивается в З балла. игр. Если у ребят появилась любознательность, возникло желание ближе познакомиться с математическими играми и фокусами, то учитель может порекомендовать им литературу по занимательной математике, в том числе и книги, которые имеются в кабинете математики, в школьной библиотеке, посоветовать приобрести книги, выбор которых в настоящее время очень большой. Задачи на экологическую тему. Одна из важнейших задач современной школы — повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использованюi природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школьников экологической культуры. Человек не отделим от природы. Он учится у природы. И приятно осознать, что эта книга не имеет последней страницы. Школа должна сделать все необходимое, чтобы природа для ребят была открытой книгой и чтобы они умело пользовались ею. Но воспитать любовь к природе окриком: «Не тронь! Не рви! Отойди!» - нельзя. Учитывая возрастные особенности младших школьников (их эмоциональную восприимчивость, чуткость, стремление к необычному), каждый учитель имеет возможность на уроках по предметам гуманитарного цикла формировать у детей знания о различных предметах и явлениях природы, эстетической ценности и влиянии на настроение и чувства человека, его здоровье и трудовую деятельность. В каждый урок математики я стараюсь включать хотя бы одну задачу на экологическую тему, знакомящую с элементами природы или рассказывающую об охране природы. В период изучения нумерации чисел первого десятка можно предложить учащимся такие задачи: 1. На цветке сидит шмель, собирает пыльцу. К нему прилетел еще 1 шмель. Сколько всего шмелей? 2. Белка выбирает семечки из еловой шишки, К ней на ель прыгнули еще 2 белки. Сколько всего белок? дети сами с удовольствием составляют задачи, используя знания, полученные на уроках, и наблюдения, накопленные во время обобщения с природой. для составления задач сообщаю детям различные сведения: 1. 0 продолжительности жизни отдельных пород деревьев: Ель — до 500 лет. Рябина — до 80 лет Сосна—до 350 лет. Осина—до 100 лет Береза — до 150 лет. дуб — до 2000 лет 2. О высоте отдельных пород деревьев: Береза — до 20 м дуб—до40м. Ель — до 30-40 м. Сосна — доЗ5 лет Осина — до 36 м. При изучении чисел в пределах 100 решаем простые задачи: 1. Сейчас охота в нашей стране запрещена полностью на 18 видов зверей и 29 видов птиц. На сколько видов зверей и птиц запрещена охота?
2. Кучевые облака образуют на высоте 10 км., а перистьге облака - на 2 км. выше. На какой высоте образуются перистые облака? Решение задач на экологическую тему развивает у учащихся интерес к природе, воспитывает пьитливых, любознательных людей, понимающих, что человек — это тоже часть природы и что от природы зависит здоровье человека.
Занятие кружка «О вреде курения — математическим языком».
Ребята, сегодня проведем занятие кружка по теме «0 вреде курения — математическим языком», девизом к нашему занятию послужат слова: «Я выбираю ЗОЖ». Цель занятия — вы должны убедить себя в том, что: можете справиться с данными задачами данного занятия; табак приносит вред телу, разрушает разум, отравляет целые нации. 2. Устная работа. На доске зашифрованьи слова — части тела, на которые пагубно влияет курение. Вы можете их разгадать, выполнив задания 1-17 (заготовка на доске).

(Ученики решают устно, ответы заменяют буквами, получают слова: сердце, уши, глаза, рот, кожа). Вы знаете, как курение влияет на эти части тела? Сердце — сужает кровеносные сосуды, делая работу сердца по перекачиванию крови более трудной. Легкие — затрудняет нормальное дыхание, что снижает твои спортивные результаты. Уши — поражает нервьт и сосуды уха, что может привести к снижению зрения. Глаза — делает глаза красными и может привести к снижению зрения. Рот — повреждает слизистьие оболочки губ, язьтка, носоглотки, изменяет вкусовую чувствительность; приводит к кашлю, к неприятному запаху при дыхании. Кожа — температура кожи падает, морщины на лице появляются раньше. Таким образом, при курении ухудшается внешность, теряется зрение и слух, развиваются заболевания дыхательных путей, внутренних органов, повышается раздражительность, неуравновешенность, из-за быстрой утомляемости резко ухудшается успеваемость. С помощью следующей таблицы вы сможете узнать название веществ, которые способствуют укреплению здоровья, увеличивают сопротивляемость организма простудным и инфекционным заболеваниям, повышают работоспособность.
А В С Д Е
1 а е л С ч
2 6 ё н Х э
З в з о Т я
4 г и пУ ы
5 д к рЦ м
Нужно выбрать из таблицы последовательность букв из следующих клеток: АЗ, В4, ДЗ, А1, Е5, В4, С2,Е4 (ученики ищут и находят слово витамины) З. Домашнее задание. 1) Нарисовать плакат — рекламу о вреде курения, о здоровом образе жизни. 2) Для желающих — придумать четверостишие по данной теме.
Таким образом, увеличение умственной нагрузки на занятиях кружка «Занимательная математика» приводит к необходимости задуматься над тем, как поддержать у школьников интерес к изучаемому предмету . Я считаю, что большое внимание к занимательным задачам и играм по математике облегчает обучение.
Использованная литература ;1.Педагогическое мастерство №4 2001.
2. «Народное образование» №3 2006г
3.«Я иду на урок математики» 5.кл2001, 6 кл 2002г . г Москва «Просвещение»