Конспект урока Смена времён года
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Новогольская средняя общеобразовательная школа
Грибановского района Воронежской области
Урок окружающего мира в 1 классе по УМК "Школа России"Тема урока: «Когда наступит лето?»
Разработка включает: конспект и презентацию со звуковым сопровождением
Учитель начальных классов
Стрельникова Татьяна Владимировна
Новогольское 2014г.
Методы и приёмы: диалогические, наглядные, практические, анализ и обобщение, поисковый и игровой метод.Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах.Планируемые результаты:
предметные – развитие умений устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире, узнать причину смены времен года; систематизировать знания о днях недели; формировать представления о годовом цикле – временах года, месяцах;
личностные - целостное восприятие окружающего мира; способность к рефлексивной самооценке собственных действий;
метапредметные - извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов, наблюдений для решения учебной задачи; освоение норм коммуникативного взаимодействия.
Основные понятия: смена времен года
Учебно-методическое обеспечение: компьютер, проектор; учебник « Окружающий мир» (А.А.Плешаков. 1 класс),рабочая тетрадь к учебнику « Окружающий мир» (А.А.Плешаков. 1 класс);
1.Организационный момент (мотивирование к учебной деятельности) -2 мин.
- Прочитайте девиз урока.
2 слайд
Мы науки изучаем,
Об открытиях мечтаем.
Будем знанья получать,
Чтоб потом их применять.
(Дети хором читают вслух).
2. Актуализация знаний.-5 мин.
-Чтобы открыть новое, необходимо вспомнить уже изученное.
Покажите, как вы запомнили последовательность дней недели.
(Учитель читает стихотворение (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), а дети называют дни недели ).
-А теперь выберите тот вывод, к которому мы пришли на прошлом уроке.
3 слайд
1)Ночь наступает, так как на небе появляется Луна
2)Планеты вращаются вокруг Солнца под воздействием закона всемирного тяготения.
3) День и ночь наступают из-за того, что Земля вращается вокруг своей оси и по-разному освещается Солнцем.
-Кто пришёл к этому же выводу?
- Какие движения Земли вы знаете?
-К чему приводит движение вокруг своей оси?
3.Постановка проблемного вопроса.
-К чему приводит движение Земли вокруг Солнца?
- Как вы думаете, чему будет посвящён урок?
В конце урока вы должны ответить на вопрос:
4 слайд-
Что произойдёт при вращении Земли вокруг Солнца?
4.Первичное усвоение материала и закрепление изученного -30 мин.
-А сейчас узнайте, кто у нас в гостях
Ежегодно приходят к нам в гости:Один седой, другой молодой,Третий скачет, а четвёртый плачет. (Времена года)
– Какие времена года вы знаете?
Делается вывод – будем говорить о временах года
(показ 5 слайда)
Работа в группах :1.Дети 1 группы читают известные стихи
о зиме,2 группы-овесне,3 группы - о лете,4 группы - об осени).В это время слайды (6,7,8,9 соответственно)
Послушайте ещё одну загадку.
Двенадцать братьевДруг за другом ходят,Друг друга не обходят. (Месяцы года)
2.Работа с учебником
Работа с годовым кругом (уч.с.10)
– Сколько месяцев в году?
– Сколько месяцев в каждом времени года?
3.Работа в тетради(с.10)
Задание 4 :пронумеровать названия месяцев в правильной последовательности( работа в парах).
Учитель награждает, раздаёт «солнышки» -– слайд 10
5.Физкультминутка -3 мин.-слайд 11-
-А теперь посмотрите короткий фильм всего 40 сек,
и скажите, что будем изучать.
(смотрят видео «Один год за 40 секунд») (слайд 12)
Делают вывод, уточняют, что изучать будут смену времён года (слайд 13)
-Возникает вопрос - как (из- за чего) происходит смена времён года?
Учитель читает «Круглый год» Н. Сладкова
— Круглый год, круглый год! А знаете, почему он круглый? — спросило Солнце.
И само же ответило:
— Потому круглый год, что Земля весь год мчится вокруг меня по кругу!
— Совсем не потому! — заспорил Дуб. — А потому, что на всех деревьях в лесу нарастает за год годовое кольцо. Как год — так кольцо. А кольцо — тот же круг!
— Нет, друзья, нет и нет, — прошептала Елка. — Всем известно, что мы, елки, круглый год зеленые. А как же мы могли бы быть круглый год зелеными, если бы сам-то год не был круглым?
ДУБ: Год потому круглый, что за год на всех деревьях годовое кольцо нарастает. Как год так новое кольцо. А кольцо – тоже круг!
ЕЛКА: Нет, друзья, ведь всем известно, что мы елки, круглый год зеленые. А как же мы могли быть зелеными, если бы год не был круглым?
СОЛНЦЕ: Потому год круглый, что Земля вокруг меня мчится по кругу. Как полный круг сделает, так и год!
Возникает вопрос - кто прав?
Слайд 14 -Посмотрите фильм «Вращение Земли вокруг Солнца» и ответьте на вопрос, который ставился в начале урока:
Слайд 15
-Что произойдёт при вращении Земли вокруг Солнца?
После просмотра«Вращение Земли вокруг Солнца» дети отвечают на вопрос, который ставился в начале урока:
-Что произойдёт при вращении Земли вокруг Солнца? Пересказывают содержание его.
9. Рефлексия учебной деятельности-5мин. (слайды 16,17.Мне было интересно………
Сегодня узнал……………
У меня получилось…………
Меня удивило…………..
Учитель благодарит детей за активную работу: МОЛОДЦЫ!
А дома расскажите своим родным, что вы нового узнали на уроке.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
– А сейчас мы постараемся запомнить порядок дней недели.
– Подскажите-ка нам, звери,Как запомнить дни недели?
Первый –…. понедельник,Зайка-рукодельник.За ним приходит….. вторник,Соловей-задорник.За вторником – …..среда,Лисичкина еда.За средой –…. четверг,Волк глазами сверк!За четвергом к нам…. пятницаКолобком прикатится.За пятницей – ….суббота, Баня у енота.За субботой –….. воскресенье,Целый день у нас веселье!
Список литературы:
Плешаков А. А., Александрова В. П., Борисова С. А. Окружающий мир: Поурочные разработки: 1 класс.
Гаврилкина Н.И., Обухова Л.А.Уроки по предмету «Окружающий мир» в 1 классе. Пособие для учителя. Под общей редакцией Л.А. Обуховой.
Интернет-ресурсы