Конспект занятия по теме :Технология модульного обучения



Тема: «Технология модульного обучения»
Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.
Слайд №2 . «Научимся программировать- научимся обучать» А.Берг.
Лариса.
Любому учителю приходится сложно, творческому учителю - особенно. Потому что творческому учителю приходится не просто послушно следовать инструкциям, а самостоятельно переворачивать груды научной, методической, публицистической литературы, чтобы, перемешав эту информацию с собственным опытом, найти точные приемы и технологии, которые эффективно сработают при педагогическом общении именно с данным классом, с данным ребенком.
Методика «Лицо урока»
Для урока важно начало. Именно в начале закладывается психологический комфорт всего урока. Следующие правила помогают создать так необходимый психологический настрой всего хода урока:
Предельно четко формулировать цель урока
Начинать с позитивных моментов, что придает уверенность в успешном завершении
Решаемую задачу (проблему) представить интересно, образно с воодушевлением
Начало должно длиться не более 2-х минут.
Сегодня у нас урок-тренинг. А так как тренинг подразумевает наличие всех форм деятельности, а именно: Общение, Игра, Обучение, то и начнем мы свой урок с релаксации. Слово нашему психологу.
Выступление психолога.
Саида. От нас, как от педагогов требуется не только дать детям прочные знания, сформировать умения и навыки, но и создать условия на учебном занятии для воспитания и развития ребенка. Научить их определять цель своей работы, организовывать, прогнозировать, оценивать свою деятельность, самостоятельно добывать знания, применять их в разнообразной учебной деятельности, обеспечить право каждому ученику на индивидуальное развитие, исходя из его природных способностей, склонностей и интересов.
Слайд №3. Музыка.
Психотехника «Релаксация». Хочу предложить вам снять напряжение…
Сядьте по удобнее, расслабьтесь.
Найдите точку между бровями над переносицей и помассируйте ее плавными круговыми движениями в течение одной минуты.
Положите руку на заднюю часть шеи, ниже затылка и мягко сожмите и разожмите ее несколько раз.
Найдите точку на тыльной стороне руки, между большим и указательным пальцем и слегка помассируйте ее в течение одной минуты.
Скажите о своих ощущениях? (Я надеюсь , вам стало спокойно).
Дыхательная релаксация по методу йогов
Это наиболее древняя техника дыхательной релаксации, методически напоминающая абдоминальное дыхание. Её следует также практиковать по 10 дыхательных циклов за подход, в 1—3 подхода с перерывами. Техника такова:
• Медленно и глубоко вдыхайте через нос, считая про себя до пяти.
• Задержите дыхание, снова считая до пяти.
• Полностью выдохните воздух из лёгких через рот или нос, считая до пяти.
• Сделайте 2 вдоха-выдоха в своём обычном ритме.
• Повторите цикл.
/Мудрая китайская пословица: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь/.
Идеи модульного обучения зародились и приобрели большую популярность в учебных заведениях США, Германии, Англии и других зарубежных стран. Несмотря на ТОО, что теория модульного обучения в России стала активно разрабатываться еще в 90-е годыXX века, существуют различные точки зрения на понимание модуля и технологии его построения как в плане структурирования содержания обучения, так и в аспекте разработки форм и методов обучения. Ряд зарубежных авторов (В.Гольдшмит, М.Гольдшмит и др.) понимают под модулем формирование самостоятельно планируемой единицы учебной деятельности, помогающей достичь четко определенных целей. Другие (например, Дж. Рассел) : как построение автономных порций учебного материала.
Лариса.
Слайд№4. Модульное обучение основано на следующей основной идее: ученик должен учиться сам, а учитель обязан осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать.
Сущность модульного обучения.
Ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей учебной познавательной деятельности в процессе работы над модулем.
Слайд № 5 Модуль.
Модуль – это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности.
Состав модуля:
Учебное содержание
Целевой план действий
Методическое руководство по достижению дидактических целей.
Слайд № 6 Модуль  автономен и обладает завершенностью содержания - это часть учебного процесса.
1 модуль (1-2 урока) – устное изложение учителем основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий;
2 модуль (3-5 уроков) – самостоятельные и практические работы, где учащиеся под руководством учителя работают с различными источниками информации, прорабатывают материалы тем, обсуждают, дискуссируют.
3 модуль (1-2 урока) – повторение и обобщение материала темы.
4 модуль (1-2 урока) – контроль знаний учащихся по всей теме.
Света Л. Тестовая игра «Кокология».
Саида.
Урок с элементами модульного обучения, по эффективности и практической направленности более адаптивный. Модульное учебное занятие развивает самостоятельную деятельность учащихся, формирует прочные обще учебные знания и навыки. В процессе учебной деятельности создаются такие условия, которые позволяют детям перейти от репродуктивного вида деятельности к творческому.
Слайд №5 «УРОК - ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»
Слайд №6 Предварительная  подготовительная работа к уроку.
1. Проработка  содержания  учебного материал по изучаемой теме в целом и   каждого урока в отдельности;
2.      Выделение основополагающих идей и формулирование интегрирующей цели (определение  Учебного Элемента нулевого порядка,  УЭ-О),
3.      Определение содержания, объема и последовательности учебных элементов (УЭ) с указанием времени изучения и вида работы  
4.      Подбор дополнительного  и дидактического материала, наглядных пособий, технических средств обучения
5.      Составление  и тиражирование (по количеству учащихся) методического пособия для учащихся
            Успех применения модульной технологии во многом зависит от качественного содержания модулей первого порядка (УЭ). Важным  требованием является разнообразие учебных элементов.
Слайд №7 Слуховая игра: «Звуковой круг»
Один из участников начинает производить какой-либо «телесный звук» (например стучать, шаркать ногами, щелкать пальцами).
Все остальные участники повторяют его действия, пока кто-нибудь не предложит другое. Все начинают повторять новый звук и т.д.
Лариса.
Чтобы использовать модульное обучение, составить правильно модульный урок, учителю нужно знать и уметь:
Научиться выводить совместно с учениками целеполагание и тему урока.
Знать дидактирование задачи каждого этапа модуля урока.
Умело отбирать содержание учебного материала.
Научиться определять зону актуального и ближайшего развития ученика.
Определять обученность по итогам контрольных работ (КР), тестов, тематического учета знаний (ТУЗ).
Составлять развивающие и обучающие модульные карточки.
Научиться составлять диагностические тесты.
Научиться моделировать и проектировать деятельность учащихся на репродуктивном, конструктивном, творческом уровнях.
Четко знать по теме урока знания и формируемые умения на 3-х уровнях.
Знать логику усвоения процесса знаний учащихся (восприятие, осмысление, запоминание, понимание, применение по образцу, применение в измененной ситуации. Хорошо знать технологию и структуру модульного учебного занятия.(УЗ изучения и первичного закрепления новых знаний; УЗ закрепления знаний; УЗ обобщения и систематизации знаний; УЗ комплексного применения знаний; УЗ проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся, рефлексия деятельности).
Хорошо знать каждый этап урока (цель, содержание учебного материала, выполнение учащимися, вид проверки, итог, рефлексия).
Работа над использованием технологий модульного обучения плотно связана с использованием методик КСО и, практически, без них невозможна, а так же тесно связана с развивающим обучением.
Польза такого обучения огромна, т.к. дети пропускают все этапы урока через (самосознание, самоопределение, самовыражение, самоутверждение, самореализация, саморегуляция), и на уроке преобладает доминирующая роль ученика.
Модульная технология преобразует образовательный процесс так, что ученик самостоятельно (полностью или частично) обучается по целевой индивидуализированной программе.
Слайд №8.
Интерактивные технологии позволяют предъявлять урочный материал в форме презентаций, конспектов лекций, электронных учебников.
Компьютер - лучший тренажер (задания и упражнения представлены в занимательной и игровой форме).
 При демонстрации опасного эксперимента использование компьютера позволяет реализовать принцип здоровьесбережения.  
  Компьютерное тестирование знаний гарантирует конфиденциальность и обеспечивает объективность контроля и оценки знаний, способствует развитию навыков самоконтроля.
 Использование  компьютера повышает производительность труда учителя и учащихся, обеспечивает необходимую наглядность, логичность изучения учебного материала, субъект-субъектное обучение.
Саида.
Сердцевина модульного обучения – учебный модуль, включающий:
законченный блок информации
целевую программу действий ученика
рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации.
Отличие от других систем состоит в следующем:
содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью.
изменяется форма общения учителя с учениками
ученик работает максимум времени самостоятельно
учится самопланированию и самоконтролю
отсутствует проблема индивидуального консультирования
Слайд №9. Структурными элементами таких уроков выступают:
* приветствие;* опрос самочувствия;* релаксация;* оздоровительные упражнения;* рефлексия;* прощание.
Психологическая игра «Фотограф и фотоаппарат»
Слайд №10. Оценка деятельности обучающихся.
1 ступень – усвоение знаний
1-й уровень – узнавание, запоминание, воспроизведение
2 ступень – понимание
2-й уровень – пересказ текста словами, умение давать объяснение, делать предложения о дальнейшем ходе явлений, использовать полученные данные для определения следствия.
3ступень – понимание
3-й уровень – умение применять ранее усвоенный материал в новых учебных условиях
4ступень – анализ
4-й уровень – умение расчленять материал на составляющие элементы (вычленять части из целого, устанавливать причины, следствия, взаимосвязи и т.д.)
5 ступень – синтез
5-й уровень – умение школьников комбинировать элементы, реорганизовывать информацию из источников и на этой основе создавать новый образ (в виде доклада, схемы, таблицы), писать творческие сочинения. Решать проблемы.
6 ступень – оценка
6-й уровень – умение школьников оценивать значение факта, утверждения, исследовательских данных. Умение оценивать ответ товарища и свой ответ.
Слайд №11. «Бюрократ».
Пора расходиться, но для этого сначала нужно написать заявление. Каждый из Вас пишет на отдельном листке бумаги заявление следующего содержания: «Прошу вас отпустить меня с занятий в связи с окончанием рабочего дня». А теперь подпишите у кого-нибудь из участников тренинга, у того, кого вы сочтете нужным попросить выступить в роли начальника. «Не разрешаю» или «Разрешаю» подпись.
ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО: участник, чье заявление оказывается подписанным, уже не имеет право подписывать чье-то заявление , и поэтому подписать свои заявления удастся только половине участникам.
Подписывать заявления самим себе не разрешаю!
Песенька бегемотика для улыбки.
Слайд №12. Что дают модульные уроки?Наши выводы: Анализ информации позволил сделать вывод о том, что на уроках остается сознательный уровень дисциплины, что в конечном итоге положительно влияет на качество и эффективность урока, а самостоятельная работа стала для учеников средством активной познавательной деятельности. Ученикам предоставляется получить индивидуальную консультацию, а самоконтроль, промежуточный и выходной контроль позволяет выявить пробелы в усвоении модуля. Ученики могут самореализоваться, а это способствует мотивации учения и продвижению на более высокий уровень обучения. Модуль с такой структурой может использоваться не только как пособие для индивидуальной работы. Он легко интегрируется в урочный учебный прогресс и служит одновременно ученику как план работы и самоучитель , а учителю как методическая разработка уроков и дидактических материалов для организации различных видов и работы на уроке и дома.Считаем, что технология модульного обучения и различные методики КСО решают многие проблемы обучения в начальной звене, где закладываются основы самостоятельной работы, где формируются первоначальные общеучебные умения и навыки, особенно организационные и коммуникативные, а главное на учебном занятии создается адаптивный психолого-педагогический микроклимат и используется рефлексивное обучение.6. Заключение
Что же дает модульное обучение? Ввыводы базируются на наблюдении и результатах опытной работы, которая проводилась в 7, 8, 10-х классах Московской гимназии № 1504.
Проанализируем вначале значение модульного обучения для ученика. На этот вопрос дети отвечают: главное - это то, что каждый работает самостоятельно, предоставляется возможность получить консультацию у учителя, помощь у товарища, значительно глубже осознается учебное содержание, все время можно себя контролировать.
Все это и плюс результаты обучения позволили сделать следующие выводы. Действительно, при модульном обучении каждый ученик включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и дозе помощи программой. Здесь идет индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности. Важно, что ученик имеет возможность в большей степени самореализовываться и это способствует мотивации учения. Данная система обучения гарантирует каждому ученику освоение стандарта образования и продвижения на более высокий уровень обучения. Большие возможности у системы и для развития таких качеств личности ученика как самостоятельность и коллективизм. Ни на одном занятии не было никаких нарушений дисциплины или каких-либо отвлечений учащихся на посторонние дела.
Принципиально меняется и положение учителя в учебном процессе. Прежде всего, изменяется его роль в этом процессе. Задача учителя обязательно мотивировать учащихся, осуществлять управление их учебно-познавательной деятельностью через модуль и непосредственно консультировать школьников. В результате изменения его деятельности на учебном занятии меняется характер И содержание его подготовки к ним: теперь он не готовится к тому как лучше провести объяснение нового, а готовится к тому как лучше управлять деятельностью школьников. Поскольку управление осуществляется в основном через модули, то задача учителя состоит в грамотном выделении интегративных дидактических целей модуля и структурировании учебного содержания под эти цели. Это уже принципиально новое содержание подготовки учителя к учебному занятию. Оно обязательно приводит к анализу учителем своего опыта, знаний, умений, поиску более совершенных технологий. Продумывание целей деятельности учащихся, определение программы их действий, предвидение возможных затруднений, четкое определение форм и методов учения требует от учителя хорошего знания своих учеников. Опыт показал, что учителя в процессе овладения технологией модульного обучения значительно выросли профессионально. Поэтому можно сделать вывод, что процесс овладения теорией и практикой модульного обучения - это путь профессионального самосовершенствования учителя, возможность для его самореализации.
7. Список используемых источников
1) Миронова М.Д. Модульное обучение как способ реализации индивидуального подхода: Дис. … канд. пед. наук. Казань, 1993.
2) Методологические основы системы модульного формирования содержания образовательных программ и совместимой с международной системой классификации учебных модулей (по материалам научных исследований, выполненных МГУ им. М.В. Ломоносова в рамках проекта ФПРО 2005 года и национального проекта 2006 года)
3) ISSN 1991 – 5497. Мир науки, культуры, образования. №1 (4), 2007
Выводи и рекомендации
Опыт использования модульного обучения позволяет сделать некоторые выводы
При модульном обучении каждый ученик включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и дозе помощи программой. Здесь идет индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности. Важно, что ученик имеет возможность в большей степени самореализоваться, что способствует мотивации учения. Данная система обучения гарантирует каждому ученику освоение стандарта образования и продвижения на более высокий уровень обучения. Большие возможности у технологии и для развития таких качеств личности ученика как самостоятельность и коллективизм. Принципиально меняется и положение учителя в учебном процессе. Прежде всего, изменяется его роль в этом процессе. Задача учителя обязательно мотивировать учащихся, осуществлять управление их учебно-познавательной деятельностью через модуль и непосредственно консультировать школьников. В результате изменения его деятельности на учебном занятии меняется характер и содержание его подготовки к ним: теперь он не готовится к тому, как лучше провести объяснение нового, а готовится к тому, как лучше управлять деятельностью школьников. Поскольку управление осуществляется в основном через модули, то задача учителя состоит в грамотном выделении интегративных дидактических целей модуля и структурировании учебного содержания под эти цели. Это уже принципиально новое содержание подготовки учителя к учебному занятию. Оно обязательно приводит к анализу учителем своего опыта, знаний, умений, поиску более совершенных технологий. Продумывание целей деятельности учащихся, определение программы их действий, предвидение возможных затруднений, четкое определение форм и методов учения требует от учителя хорошего знания своих учеников. Для перехода на модульное обучение необходимо создать определенные условия.
Первое условие связано с мотивацией учителей.
Второе условие связано с готовностью школьников к выполнению самостоятельной учебно-познавательной деятельности: сформированность минимума знаний и общих учебных умений.
Третье условие - это материальные возможности школы в размножении модулей, ибо они только тогда сыграют свою роль, когда каждый ученик будет обеспечен этой программой действий.
Практика внедрения модульной технологии показала, что не следует сразу выходить с модулями на весь класс. Лучше вначале попробовать на малой группе. Это позволит оценить объем, структуру, уровень трудности содержания, логику построения деятельности учащихся, систему контроля и самоконтроля и на этой основе внести коррективы.
Другая ошибка учителей состоит в том, что в модуль включается очень большой объем содержательной деятельности. Все ученики отвечают, что им не хватает времени. Это происходит по двум причинам. Во-первых, у школьников не сформировано чувство времени, а во-вторых, учителя сами не знают темпа работы своих учащихся
Модульное обучение основано на следующей основной идее: ученик должен учиться сам, а учитель обязан осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать. По мнению авторов данной технологии, оно интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Так, из программированного обучения заимствуется идея активности ученика в процессе его четких действий в определенной логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной
деятельности. Из теории поэтапного формирования умственных действий используется самая ее суть - ориентировочная основа деятельности. Кибернетический подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление. Из психологии используется также рефлексивный подход. Накопленные обобщения теории и практики дифференциации, оптимизации обучения, проблемности - все это интегрируется в основах модульного обучения, в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуществления процесса обучения.
Наиболее полно основы модульного обучения разработаны П.Ю. Цявичене. В дальнейшем идеи Ю. Цявичене развиты С.Я. Батышевым, КЯ. Вазиной, Н.Н. Суртаевой, Т.Н. Шамовой и др.
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно- познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности.
Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, т.к. в него входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.В сущностных характеристиках модульного обучения заложено его отличие от других систем обучения.
Во-первых, содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулируется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме этого, каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т. д.
Во-вторых, меняется форма общения учителя и ученика. Оно осуществляется через модули и личное, индивидуальное общение. Именно модули позволяют перевести обучение на субъект субъектную основу.
В-третьих, ученик работает максимум времени самостоятельно, учится планированию своей деятельности, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определить уровень освоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.
Несомненно, что учитель тоже управляет учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули и непосредственно, но это более мягкое, а главное сугубо целенаправленное управление. В-четвертых, наличие модулей с печатной основой позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками. Здесь нет проблемы индивидуального консультирования, дозированной индивидуальной помощи.