Разработка урока по КТНД на тему Моя Родина (4 класс)
МБОУ «Лологонитлинская средняя общеобразовательная школа»
УРОК по окружающему миру
на тему:
«Возьмем под защиту природу»
Выполнила: учитель начальных классов
Алиева Асият Хасуевна Лологонитль 2016
Урок по окружающему миру во 2 классе
Учитель – Алиева Асият ХасуевнаТема урока – «Возьмём под защиту природу»
Тип урока: урок - проект , для учащихся 2 класса
Цели урока:
Образовательные: 1. Познакомиться с Красной книгой России;
2. Ознакомить с экологическими проблемами
3. Создать свою Красную книгу.
Развивающие: 1. Развивать способность целесообразно наблюдать, исследовать и давать правильную оценку отношениям, поступкам).
2.Развивать умение устанавливая причинно – следственные связи между объектами природы.
3.Развивать навыки наблюдательности
Воспитательные: 1. Учить уважительному отношению ко всему живому.
2. Учить сопереживать всему живому
Методы и приёмы: создание ситуации успеха, частично – поисковый метод, творческая работа, дискуссия , самооценка
Средства обучения: раздаточный материал, использование ИКТ, Красная книга РФ
Образовательные технологии обучения: личностно –деятельностная, проектная, исследовательская, технология создания учебной ситуации, продуктивное чтение.
План – конспект урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащегося Формирование УУД
1.Мотивация к учебной деятельности.
Цель этапа: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта. Здравствуйте, ребята
- Я рада вас видеть, (читаю стихотворение):
Долгожданный дан звонок -Начинается урок.Каждый день - всегда, везде,На уроках и в игре,Смело, четко говоримИ тихонечко сидим
Доброе утро, ребята. Сегодня у нас очень ответственный урок. К нам пришли гости- учителя ученики 3 класса . Улыбнитесь и поприветствуйте их пожелайте им добра и здоровья. А я вам желаю открытия новых знаний.
Дети улыбаются учителю
Приобрести новые знания , научиться использовать их в жизни
Личностные УУД:
- формировать интерес к изучению предмета;
Коммуникативные УУД:
-планирование учебного
сотрудничества с
учителем и сверстниками
2. Актуализация знаний.
Цель этапа:
дать возможность самостоятельно вывести правила друзей природы Стих-е (Слайд 1 )
Есть просто храм, есть храм науки, А есть еще природы храм – С лесами, тянущими рукиНавстречу солнцу и ветрам.Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь.Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй ее святынь.
- О каком храме мы будем сегодня говорить? ( о природе)
На партах у вас лежат листочки. Выберите, что нельзя делать в природе и раскрасьте значок красным цветом, а что можно зелёным цветом
Ломать ветки деревьев
Убивать зверей и птиц
Любоваться природой
Трогать домики животных и их детёнышей
Разорять птичьи гнёзда.
Дышать свежим воздухом
Разбрасывать мусор
Засорять родники и речки
Собирать грибы и ягоды
Рвать цветы
Соблюдать тишину
Фотографировать
Громко слушать музыку
Проверка. Прочитайте, что нельзя делать в природе.
Прочитайте, что можно делать в природе.
Проговаривают предполагаемую тему урока.
Ученики выполняют работу на карточках.
Проверка работы.
Ученики выводят правила друзей природы. Регулятивные УУД:
-прогнозирование;
- самооценка;
-самоконтроль;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
Познавательные УУД:
-структурирование знаний;
-умение строить высказывание;
-смысловое чтение;
Коммуникативные УУД:
-умение выражать свои мысли;
-владение монологической и диалогической речью;
3. Самоопределение к деятельности.
Цель этапа:
самопроверка умения применять новое знание в разных ситуациях - Давайте проверим, как мы умеем охранять природу.
Выберите один из предложенных ответов на каждый из вопросов и запишите соответствующее ответу количество очков.
Тест «Умеешь ли ты охранять природу?» (слайд 2)
1. Ты нашёл на поляне очень красивый цветок. Как ты поступишь?
а) полюбуюсь на него и пойду дальше (1 очко)
б) осторожно срежу его и поставлю в красивую вазу (5 очков)
2. Ты нашёл гнездо с птенцом. Что ты сделаешь?
а) покормлю птенца (3 очка)
б) позову ребят, чтобы они тоже посмотрели (5 очков)
в) буду наблюдать издали (1 очко)
3. Ребята собрались в лес за берёзовым соком. Пойдёшь ли ты с ними?
а) пойду, но буду собирать очень осторожно (5 очков)
б) расспрошу об этом учительницу (2 очка)
в) не пойду (1 очко)
4. После похода на природу у вас осталось много пустых банок, кульков. Как бы ты поступил с ними?
а) взял бы с собой, чтобы дома выбросить в мусорный ящик (1 очко)
б) отнёс бы в кусты и выбросил (5 очков)
в) закопал бы в землю (3 очка)
Ключ к тесту
4-9 очков – если бы все были такими, как ты, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Ты не только много знаешь о природе, но и умеешь её охранять. Но главное – не останавливайся, стремись узнать больше.
10-14 очков – ты, безусловно много знаешь о природе и хотел бы ей помочь, но твои знания неполные, и ты, сам того не желая, можешь причинить ей вред .Больше читай и ты сможешь принести природе пользу.
15-20 очков – ты наверное, любишь природу- это хорошо. Но ты мало о ней знаешь. Тебе нужно ещё много узнать о природе.
- Кто хочет узнать о природе ещё больше, научиться её беречь? Я приглашаю вас сегодня в удивительный мир (храм) природы, где вас ждёт много интересного и поучительного.
Ученики выполняют тест.
Подсчитывают количество набранных очков.
Сверяются с ключом к тесту. Познавательные УУД:
- анализ и синтез;
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Регулятивные УУД:
-контроль;
- саморегуляция;
-коррекция;
4. Работа над частью проекта.
Цель этапа:
Отчёт каждой группы о проделанной работе.
4. Работа над прочитанным текстом - Над каким проектом мы начали работать?(слайд 3 )
- Какие задачи мы перед собой поставили? (слайд 4,5,6 )
- С какими животными и растениями мы решили познакомиться?( слайд7 – 21) .Эти животные живут рядом с нами , мы сталкиваемся с ними каждое лето.
Показ своей Красной книги ( фото, маленькое выступление, свои рисунки)
Сегодня мы продолжаем создавать свою Красную книгу.
Отчёт 1 группы о божьей коровке (рисунки, фото, сообщения, загадки. )
Отчёт 2 группы о пчеле. (рисунки, фото, сообщения, загадки. )
Отчёт 3 группы о пауке. (рисунки, фото, сообщения, загадки. )
Отчёт 4 группы о еже. (рисунки, фото, сообщения, загадки. )
Кто вам ребята, помогал ?
- Кто в группе был самым активным?
- Какие трудности испытали при подготовке к проекту?
- Какие задачи ставит перед собой отдел защиты животных?
- А для чего?
Физкультминутка
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Но если дунет ветер,
Мы быстро полетим.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Мы немного полетали,
Ветер стих – и мы устали,
Стали тихо оседать,
Чтоб на травушке поспать
Прочитайте текст «Сидел в траве кузнечик…» Ю. Аракчеева
Сидел в траве кузнечик. И смотрел по сторонам.
Как ты думаешь, что он видел перед собой?
Наверное, он видел перед собой переплетение толстых зелёных травяных стволов — какие мы, люди, можем увидеть только в густом тропическом лесу, в далёких жарких странах. Он видел широкие, длинные листья травы.
Для нас листья травы — это тоненькие травинки, а для кузнечика… Для него они, наверное, широкие, длинные, и на каждом из них можно свободно сидеть, расставив все шесть своих ножек, две из которых, самые сильные, обычно согнуты — коленками назад. Но главное, сидя на таком просторном листе, его, этот лист, можно есть, уплетать за обе щеки — грызть, жевать сочную мякоть, как, например, огурец, салат или зелёный лук, — ведь кузнечики, как мы знаем это, питаются листьями и травинками.
Итак, сидел в траве кузнечик, жевал сочный листик, смотрел по сторонам… А вокруг в траве сидело множество таких же, как и он, кузнечиков — зелёных, большеглазых, с согнутыми в коленках ногами и длинными-предлинными усиками. Но встречались среди этой братии и такие, у которых усики были покороче. Их называют кобылками: они, можно сказать, двоюродные сёстры и братья кузнечиков.
А солнце светило, и так хорошо, тепло было кузнечику в сочной траве, что он, закусив листиком, приподнялся на ножках, осмотрелся и — застрекотал.
Конечно, ты слышал много раз, как стрекочут кузнечики. Ну, а как они это делают, ты знаешь?
Да просто… На спинке кузнечика аккуратно, домиком, сложены крылышки. На одном из крылышек — жёсткая жилка с зазубринками. Когда захочется кузнечику застрекотать, приподнимает он чуть свои крылышки и жилкой с зазубринками быстро-быстро по краю другого крылышка водит. И задевают зазубринки за край крыла, и трещат крылышки. А у кобылок (у которых усики покороче) зазубринки прямо на ножках — тех самых, которые коленками назад. Они этими ножками тоже быстро-быстро по краям крылышек водят — и тоже получается песня.
«Здесь я, здесь, — словно бы говорит кузнечик своей стрекучей песней, — и мне хорошо! Ну, а кто хочет подружиться со мной, — пожалуйста. Хотите — приходите ко мне в гости, вместе будем стрекотать и жевать травинки».
Учёные изучали песни кузнечика и поняли: именно это он и хочет сказать своей песней. Он зовёт тех, кто хочет с ним подружиться, а тем, кто не хочет этого, он как бы говорит: остановитесь, здесь занято, здесь моё место, а вы прыгайте и ползите в другую сторону!..
Да, интересное это существо — кузнечик. Ну, а как ты думаешь, почему у кузнечика такие длинные сильные ножки? Да чтобы прыгать! Далеко ли уползёшь, если сидишь, допустим, на высокой травинке? Пока спускаться будешь, пока сквозь стебли и листья переберёшься… А тут — р-раз! — разогнулись ноги в коленках, и летит кузнечик по воздуху, и вот уже приземляется далеко от того места, где сидел. Могучий прыжок, прекрасный полёт над травяным лесом!
А некоторые из кузнечиков и кобылок, чтобы дальше прыгнуть, ещё и крыльями себе помогают. Подпрыгнут, развернут быстро крылья, замашут ими и летят. У степных, южных кобылок, крылья эти ярко-красные или голубые, а в полёте они ещё резко трещат. Зачем? А для того, чтобы враги от неожиданности испугались. Захочет птица какая-нибудь клюнуть серенькую, невзрачную кобылку, а она как подпрыгнет, как расправит крылья, да из серенькой превратится вдруг в ярко-красную или ярко-голубую, да ещё и затрещит страшно! Глядишь, и оставит птица пёструю трескунью в покое… Да, каждый защищается как может!
А на самых передних ножках у кузнечика две крошечные дырочки. Как ты думаешь, что это такое? Оказывается, это — уши кузнечика. Ими он слышит.
А теперь представьте себе, как сидел наш кузнечик, сидел, жевал зелёную травинку, стрекотал иногда, сам себя слушал и вдруг увидел, что кто-то ползёт рядом, по соседнему листику. Сверху — полукруглый панцирь, ярко-красный с чёрными точками. И такой гладкий, что блестит на солнце. А спереди — голова плоская и тоже блестящая, но не красная, а чёрная и с большими белыми пятнами. И усики чёрные. И ноги тоже чёрные, тоненькие, блестящие…
Догадался, кто это? Божья коровка!
- Что вас насторожило в тексте?
- Какой момент показался самым интересным?
- Какой вывод вы сделали?
- Для чего мы прочитали этот текст?
- Посмотрите на эту историю глазами кузнечика. Расскажите о его чувствах, переживаниях.
- « Возьмём под защиту природу»
-Создать свою «Красную книгу», узнать подробнее об исчезающих видах животных
-Научиться соблюдать правила поведения в природе.
Это: ландыш, медуница, стрекоза, бабочка, пчела, божья коровка, скворец, ёж., паук, синица, лягушка, ящерица.
Начали работу над книгой.
Перечисляют этапы работы над проектом.
Отгадывают загадку.
Дети проводят физминуткуЧтение текста.
Составление рассказа о кузнечике.
Регулятивные УУД:
планирование;
прогнозирование;
ПознавательныеУУД:
-работа с различными источниками информации;
- решение проблемы,
-находить нужную информацию в тексте;
- смысловое чтение;
КоммуникативныеУУД:
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-умение слушать и понимать других;
Личностные УУД:
-чувство ответственности за порученное дело;
ПознавательныеУУД:
- строить рассуждения;
- установление причинно – следственных связей;
Коммуникативные: уметь с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли
5. Рефлексия.
Цель этапа:
проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее,
аргументировать своё мнение, осознать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни.
Дерево, трава и птицаНе всегда умеют защититься.Если будут уничтожены они,На планете мы останемся одни.
-Соглашаетесь ли с поэтом? Почему?
Да, поэт ошибается в своих прогнозах.
Если растения будут уничтожены, то мы не останемся одни на планете, т.к. человека просто не будет. Зеленые растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания.
Все растения и животные достойны того , чтобы их защищали и берегли, не ожидая того, что их занесут в Красную книгу
Учитель. Наш урок подошёл к концу. И я хочу прочитать вам стихотворение, которое является заветом нам с вами.(слайд24)
Зеленые листья, вода и прохлада –
Чтоб это разрушить, немногое надо.
И даже известные братья – воришки,
Несносные серенькие воробьишки,
И те не без пользы на свете живут
Природа недаром вложила свой труд.
- Над чем вы задумались на уроке?
- Какие открытия сделали?
Что вас удивило?
Что дал вам урок?
- Молодцы! Вы очень хорошо поработали.
Выдвигают предположения.
Делают вывод.
Каждый человек должен быть другом природе.
Должны охранять и беречь её, чтобы окружающий нас мир продолжал радовать нас своей красотой.
Мы в ответе за нашу природу.
ПознавательныеУУД:
- строить рассуждения;
- установление причинно – следственных связей;
КоммуникативныеУУД:
-высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Личностные УУД:
-эмоциональность;
-умение осознавать и определять свои эмоции;
Регулятивные УУД:
-определять степень успешности своей работы;