Сценарий литературно-музыкальной композиции ко дню победыРодои не из детства


Сценарий литературно-музыкальной композиции к 70-летию Победы
«Родом не из детства…»
(дети в белой одежде):
Чтец 1: Тебя враги не разгромили,
Тебя сметали, не смели,
Чтец 2: Любовь моя, земля Россия,
Тебя порушить не смогли.
Чтец 3: Тебя топтали – не стоптали,
Тебя сжигали – не сожгли.
Чтец 4: Мы всё с тобою испытали,
И даже больше, чем могли.
Песня – слайд «Архангел Михаил»
(выходят со свечами в белой одежде ученики)
Ведущий 1.
Много разных потрясений пережило человечество в 20 веке. Но такого ужаса, что принесло народам фашистское нашествие, ещё не знала история.
Ведущий 2.
Великое истребление народов, великая бойня, каких ещё не знал мир. Наш народ назвал эту священную войну Великой Отечественной. Защищать Отечество поднялись и стар, и млад.
Девушка:
Что случилось, скажи мне, ветер
Что за боль у тебя в глазах?
Разве солнце не так уж светит,
Или вянут травы в садах?
Юноша:
Почему люди все на рассвете
Вдруг застыли, раскрыв глаза?
Что случилось, скажи нам, ветер,
Неужели это война?
(Звучит голос Левитана о начале ВОв)
-Внимание! Внимание! Говорит Москва! Передаём важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки советского союза! Сегодня, 22 июня 1941 года, в 4 часа утра, без всякого объявления войны германские вооружённые силы атаковали границы советского союза.
(Звучит фонограмма песни «Священная война» сл.В.Лебедева-Кумача, муз. А.Александрова)
Ученик:
Страна цвела, но враг из-за угла
Свершил полёт, пошёл на нас войною.
В тот грозный час,
стальною став стеною,
Вся молодость оружие взяла,
Чтоб отстоять Отечество родное.
(Мальчики маршируют, девочки машут платочками и провожают бойцов)
Ведущий.
Великая Отечественная война длилась 4 долгих года – 1418 дней – 34 тысячи часов. Она была долгой, кровопролитной, унесла много жизней. Немецкие оккупанты бомбили города, выжигали деревни, убивали мирных жителей…
Ученица 1.
И было много страшных битв,
В которых враг проклятый был разбит.
Великое сраженье под Москвой,
В котором мы врагу сказали грозно: «Стой!»
Ученица 2.
Конечно, вспомнить надо
И окружение врага под Сталинградом,
И Курскую дугу, и Крым, и Ленинград.
Был Гитлер, что напал на нас, уж был не рад.
Ведущий1 и 2.
В ходе Великой Отечественной войны наша армия сражалась в шести гигантских битвах, провела около сорока крупных наступательных операций:
битва под Москвой (30 сентября 1941-20 апреля 1942 г.)
битва за Ленинград (10 июля 1941-9 августа 1944 г.)
Сталинградская битва (17 июля 1942- 2 февраля 1943 г.)
битва за Кавказ (25 июля – 9 октября 1943 г.)
Курская битва (5 июля1943 – 23 августа 1943 г.)
битва за Днепр (август-декабрь 1943 г.)
(Дети, одетые в красную одежду)
Чтец: 27 миллионов погибших, миллионы искалеченных, осиротевших, обездоленных.
Чтец: Среди них не только воины, но и дети – мальчишки и девчонки, не успевшие узнать, что такое жизнь, но познавшие страдание и взглянувшие в глаза смерти. Дети? Нет! Уже не дети.
Чтец: Война внезапно ворвалась в их детство и юность.

(Песня «Ах, война, что ты подлая сделала?»)
Ведущий 1.
Горькую чашу пришлось испить в годы войны детям. Они гибли под бомбами и умирали от голода, сражались рядом с взрослыми, становились настоящими героями. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. “Дети Великой Отечественной войны” — так их называют сейчас. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.
Ведущий 2.
Дети войны. Некоторых ребят, а их очень даже немало, немцы увезли к себе в Германию и поместили в концлагерях. На этих детях ставили опыты преступники-врачи, а из вен выкачивали кровь для раненых немецких солдат, их отправляли в печи крематориев.
Этих детей уже почти никто не помнит. От них остались в концлагерных музеях груды отобранных кукол да ботиночки и туфельки невеликих размеров.
Чтец: (одет в черную одежду)
Занесённый в графу
С аккуратностью чисто немецкой,
Он на складе лежал
Среди обуви взрослой и детской.

Его номер по книге:
«три тысячи двести девятый –
Обувь детская. Ношена.
Правый ботинок. С заплатой…»
Как попал он сюда, в этот склад,
В этот список проклятый,
Под порядковый номер:
«три тысячи двести девятый?»
Неужели другой не нашлось
В целом мире дороги,
Кроме той, по которой
Пришли эти детские ноги?!
В это страшное место,
Где вешали, жгли и пытали,
А потом хладнокровно
Одежды убитых считали?
Здесь впитала земля
Запах тлена и крови
Сотен тысяч людей
Разных наций и разных сословий…
Среди сотен улик –
Этот детский ботинок с заплатой,
Снятой Гитлером с жертвы
«три тысячи двести девятой».
Ведущий 1.
Мир содрогнулся, узнав о газовых камерах немецких концлагерей. О сотнях тысяч замученных, задушенных газом, сожжённых и расстрелянных людей. (Песня «Бухенвальдский набат»)
Ведущий 2.
Каждый год на местах бывших лагерей смерти зацветают маки. Они алеют, как брызги крови жертв фашизма, напоминая о трагедиях войны.
Девочки.
Цветут в Бухенвальде цветы-
Алые маки.
В музейном покое - щиты,
А рядом бараки.
Цветут в Бухенвальде цветы-
Алые вспышки.
На маки глядят с высоты
Бессменные вышки.
На вышках эсесовцев нет
Дым не клубится…
Цветы пламенеют – и свет
Ложится на лица.
Не ходит по лагерю смерть,
Не лают собаки,
А все-таки жутко смотреть
На алые маки.
Ведущий 1.
Мирные жители оккупированных территорий Прибалтики, Белоруссии, Украины испытали на себе «новый немецкий порядок».
Ведущий2.
В марте 1943 года в белорусской деревеньке Хатынь появилось 300 карателей. Они согнали жителей деревни в большой сарай, который облили бензином и подожгли. Выбегавших их огня встречала автоматная очередь (звук автоматной очереди). Кричали дети, плакали взрослые. Задыхались и горели люди. В огне погибло 149 человек из них - 75 детей.
Ведущие. Динь-динь стонет Хатынь.
Болью людской дымится
Звонами-стонами Хатынь
В наши сердца стучится.
(Будто бы восставшие из пепла хатынцы обращаются к тебе, ко мне, ко всем живущим:
- “Люди добрые, помните: любили мы жизнь, и Родину нашу, и вас дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на Земле. Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!”
Девочка.
А маленькие ленинградцы сражались в блокадном городе, сражались с голодом, с холодом, со смертью, как Таня Савичева. Дневник этой девочки нельзя читать без боли и содрогания.
«Женя умерла 28 декабря в 12.30 часов утра 1941 года»
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 года»
«Лёка умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года»
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа утра 1942 года2
«Дядя Лёша – 10 марта в 4 часа 1942 года»
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года»
Савичевы умирали один за другим. Таня не сдавалась, она высохла, вымерзла, стала тоненькой и совсем лёгкой, но жила. С ней была мама, и она держалась. Потом… Страничка на букву С: “Савичевы умерли все”.
Ведущий 1.
Таня Савичева не стреляла в фашистов, не была разведчиком у партизан. Она просто жила в родном городе в трудное время. Но может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нём жила Таня Савичева и жили много других девчонок и мальчишек, которые так и остались навсегда в своём времени.
(Песня «Ленинградский метроном»)
Юноша:
Дети воевали вместе со взрослыми. И наряду со взрослыми за мужество и героизм, проявленные в борьбе с фашистами, получали награды. Давайте вспомним имена героев:
Из зала выходит Валя Котик
Когда началась война, мне было всего лишь 11 лет. Я учился в школе г. Шепетовки, был лидером среди своих ровесников.
Когда в Шепетовку ворвались фашисты, я вместе с друзьями решил бороться с врагом. Мы собирали на месте боёв оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправляли в отряд.
Ведущий 2.
Присмотревшись к мальчику, взрослые доверили Вале быть связным и разведчиком своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.
Фашисты наметили карательную экспедицию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его…
В феврале 1944 г. в одном из боев при освобождении города Изяслав партизаны приняли бой. В это бою Валя погиб. Было ему 14 лет…
2 мая 1945 г. Валя Котик посмертно награждён орденом Отечественной войны 2-й степени. А в июне 1958 г. Указом Верховного Совета СССР ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Выходит Зина Портнова:
Ведущий 1.
Война застала ленинградскую девочку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. Девочка вступила в подпольную молодёжную организацию. Она участвовала в дерзких операциях против врага, диверсиях, распространяла листовки, вела разведку. Устроившись работать официанткой в столовой, где питались фашистские офицеры, Зина подобрала момент и отравила суп, в итоге через 2 дня хоронили более ста офицеров, обедавших в тот день в столовой. После этого случая подпольщики переправили Зину в лес к партизанам, где она стала разведчицей.
Зина: ...Стоял декабрь 1943 года. Я возвращалась с задания. В деревне Мостище меня выдал предатель. Фашисты схватили меня, пытали. Ответом врагу было мое молчание, мое презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, я схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.
Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Я пыталась бежать, но фашисты настигли меня ...
Ведущий 1. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

Выходит Лёня Голиков:
Когда моё родное село Лукино захватил враг, я ушёл к партизанам.
Не раз ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд – и летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады…
Ведущий 2.
Был в его жизни бой, который Лёня вёл один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня – за ним. Почти километр преследовал он врага и наконец, сразил его. В портфеле оказались очень важные документы, штаб партизан немедленно переправил их самолётом в Москву. Из Москвы пришёл приказ: наградить самой высшей наградой всех, кто захватил такие важные документы. Но они не знали, что захватил их один Лёня, которому было всего 14 лет. Так пионер Лёня Голиков стал Героем Советского Союза.
А сколько ещё было боёв в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года.
Ведущий 1.
Для борьбы с немецкими парашютистами, шпионами и диверсантами, для выполнения других боевых заданий во всех районах Советского Союза в 1943г были созданы истребительные специальные батальоны из подростков. “Истребители” были вооружены винтовками. В 43 – 44 годах эти отряды были единственными, кто мог помочь НКВД в борьбе со шпионами и диверсантами.
Ведущий 2. (Дети в тылу)
Кто помогал ковать нашу общую победу? Кто обувал, одевал, кормил и снабжал вооружением Красную Армию для борьбы с врагом? Ими были и взрослые, и совсем еще юные мальчишки и девчонки. Без выходных и отпусков, подставив под ноги снарядные ящики, они работали по 14-15 часов в сутки слесарями, токарями, фрезеровщиками на заводах, выращивали хлеб, чтобы накормить армию, сами при этом чаще всего недоедали. Дети рано взрослели, заменяя ушедших на фронт старших братьев, отцов, матерей. В тылу наши сверстники проявляли чудеса трудового героизма, поэтому и награды получали, как и их сверстники-фронтовики.
Ведущий 1.
За мужество и отвагу, проявленные в годы войны более 3,5 млн. мальчишек и девчонок были награждены орденами и медалями Советского Союза. 7000 удостоены звания Героя Советского Союза.
Ученица:
На развороченном пути.
Стоит мальчишка лет пяти,В глазах расширенных истома,И щеки белые как мел.— Где твоя мама, мальчик?— Дома.— А где твой дом, сынок?— Сгорел.Он сел. Его снежком заносит.В его глазах мутится свет.Он даже хлеба не попросит.Он тоже знает: хлеба нет!
Ведущий 2.
Дети войны… они помнят про то, как убегали на фронт и тосковали о школе... Или как продолжали учиться, несмотря ни на что. Еще они могут рассказать нам, как умирали от голода и пуль врага их близкие люди.
Ученик.
Девчонка руки протянула,И головой на край стола.Сначала думали — уснула,А оказалось — умерла...Никто не обронил ни слова,Лишь хрипло, сквозь метельный стон,Учитель выдавил, что сноваУроки — после похорон.
Ведущие.
Война унесла свыше 27 миллионов жизней, из них 10 миллионов на полях сражений.
Около 18 миллионов солдат и командиров Красной армии получили ранения или стали инвалидами.
Около 6 миллионов советских людей оказались в фашистском тылу, 4 миллиона и них погибли.
4 миллиона партизан и подпольщиков погибло во вражеском тылу.
Во второй мировой войны погибло 13 миллионов детей.
В память о миллионах замученных, расстрелянных, сожженных и заживо погребенных объявляется «Минута молчания).
Ученики.
Склонитесь и молод, и стар
В честь тех, кто за счастье,
Что жизнь ради жизни отдал.
Летнее небо над нами
Горечью пахнет полынь,
Черными колоколами
Стонет бездонная синь.
Стонет земною печалью
Тех, чьи сердца не стучат.
Колокола не молчат.
Ведущий 1.
Звенят колокола… их тягучий, морозящий душу гул воспринимается как набат. Он взывает не только к памяти погибших, ко всем живущим на земле, он призывает:
«Люди! Не забудьте! Не допустите новых злодеяний фашизма!»
Все.
Люди !Покуда сердца стучатся, -Помните !Какою ценой завоёвано счастье, -Пожалуйста, Помните!Песню свою отправляя в полёт, -Помните !О тех, кто уже ни когда не споёт, -Помните!Детям своим расскажите о них,Чтоб запомнили!Детям детей расскажите о них,чтобы тоже Запомнили !Во все времена бессмертной ЗемлиПомните!Встречайте трепетную Весну,Люди земли.Убейте войну, прокляните войну,Люди Земли !Мечту пронесите через годаИ жизнью наполните!Но о тех, кто уже не придёт никогда , -Заклинаю , - Помните !
(Запускаются воздушные шары с изображением голубей)