Урок по Обществознанию для 6 класса «Великая Отечественная война как яркий пример народного патриотизма»
Схема конспекта урока
Руколеев Александр Сергеевич
Город: Бийск
Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5»
Предмет: обществознание
Тема урока: Великая Отечественная война как пример проявлений народного патриотизма.
Цель урока: подвести учащихся к пониманию значения понятия патриотизм и его проявлений.
Задачи:
Образовательные:
1. познакомить учащихся с термином «патриотизм»;
2. рассмотреть основные проявления патриотизма на примере Великой Отечественной войны;
3. показать учащимся возможность быть настоящим патриотом вне военных лет на примере современности.
Воспитательные:
продолжить воспитание патриотизма учащихся на примерах мужества и самоотверженности людей в годы войны.
Развивающие:
1. продолжить развитие коммуникативной компетенции;
2. продолжить развитие познавательной компетенции.
Тип урока: комбинированный.
Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: компьютер,
проектор, плакат «Родина-Мать зовет!», раздаточный материал в конвертах.
1. Организационный момент (2мин)
Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
Приветствуют учителя.
Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку.
Учитель создает благоприятную атмосферу на уроке с помощью диалога с учащимися, направленного на выявлении готовности работы на уроке. На доске написана тема урока, размещен плакат «Родина-Мать зовет!» Створки доски закрыты.
Основная задача учителя: положительно настроить обучающихся на работу.
2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу (5 мин)
Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
Учащиеся выполняют задания в конвертах: выделяют верные варианты флагов и склеивают куплет гимна.
Учащиеся обмениваются конвертами и проверяют работы друг у друга, используя инструкцию со слайда. После чего ставят оценку и передают по рядам учителю. С целью контроля уровня усвоения знаний по предыдущей теме «Символика России» учащимися учителем предлагается конверт с заданиями:
1. Выбрать из ряда флаги России на разных этапах ее исторического развития.
(«Рассмотри внимательно флаги. Обведи кружком те, которые когда-либо были в нашей стране».)2.Задание, направленное на контроль знания гимна РФ.
(«Из разрезанных строчек составь куплет гимна РФ»).
Учитель ставит учебную задачу перед учащимися: выполнить задание быстро и правильно, тем самым показав свое добросовестное отношение к учебе.
Учитель разъясняет правила выполнения заданий.
Учитель выводит на слайде правильные ответы на задания и разъясняет критерии оценки:
«5» - оба задания выполнены верно
«4» - в одном из заданий допущена 1-2 ошибки
«3» - допущено 3 и более ошибок.
«2» - если оба задания выполнены не верно.
Во время сдачи работ учитель выключает проектор. После выполнения учащимися заданий учитель использует метод взаимопроверки работ учащихся.
На данном этапе продолжается формирование ценностно-смысловой компетенции учащихся, формирование патриотизма.
Достигнутый результат: актуализация и повторение полученных ранее знаний обучающимися (на данном уроке учащиеся показали 100% качества знаний).
3. Изучение нового учебного материала. (25 мин.)
Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
Учащиеся внимательно слушают речь, проникаются важностью момента. Отвечают на вопрос учителя: Великая Отечественная война 1941-1945 годов.
Учащиеся отвечают: Вов как пример проявлений народного патриотизма.
Учащиеся формулируют цель урока: Рассмотреть ВОв как пример проявлений народного патриотизма, изучить понятие патриотизм и его проявления на примере ВОв.
Учащиеся составляют план изучение темя урока:
Дать определение патриотизма
Рассмотреть его проявления на примере ВОв.
Сделать вывод.
Учащиеся дают ответ: патриотизм, народный патриотизм.
Учащиеся высказывают свои ассоциации: служение Родине, служба в армии, любовь к Родине.
Обучающийся зачитывает определение патриотизма вслух.
Дети записывают определение в тетрадь: (Патриотизм – это различные проявления особого отношения к Родине, любви к Родине).
Ученики анализируют определение совместно с учителем и выделяют признаки патриотизма, исходя из определения.
Обучающиеся выступают с сообщениями:
Бедарев Артем «Их именами названы улицы города Бийска»
Кобликова Анна «У войны не женское лицо»
Березикова Валерия «Дети – герои войны»
Скуратов Михаил «Бийск фронту: Все для фронта, все для победы!»
Остальные обучающиеся внимательно слушают сообщения и составляют схему.
Учащиеся включают в схему следующие проявления: героизм, служба в армии, добровольный уход на фронт, работа в тылу, труд во благо Родины, посильная помощь детей, партизанское движение.
Обучающиеся обсуждают, высказывают свои точки зрения и аргументируют их, приводят примеры. Примерный ответ учащихся: Да можно быть патриотом в мирное время, для этого нужно любить свою Родину, трудиться во благо своей страны, любить соотечественников, помогать инвалидам и престарелым людям.
После обсуждения делают вывод. Учитель включает речь Молотова от 22 июня 1941 года и дает задание ответить на вопрос: «О каком важном событии в истории нашей страны идет речь?». После ответа учащихся раскрывает створки доски.
Учитель акцентирует внимание учащихся на теме урока:
«22 июня 1941 года началась самая страшная война для нашего народа. Обратите внимание на нашу тему. Как она звучит?»
Далее учитель предлагает учащимся определить цель урока.
Учитель предлагает учащимся составить план действий для достижения цели.
Учитель предлагает учащимся выделить ключевое слово в теме.
Учитель предлагает учащимся задание выстроить ассоциативный ряд с понятием «патриотизм».
Учитель дает задание найти определение в словаре учебника и зачитать его.
Учитель просит учащихся записать определение в тетрадь.
Учитель начинает совместно с учащимся разбирать определение и выявлять его признаки.
Далее учитель ставит перед учащимися учебную задачу выделить проявления патриотизма из фактов, представленных в сообщениях своих одноклассников и представить результат своей работы в виде схемы.
Учитель включает проектор чтобы иллюстрировать сообщения учащихся портретами и фотографиями военных лет.
После выступления учащихся учитель предлагает учащимся проверить схему в тетрадях (на основе информации, представленной на слайде).
Учитель ставит проблемный вопрос: Можно ли быть патриотом в мирное время
Фронтальная работа учителя с классом. На данном этапе учитель преследует цель: создание эмоционального фона, введение учащихся в тему урока.
На данном этапе изучения нового материала учитель ставит перед собой целью усвоение учащимися содержания понятия патриотизм.
Методы: эвристическая беседа, метод ассоциативного ряда, совместный анализ понятия.
Результатом является усвоение учащимися понятия патриотизм и его проявлений.
Учитель использует метод опережающего домашнего задания.
На данном этапе изучения нового материала учитель ставит целью перед учащимися самостоятельного выделения проявлений патриотизма из сообщений одноклассников
Формирование коммуникативной компетенции через использование учебной дискуссии.
4. Закрепление учебного материала (3 мин)
Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
Учащиеся смотрят отрывок после чего формулируют ответ на поставленный перед ними вопрос.
(Ответ: проявления истинного патриотизма мы увидели у летчика и танкистки, а не у Бетмена и супермена, потому что они сражались с общим врагом своими силами и строили танк на свои деньги, а не с помощью сверхчеловеческих возможностей).
Учитель, мотивируя детей на этап закрепления, использует задание, ставит перед учащимися учебную задачу
«Посмотреть видеофрагмент и подумать, у кого из героев вы увидели проявления патриотизма? Какие?»
Учитель транслирует видео фрагмент «Кто настоящий герой?»
Цель: проверить уровень усвоения нового материала обучающимися.
Метод: анализ видеофрагмента с целью определения проявлений патриотизма на основе полученных на уроке знаний.
Достигнутые результаты: учащиеся успешно справились с заданием и обосновали свою точку зрения.
5. Подведение итогов урока, рефлексия
Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечания
Примерный ответ учащихся: Изучить патриотизм и его проявления на примере ВОв.
Примерный ответ учащихся: да мы достигли цели урока, так как узнали, что такое патриотизм и рассмотрели его проявления на примере ВОв.
Выбирают карточки нужного цвета. Учитель возвращает обучающихся к цели урока, предлагая ее вспомнить, тем самым учитель подводит учащихся к завершающему этапу урока.
(«А теперь сделайте вывод мы достигли поставленной цели на уроке? Почему?»)Учитель, продолжая рефлексию, использует метод самооценки учащихся с целью выявления обучающихся не усвоивших новый материал. Учитель ставит перед учащимися задачу самооценки.
(«Как вы можете себя оценить на сегодняшнем уроке? Поднимите карточку соответствующего цвета:
Мне все понятно – красная,
Понял, но остались вопросы – зеленая,
Что-то не понял или ничего не понял – синяя.)
В завершение соотносятся цель урока и достигнутые результаты, фиксируется степень их соответствия учащимися самостоятельно, что позволяет им самим оценить свою деятельность на уроке на этапе рефлексии.
На данном этапе учитель ставит целью проследить, как учащиеся оценивают усвоение материала на уроке и провести корректировку с помощью дополнительного задания по теме (предлагается индивидуально)
6. Задание на дом (3 мин)
Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
Записывают задание. Задают вопросы по оформлению домашнего задания. Учитель задает домашнее задание дифференцированно в виде мини - сочинения на тему «Я патриот!», при этом учитель разъясняет критерии его успешного выполнения. Цель: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания посредством разбора задания и критериев его успешного выполнения.
Результатом на данном этапе уроке является понимание учащимися задания на дом и критериев его выполнения.