Исследовательская работа на тему: «История выращивания чёрной смородины из черенков»
Содержание
Введение ……………………………………………………………2
Цели и задачи……………………………………………………… 3
Ход работы………………………………………………………….3-7
Результаты. Выводы и рекомендации……………………………8
Литература…………………………………………………………8
Приложение …………………………………………………………
Наблюдения №1…………………………………………………….9
Паспорт исследовательской (проектной) работы №2……………10
Дневник исследователя №3………………………………………11-15
Презентация проекта №4
Творческие работы учащихся №5………………………………....15-18
Защита и рефлексия в стихах №6………………………………….19
Естественно-научное направление
Исследовательская работа на тему:
«История выращивания чёрной смородины из черенков» (Исследовательская группа)
«Мотивы чёрной смородины в творчестве» (Творческая группа)
Групповой проект, учеников 1 класса «Б»
КГУ Преображенская средняя школа
Руководители: учитель начальных классов
Маюрова Ирина Фёдоровна.
Учитель ИЗО и технологии:
Санина Наталья Фёдоровна
Ход работы
“Если хочешь научить меня чему-то,Позволь мне идти медленно…Дай мне приглядеться…Потрогать и поддержать в руках,Послушать, понюхать и,Может быть, попробовать на вкус…О, сколько всего я смогу найти самостоятельно!”
Введение
Просим вашего внимания,
Нам хотелось бы начать!
Сегодня перед вами.
Продукт свой защищать.
В октябре, у нас в классе проводился урок познание мира по теме «Размножение растений», на котором мы узнали, как размножаются растения. Всем ребятам захотелось провести опыт по выращиванию чёрной смородины из черенков. Ирина Фёдоровна предложила нам провести опыт и самим попробовать.
Так мы решили заняться исследовательской работой и определили тему: «История выращивания чёрной смородины из черенков».
Этот проект может рассматриваться как дополнение к существующим программам, может быть выделен в качестве факультативных занятий.
Опыт показывает, что учащиеся младших классов с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе, естественно на доступном для них уровне.
В младшем возрасте у детей преобладает чувственное, образное восприятие окружающего мира, что учитывалось при разработке методики работы с детьми.
Разработанный проект «История выращивания чёрной смородины из черенков» апробировался в 1классе начальной школы. Он подразумевает выполнение детьми исследовательской работы, проведение наблюдений, обобщение результатов исследований в самой разнообразной форме и составление рекомендаций по проблеме.
Для проведения исследования необходимо определить объект и предмет исследования.
Объектом нашего исследования является смородина.
Предметом - условия для появления и развития почек, листиков, корней.
Отсюда вытекает цель исследования: Проследить динамику развития растения на примере чёрной смородины.
Для выполнения исследовательской работы мы поставили перед собой следующие задачи:
1.Вырастить саженцы смородины из черенков.
2.Приобрести практические навыки по выращиванию саженцев чёрной смородины из черенков.
3. Познакомить с полезными свойствами ягод смородины, узнать об их использовании.
4. Научить вести простейшие наблюдения.
5. Познакомить с литературой по данной теме, организовать с родителями отбор материала. Провести исследовательскую работу и сравнить полученный результат с предполагаемым.
Для достижения поставленных задач использовались следующие приёмы и методы:
Методология исследования:
анализ познавательной литературы
опытно-экспериментальная деятельность,
исследовательская деятельность,
экскурсии,
наблюдения,
творческая деятельность,
Гипотеза исследования: Возможно, ли вырастить смородину самостоятельно в домашних условиях. Как вырастить смородину из черенка?
Новизна: Новизна исследования в том, что этот вопрос не изучался ранее в нашей школе, а также, что его выполняли мы самые маленькие участники проектов учащиеся 1 «Б» класса.
Вид проекта: Информационно-творческий.
Глава 1.
Немного истории.
Вряд ли найдется человек, не знающий смородину. У каждого она обязательно растёт на участке. Но выращивать смородину стали всего 400-500 лет назад, а яблоню, грушу, вишню например люди выращивают не менее четырех тысяч лет, а сливу - не менее двух тысяч лет.
Смородина не была известна ни древним грекам, ни римлянам. В Европе смородину начали выращивать только в XV-XVI столетиях.
Смородина в России.
На Руси смородину разводили уже в XI веке. А в XV-XVII веках Москва, по свидетельству иностранных гостей, буквально утопала в садах, и в них было много смородины - красной, белой и чёрной. В изобилии росла она по берегам Москвы-реки, которую, как говорят некоторые историки, в народе так и называли - Смородиновкой. А смородиновое варенье считалось одним из самых изысканных блюд на столе русской знати.
Почему её так зовут?
Русское название "смородина" произошло от древнерусского слова "смородь", что означало "сильный запах", или, по-иному "смрад". Запах чёрной смородины действительно не всем нравится. И в роду смородин много таких ароматных видов, причём у каждого запах свой, оригинальный. Так душисты листья и ягоды смородины. Предок садовой смородины - смородина дикая. Сейчас дикие виды охраняются в заповедниках. Растёт смородина по сыроватым лесам, лощинам, оврагам, в поймах речек и ручьев, под пологом сырых еловых и лиственных лесов, ведь смородина - теневыносливое растение.
На территории бывшего СССР произрастает 36 видов смородины.
Разновидности:
Смородина дикуша (алданский виноград)
Смородина колосистая
Смородина душистая
Смородина малоцветковая
Смородина моховка (Смородина лежачая)
Смородина пахучая
Смородина Янчевского
Смородина маньчжурская
Смородина альпийская
Смородина золотистая
Смородина красная
Смородина белая
Смородина ощетиненная
Сорта черной смородины западноевропейского происхождения:
Кент,
Боскопский великан,
Голиаф и др.
Самобесплодные сорта черной смородины:
Детская,
Дочь Алтая,
Надежда,
Совхозная,
Стахановка,
Красноярская и др.
Самоплодные сорта черной смородины:
Голубка,
Стахановка,
Алтая,
Зоя,
Белорусская сладкая,
Ленинградский великан,
Память Мичурина и др.
Семейство крыжовниковыеСамый известный кустарник лесостепной зоны и горных районов Центрального и Восточного Казахстана. На западе он распространен до бассейна реки Урал, на юго-востоке – до Джунгарского Алатау. Предпочитает увлажненные места обитания – берега рек, окраины болот, заливные луга и сырые леса.
У смородины многочисленные прямостоящие ветви до 1,5 м высотой. Молодые побеги пушистые, бледные, но к концу лета они приобретают коричневатую окраску. Листья имеют длинные черешки. Цветки невзрачные, розоватые или зеленоватые, собраны в поникающие кисти. Цветет смородина в мае - июне, опыляется чаще всего с помощью мух, которые питаются выделяющимся нектаром. Плоды – ароматные черные или бурые ягоды с многочисленными мелкими семенами – созревают в июле - августе. Распространяются семена птицами, которые поедают сочные ягоды.
Культурные сорта черной смородины, прародителем которых является наш «дикарь», выращивают практически по всему Казахстану. Но дикорастущая смородина ценится больше. Плоды, богатые витаминами и сахарами, широко используют как пищевой и лечебный продукт, листья – в качестве ароматизатора при консервировании овощей.
Глава 1.1
Чёрная смородина - один из первых предвестников весны.
В саду ещё местами лежит снег, а на нижних ветвях, нагреваясь от тёмной земли, трогаются в рост почки. Пробуждаются растения в начале апреля, уже через 2-3 дня после того, как установятся положительные среднесуточные температуры. Почки, очень крупные и яркие, особенно заметны на фоне тающего снега и чёрной земли. У раннеспелых сортов почки начинают распускаться прямо на глазах, и неповторимый смородиновый аромат от нежных зелёных листочков смешивается с запахом земли.
Цветение чёрной смородины в нашей местности начинается обычно во второй половине мая. В это же время и черёмуха цветёт. И очень часто в это время бывают опасные для растений перепады температуры.
Глава 1.2
Самая полезная!
В лечебных целях используются практически все составляющие чёрной смородины плоды, ветви, корни, листья, почки и даже кора ветвей.как лекарственное растение, чёрная смородина представляет целый кладезь полезных веществ.
Ягоды чёрной смородины признаны учёными одними из самых полезных для здоровья. Они содержат соли железа, фосфора и кальция, сахара, яблочную и лимонную кислоты, витамины А и С. Употребление свежих ягод улучшает аппетит. Отвар и настой листьев смородины применяют при заболевании почек. Применение в кулинарии:
Листья смородины используют как пряность при засолке овощей и грибов. Молодые листья применяют для приготовления диетических сахар снижающих салатов и ароматизации кваса, сухие листья — для заварки чая, добавляют в соусы.
Ягоды имеют кисловато-сладкий вкус и особый аромат. Чрезвычайно ценны по обилию в ягодах витамина C. Их употребляют в свежем и переработанном виде. Из ягод готовят кисели, сиропы, соки, настойки, варенье, желе, пастилу, йогурты, начинки для конфет.Лечебные свойства чёрной смородины.
В лечебных целях используется практически все составляющие чёрной смородины плоды, ветви, корни, листья, почки и даже кора ветвей.как лекарственное растение, чёрная смородина представляет целый кладезь полезных веществ. В плодах содержится каротин, кальций, калий, железо, фосфор, йод, органические кислоты, эфирные масла, дубильные вещества, аскорбиновая кислота, витамины группы В. В листьях и почках растения содержатся минеральные соли, красящие и дубильные вещества, эфирное масло, аскорбиновая кислота, углеводы. Те же вещества находятся в корневой системе и ветвях чёрной смородины.Благодаря большому содержанию в чёрной смородине витамина С, она является хорошим укрепляющим средством. Плоды и сок смородины рекомендуют при увеличенной хрупкости капилляров. Употребление свежих ягод улучшает аппетит, стимулирует работу желудочно-кишечного тракта, снимает болевые ощущения, увеличивает работу потовых желез, обладает вяжущим действием. Листья смородины чёрной обладают потогонным, мочегонным и противовоспалительным действием, освобождая организм от излишков пуриновых веществ и мочевой кислоты. Благодаря этим свойствам они широко используются при лечении таких заболеваний как подагра и ревматизм.В научной медицине свежие и засушенные плоды смородины применяют при малокровии, при авитаминозе, при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, гастритах, как противовоспалительное средство при простудных заболеваниях, при инфекционных болезнях как тонизирующее средство для сердечно сосудистой системы. Отвар и настой листьев смородины применяют при заболевании почек, мочевого пузыря, как мочегонное средство для вывода из организма избыточных щавелевой и мочевой кислот. Применение чёрной смородины в рецептах народной медициныВ народной медицине отвар корней смородины применяют как вяжущее средство. Настойки, экстракты из корней, почек, коры ветвей, используют при передающихся инфекциях, коклюше, бронхите, как пото и мочегонное средство. Настой плодов, ветвей и сок в чистом виде, используются при головных болях. Как тонизирующее средство при болезнях сердца применяется настойка листьев смородины на вине. Самыми полезными, безусловно, являются свежие ягоды смородины, их употребляют для снижения артериального давления, при нервных растройствах, склерозе, заболеваниях печени, почек, при заболеваниях сердца.1) При авитаминозе – одну две столовые ложки спелых плодов смородины заварить на один стакан кипятка, настоять 2-3 часа, профильтровать, принимать как чай по пол стакана, несколько раз за день.2) При заболеваниях ревматизмом, туберкулёзом, при воспалении лимфатических узлов – три ст. л. измельчённых сухих листьев смородины, заварить на пол литра кипятка, настоять 3-4 часа, профильтровать, принимать по 100 грамм 3-4 раза в день.3) Как потогонное, мочегонное, противовоспалительное средство – две ст. ложки свежих ягод чёрной смородины, заварить на один стакан кипятка, проварить на медленном огне семь минут, выстоять в течении получаса, отфильтровать, употреблять четыре раза в день, по 2 ст. ложки.4) При диареи (поносах) – принимать по 100 грамм, три раза в день, свежевыжатый сок чёрной смородины.5) При гастрите – приготовить настой: двадцать грамм свежих листьев смородины на литр вина ( белого), настоять пятнадцать дней, принимать по пол стакана до еды.6) При диатезе, дерматите, болезней глаз – в качестве примочек приготовить настой: пятьдесят грамм смеси, состоящей из молотых листьев, почек и веток смородины, заварить одним литром кипятка, прокипятить десять минут, настоять в течении часа, профильтровать.7) Кровоостанавливающее средство – одну столовую ложку почек смородины, заварить на один стакан кипятка, дать покипеть на слабом огне минут семь, выстоять час-полтора, отфильтровать, употреблять трижды в день, по 2 столовые ложки.8) При головной боли – одну столовую ложку истолчённых веток смородины, заварить на один стакан кипятка, дать настояться в течении 2-3 часов, процедить, принимать по 2 столовые ложки настоя, 3 раза в день.
Глава 1.3
Региональный компонент
Когда то на территории нашего села был огромный плодово-ягодный сад. На его территории произрастало огромное количество сортов и видов смородины более 100 кустов. Кроме смородины в этом саду росло большое количество других плодов и ягод: яблоки разных сортов, малина, клубника, виноград, вишня, слива.
Заложен был этот сад в годы коллективизации 1929-1930г.
Основателем этого сада был Черкашин Василий Иванович,
который был профессионалом своего дела. Плоды и ягоды из этого сада отправляли в детский сад для детей, жители села брали под заработную плату на варенье, компоты, на сушку. Также продукцию из этого сада продавали на рынках в сёлах Кокпекты и Большая-Буконь.
Глава 1.4
Смородина Янчевского - кустарник, вид растений рода Смородина, семейства Крыжовниковые растущий в ущельях и долинах горных рек в горах Средней Азии (Тянь-Шань, Памиро-Алтай)
Этот вид смородины назван в честь польского ботаника Эдуарда Франца Янчевского. Занесён в Красную книгу Казахстана.
Практическая часть
Материал и методика исследования
Проведение исследования
Глава 2.
Опыт!
Перед началом эксперимента мы составили план действий:
изучили биологические особенности смородины,
способы ее размножения.
Изучаем биологические особенности смородины. (см. Презентацию)После этого в один из дней осенних каникул мы вместе с родителями совершили экскурсию в сад, где со "спящих" под снегом кустов смородины срезали веточки-черенки для своего опыта, длинной 20-25 см.
Срезка черенков для опыта. (см. Презентацию)После этого их поместили в баночку с водой. Через 15 дней наши черенки стали "просыпаться", появились белые корешки и набухли почки.
Вот они и появились! (см. Презентацию)А в начале декабря, все черенки были с корешками и на них распустились листья. Мы регулярно меняем воду в баночке, и в настоящий момент все черенки имеют хорошо развивающиеся корни, здоровый вид.
Для того чтобы у наших растений начали расти боковые веточки, мы укоротили им верхнюю часть.
Наблюдаем, измеряем, изучаем! (см. Презентацию) Стаканы с черенками стояли на подоконнике в классе, солнечного света и тепла им было достаточно.
За черенками мы вели общее наблюдение, которое оформляли в виде фото с комментариями (см. приложение)
Результаты
По неизвестным причинам два черенка с листочками и корешками погибли на подоконнике. Остальные прижились.
Под микроскопом мы рассмотрели структуру листа.
Попробовали свежезамороженную смородину и варенье. Ах, как вкусно!
Глава 2.1
Размножение смородины.
Смородину любят, есть все. Это растение считается неприхотливым, практически всегда дает неплохие урожаи, да и размножать кусты смородины можно и без особых навыков.
Если возникла необходимость или желание вырастить смородину, то начать надо с выращивания саженцев смородины. Первым делом необходимо провести отбор черенков. Обычно это делается в конце сентября.
Чтобы определить зрелые почки или нет, надо прикоснуться к листу. Т.е., если лист тянуть вдоль стебля в сторону утолщения, и он легко оторвется, то это значит, что почки созрели.
Для черенков можно использовать прикорневые однолетние побеги. Использование в качестве черенков ответвления на веточках недопустимо, т.к. с началом весны такой черенок обычно начинает цвести, поэтому саженцы получаются слабыми и недоразвитыми.
Однолетние побеги должны иметь толщину не менее 7 мм в своем основании. С них следует садовыми ножницами срезать все листья и нарезать секатором черенки длиной 22 см и больше. Нарезать черенки можно лишь в том случае, если на них имеются хорошо развитые почки. Чтобы ягоды не мельчали и урожай не снижался, надо делать короткую обрезку части ветвей, омоложение куста.
Заключение:
Итак, закончив свою работу, мы можем сделать вывод, что смородина легко размножается черенками, из небольшой веточки можно вырастить самостоятельное взрослое растение!
Благоприятными условиями для появления листочков и корней являются тепло и влага. В ходе исследования мы приобрели практические навыки по выращиванию саженцев чёрной смородины из черенков. Познакомились с полезными свойствами ягод смородины, узнали об их использовании. Научились вести простейшие наблюдения. Познакомились с литературой по данной теме. Провели исследовательскую работу и сравнили полученный результат с предполагаемым. Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений, компетенции. Дети готовы и хотят выполнять коллективно следующий проект.
Проект можно использовать как дополнение к учебному материалу, во внеклассной работе.
Результативность проекта.
Творческий потенциал каждого учащегося раскрыт, каждый ученик публично продемонстрировал достигнутый результат, он был, значим и интересен для детей, дети выполняли работу в творческих группах. Кругозор детей расширился, мыслительная деятельность активизировалась.
Список используемой литературы:
Информационные источники:
Деревья и кустарники СССР. Дикорастущие, культивируемые и перспективные для интродукции. / Ред. тома С. Я. Соколов. — М.—Л.: Изд-во АН СССР, 1954. — Т. III. Покрытосеменные. Семейства
Мазнев Н. И. Энциклопедия лекарственных растений. — 3-е изд., испр. и доп.. — М.: Мартин, 2004. — С. 390—391. — 496 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-8475-0213-3
Смородина чёрная // Лекарственные растения / Авторы-сост. И. Н. Пустырский, В. Н. Прохоров. — Мн.: Книжный дом, 2005. — 704 с. — (Большая книга советов).
Скляревский Л. Я., Губанов И. А. Лекарственные растения в быту. — М.: Россельхозиздат, 1970. — С. 161—162. — 223 с. — 500 000 экз.
Н.К.Волкова «Сад и ягодник". Издательство ЦК Компартии Казахстана, 1988 с.85-92.
А.Д.Поздняков, В.Ф.Белов «Смородина». Издательство «Колос» 1983г.
А.А.Иващенко «Растительный мир Казахстана».Алматыкітап 2006г.
Ресурсы Интернета:
o-smorodine.ru›…pro-smorodinu/9…pro-smorodinu.html
o-smorodine.rupsy.1september.ru›view_article.php…
ru.wikipedia.org›wiki/Смородина_чёрная
plantus.ru›plant/smorodinalubludachu.ru›fruits/661-ewe-raz-o-smorodine.html
gorod21veka.ru›…interesnoe_o_produktah…smorodina1/
Приложение №1
Наблюдения
Сроки и произошедшие изменения Рисунок
Начало ноября-почки не крупныекорней нет.
Середина ноября - происходит набухание почек, на нижней части черешков образуются белые бугорки.
Начало декабря - середина января появились листочки, корешки растут.
Начало февраля листья подросли, стали крупными. Корни мощные их много.
Конец марта - начало апреля кроме листьев появились и цветы. Корней стало больше. Черенки готовы для посадки в землю.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Паспорт исследовательской (проектной) работы
№п/п Характеристика Содержание (нужно заполнить)
1 ФИ. Макарова Алина, Симикина Евгения, Алекпаева Алина, Раструбин Артур, Сейфиев Мирхат, Мешкова Виктория, Фейст Вадим, Целлер Сергей, Махмутов Ринат, Алаудинов Аслан.
2 Регион Восточно-Казахстанская область
3 Населённый пункт село Преображенка
4 Полное наименование образовательного учреждения КГУ Преображенская средняя школа
5 Класс, в котором учится автор
1 «Б» класс
6 Почтовый адрес учреждения с индексом 071009
ВКО. Кокпектинский район. с.Преображенка ул. Куйбышева
7 Телефон учреждения с кодом 8(72348)50053
8 ФИО руководителя работы Маюрова И.Ф.- учитель начальных классов; Санина Н.Ф.- учитель ИЗО, технологии.
10 Проблема (почему выполнялось исследование, проект) Интерес ребенка
11 Объект и предмет (что исследовалось, проектировалось) Смородина черная
12 Гипотеза (главная авторская идея) Можно ли вырастить смородину самостоятельно в домашних условиях.
13 Практическая значимость работы Вырастить саженцы смородины.
14 Полученный результат В результате проведенной работы получили саженцы черной смородины, которые высадили на территории школьного двора.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Министерство образования и науки Республики Казахстан
КГУ «Преображенка орта мектебі»
Дневник исследователя
Учащиеся 1 «Б» класса
фамилия, имя учащегося
КГУ «Преображенка орта мектебі»
общеобразовательное учреждение
Направление: Естественно-научное направление
Руководители: Маюрова Ирина Фёдоровна
Санина Наталья Фёдоровна
с.Преображенка 2013год.
Тема работы: История выращивания чёрной смородины из черенков
Актуальность темы: Мы живём в сельской местности и у нас есть прекрасные возможности довести наш проект до конца, поскольку мы имеем пришкольно – опытный участок на котором мы надеемся будет отведено место для дальнейшего нашего исследования. Хотелось чтобы в будущем сад который был на территории нашего села был возрождён и приносил пользу жителям нашего округа. Предметно-содержательная область проекта объединила несколько предметов, изучаемых в начальной школе, их взаимообусловленные связи (окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство, трудовое обучение).
Цель исследования: Проследить динамику развития растения на примере чёрной смородины.
Гипотеза исследования: Возможно ли вырастить смородину самостоятельно в домашних условиях. Вся ли смородина одинаковой формы. Как вырастить смородину из черенка?
Новизна: Новизна исследования в том, что этот вопрос не изучался ранее в нашей школе, а также, что его выполняли мы самые маленькие участники проектов учащиеся 1 «Б» класса.
Задачи: 1.Вырастить саженцы смородины из черенков.
2.Приобрести практические навыки по выращиванию саженцев чёрной смородины из черенков.
3. Познакомить с полезными свойствами ягод смородины, узнать об их использовании.
4. Научить вести простейшие наблюдения.
5. Познакомить с литературой по данной теме, организовать с родителями отбор материала. Провести исследовательскую работу и сравнить полученный результат с предполагаемым.
Методология исследования:
анализ познавательной литературы
опытно-экспериментальная деятельность,
исследовательская деятельность,
экскурсии,
наблюдения,
творческая деятельность,
Вид проекта: Информационно-творческий.
Этапы проекта:
Подготовительный этап.
Выбор темы, цели проекта, для чего нужен проект.
Запуск проекта.
Выбор творческих групп, обсуждение выбор заданий для каждой группы.
Основной этап.
Сбор, систематизация, анализ экспериментальных данных.
Информационные источники:
Деревья и кустарники СССР. Дикорастущие, культивируемые и перспективные для интродукции. / Ред. тома С. Я. Соколов. — М.—Л.: Изд-во АН СССР, 1954. — Т. III. Покрытосеменные. Семейства
Мазнев Н. И. Энциклопедия лекарственных растений. — 3-е изд., испр. и доп.. — М.: Мартин, 2004. — С. 390—391. — 496 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-8475-0213-3
Смородина чёрная // Лекарственные растения / Авторы-сост. И. Н. Пустырский, В. Н. Прохоров. — Мн.: Книжный дом, 2005. — 704 с. — (Большая книга советов).
Скляревский Л. Я., Губанов И. А. Лекарственные растения в быту. — М.: Россельхозиздат, 1970. — С. 161—162. — 223 с. — 500 000 экз.
Н.К.Волкова «Сад и ягодник". Издательство ЦК Компартии Казахстана, 1988 с.85-92.
А.Д.Поздняков, В.Ф.Белов «Смородина». Издательство «Колос» 1983г.
А.А.Иващенко «Растительный мир Казахстана».Алматыкітап 2006г.
Ресурсы Интернета:
o-smorodine.ru›…pro-smorodinu/9…pro-smorodinu.html
o-smorodine.ru
psy.1september.ru›view_article.php…
ru.wikipedia.org›wiki/Смородина_чёрная
plantus.ru›plant/smorodinalubludachu.ru›fruits/661-ewe-raz-o-smorodine.htmlgorod21veka.ru›…interesnoe_o_produktah…smorodina1/Предполагаемые результаты:
1.Вырастить саженцы смородины из черенков.
2.Приобрести практические навыки по выращиванию саженцев чёрной смородины из черенков.
3. Познакомить с полезными свойствами ягод смородины, узнать об их использовании.
4. Научить вести простейшие наблюдения.
5. Познакомить с литературой по данной теме, организовать с родителями отбор материала. Провести исследовательскую работу и сравнить полученный результат с предполагаемым.
Форма предоставления результатов: Презентация, творческие работы учащихся.
Сроки выполнения работы: Ноябрь 2012- Апрель 2013год.
Сведения об авторе: Учащиеся 1 «Б» класса
Сведения о руководителях работы: Маюрова Ирина Фёдоровна- учитель начальных классов, первой квалификационной категории; Санина Наталья Фёдоровна – учитель ИЗО и технологии, первой квалификационной категории.
Важные даты и события
Дата События
6.11.12. Срезка черенков.
16.11.12. Набухание почек, на нижней части
черешков образуются белые бугорки.
Начало декабря - середина января 2013. Появились листочки, корешки растут.
7-8.02.13. Листья подросли, стали крупными. Корни мощные их много.
Конец марта - начало апреля.2013. Кроме листьев появились и цветы. Корней стало больше. Черенки готовы для посадки в землю.
План работы над темой исследования
Сроки Содержание деятельности по этапам Самооценка Оценка
руководителя Примечания
6.11.12. Срезка черенков. 5 5 16.11.12. Набухание почек, на нижней части черешков образуются белые бугорки. 5 5 Начало декабря - середина января 2013. Появились листочки, корешки растут. 5 5 7-8.02.13. Листья подросли, стали крупными. Корни мощные их много. 5 5 Конец марта - начало апреля.2013. Кроме листьев появились и цветы. Корней стало больше. Черенки готовы для посадки в землю. 5 5 Самооценка деятельности: Процесс и результат проекта принес нам удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений. Мы готовы и хотим выполнять коллективно следующий проект. Мы получили навыки самостоятельной и групповой работы, исследовательской и творческой деятельности, умение работать с различными источниками информации.
Отзыв руководителей: В результате у учащихся сформировалось представление о выращивании смородины из черенков. Дети получили навыки самостоятельной и групповой работы, исследовательской и творческой деятельности, умение работать с различными источниками информации. Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений, компетенции. Дети готовы и хотят выполнять коллективно следующий проект.
Приложения
Памятка № 1
Этапы информационного поиска
Определение информационного запроса.
Поиск и локализация информации.
Критическая оценка полученной информации.
Сравнение информации, полученной из различных источников.
Презентация полученных результатов.
Подготовка отчета.
Памятка № 2
План доклада по результатам исследовательской работы
Продолжительность защиты – 10-15 мин.
Логика защиты:
Доклад – не более 15 мин.
Ответы на вопросы из рецензии.
Ответы на вопросы гостей.
Объем доклада не более 4 печатных страниц.
Стиль – лаконичные и четкие фразы. Не списывать все из Введения и Заключения. Взять их за основу, но помнить, что письменная и устная речь отличаются друг от друга.
Доклад должен быть интересным, проблемным.
Доклад читается, а не учится наизусть.
Обязательно перед зеркалом прочитать написанный доклад 4-5 раз.
Памятка № 3
Требования к содержанию научно-исследовательской работы
Структура Требования к содержанию
Титульный лист Содержит:
наименование учебного заведения, где выполнена работа;
ФИО автора;
тему учебно-исследовательской работы;
ФИО научного руководителя;
город и год.
Оглавление Включает наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал
Введение Содержит:
актуальность;
объект исследования;
предмет исследования;
цель исследования;
гипотезу;
задачи;
методы исследования;
практическую значимость;
апробацию;
базу исследования.
Основная часть Состоит из глав, в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме.
Выводы Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной учебно-исследовательской работе.
Список литературы Должен содержать перечень источников, использованных при написании учебно-исследовательской работы
Приложения Содержит список приложений, на которые автор ссылается в работе.
Приложение №4
Презентация проекта
Приложение №5
Творческое задание: В интернете, в периодической печати мы нашли стихотворения, загадки, пословицы и поговорки о смородине и выучили их.
Стихотворения о смородине
Растет в саду
Смородины куст.
К нему подойду,
Попробую на вкус
Ягодку черную,
Соком полную.
Ягодка гладкая,
Ты уже сладкая?
Коли поспела —
Возьмусь за дело:
Туесок принесу
С веток отряхну росу,
Стану ягодки срывать
На варенье собирать
******************
С. КапитоноваКуст смородины в саду.В лукошко ягод соберу.Сварит бабушка варенье,Напечет для нас печеньеИли ягодный пирог…Я бабулечке помог.Мне уже почти четыре…Пьём мы чай у бабы Иры
**********************
Ягоды смородины
Черны, как агаты.
Соберем смородины
Урожай богатый.
Круглые да гладкие,
Сочные на вкус.
Будут очень сладкими
Сок, кисель и мусс.
Есть рецепт старинный,
Как варить компот,
Чтобы витамины
Были круглый год.
********************
Л. ЗубаненкоКрасная, чёрная, белаяМанит смородина спелая.Ягоды соком наполнились,Солнечной краской окрасились.Птички слетаются шустрые,Ягодки ранят упругие.Чёрная, красная, белаяВздыхает смородина спелая:- Если меня не сорвёте,Осыплюсь, потом не найдёте.
**************************
Т. ЮдинаКрасная смородинаДо чего крупна!Кисленькая, вроде бы,Но с сахаром, вкусна!
*************************
Загадки о смородине
Дом в саду стоит густом,Очень тесно в доме том,В каждой келье там и тут,Дивны ягоды живут,К августу они чернеют,Наливаются, взрослеют,Их потом все соберут,С сахарочком перетрут,С ними испекут пирог,Сделают варенье впрок.
Нет таких, кто вроде быНе любил … (смородину).
**************************
Черный жемчуг на нитях висит,Сквозь зеленые листья блестит,Хорошо, когда часть лета пройдена,И в садах поспевает…(смородина).
*****************************
Была зелёной, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая!
(чёрная смородина)
******************************
Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет, другая чернеет.
(красная и чёрная смородина)
********************************
Пословицы и поговорки про смородину
«Для внуков сажают чёрную смородину, для детей –красную, а для себя белую.»
«Любишь смородину-люби и оскомину.»
«Смородина - набьёт оскомину».
**********************************************************************
А ещё мы совместно с родителями сами сочиняли стихотворения и загадки о смородине.
Проба пера!
Чёрная смородина в саду моём растёт.
Много чёрных ягодок в свой срок мне принесёт.
Я буду рвать смородину, крупная она,
По ягодке, по ягодке и сумочка полна.
Сварю варенье чашку я, и в банку положу,
Придёт бабуля в гости к нам, её я угощу.
Бабуля спросит: «-Где взяла?» такое загляденье.
-Отвечу я, в саду рвала такое объеденье!
(семья Алекпаевых)
**************************************************
Смородина красавица
Душиста и кругла,
И выросла смородинка
На вкус сладка, сочна
По цвету чёрно-белаяКомпот с неё сварю,
Учительницу первую
Компотом угощу! (семья Сейфиевых)
****************************************************
Смородину, смородинку
В саду я посадил
Растил, пушил и поливал
Плоды в лукошко все собрал.
Друзей, родных я угостил
Варенье на зиму сварил.
(семья Сейфиевых)
***************************************************
Нарисуем огород,
Здесь смородина растёт.
Ягоды как бусины,
Чёрные – Володины,
Красные – Марусины.
(семья Фейст)
***************************************************
Загадки
Что за куст такой душистый, лист резной и бархатистый.
Ягодки подруженьки, чёрные жемчужинки.
(Смородина) (семья Раструбиных)
**************************************************
Растут в моём садочке
Зелёные кусточки,
На них средь листиков резных
Свисают «серьги» сверху вниз.
(Смородина) (семья Фейст)
**************************************************
Висят на кустике чёрные бусинки.
(Смородина) (семья Фейст)
**************************************************
Я полезную ягоду
Собираю в саду,
Одну кладу в лукошко
Другую в рот кладу.
Вкусная, с кислинкой
Ягодка моя.
Есть в ней аскорбинка
натуральная.
(Смородина) (семья Фейст)
************************************************
Приложение №6
Как только мы узнали о предстоящем проекте, то сразу заинтересовались его интересной темой. Увидев красочные иллюстрации с изображением веток смородины, мы захотели её нарисовать. Так появилась идея использовать мотивы чёрной смородины в своих творческих работах.
С Натальей Фёдоровной мы учились творить-
Рисовать, лепить, мастерить!
Нам было всё настолько интересно,
Смородина теперь у нас на первом месте.
На первом занятии мы слушали рассказ
О том, что эта ягода вдохновляет нас
На творчество любое и самовыражение,
Поэтому хорошим должно быть настроение.
Затем работали с раскраской и рисовали сами,
То есть навыком рисунка мы овладевали.
Рисовали пальчиком, печати штамповали,
Необычные приемы, техники узнали.
Аппликацию из ткани тоже выполняли,
Все детали аккуратно очень вырезали.
На фон их закрепили клеем ПВА-
Красиво получилось! Не правда ли, друзья?
Из теста соленого и пластилина
Поделки красивые мы мастерили
Из пластилина слепили корзину,
Из теста - панно в декоративном стиле.
Бусы от дизайнера тоже смастерили,
И подарком вот таким маму удивили,
Бус таких превосходных не купить вам нигде,
Заказы свои отправляйте на сайт первого «Б».
Прошел увлекательно кулинарный урок:
Мотивами смородины украсили пирог,
Из листиков смородины чаю заварили,
Весь класс на чаепитие в гости пригласили.
Рефлексия.
Над проектом мы активно потрудились,
Со смородиною черной подружились.
Подоконник украшают черенки,
Есть на них цветочки, корешки.
Вот результат труда кропотливого!
И в творчестве тоже себя проявили мы!
Чудо-смородинку мы рисовали,
Лепили, мастерили – шедевры создавали.
Еще сочиняли стихи и загадки,
Проект доработан - все в полном порядке.
А, значит, нам можно теперь отдыхать
И о смородине потолковать.
Полезным чаепитием проект мы завершили,
Из листиков смородины чаю заварили.
Чай ароматный пили с тортом и с вареньем
И превосходным было наше настроенье!