«Программа исследовательского обучения младших школьников по формированию исследовательских навыков»
















ПРОЕКТ

по теме: «Программа исследовательского обучения младших школьников по формированию исследовательских навыков»





Подготовила:
Актанова А.К.
















2014 г

Программа исследовательского обучения младших школьников по формированию исследовательских навыков
«Я – исследователь»
Абстракт
Учебный план является нормативным документом, основанным на ГОСО РК. В нём определяется объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяется учебное время.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи вооружить учащегося знаниями на другую формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Актуальность исследовательской деятельности основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Гипотеза – если создать педагогические условия для учащихся младших школьников в исследовательском обучении, то уровень исследовательских навыков улучшится.
Цель программы: создание педагогических условий для развития исследовательских навыков исследовательской деятельности.
Задачи программы:
Создать условия для успешного усвоения знаний о структуре исследовательской деятельности, о способах поиска информации, обработке результатов исследования и их презентации.
Формировать исследовательские навыки младших школьников через развитие мышления, расширение кругозора.
Развивать личностную позицию ученика-исследователя.
Новизна программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к учебному исследованию.
Практическая значимость - исследовательская работа наиболее значима в осуществлении межпредметных связей, так как это учебно-познавательная, творческая деятельность, решающая сложные проблемы реальной действительности.
В итоге освоения программы обучающиеся 3 класса должны:
– знать структуру исследовательской деятельности;
– уметь видеть проблему, выбирать тему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, собирать и обрабатывать информацию, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения.

Пояснительная записка.
Обучение путём исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком. Для того чтобы помочь включить ребёнка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях основного обучения, активизировать интерес к обучению, приблизить учебную деятельность к познавательной необходима исследовательская программа. Предусмотрен диалог с ребёнком, наблюдение, эксперимент, полный ряд исследовательской деятельности -от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов
Появится возможность сформировать способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры; сформировать компетентности разрешения проблем, коммуникативной и информационной компетенций. В школьной программе не запланирован курс обучения научно-исследовательской деятельности.
По окончании программы определен определенный продукт-исследовательская работа и форма представления результата - доклад и публичное выступление презентация на мини-конференции. Каждый учащийся ведет свою папку исследователя, куда вносит новые слова, с которыми познакомился в ходе выполнения проекта, собранная информация по методам исследования. Итоги участия в деятельности подводятся каждую четверть и в конце года, а также по мере готовности детей.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской деятельности.
Новизна программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к учебному исследованию.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностные, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Цель программы: создание условий для успешного освоения исследовательских навыков
Задачи программы:
Формировать представление о структуре исследовательской деятельности.
Развитие познавательных и творческих способностей младших школьников, мышления, кругозора;
Прививать навыки исследовательской культуры.
Программа факультативного курса «Я - исследователь» рассчитана на 34 часа, 1 час – в неделю, в 3 классе (8 – 9 лет). Количество учащихся в группе не менее 10 человек.
Формы проведения занятий:
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в кооперативах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, библиотеках. Исследовательская деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации исследований и т.д. Исследовательская деятельность предусматривает поиск информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в интернете, и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию коммуникативных способностей и речевых умений учащихся:
вести устный диалог на заданную тему;
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
участвовать в работе конференций, чтений.
Формы подведения итогов: доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Практическая значимость - исследовательская работа наиболее значима в осуществлении межпредметных связей, так как это учебно-познавательная, творческая деятельность, решающая сложные проблемы реальной действительности.
Ожидаемый результат:
– знать структуру исследовательской деятельности;
– уметь видеть проблему, выбирать тему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, собирать и обрабатывать информацию, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения.

Учебно - тематическое планирование 3 класс (34 часа)

Тема
Кол-во часов
Дата

1
Исследования и наша жизнь
Цель: ознакомление с понятием «исследование», коллективное обсуждение использования человеком своей способности исследовать
Форма: занятие-путешествие
Интеграция: с предметом познания мира
1


2
Какими могут быть исследования
Цель: ознакомление с видами исследований:
Форма: занятие «Открытые мысли»
Интеграция: с предметом математики
1


3
Наблюдение и наблюдательность
Цель: формирование умения наблюдать, фиксировать результаты наблюдений.
Форма: занятие-лаборатория
Интеграция: с предметом познания мира, литературного чтения, ИЗО, трудового обучения
1


4
Что такое эксперимент. Техника экспериментирования
Цель: ознакомление с методом эксперимента как с главным способом получения научной информации.
Форма: занятие «Следствие ведут знатоки»
Интеграция: с предметом познания мира, русского языка
1


5
Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях
Цель: формирование представления о видах эксперимента (мысленные и на моделях)
Форма: занятие-творчество
Интеграция: с предметом литературного чтения, трудового обучения
1


6
Формулирование цели, задач исследования, гипотез
Цель: формирование умений формулировать цель, задачи, гипотезу исследования
Форма: занятие-практикум
Интеграция: с предметом математики, познания мира, литературного чтения
1


7
Планирование работы
Цель: планирование исследовательской деятельности с учетом цели, задач и гипотезы исследования
Форма: практическое занятие
Интеграция: с предметом математики, литературного чтения, трудового обучения
1


8
Как задавать вопросы
Цель: знакомство с классификацией вопросов, формирование умений задавать вопросы.
Форма: занятие-деловая игра
Интеграция: с предметом литературного чтения, самопознания
1


9
Как работать с литературой
Цель: формирование умений работать с литературой
Форма: занятие-практикум
Интеграция: с предметом литературного чтения, русского языка, познания мира
1


10
Работа в библиотеке
Цель: формирование умения отбирать и составлять списки литературы по теме исследования
Форма: занятие-экскурсия
Интеграция: с предметом самопознания
1


11
Анализ прочитанной литературы
Цель: формирование умения анализировать прочитанный материал
Форма: занятие «Аукцион знаний»
Интеграция: с предметом литературного чтения
1


12
Учимся выделять главное и второстепенное
Цель: формирование умения отделять основную информацию от второстепенной
Форма: занятие-диспут
Интеграция: с предметом самопознания, русским языком
1


13
Что такое парадокс
Цель: знакомство с понятием «парадокс»
Форма: занятие-эврика
Интеграция: с предметом трудового обучения
1


14
Как сделать сообщение о результатах исследования
Цель: формирование умения представлять итоги исследования
Форма: занятие «Волшебный конверт»
Интеграция: с предметом самопознания
1


15
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы
Цель: развитие логических операций
Форма: занятие-конкурс
Интеграция: с предметом математики
1


16
Тренировочные занятие «Как научиться работать самостоятельно»
Цель: организация самостоятельного, тренировочного исследования
Форма: занятие-тренинг
Интеграция: с предметом ИЗО, трудового обучения
1


17
Как исследовать объект
Цель: формирование умения исследовать объект
Форма: занятие-исследование
Интеграция: с предметом русского языка
1


18
Экспресс-исследование
Цель: совершенствование умения исследовать объект
Форма: мини-конференция
Интеграция: с предметом русского языка
1


19
Мини-конференция по итогам собственных исследований
Цель: формирование умения презентовать собственное исследование
Форма: занятие «Патент на открытие»
Интеграция: с предметом русского языка
1


20
Анализ исследовательской деятельности
Цель: развитие аналитических способностей
Форма: занятие-творческий отчет
Интеграция: с предметом русского языка
1


21
Коллективная игра-исследование
Цель: закрепление структуры исследовательской деятельности
Форма: занятие «Деловая игра»
Интеграция: с предметом физкультуры
1


22
Коллекционирование
Цель: формирование представления о коллекционировании, об алгоритме коллекционирования
Форма: занятие-фантазия
Интеграция: с предметом самопознания, математики
1


23
Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»
Цель: расширение кругозора о коллекциях, какие коллекции собирают люди
Форма: занятие-выставка
Интеграция: с предметом ИЗО
1


24
Искусство делать сообщения
Цель: знакомство с алгоритмом сообщения, формирование умения строить сообщение по алгоритму
Форма: занятие-аукцион
Интеграция: с предметом литературного чтения
1


25
Сообщение: «Мое увлечение»
Цель: совершенствование умения строить сообщения по алгоритму
Форма: занятие-презентация
Интеграция: с предметом самопознания
1


26
Определение проблемы и выбор темы собственного исследования
Цель: создание условий для определения проблемы и выбора темы собственного исследования
Форма: занятие «Следствие ведут знатоки»
1


27
Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований
Цель: оказание индивидуальной помощи по планированию и проведению самостоятельных исследований
Форма: занятие-консультация
1


28
Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований
Цель: формирование умения самостоятельно создавать алгоритм познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
Форма: занятие-практикум
1


29
Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований
Цель: создание условий для самостоятельного планирования и поиска информации.
Форма: занятие-лаборатория
1


30
Подготовка собственных работ к защите
Цель: оказание помощи в подготовке собственных работ к защите и формирование умения строить защиту собственной работы.
Форма: занятие-круглый стол
1


31
Мини-конференция по итогам экспресс-исследований, демонстрация результатов исследования
Цель: оценка умений демонстрировать результаты собственного исследования
Форма: занятие-конференция
1


32
Подготовка собственных работ к защите
Цель: оценка умений демонстрировать результаты собственного исследования
Форма: занятие «Патент на участие»
1


33
Участие в защите исследовательских работ учащихся
Цель: организация демонстрации результатов исследования
Форма: занятие-защита исследовательских работ
1


34
Анализ исследовательской деятельности
Цель: подведение итогов исследовательской деятельности
Форма: занятие «Экспертиза»
1


Итого 34 часа



Литература
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
Интернет - ресурсы
А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008












                                   15