Конспект урока по теме Наследственная изменчивость. Мутации
Тема урока: Наследственная изменчивость. Мутации.
ЦЕЛЬ: расширить знания учащихся о формах наследственной изменчивости и определить их практическое значение.
Задачи:
1Раскрыть сущность наследственной изменчивости: мутационной и комбинативной; сформировать знания о видах мутаций; рассмотреть причины возникновения мутаций и их практическое значение.
2. Развивать навыки самостоятельной работы, быстрого анализа и оценки нового материала, наблюдательности, графически оформлять информацию, выделять главное.
3.Расширить кругозор о наследственных болезняхОборудование: мультимедиа, презентация, интернет урок, карточки, маршрутный лист
Ход урока:
Прозвенел у нас звонок
Начинается урок.
Необычный, нестандартный
Информации поток.
1 Актуализация
Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами изучим интереснейшую тему из раздела Генетика. Для того чтобы определить тему урока мы проведем игру “Цепочка”. У вас на столах лежат карточки. По одному человеку с парты читает вслух определение и говорит какое слово вставил. Затем вторая парта и т. д. Если правильно ответит весь ряд открываем одно слово в теме урока.
карточки
1.Наука о наследственности и изменчивости называется … генетика.
2.Совокупность внешних и внутренних признаков организма…фенотип.
3Совокупность всех генов, переданных от родителей потомству… генотип.
4.Свойство организма передавать признаки от родителей потомству…наследственность.
5Сойство организмов приобретать новые признаки в процессе жизни…изменчивость.
6.Скрещивание организмов, отличающихся по одной паре признаков…моногибридное.
7Скрещивание организмов, отличающихся по двум парам признаков…дигибридное8.При скрещивании гетерозиготных организмов в потомстве наблюдается расщепление по фенотипу 3:2, по генотипу – 1:2:1 второй закон Менделя или закон ….расщепления.
9.Организмы, имеющие одинаковые аллели одного гена…гомозиготные.
10Организмы, имеющие разные аллели одного гена…гетерозиготные.
11 Метод скрещивания организмов, отличающихся по одной или нескольким парам признаков…гибридологический.
12.Взаимоисключающие, контрастные, противоположные признаки…альтернативны
13Совокупность всех генов, переданных от родителей потомству… генотип.
14Участок молекула ДНК, кодирующий информацию об одной молекуле белка…ген.
15.Местоположение гена в хромосоме…локус.
Слайд 1 тема урока
Итак, тема урока “ Наследственная изменчивость. Мутации”.
Давайте теперь попробуем определить задачи урока. Как вы думаете о чем мы будем сегодня говорить? (о формах изменчивости, о причинах возникновения изменчивости, о мутациях)
Слайд 2-задачи урока
Задачи урока: 1 Познакомиться с формами наследственной изменчивости
2. Узнать виды мутаций и причины их образования
3. Научиться применять знания на практике
Работа с маршрутными листами У вас на столах лежат маршрутные листы, в которых вы будете работать письменно, а к концу урока сдадите.
Подпишите их, запишите тему урока
2. Изучение нового материала:
Работа по слайду 2 Давайте вспомним, что такое изменчивость. Рассмотрите какие бывают формы изменчивости и ответьте на вопрос Чем отличаются модификационная и наследственная изменчивости? Закрепление по слайду 3
Слайд 3 табл Наследственная изменчивость
Объяснение Сегодня мы на уроке будем говорить только о наследственной изменчивости. Наследственная изменчивость-основа разнообразия живых организмов и главное условие их способности к эволюционному развитию.
Наследственная изменчивость бывает :
а) комбинативная - возникает в результате перекомбинации хромосом в процессе полового размножения при случайной комбинации негомологичных хромосом в мейозе, и как следствие независимое наследование признаков.
б) цитоплазматическая- возникает в результате взаимодействия генов в митохондриях цитоплазмы.
в) мутационная - возникает в результате внезапного изменения состояния генов.
Слайд 4 -5 Мутации
Наследственная изменчивость проявляется в результате мутаций:
Мутации - внезапные, естественные или вызванные искусственно наследуемые изменения генетического материала, приводящие к изменению признаков организма.
Работа на листках Запишите определение. И основоположника учения о мутациях
Понятие Мутация введено голландским генетиком Г. Де Фризом в 1901 г. Проводя опыты с энотерой (декоративное растение), он случайно обнаружил экземпляры, отличающиеся рядом признаков от остальных (большой рост, гладкие, узкие и длинные листья красные жилки листьев и широкая красна» полоса на чашечке цветка и г. д.). Причем при семейном размножение растения из поколения в поколение стойко сохраняли эта признаки. В результате обобщения своих наблюдений
Де Фриз создал мутационную теорию, основные положения которой не утратили своего значения и по сей день:
1. Мутации возникают внезапно, скачкообразно, без всяких переходных форм;
2. Мутации - изменения качественные и, в отличие от ненаследственных изменений, не образуют непрерывных рядов и не группируются вокруг среднего значения;
3. Мутации возникают ненаправленно - под влиянием одного и того же мутагенного фактора может мутировать любая часть структуры, несущая генетическую информацию, приводя тем самым к изменению самых разнообразных признаков;
4. Сходные мутации могут возникать неоднакратно;
5. Мутации передаются их поколения в поколение
Работа на листках вставьте слова в определения
Процесс возникновения мутаций называют мутагенез, организмы, у которых произошли мутации, — мутантами, а факторы среды, вызывающие появление мутаций, — мутагенами.
Работа с учебником стр196 Рассмотрите рис учебника на стр 196-197 и приведите примеры мутаций
Примеры мутаций:
Рисунок 103. Нормальный цыпленок (А) и мутантный, лишенный оперения (Б.)
Рисунок 104. Доминантная мутация – отсутствие оперения на шее у петуха.
Рисунок 105. Короткопалость у человека.
Рисунок 106. Дополнительный палец (полидактилия) у человека.
Слайд 7 Существует несколько классификаций мутаций.
Просмотр видеоурока
Самостоятельная работа с учебником
Откройте учебник стр 198-199, прочитайте, затем заполните табл. “Классификация мутаций”. Можете друг другу оказать помощь
Проверка самостоятельной работы
1. Мутации по характеру проявления:
А) доминантные и рецессивные• (мутации, не проявляющиеся у гетерозигот, поэтому длительное время сохраняющиеся в популяции и образующие резерв наследственной изменчивости).
2. Мутации по адаптивному значению:
А) полезные — повышающие жизнеспособность особей,
Б) вредные — понижающие, нейтральные — не влияющие на жизнеспособность особей. Эта классификация весьма условна, так как одна и та же мутация в одних условиях может быть «полезной, » в других—-вредной.
3 Мутации по месту их возникновения:
А) Генеративные — возникшие в половых клетках. Они не влияют на признаки данного организма, а проявляются только в следующем поколении.
Б) Соматические — возникающие в соматических клетках. Эти мутации проявляются у данного организма и не передаются потомству при половом размножении (черное пятно на фоне коричневой окраски шерсти у каракулевых овец). Сохранить соматические мутации можно только путем бесполого размножения (прежде всего вегетативного). .4. Мутации по характеру изменения генотипа:
А) генные- изменение последовательности расположения нуклеотидов в ДНК на определенном участке гена. Ген кодирует синтез первичной структуры белка. При нарушении последовательности аденина, Тимина, цитозина и гуанина нарушается и синтез первичной структуры белка, что можно считать генной мутацией.
б) хромосомные- мутации, вызывающие изменения структуры хромосом. Перестройки могут осуществляться внутри одной хромосомы- внутрихромосомные , так и между негомологичными хромосомами- межхромосомные.
Внутрихромосмоные мутации:
1. Дилеция – утрата участка.
2. Дупликация – избыток.
3. Транслокация – на другой участок.
4. Инверсия – на 180 градусов.
Хромосомные: перестройка хромосом (карликовость), удвоение, перемещение – синдром Дауна, нехватка, поворот на 180 градуса.В) геномные- Мутации могут вызывать различные изменения генотипа, затрагивая отдельно взятые гены, целые хромосомы или весь геном. .
Геномными называют мутации, в результате которых происходит изменение в клетке числа хромосом. Они возникают в результате нарушений митоза или мейоза, приводящих либо к неравномерному расхождению хромосом к полюсам клетки, либо к удвоению хромосом, но без деления цитоплазмы.
К геномным относятся:
Кратное увеличение числа хромосом — полиплоидия.
Изменение числа хромосом (геномная мутация) может произойти при мейозе и митозе.. Полиплоидия чаще наблюдается у простейших и у растений. Полиплоидные организмы больше и продуктивнее, и потому полиплоидия используется в селекции.
Полиплоиды получают в лабораториях с помощью колхицина, разрушающего веретено деления
Закрепление Какие задачи стояли перед нами?. Что нового мы узнали? Теперь проверим как мы усвоили материал
1 Игра “Собери схему из слов”:наследственная изменчивость,комбинативная, мутационная,генная, геномная, хромосомная
2 Тест. Выбери один ответ из предложенных вариантов.
1.Наследственная изменчивость
1) мутационная 2) определенная 3) групповая 4) модификационнаяПояснение. Б,В,Г – модификационная изменчивость, по наследству не передается. Мутации передаются по наследству.Правильный ответ указан под номером: 1
2. Употребление наркотиков оказывает вредное влияние на потомство, так как они вызывают
1) нарушение психики 2) нарушение работы печени 3) изменение работы почек
4) изменение генетического аппарата клетки
Пояснение.Наркотики – мутагенные факторы, мутации возникшие при образовании половых клеток передаются потомству. Правильный ответ указан под номером: 4
3. Мутационная изменчивость, в отличие от модификационной,
1) носит обратимый характер 2) передаётся по наследству
3) характерна для всех особей вида 4) является проявлением нормы реакции признака
Пояснение. А,В,Г – признаки модификационной изменчивости, по наследству передаются мутации. Правильный ответ указан под номером: 2
4. Какие клетки называют полиплоидными
1) содержащие больше двух наборов гомологичных хромосом
2) полученные в результате гибридизации 3) содержащие многоаллельные гены
4) полученные от скрещивания нескольких чистых линий
Пояснение. Это мутация происходит во время мейоза, связана с расхождением хромосом, в результате образуются организмы, содержащие больше двух наборов хромосом.
Правильный ответ указан под номером: 1
5. Поворот участка хромосомы на 180 градусов относится к мутациям
1) геномным 2) генным 3) хромосомным 4) точковымПояснение. Геномные – увеличение количества хромосом в клетке, генные и точковые нарушают структуру гена, хромосомные – изменение строения хромосом.
Правильный ответ указан под номером: 3
6 . Значение мутационной изменчивости для эволюции, в отличие от модификационной изменчивости, состоит в том, что она
1) возникает сразу у большого числа особей 2) возникает только у отдельных особей
3) передаётся по наследству 4) не передаётся по наследству
Пояснение.
А,Б,Г – признаки модификационной изменчивости.Правильный ответ указан под номером: 3
7 К наследственной изменчивости не относится изменчивость
1) индивидуальная 2) цитоплазматическая 3) модификационная 4) комбинативная
Пояснение. А,В,Г – изменчивость затрагивает генотип, модификационная не затрагивает генотип организма и по наследству не передается.
Правильный ответ указан под номером: 3
8 Полиплоидные организмы возникают в результате
1) геномных мутаций 2) модификационной изменчивости
3) генных мутаций 4) комбинативной изменчивости
Пояснение.Генные мутации связаны с изменением структуры ДНК,модификационная изменчивость не затрагивает генотип, комбинативная изменчивость возникает во время слияния мужского и женского генотипов.
Правильный ответ указан под номером: 1
9. К какому типу изменчивости относят появление коротконогости у овец
1) цитоплазматической 2) комбинативной 3) мутационной 4) модификационнойПояснение.Коротконогость – это мутация. Правильный ответ указан под номером: 3
10Болезнь Дауна связана с появлением лишней 21-й пары хромосом в генотипе человека, поэтому подобное изменение называют
1) соматической мутацией 2) геномной мутацией 3) полиплоидией 4) гетерозисом
Пояснение.Происходит увеличение количества хромосом, значит это геномная мутация.
Правильный ответ указан под номером: 2
Взаимопроверка. Проверьте тесты своего соседа, используя критерии поставьте оценку товарищу
Оценка “5” - 1ошибка
Оценка “4” - 2-3 ошибки
Оценка “3” - 4-5 ошибок
Д.з п 41- всем, тем кто сдает найти вопросы из банка открытых заданий на ФИПИ по теме и решить их, по желанию приготовить сообщения: 1ряд -“Генные болезни человека”, 2ряд-
“Хромосомные болезни человека”, 3 ряд - “Мутации, вызванные алкоголем, наркотиками”
Рефлексия.
Всем спасибо за урок. Работали все хорошо. А теперь нарисуйте смайлик, с каким настроением вы уходите с урока