Конспект урока по литературному чтению на тему Обобщение по разделу Люблю природу русскую. Осень (2 класс)
Тема урока: Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень»
Тип урока: урок - обобщение.
Цели: обобщить знания учащихся по разделу; развивать творческие способности, фантазию, наблюдательность, умения сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд средств художественной выразительности; прививать интерес к чтению.
Планируемые результаты:
Предметные: обобщат знания об изученных в разделе произведениях и их авторах, научатся читать прозаический текст и текст стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта и писателя, различать стихотворный и прозаический текст, наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные в отношении использования средств художественной выразительности выражения в лирическом тексте
Метапредметные:
Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; оценивать свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Коммуникативные: уметь работать в паре(распределять обязанности; выслушивать товарища по группе, отстаивать своё мнение);проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы.
Личностные: самостоятельно оценивают свои достижения.
Образовательные ресурсы: портреты поэтов и писателей, выставка книг поэтов и писателей, иллюстрации на тему осени, запись музыки П. И.Чайковского «Времена года. Осенняя песнь. Октябрь», М. Леграна «Шербунские зонтики», презентация к уроку, карточки – задания, рисунок дерева, кленовые листья.
Ход урока
Ι. Организационный момент. (Слайд №1)
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
ΙΙ. Актуализация опорных знаний.
-Перед вами портреты известных людей. Назовите их и исключите «лишний» портрет. («Лишний» - портрет детского писателя К. Чуковского, произведения этого писателя не изучали в разделе «Люблю природу русскую. Осень»).-Обратите внимание на выставку книг. Что эти книги связывает с портретами?
(Это произведения поэтов, чьи портреты мы видим)
(Слайд №2)
- Посмотрите репродукции известных картин. Какое время года на них изображено? (Осень)
- Какой раздел мы изучаем на уроках чтения? Все ли произведения этого раздела мы прочитали? Чем же будем заниматься сегодня?
-Какое название вы дали бы уроку? (Высказываются предположения )(Слайд №3)
III. Постановка учебной задачи.
-Сегодня мы подведём итоги: вспомним, чему научились, что узнали нового, будем учиться правильно формулировать свои ответы, работать в коллективе. Для этого вновь перелистаем страницы учебника, вспомним, какие поэты и писатели описывали осень, прочитаем любимые стихи об этом времени года.
IV. Дыхательная разминка (гимнастика) (Слайд №4)
- Представим, что мы в осеннем лесу. В воздухе пахнет грибами, сырыми листьями, костром…. Сядьте ровно, руки положите на колени:
- вдохнём запах осеннего леса (вдох носом, выдох через рот);
- в воздухе запахло грибами (вдох, задержка дыхания, выдох);
- повсюду пахнет листьями. Возьмите осенний листочек, вдохните носом, задержите дыхание, выдохните сильной струёй воздуха снизу под листочек. Посмотрите, как красиво ваши листочки играют на ветру.
V. Речевая разминка. (Слайд №5)
Произносите скороговорку чётко, выделяя голосом ударные слоги:
Гроздья рябины на солнце горят,
Рябит от рябины в глазах у ребят.
- Как вы прочли скороговорку? Что выделяли? (Выделяли ударные слоги)
- Какую особенность стихотворения вы заметили? (Ритмичность)
- Для чего нужен ритм в стихотворении? ( Передать настроение)
VΙ. Работа по теме урока.
Беседа с детьми.
– Мы закончили работу над произведениями раздела, и в гости к нам пожаловала сама героиня Осень, ведь именно ей были посвящены стихотворения и рассказы этого раздела. Но в гости к нам пришло две Осени. Угадайте, какие?
Пришла без красок и без кисти, И перекрасила все листья. Зажгла огней рябиновых костер. То – щедрая красавица Игриво улыбается И охраняет всех косым дождем. (Золотая Осень) (Слайд №6)
А это что за девица? Густым туманом стелется, Поёт с ветрами песни до зари. И зябко с ней, и голодно, В душе тоска и холодно. Все засыпают, угасают дни. (Осень серая, мокрая, скучная) (Слайд №7)
– Как вы думаете, почему сразу две Осени сегодня у нас в гостях?
2. Работа с карточками. (Слайд №8)- Прочитайте предложения на ваших карточках, подчеркните те из них, которые описывают раннюю, золотую осень.На кустах и деревьях пожелтела листва. По дорожкам ветер кружит сухие листья. По небу плывут серые тучи. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины. Мелкий холодный дождь моросит весь день. Пролетают первые снежинки. Еще цветут поздние цветы. (Слайд №9)
3. Выставка рисунков.
– Вы рисовали осень, посмотрите на свои рисунки. На каких изображена золотая осень, а где – поздняя? Каких рисунков больше? Почему?
4. Работа со стихами. (Слайд №10)
Выразительное чтении стихотворений. (Дети читают наизусть стихотворение, которое больше всего понравилось.)
-О какой осени говорится в этом стихотворении? Какие строки это подтверждают?
VΙΙ. Физкульминутка. (Слайд №11)
(Дети выполняют движения под музыку)
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
VΙΙΙ. Продолжение работы по теме урока. (Слайд №12)
Работа в парах.
- Поработайте в парах, вспомните характеристики стихотворных произведений.
1 ряд – задание 3 на стр. 82.2 ряд – задание 4 на стр. 82.3 ряд – задание на карточках. Соедините название стихотворения с автором.
В. Брюсов «Сухие листья...»А. Плещеев «Осень наступила, высохли цветы...»М. Пришвин «Осеннее утро»С. Есенин «Закружилась листва золотая...»В. Берестов «Хитрые грибы»
(Слайды №13, 14, 15, 16)
-Посмотрите на задание 3 ряда. Какое произведение можно назвать лишним и почему?- Чем рассказ отличается от стихотворения? (Рифма, запись по строчкам).
2. Игра «Чьи стихи?» (Слайд №17, 18)
- По нескольким словам догадайтесь, чьи это стихи. Назовите автора.
Холоднее, грустнее, улетают, блистают, смеётся, проснется. (К.Бальмонт)
Цветы, кусты, на лугах, на полях. (А.Плещеев)
Спится, темно, злится, окно. (А.Фет)
Короткая, дивная, бодрый, паутины, праздной. (Ф.Тютчев)
Корзиной, березовые, хитрые, под елью, перепутал. (В.Берестов)
Молчанье, вышине, тишине, шуршанье. (И.Бунин)
Выполнение теста.
Задание по вариантам.
1 вариант
Фамилия, имя _______________________________________
1. Что соответствует описанию осени?
□ поспела в лесу земляника
□ птицы собираются в стаи и улетают на юг
□ на снегу волчьи и лисьи следы
□ трава выросла высокая-высокая
2. Кто автор этих строк?
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.
□ А. Плещеев
□ Ф. Тютчев
□ С. Есенин
□ А. Фет
3. Определи жанр текста "Грибы" (с. 77 учебника).
□ рассказ
□ стихотворение
□ научная статья
□ сказка
2 вариант
Фамилия, имя _______________________________________
1. Что соответствует описанию осени?
□ с огородов и полей убрали последние овощи
□ снег убрал деревья в тёплые шубки
□ весело распевают птицы
□ на лугу расцвели ромашки.
2. Кто автор этих строк?
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
□ А. Толстой
□ А. Плещеев
□ К. Бальмонт
□ В. Брюсов
3. Определи жанр текста М. Пришвина "Осеннее утро" (с. 78-79 учебника).
□ рассказ
□ стихотворение
□ научная статья
□ сказка
IX. Домашнее задание. (Слайд №19)
- Составить небольшой рассказ – сочинение на тему: «Чем мне нравится осень». (Работы оформить на отдельных листочках, можно сделать иллюстрацию.) Можете сами попробовать сочинить четверостишие об осени.
X. Итог урока. Рефлексия. (Слайд №20)
- Чему был посвящён урок?
- Что же мы узнали об осени?
- Чему вы научились?
- Молодцы! Вы справились!
- Давайте нарядим наше осеннее дерево настроения. Раскрасьте осенний листик: если вы справились с заданиями – раскрасьте красным цветом. Если не всё получилось – жёлтым. А если было трудно – коричневым.