Рабочая программа по ПМ Бронирование гостиничных услуг
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
Программы профессионального модуля
ПМ.01.Бронирование гостиничных услуг
Рассмотрена и одобрена
предметно-цикловой комиссией
Протокол №____
от «30» августа 2014г.
Председатель_____________
Утверждаю
зам директора по УПР
___________________
«30» августа 2014.
Программа профессионального модуля ПМ.01 «Бронирование гостиничных услуг» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту в части требований к результатам освоения программы подготовки квалифицированных служащих по специальности 43.02.11. «Гостиничный сервис» и учебному плану, разработанному в соответствии с потребностями работодателей и особенностями развития отрасли «Сервис» Тамбовского региона.
Организация разработчик:
Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Колледж торговли, общественного питания и сервиса»
Программа рассмотрена и рекомендована областным кластерным объединением «Социальная сфера».
Протокол № 1 от «30» августа 2014 г.
СОГЛАСОВАНО:
И.О. генерального директора
ООО «Управление отелей и ресторанов»
_____________С.Е. Мачалкин
«02» сентября 2014 г.
АННОТАЦИЯ
Программа профессионального модуля ПМ.01. «Бронирование гостиничных услуг» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности 43.02.11. «Гостиничный сервис», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 мая 2014 г. № 475.
Программа разработана коллективом ТОГБОУ СПО «Колледж торговли, общественного питания и сервиса» и работниками гостиницы «Державинская» с учетом рекомендаций ООО «Управление отелей и ресторанов».
В состав профессионального модуля входят: междисциплинарные курсы (МДК 01.01. Организация деятельности служб бронирования гостиничных услуг (124 час).
Программа направлена на подготовку выпускников к виду профессиональной деятельности: ВПД «Бронирование гостиничных услуг», формирующему профессиональные компетенции ПК 1.1. «Принимать заказ от потребителей и оформлять его», ПК 1.2. «Бронировать и вести документацию», ПК 1.3. « Информировать потребителя о бронировании».
В целях повышения эффективности подготовки выпускников к требованиям регионального рынка труда вид профессиональной деятельности ВПД дополнен рядом профессиональных компетенций: ПК 1.4. «Взаимодействовать с туроператорами», что усиливает практико-ориентированный характер ОПОП.
Производственная практика проводится на предприятиях ООО «Управление гостиниц и ресторанов».
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по специальности 11695 «Горничная», 20063 «Администратор гостиницы (дома отдыха)», 25627 «Портье»
Разработчики:
Мачалкин С.Е., и.о. генерального директора ООО «Управление отелей и ресторанов»;
Никулина И.Ю., администратор гостиницы «Державинская» Самсонкина С.Б., заместитель директора по УПР ТОГБОУ СПО «Колледж торговли, общественного питания и сервиса»;
Талапанова И.Ю., заведующий отделением СПО ТОГБОУ СПО «Колледж торговли, общественного питания и сервиса»;
Симонова Г.Н., методист ТОГБОУ СПО «Колледж торговли, общественного питания и сервиса»;
Паршина З.А., председатель Предметно-цикловой комиссии специальных дисциплин ТОГБОУ СПО «Колледж торговли, общественного питания и сервиса»;
Близнецова Л.В., преподаватель специальных дисциплин ТОГБОУ СПО «Колледж торговли, общественного питания и сервиса»
Клубникина Л.С., преподаватель специальных дисциплин ТОГБОУ СПО «Колледж торговли, общественного питания и сервиса»;
Содержание
1. Паспорт программы профессионального модуля
6
2. Результаты освоения профессионального модуля
9
3. Структура и содержание профессионального модуля
11
4. Условия реализации программы профессионального модуля
17
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля
22
Паспорт программы профессионального модуля
Бронирование гостиничных услуг
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 43.02.11. «Гостиничный сервис» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
Бронирование гостиничных услуг
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
Принимать заказ от потребителей и оформлять его.
Бронировать и вести документацию.
Информировать потребителя о бронировании
Взаимодействовать с туроператорами
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в рамках повышения квалификации и переподготовки) в профессиональной подготовке по профессиям рабочих 11695 горничная; должностей служащих 20063 администратор гостиницы, 25627 портье
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями, обучающийся должен:
иметь практический опыт:
приёма заказов на бронирование от потребителей;выполнения бронирования и ведения его документационного обеспечения;информирования потребителя о бронировании;
взаимодействия с туроператорами и турфирмами
уметь:
организовывать рабочее место службы бронирования; оформлять и составлять различные виды заявок и бланков; вести учет и хранение отчетных данных; владеть технологией ведения телефонных переговоров; аннулировать бронирование; консультировать потребителей о применяемых способах бронирования; осуществлять гарантирование бронирования различными методами; использовать технические, телекоммуникационные средства и профессиональные программы для приема заказа и обеспечения бронирования;
вести переговоры с представителями туроператоров и турфирм
знать:
правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации; организацию службы бронирования; виды заявок по бронированию и действия по ним; последовательность и технологию резервирования мест в гостинице; состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий для приема заказов; правила заполнения бланков бронирования для индивидуалов, компаний, турагентств и операторов; особенности и методы гарантированного и негарантированного бронирования;правила аннулирования бронирования; правила ведения телефонных переговоров и поведения в конфликтных ситуациях с потребителями при бронировании; состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий для обеспечения процесса бронирования; формы взаимодействия гостиниц с туроператорами;
правила ведения переговоров с туроператорами
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 258 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 186 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 124 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 62 часа;
учебной и производственной практики - 72 часа.
2. Результаты освоения профессионального модуля
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности: бронирование гостиничных услуг, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 1.1
Принимать заказ от потребителя и оформлять его
ПК 1.2
Бронировать и вести документацию.
ПК 1.3
Информировать потребителя о бронировании.
ПК1.4.
Взаимодействовать с туроператорами
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5.
Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
3. Структура и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля*
Всего часов
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося
Учебная,
часов
Производственная (по профилю специальности),
часов
)
Всего,
часов
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
Всего,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
ПК 1.1 -1.4
Раздел 1. Бронирование гостиничных услуг
186
124
60
-
64
-
-
Производственная практика (по профилю специальности), часов
72
72
Всего:
258
124
60
-
64
-
-
72
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел ПМ 1. Бронирование гостиничных услуг
258
МДК 01.01. Организация деятельности служб бронирования гостиничных услуг
186
Тема 1.1 Введение в индустрию гостеприимства.
Содержание
10
1.
Цель и задачи модуля. Возникновение и развитие гостиничного хозяйства. Первые гостевые предприятия – прообразы современных гостиниц. Основные этапы развития гостиничного хозяйства.
2
2.
Характеристика гостиничного бизнеса.
Основные понятия гостиничного хозяйства. Различия гостиничных предприятий. Определения и термины гостиничного сервиса.
2
3
Законодательные основы гостиничного хозяйства. Знакомство с основными нормативными документами, регулирующими деятельность гостиничного хозяйства.
2
4
Гостиничные ассоциации. Международная гостиничная ассоциация. Российская гостиничная ассоциация
2
5
Контракты по продаже гостиничных услуг индивидуальным клиентам. Предварительная оплата. Ваучеры: простой и «полный кредит». Комиссия, обязательства .
3
6
Контракты по продаже гостиничных услуг туристическим группам. Составление контрактов, условия оплаты, аннуляция контрактов.
Кодекс отношений между гостиницей и турагентствами. Основополагающие принципы между гостиницами и турагентствами.
3
7
Модели организации гостиничного бизнеса. Гостиничные цепи. Модель Ритца. Гостиничная цепь «Холлидей инн», независимые гостиничные цепочки.
2
Лабораторные работы (не предусмотрены)
-
Практические занятия
10
1
Работа с нормативными документами
2
Работа с различными видами контрактов
3
Семинар: «Необычные отели мира»
4
Семинар: « Организаторы гостиничного бизнеса»
5
Семинар: « От постоялых дворов – до роскошных отелей»
Тема 1.2 Классификация средств размещения. Типология гостиниц.
Содержание
8
1.
Классификация средств размещения. Предприятия гостиничного типа. Коллективные средства размещения, специализированные средства размещения. Правила проживания.
2
2.
Типология гостиниц. Разнообразные типы гостиничных предприятий, их характеристика, отличительные особенности.
2
3
Классификация гостиниц по уровню комфорта. Основные критерии классификации. Подходы к разработке документов. Индийская система классификации. Английская классификация, немецкая, российская. Соответствие категорий системе «звезд».
3
4
Критерии классификации гостиниц. Классификация гостиниц в зависимости от назначения, от расположения; по вместимости, по уровню цен, по способу предоставления питания.
3
5
Номерной фонд. Классификация гостиничных номеров.
Европейский стандарт классификации гостиничных номеров
3
Лабораторные работы (не предусмотрены)
-
Практические занятия
6
1.
Работа с ГОСТ Р 50645 – 96 « Туристско – экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц».
2.
Семинар «Классификация гостиниц»
3.
Семинар: « Различные виды гостиничных номеров»
Тема 1.3 Характеристика службы бронирования
Содержание
10
1.
Организационная структура гостиничного предприятия.
Основные службы гостиницы.
Характеристика службы бронирования.
Организация рабочих мест сотрудников службы бронирования. Состав службы.
2
2.
Должностные инструкции работников службы бронирования. Менеджер службы бронирования, другие сотрудники службы и их профессиональные обязанности.
2
3.
Тарифы и скидки, применяемые в гостиницах Опубликованный тариф, корпоративные цены, цена – брутто, цена – нетто. Сезонные скидки, праздничные, скидки выходного дня.
3
4.
Источники и каналы бронирования. Постоянные и разовые источники заявок на бронирование. Каналы получения заявок на бронирование, их характеристика.
3
5.
Централизованное резервирование. Присоединенная сеть бронирования, неприсоединенная система бронирования, Интернет - бронирование
3
6.
Типы бронирования. Гарантированное бронирование, негарантированное бронирование, сверх бронирование.
2
7.
Методы гарантированного бронирования.
Бронирование по предварительной оплате, по депозиту, под гарантию кредитной карты, компании, по ваучеру.
3
Лабораторные работы (не предусмотрены)
-
Практические занятия
18
1.
Семинар « Тарифы и скидки в гостиницах»
2.
Работа с документацией по бронированию.
3.
Составление графиков загрузки гостиницы на определенный период: сутки, неделю, декаду.
4.
Составление соглашения о гарантии бронирования, гарантийное письмо по выставлению счета оплаты.
5.
Расчет среднесуточной стоимости номера.
6.
Экскурсия на предприятие
Тема 1.4. Бронирование гостиничных услуг
Содержание
10
2
1.
Процесс бронирования индивидуальных туристовПорядок проведения процесса бронирования, составление заявки на бронирование гостиничных номеров.
2.
Работа с турагентствами и туроператорами
Договор об оказании гостиничных услуг с турагентствами и операторами. Долгосрочные контракты с гостиницами.
2
3.
Процесс бронирования по заявкам предприятий
Договор об оказании гостиничных услуг, ведение нормативной документации, работа с письмами - заявками.
3
4.
Подтверждение процесса бронирования. Резервирование, подтвержденное специальным уведомлением. Составление текста подтверждения, порядок подтверждения бронирования.
3
5.
Аннуляция бронирования. Аннуляция негарантированного бронирования, аннуляция гарантированного бронирования, действия по отмене бронирования, внесение изменений в базу данных компьютера отеля.