План-конспект урока технологии на тему: «Пища человека. Режим питания.»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 65
Краснодарский край г.Краснодар
(НОМИНАЦИЯ «Технология»)
Трудовое обучение
Тема: «Пища человека. Режим питания.»
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Караева Валентина Александровна
г.Краснодар
ПЛАН – КОНСПЕКТ Трудовое обучение (девочки)
Если вы будете съедать по яблоку в день,
то вам не придется посещать врача.
(Английская пословица)
Т Е М А У Р О К А :
«Пища человека и режим питания»
ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКА.
1. Деятельный подход : вместе с детьми открываем новые знания.
2.Развитие социально-трудовых компетенций .
3.Все, что ребенок может сделать сам, он должен делать сам
4. Создание мотивации, основанной на личностном восприятии.
5. Рациональная организация учебного времени.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ УРОКА.
ЗНАНИЯ – понимаемая и воспроизводимая научная информация
УМЕНИЯ – применяемые на практике знания
НАВЫКИ – автоматизированные действия
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ:
- раскрыть важность изучаемой темы,
- развивать понимание необходимости полученных знаний,
- дать понятие о пище и режиме питания; о процессе пищеварения,
- познакомить с классификацией витаминов и их ролью в обмене веществ,
- научить сохранять витамины при кулинарной обработке продуктов,
- формировать эстетически культурную личность,
- развивать творческие способности учащихся.
З - обогащать знания учащихся практическими навыками
А
Д - повышение интереса учащихся к изучаемой теме
А
Ч - каждому уроку практическую направленность
И
Ход урока
I.Повторение и сообщение познавательных сведений.
Беседа о составе пищи с опорой на знания, полученные учащимися на уроках природоведения.
Напомнив, что продукты бывают растительного и животного происхождения, надо рассказать, что все они содержат такие питательные вещества, как белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, необходимые для обеспечения жизнедеятельности человека, роста и развития детей.
Подвести учащихся к пониманию того, что принимать пищу необходимо в одни и те же часы, при этом количество и состав ее должны соответствовать суточной потребности человека в питательных веществах.
ПОЭТОМУ СЛЕДУЕТ ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ СЛЕДУЮЩИХ ПРАВИЛ:
Принимать пищу четыре раза в день.
Соблюдать норму питания: недоедание, как и переедание, одинаково вредно.
Распределять суточную норму продуктов так: большая часть в обед, завтрак немного больше ужина. Самым легким должен быть полдник.
Промежутки между едой должны составлять около 4 ч.
Не рекомендуется есть в промежутках между приемами пищи, особенно сладкое - это снижает аппетит и ухудшает пищеварение.
Наибольшее количество энергии тратится, когда человек выполняет работу, поэтому мясные, рыбные, бобовые блюда должны употребляться за завтракомили обедом, а на ужин оставлять молочные, овощные блюда, которые быстро и легко усваиваются.
Есть нужно спокойно, тщательно пережевывая пищу.
8. В любое время года необходимо заботиться о том, чтобы пища была разнообразной, питательной, богатой витаминами.
Весной, с появлением ранних овощей, рекомендуется готовить блюда из свежей капусты, молодого картофеля. Горячие супы на мясном бульоне следует заменить овощными супами, для приготовления которых используются свекла, щавель, огурцы, а для приправы - зеленый лук, петрушка, укроп, сметана, яйца.
В зимний период расход энергии возрастает, поэтому можно готовить мясные, рыбные блюда. Чтобы обогатить пищу витаминами, следует готовить холодные закуски ( винегрет, салат из квашеной капусты ), ко вторым блюдам подавать соленые и маринованные овощи, на третье - соки, кисели, компоты.
Работая, занимаясь спортом и даже отдыхая, человек расходует энергию, которая должна пополняться за счет питания. В пище должны содержаться все необходимые для жизнедеятельности человека вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и вода.
Полноценными белками богаты молоко, мясо, рыба, яйца, т. е. продукты животного происхождения. Эти белки под действием пищеварительных соков распадаются в кишечнике на составные части и всасываются в кровь, с которой они разносятся по всему организму, обеспечивая тем самым питание клеток.
Белки содержатся и в продуктах растительного происхождения овощах, картофеле, крупах, но эти белки по своему качеству уступают белкам животного происхождения. Поэтому для приготовления пищи целесообразно использовать различные продукты, например, мясо в сочетании с овощами, крупами, рыбу с овощами, яйцами.
Сочетание продуктов может быть самым разнообразным, но всегда надо заботиться о том, чтобы в пище было достаточное количество белков животного происхождения, так как в организме человека только эти белки идут на образование новых клеток.
В нашем организме непрерывно происходит окисление веществ, при котором выделяется тепло. Эта энергия расходуется на работу сердца, печени, почек, желудка и других внутренних органов. Больше всего энергии выделяется при окислении жиров.
Жиры бывают животные и растительные.
Хорошо усваиваются организмом жиры, содержащиеся в молоке. Неплохо усваиваются свиной жир и жир домашней птицы. Хуже говяжий и бараний жиры.
Лучше всего усваиваются организмом жиры растительного происхождения. Их надо больше использовать в питании. Растительное масло чаще всего применяется для приготовления холодных закусок: сельди с луком, редьки с луком, винегрета, квашеной капусты с луком, а также для жаренья рыбы, оладий, пирожков.
Сочетание в пищевом рационе жиров животного и растительного происхождения способствует улучшению их усвояемости, регулирует пищеварительные процессы в желудке.
Кроме белков и жиров, в пищу человека должны входить углеводы. Они имеются во всех овощах, крупах, муке, хлебе, плодах и ягодах. Углеводы в этих продуктах содержатся в виде сахаров, крахмала, клетчатки.
Сахары представляют собой более простые углеводы, они хорошо растворяются в воде и быстро поступают в кровь.
Крахмал же под действием пищеварительных соков распадается до сахаров и лишь тогда используется организмом.
Клетчатка в процессе пищеварения мало изменяется и плохо усваивается организмом, но она нужна для нормальной работы желудочно-кишечного тракта.
Важным условием правильного обмена веществ в организме является наличие в пище минеральных солей и витаминов.
Калий и фосфор необходимы для образования костных тканей, кроме этого, фосфор входит в состав нервных клеток, а калий необходим для нормальной работы сердца. Эти вещества содержатся в молоке, молочных продуктах, хлебе, овощах, мясе, рыбе, яйцах.
Железо необходимо для образования гемоглобина крови. Содержится оно в хлебе, плодах, зелени и мясе.
Потребность организма в хлоре и натрии удовлетворяется за счет использования в пищу поваренной соли. Суточная потребность в ней для взрослого человека составляет 1215г.
Более подробно познакомить учащихся с витаминами можно используя мультимедийную презентацию « ВИТАМИНЫ». Состоит она из 42 слайдов.
Титульные
Важным условием правильного обмена веществ в
организме является наличие в пище минеральных солей и витаминов. Есть гиперссылки на словах минеральные соли на скрытый слайд с дополнительной информацией о минеральных веществах, и на слове витамины – гиперссылка на адрес Интернета в толковый словарь с определением значения слова.
Витамины А, В, С, Д имеют большое значение для
правильного обмена веществ, они способствуют укреплению нервной системы, улучшают общее состояние человека, увеличивают сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям.
Витамин А (гиперссылка на адрес в Интернете
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], где
дополнительная информация о витамине А)
называют витамином роста, содержится он в молоке, сливочном масле, яичном желтке, рыбьем жире. В продуктах растительного происхождения витамин А отсутствует, но некоторые овощи, такие, как морковь, помидоры, шпинат, содержат каротин, который в организме превращается в витамин А.
Витамин В1 (гиперссылка на адрес в Интернете
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , где
содержится дополнительная информация о витамине В1) оказывает положительное влияние на общее состояние организма, содержится он в ржаном хлебе, в гречневой, овсяной, перловой крупах.
Витамин B2 (гиперссылка на адрес в Интернете
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] где содержится
дополнительная информация о витамине В2) находится в
молоке, яйцах, мясе, брокколи. Он укрепляет волосы, ногти, положительно влияет на состояние нервов.
Витамин РР (гиперссылка на адрес в Интернете
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , где содержится
дополнительная информация о витамине РР) в хлебе из грубого помола, рыбе, орехах, овощах, мясе, сушеных грибах, регулирует кровообращение и уровень холестерина.
Витамин В6 (гиперссылка на адрес в Интернете
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], где содержится
дополнительная информация о витамине РР) в цельном
зерне, яичном желтке, пивных дрожжах, фасоли. Благотворно влияет на функции нервной системы, печени, кроветворение.
Витамин В5 (пантотеновая кислота) (гиперссылка на
адрес в Интернете
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], где содержится
дополнительная информация о витамине В5) в фасоли, цветном капусте, яичных желтках, мясе, регулирует функции нервной системы и двигательную функцию кишечника.
Витамин B12 (гиперссылка на адрес в Интернете
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], где содержится
дополнительная информация о витамине В12) в мясе, сыре, продуктах моря, способствует кроветворению, стимулирует рост, благоприятно влияет на состояние центральной и периферической нервной системы.
Витамин В9 (фолиевая кислота) (гиперссылка на адрес в
Интернете [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], где содержится дополнительная информация о витамине В9) в савойской капусте, шпинате, зеленом горошке, необходима для роста и нормального кроветворения.
Витамин С (гиперссылка на адрес в Интернете
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], где содержится дополнительная информация о витамине С) против цинги. Его особенно много в квашеной капусте, в черной смородине, лимоне, шиповнике, луке и чесноке, сладком перце, цитрусовых, облепихе. Полезен для иммунной системы, соединительной ткани, костей, способствует заживлению ран.
Витамин Д (гиперссылка на адрес в Интернете
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], где содержится дополнительная информация о витамине Д) содержится в печени, в сливочном масле, яичном желтке, рыбьем жире. От недостатка этого витамина в пище нарушается минеральный обмен, а у детей развивается рахит.
Витамин Е (гиперссылка на адрес в Интернете
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] где содержится дополнительная информация о витамине Е) в орехах и растительных маслах, в шиповнике, влияет на функции половых и эндокринных желез, замедляет старение.
Витамин К (гиперссылка на адрес в Интернете
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], где
содержится дополнительная информация о витамине К) содержится в зеленых листьях растений каштана, сои, свежей капусты, шпината, в незрелых томатах, крапиве, сосновых и еловых иглах, в печени свиной, в шпинате, салате, кабачках и белокочанной капусте, регулирует свертываемость крови.
Содержание витаминов в продуктах питания выражается в миллиграммах на 100 г продукта. Например, в 100 г лимона содержится 40 мг (миллиграммов) витамина С.
Зная содержание различных витаминов в продуктах и необходимую норму потребления витаминов человеком в сутки, можно рассчитать, сколько потребуется тех или иных продуктов, чтобы удовлетворить потребность организма в витаминах.
Для людей разного возраста суточная норма витаминов неодинаковая, что видно из следующей таблицы.
Для каких групп людей
Минимальная суточная норма витаминов вмг
А
В1
В 6
С
до 7 лет
1
1
1,5
3050
от 7 до 14
1,5
2 '
2
70
старше 14 лет
1,5
2,5
2
7080
для взрослых
1,5
23
2
70120
Эти два слайда предлагают заполнить соответствующие
обозначения витаминов для лучшего усвоения
материала. По щелчку выходят правильные ответы.
II. Вопросы для закрепления:
Какие питательные вещества необходимы для организма человека?
В каких продуктах содержатся белки, каково их значение для организма человека?
Почему в пищу должны употребляться жиры животного и растительного происхождения?
В чем заключается роль витаминов для организма человека?
Какие продукты используются для приготовления пищи в разное время года?
На каждый вопрос дана гиперссылка на скрытые слайды с правильным ответом.
Содержит дополнительную информацию об овощах и полезные советы (вся информация на скрытых слайдах, которые можно просмотреть при необходимости через гиперссылки)
Источники информации
И С П О Л Ь З У Е М А Я Л И Т Е Р А Т У Р А
Всё о витаминах, И В. Степанова, Москва, «ЭКСМО», 2006
Домоводство и обучающий труд, 5 класс, А.П. Тарасова, Санкт- Петербург, «МиМ- Экспресс,1998.
Учебник « Технология, 5 класс», В.Д. Симоненко Москва, издательский центр «Вентана- Граф», 2007
Учебное пособие «Технология, обслуживающий труд 5-8 кл, М.Й. Скопцова, Ростов- Дон, «Феникс» 1999.
Адреса в Интернете:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Необходимые ресурсы:
Программа Power Point, мультимедийный проектор, интерактивная доска
ТЕКСТОВЫЙ КОММЕНТАРИЙ - ПОЯСНЕНИЕ.
В ходе урока использовано 42 слайда, отражающих понятие о витаминах. Слайды содержат иллюстрированный материал, подтверждающий наличие витамин в продуктах.
Для просмотра слайдов используются управляющие кнопки «Начало работы», «Назад», «Вперед», «Возврат», «Домой».
Из 42 слайдов презентации 16 скрытые, которые можно показывать как иллюстрированный материал. Кроме того, в ходе урока используются слайды с содержанием теории, на которые можно сослаться при необходимости.
Использование презентаций на уроках – это современный подход к преподаванию любого предмета. Такая работа позволяет учителю донести до учеников обширный материал, эстетически оформленный и преподнесенный с использованием анимации, что вызывает огромный интерес у учащихся, даёт возможность сэкономить время на любом этапе урока, следовательно, остаётся больше времени на практическое усвоение материала.
Караева Валентина Александровна
13PAGE 15
13PAGE 14215
СЛАЙД 1-2
СЛАЙД 3
СЛАЙД 4
СЛАЙД 5
СЛАЙД 6, 7
СЛАЙД 8 7
СЛАЙД 9
СЛАЙД 10
СЛАЙД 11
СЛАЙД 12
СЛАЙД 13
СЛАЙД 14, 15
СЛАЙД 16
СЛАЙД 17
СЛАЙД 18, 19
СЛАЙД 20, 21
СЛАЙД 22, 23
СЛАЙД 24
СЛАЙД 25
14 "bdvxzђ’”–Є¬јѕАм15