Работа с информацией на уроках литературного чтения.
Чтение: работа с информацией.
Уметь читать в широком смысле этого слова –
значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл.
К.Д.Ушинский.
Каждый учитель, начиная работать с первоклассниками, мечтает увидеть их в будущем умными, умеющими размышлять, сопереживать, понимать других, разбираться в своих чувствах, выражать свои мысли вслух и письменно... Высшая награда для учителя - это высокая оценка коллегами и родителями учебных и личных качеств учеников. Хорошо, когда после открытых уроков при анализе услышишь реплики от коллег о самостоятельности детей, об их умении и желании высказывать свои мысли вслух, о внимании к высказываниям товарищей, об умении аргументировать свою точку зрения.
Все эти качества можно и нужно развивать на всех уроках в начальной школе, но особую роль необходимо отводить урокам литературного чтения.
Предмет «Литературное чтение» был введен в учебные планы начальной школы в конце прошлого века.
Смена названия предмета не была актом формальным и не являлась данью моде. Новое название должно было ориентировать учителя на изменение приоритетных целей образования. Существующие методики чтения ориентировались в основном на становление навыка чтения и уделяли меньше внимания литературоведческой стороне образования школьников. Это приводило и сейчас порой приводит к тому, что дети испытывают трудности с анализом текста: пониманием его смысла, сюжета, выделением главной мысли, характеристиками героев, нахождением и оценкой выразительных средств и т.д.
Литературное чтение обязывает педагога заняться и проблемой мотивированного чтения. Этот навык недостаточно отработан у младших школьников: они с трудом удерживают цели чтения, не могут провести элементарный самоанализ читательской деятельности и др. Новый предмет стимулирует учителя и авторов программ и учебников обратить внимание на видовое разнообразие произведений для чтения, вернуться к чтению произведений классической литературы. Все это, в отличие от предмета «Чтение», должно формировать более глубокий интерес школьников к самостоятельному чтению, осознание его роли в развитии человека, расширять круг детского чтения.
Большое внимание на уроках литературного чтения следует уделять работе с текстами не только для формирования техники чтения и понимания прочитанного, но и для развития следующих показателей, которые направлены на формирование способности учащихся применять полученные знания, умения и навыки в учебных и жизненных ситуациях:
1.Нахождение информации.
2. Интерпретация текста./раскрытие смысла /
3. Рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка./размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ/
Прежде всего, мы даём себе отчёт в том, что научить нужно чтению и не просто чтению, а умению думать и работать над текстом. Поэтому получились следующие цели работы (по возрастам от 7 до 10 лет) по классам: /слайд 5/
1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его смысла (с помощью учителя).
2 класс - обучение детей работать с текстом:
- читать и понимать прочитанное;
- пересказывать прочитанное;
- делить на части и составлять план прочитанного текста (произведения);
- выделение опорных слов (словосочетаний);
- определять героев и давать характеристику им и их поступкам.
3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:
- выделять основную мысль самостоятельно (в целом текста или его фрагмента);
- находить информацию в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;
- выделять главную второстепенную информацию;
- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);
- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;
- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;
- сравнение текстов разных жанров, разных стилей с похожим содержанием. /
Если рассмотреть работу на традиционном уроке литературного чтения, то схематически это будет выглядеть так:
//
Итак, технология включает в себя 3 этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до начала чтения.
Цель этапа: развитие важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации, по фамилии автора и группе ключевых слов.
Последовательные шаги работы с текстом до начала чтения:
Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая высказывает свои предположения о героях, теме, содержании.
Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске. Уточняют свои предположения о теме произведения, героях, развитии действия.
Учитель ставит задачу провести "диалог с автором" через текст, проверить и уточнить свои первоначальные предположения. Детям на уроках нужно показать, что чтение - это общение не непосредственно, а через текст, созданный автором.
Обязательно при работе с текстами научить детей ставить перед собой серию вопросов?:
1 серия (вопросы к себе и к тексту перед чтением):
- о чём ты мне расскажешь?
- хочу ли я тебя прочитать?
Приведу пример: рассказ Куприна «Слон» с.25 2ч.
*Рассмотрите иллюстрацию.
*Как вы думаете, о чем будет текст?
*Можно ли по иллюстрации определить жанр произведения?
*Прочитайте название. Можно по нему определить кто будут герои произведения?
*Что вы знаете о слоне?
*А кто рассказал нам эту историю?
*Прочитайте фамилию автора
*Прочитайте опорные слова/слон, девочка доктор, звериниц/
*Предположим, о чем мог написать автор?
II этап. Работа с текстом во время чтения.
Цель: достижение понимания текста на уровне содержания.
Необходимо соблюдать последовательность действий:
научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые:
включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение);
научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме
расстановка в тексте (в конце предложений) сигналы: В - вопрос (найди, задай), О - ответ (ответь на этот вопрос), П - проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста), 3 - зеркало (включи воображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало).
*Покажу на примере, как можно с детьми прочитать текст в режиме диалога с автором./Н.Носов «На горке»/
* Чтение учителем с комментированием
*Проверка первичного восприятия/вопросы/
*Повторное чтение. Выборочное чтение.
1) научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые:
- Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке... (В скрытой форме автор задает вопрос: а что там может быть?) И вот в первой же трубочке я нашел орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось его вытолкнуть. Как же он туда попал? (Это уже прямой вопрос автора, в том числе и к читателю.)
Как правило, на подобные вопросы автор дает прямые ответы. В любом случае эти вопросы требуют остановки по ходу чтения, обдумывания, ответов - предположений и далее - проверки их точности по ходу дальнейшего чтения;
2) включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение);
3) научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме:
Чем это можно объяснить?
Что из этого следует?
Что сейчас случится?
Почему именно так...?
Для чего ...?
Кто такой...?
Появляющиеся вопросы опять - таки предполагают возникновение ответов - предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения;
4) чтобы помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения Г.Г. Граник предлагает при переходе от совместного обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять в тексте (в конце предложений) сигналы: В - вопрос (найди, задай), О - ответ (ответь на этот вопрос), П - проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста), 3 - зеркало (включи воображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало).
Обязательно при работе с текстами научить детей ставить перед собой серию вопросов?:
2 серия (при чтении):
- я понимаю, что читаю?
- трудно мне читать или легко? Почему?
- зачем мне нужно прочитать этот текст?
- что узнаю из него нового?
III этап. Работа с текстом после чтения.
Цель этого этапа — достижение понимания на уровне смысла (понимания основной мысли, подтекста — «чтение между строк»)
Виды работ:
Беседа по проблемному вопросу ко всему тексту в целом. Результатом этой беседы должно стать понимание основной мысли произведения, того, что автор прямо не высказал словами, а «спрятал между строк».
Рассказ учителя о писателе.
Повторное обращение к заглавию и иллюстрации, беседа о смысле заглавия, его связи с главной мыслью, о содержании иллюстрации, взгляде художника и т.д.
Выполнение творческих заданий (иллюстрирование, устное, словесное рисование, составление диафильма к тексту, инсценирование и др.).
Обязательно при работе с текстами научить детей ставить перед собой серию вопросов?:
3 серия вопросов (после чтения):
- о чём же всё- таки я прочитал?
- зачем писатель именно так мне об этом рассказал?
- хочу ли я ещё что – нибудь узнать и рассказать об этом другим детям или учителю?
- как мне об этом интереснее и понятнее рассказать другим и добавить другую полезную информацию?
-для чего и в каких случаях мне поможет (пригодится) прочитанный текст.
* Стихотворение В. Лапина «Утро»,
1. Выставка иллюстраций.
2. Чтение стихотворения «Утро» В. Лапина.
а) Первичное чтение (самостоятельно про себя).
На материале этого стихотворения дети пробуют впервые провести
«диалог с автором» во время первичного самостоятельного чтения про себя.
б) Повторное чтение (вслух).
При повторном чтении вслух надо выяснить, как дети прочли, и показать им, как можно было прочитать. Дети читают, учитель ведет диалог с автором:
Утром было много
Чудес: В (Интересно, каких чудес?)
Появился ветерок –
И исчез.
Мыли облаку бока
Облака –
Стало облако белей
Молока. П (Вот, оказывается, какие были чудеса: куда-то исчез ветерок, а облака мыли бока другому облаку.)
А потом на небольшой
Высоте
Самолёт один смешной
Пролетел; В О (Почему самолет смешной? Попробуем ответить. (Дети: он, наверное, был маленький, яркий...)
Помахал он сверху липам,
Домам –
И умчался по своим
По делам. П В (Он смешной, потому что напоминает озорного мальчишку. А заканчивается стихотворение
опять вопросом: куда же умчался самолет? Какие у него дела? Предположите. Но об этом автор уже не пишет...)
в) Выразительное чтение стихотворения В. Лапина «Утро». <...>
Путь анализа текста и сам текст подсказывают учителю приемы
работы:
1) выделение ключевых слов;
2) беседа;
3) составление плана;
4) построение структурной модели текста;
5) наблюдение над системой образов (в 3–4#м классах, без введения
этого понятия);
6) комментированное чтение;
7) диалог с автором через текст и др.
Здесь перечислены далеко не все приемы анализа текста, их значительно больше и определяются они художественной задачей текста, его родовожанровой спецификой и пр. Для нас важно обратить внимание учителя не на привычные, освоенные приемы, а на два
последних. Комментированное чтение и диалог с автором через текст –
это наиболее короткий и доступный «путь к автору», но недостаточно освоенный современной школой.
Первый этап технологии – работа с текстом до чтения – завершается постановкой цели: «Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения».
Уже к концу 1 класса ребенок овладевает элементами самостоятельного диалога с автором.
Второй этап – работа с текстом во время чтения: после того как текст
будет прочитан первый раз, в ходе перечитывания («медленного» чтения) следует показать, каким мог бы быть диалог с автором. В этом случае нам помогает прием комментированного чтения.
3. Что такое диалог с автором?
С точки зрения методики преподавания – это прием работы с текстом во время его чтения (достаточно новый для сегодняшней школы).
С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст.
Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора включать воображение.
4. Как учить детей вести диалог с автором?
К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно – у большинства учащихся ее необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это может происходить и во
время первичного чтения, и во время перечитывания – все зависит от особенностей текста.
Можно посоветовать учителю соблюдать при этом такую последовательность действий:
1) научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые:
Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке...
(В скрытой форме автор задает вопрос: а что там может быть?)
И вот в первой же трубочке я нашел орех, так плотно прихваченный,
что с трудом удалось его вытолкнуть. Как же он туда попал? (Это уже прямой вопрос автора, в том числе и к читателю.)
Как правило, на подобные вопросы автор дает прямые ответы. В любом случае эти вопросы требуют остановки по ходу чтения, обдумывания, ответов предположений и далее – проверки их точности по ходу дальнейшего чтения;
2) включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение);
3) научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме: чем это можно объяснить? Что из этого следует? Что сейчас случится? Почему именно так…? Для чего …? Кто такой …?
Возникающие вопросы опять таки предполагают возникновение ответов предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения;
4) помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения. На наш взгляд, это возможно сделать уже в конце 1го класса. Г.Г. Граник предлагает при таком переходе от совместного обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять втексте (в конце предложений) сигналы: В – вопрос (найди, задай), О –ответ (ответь на этот вопрос), П – проверка (проверь точность своих
предположений именно в этом месте текста), З – зеркало (включив воображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало).