Требования к созданию мультимедийной презентации на уроке английского языка.


Мультимедийная презентация на уроке английского языка как методический прием. Требования к созданию и применению презентаций.
Гребе Людмила Николаевна,
учитель английского языка
МБОУ СОШ № 32
г.Энгельс


План выступления
Отношение к презентации участников образовательного процесса
Мультимедийная презентация на уроке как методический прием
Решение дидактических задач
Возможности использования мультимедийной презентации на различных этапах урока
Использование мультимедийных презентаций
Рекомендации по разработке мультимедийных презентаций 
Фрагменты уроков по теме “The Land and the people of Great Britain. Reported Speech.” 5а авторы И.Н.Верещагина, О.В.Афанасьева.
Отношение к презентации участников образовательного процесса
«Ваше отношение к слайд - фильму на уроке?»
Более 80% учащихся ответили, что смотреть их интереснее, чем читать учебник или слушать учителя.
Мое мнение: слайд-фильм является удачным конспектом, который всегда находится перед глазами учителя, что, несомненно, облегчает объяснение нового материала.
«Как часто вы бы хотели смотреть презентации?»
Лишь 25% учащихся хотели бы смотреть презентацию на каждом уроке,
17% - на одном или двух уроках в день,
11 % высказались равнодушно,
а 47% отметили, что презентация надоедает, если использовать ее на каждом уроке.
«Насколько эффективно запоминание материала при использовании презентации?»
8% учащихся не заметили разницы,
а 13% высказали мнение, что не весь материал запоминается лучше с помощью презентаций.
Было и особое мнение: «Смотрю, как мультик, и ни о чем не думаю».
25% учащихся считают, что запоминание улучшается
Мнение учителя- при показе слайд - фильма всегда хорошая дисциплина, ученики не отвлекаются, активно работают. Но создание презентации - это очень трудоемкая подготовка к уроку, особенно при большом объеме материала.
Вывод
Хотя отношение учеников и учителя к мультимедийным презентациям неоднозначно, бесспорным является то, что
данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.
Задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся.
Мультимедийная презентация на уроке- как методический прием.
Методика использования мультимедиа технологий предполагает:
   совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
   усиление мотивации учения;
   улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;
   повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
   демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры
Использование мультимедийных презентационных технологий для решения педагогических задач
дефицит источников учебного материала;
возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов, звукозаписей и др.);
необходимость систематизации и структурного представления учебного материала;
визуализация изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами;
необходимость работы с моделями изучаемых объектов, явлений или процессов с целью исследования их свойств и др.
Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
усвоить базовые знания по предмету;
систематизировать усвоенные знания;
сформировать навыки самоконтроля;
  сформировать мотивацию к учению в целом
  оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом 
       При использовании на уроке мультимедийных презентаций структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики.
Возможности использования мультимедийной презентации на различных этапах урока:
Этапы урока Содержание Цели Условия достижения положительных результатов
Организационныйдемонстрация темы и целей урока Подготовить учащихся к работе на уроке доброжелательный настрой учителя и учащихся; быстрое включение класса в деловой ритм; обеспечение полной готовности класса и оборудования к работе
Этапы урока Содержание Цели Условия достижения положительных результатов
Проверка домашнего задания демонстрация правильного решения для заданий вызывающих затруднения, вопросы для проверки знаний, тестовый опрос по теории выявить уровень знаний учащихся по заданному на дом заданию выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса;
устранение типичных ошибок; обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися
Актуализация опорных знаний и способов действий вопросы и задания, подводящие к необходимости изучения темы; краткое обобщение по пройденному материалу восполнить недостающие  у учащихся  знания, вспомнить необходимые опорные знания и способы действий формирование дидактической цели вместе с учащимися; использование различных приемов организации деятельности учащихся по принятию цели
 
Этапы урока Содержание Цели Условия достижения положительных результатов
Формирование новых понятий и способов действий основные понятия, схемы, таблицы, рисунки, анимация, видеофрагменты, иллюстрирующие особенности нового материала демонстрация нового учебного материала применение различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения
систематизация новых знаний
Этапы урока Содержание Цели Условия достижения положительных результатов
Применение знаний, формирование умений вопросы и задания, требующие мыслительной активности и творческого осмысления материала, демонстрация правильного решения при возникновении затруднений выполнение тренировочных заданий использование различных способов закрепления знаний; обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с требованием дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны; умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями
Контроль и учет знаний задания разного уровня сложности, использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний организация контроля и самоконтроля использование различных способов контроля и самоконтроля знаний; рецензирование работ учащихся с указанием положительных моментов и недостатков в знаниях
Рекомендации по разработке мультимедийных презентаций
Стиль ·        Соблюдайте единый стиль оформления
·        Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
·         Вспомогательная информация не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).
Использование цвета ·         На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.
·         Для фона и текста используйте контрастные цвета.
Анимационные эффекты ·Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.
·  Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
Содержание информации
  · Используйте короткие слова и предложения.
· Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.
·Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Шрифты ·Для заголовков – не менее 24.
·Для информации не менее 18.
·Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
·Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.
·Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).
Способы выделения информации ·Следует использовать:
   рамки, границы, заливку,
   штриховку, стрелки,
рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
Объем информации ·Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации
Виды слайдов
ВАЖНО ! Для обеспечения разнообразия
следует использовать разные виды слайдов:
с текстом;
с таблицами;
с диаграммами.
Не следует озвучивать весь текст слайда самостоятельно, т. к. это переводит слушателей в пассивных наблюдателей.
Слайды с большим количеством знаков нуждаются в последовательности действий. Сначала читаются обучающимися, потом комментируются учителем, а затем записываются в тетрадь или обсуждаются учащимися. 
Заключение: при использовании презентации необходимо учитывать некоторые особенности:
ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, т.е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п.; дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся.