Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Информатика»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«ПЕРЕВОЗСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Методические указанияпо выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
по дисциплине «Информатика»
Для обучающихся специальности 270831 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромовСоставитель Трутнев Сергей Александрович
Ф.И.О.
г. Перевоз
2014
Составители: Трутнев С.А.
УДК 33
ББК 65
Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Информатика»/ Перевозский строит. колледж; Сост.: С.А. Трутнев. – Перевоз, 2014. –21с.
Данные методические указания составлены в помощь преподавателям и обучающимся. Методическая разработка содержит указания по оформлению и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине. Предназначены для студентов 2 курса, специальности 270831 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов.
Рецензент: Сапегов А.А. Начальник отдела развития информационно-телекоммуникационных технологий, ГБОУ СПО «Перевозский строительный колледж»
© Перевозский строительный
колледж, 2014
Рассмотрено на заседании кафедры
Информационных технологий
Протокол № ____ «____» _______ 20____ г.
Заведующий кафедрой
_________________________ Кузьмина Т.А. Утверждено на заседании
Методического совета
Протокол № ____ «____» _______ 20____ г.
Начальник ОИО и СО
_________________ Курикова Г.В.
Ф.И.О.
СодержаниеВведение
Цель и задачи освоения дисциплины «Информатика»
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Информатика»
4. Алгоритм выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.
5. Содержание внеаудиторной самостоятельной работы.
6. Список рекомендуемой литературы.
Введение
Программа учебной дисциплины «Информатика» для закрепления теоретических знаний, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы и формирования общих компетенций. Настоящий сборник методических указаний подготовлен для усвоения теоретического материала, приобретения умений и закрепления навыков, овладения общими компетенциями в процессе написания реферативных работ по дисциплине «Информатика», а также для самостоятельной работы студентов. Представленные в методических указаниях. Содержание пособия соответствует требованиям к знаниям, умениям и навыкам по дисциплине «Информатика» и разработано в соответствии с рабочей программой по специальности 270831 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов.
Цель и задачи освоения дисциплины В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- создавать файлы и каталоги.
- работать с носителями информации.
- водить и выводить данные;
- применять различные технологии программирования;
- использовать технологии обработки текстовой информации:
- редактировать и форматировать текст;
- владеть способами представления графической информации;
- вводить числа, формулы и текст.
Использовать стандартные функции и основные объекты в электронных таблицах и операции над ними (ячейка, столбец, строка).
Строить диаграммы. Использовать электронные таблицы для решения задач; - вводить и редактировать записи.
Сортировать и осуществлять поиск записей; - использовать локальные и глобальные компьютерные информационные сети для поиска информации.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- понятия информации и информационных процессов, информационных основ процессов управления, информационную культуру человека и информационного общества;
- представление информации, кодирование, единицы измерения информации;
- основные устройства компьютера, их функции и взаимосвязь;
- программное обеспечение компьютера.
Системное и прикладное программное обеспечение. - инсталляцию программ.
Правовую охрану программ и данных.
Защиту информации.
Технику безопасности в компьютерном классе;
- моделирование, как метод познания.
Формализацию. Материальные и информационные модели.
Информационное моделирование; - основные типы информационных моделей (табличные, иерархические, сетевые).
Этапы исследования на компьютере информационных моделей из различных предметных областей;
- алгоритмизацию и программирование;
- информационные технологии и компьютерные коммуникации;
- технологии обработки текстовой информации.
Текстовый редактор: назначение и основные возможности.
- понятие текста и его обработку;
- технологии обработки графической информации.
Графический редактор: назначение и основные возможности;
- технологии обработки числовой информации.
Электронные таблицы: назначение и основные возможности;
- технологии хранения, поиска и сортировки информации.
Базы данных: назначение и основные возможности. Типы баз данных. Системы управления базами данных; - локальные и глобальные компьютерные информационные сети.
Основные информационные ресурсы: электронная почта, телеконференции, файловые архивы. Сеть Интернет. Технология World Wide Web (WWW). Поиск информации.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныПроцесс изучения дисциплины «Информационное обеспечение профессиональной деятельности» направлен на формирование следующих компетенций в соответствии с программой ФГОС СПО по специальности 270831 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов.
.
Общие компетенции
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Запланированы следующие темы рефератов:
Информатика и информационные коммуникационные технологии в современном обществе;
Основные этапы информационного развития общества. Роль информационной деятельности человека. Роль информационной деятельности в современном обществе. Информационные ресурсы общества;
Информация и ее свойства. Информация и управление. Информация и моделирование;
История компьютера. Состав ПК;
Компьютер как вычислитель;
База данных как модель информационной структуры;
Компьютерная сеть как средство массовой коммуникации;
Локальная вычислительная сеть;
Интернет - страница и редакторы для ее создания;
Личные сетевые серверы в интернете;
Коллективные сетевые серверы в Интернете. Сетевая этика и культура.
1. Общие положения 
1.1. Реферат, как вид самостоятельной работы в учебном процессе, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, учит критически мыслить.
1.2. При написании реферата по заданной теме студент составляет план, подбирает основные источники.
1.3. В процессе работы с источниками систематизирует полученные сведения, делает выводы и обобщения.
1.4. К реферату по крупной теме могут привлекать несколько студентов, между которыми распределяются вопросы выступления.
 
2. Выбор темы реферата 
2.1. Тематика реферата обычно определяется преподавателем, но в определении темы инициативу может проявить и студент.
2.2. Прежде чем выбрать тему реферата, студенту необходимо выявить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить. 
3. Этапы работы над рефератом 
3.1. Формулирование темы, причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию.
3.2. Подбор и изучение основных источников по теме (как правильно, при разработке реферата используется не менее 8-10 различных источников).
3.3. Составление списка использованных источников.
3.4. Обработка и систематизация информации.
3.5. Разработка плана реферата.
3.6. Написание реферата.
3.7. Публичное выступление с результатами исследования.
 4. Структура реферата: 
- титульный лист
- оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт);
- введение (формулирует суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы);
- основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы);
- заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации);
- список использованных источников. 
5. Структура и содержание реферата 
5.1. Введение - это вступительная часть научно-исследовательской работы. Студент должен приложить все усилия, чтобы в этом небольшом по объему разделе показать актуальность темы, раскрыть практическую значимость ее, определить цели и задачи эксперимента или его фрагмента.
5.2. Основная часть. В ней раскрывается содержание доклада. В основной части могут быть также представлены схемы, диаграммы, таблицы, рисунки.
5.3. В заключении содержатся итоги работы, выводы, к которым пришел студент, и рекомендации. Заключение должно быть кратким, обязательным и соответствовать поставленным задачам.
5.4.Список использованных источников представляет собой перечень использованных книг, статей, фамилии авторов приводятся в алфавитном порядке, при этом все источники даются под общей нумерацией литературы. В исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора (студента), название работы, место и год издания.
6. Требования к оформлению реферата
6.1. Объем реферата может колебаться в пределах 5-15 печатных страниц; все приложения к работе не входят в ее объем.
6.2. Реферат должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения.
6.3. Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.
6.4. Текст реферата и титульный лист печатается обычным шрифтом Times New Roman – 14 ; межстрочный интервал 1,5; отступ слева 3; отступ справа 1,5; отступ снизу 1,5
6.5. Каждый раздел реферата начинается с начинается с новой страницы.7. Критерии оценки реферата
- актуальность темы исследования;
- соответствие содержания теме;
- глубина проработки материала; правильность и полнота использования источников;
- соответствие оформления реферата стандартам.
По усмотрению преподавателя рефераты могут быть представлены на семинарах, научно-практических конференциях, а также использоваться как зачетные работы по пройденным темам
Образец оформления содержания
СодержаниеВведение ……..…………………………………………………………3
Глава 1.
1.1. …………………………………………………………..5
1.2. …………………………………………………………..7
1.3. …………………………………………………………..9
Глава 2.
2.1. ….……………………………………………………….11
2.2. ………………………………………………………….13
Глава 3.
3.1. ………………………………………………………….15
3.2. ………………………………………………………….18
3.3. .………………………………………………………….21
Заключение ………………………………………………………….22
Приложение ………………………………………………………….23
Список используемой литературы …………………………………...24

Образец оформления титульного листа к реферату
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение
«Перевозский строительный колледж»
Реферат
по дисциплине «Информатика»
Тема «Коллективные сетевые серверы в Интернете. Сетевая этика и культура»
Выполнил(а): студент(ка) группы…
Иванов(а) М.И.

Проверил(а): Трутнев С.А.

Перевоз
2014 год
Внеаудиторная самостоятельная работа №1
Информатика и информационные коммуникационные технологии в современном обществе.
Цель: Формирование профессиональных компетенций
Задача: Изучить сущность информатики и информационные коммуникационные технологии в современном обществе.
Задание: Защита реферата
Методические указания по выполнению задания:
Алгоритм выполнения
1.Изучить теоретический материал по Теме 1.1 Информатика и информационные коммуникационные технологии в современном обществе.
2.Внимательно прочитать задание и методические рекомендации по его выполнению.
3.Выполнить задание.
Вид контроля:
1.Защита реферата с демонстрацией
Библиографический список:
Н. Д. Угринович. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
О. Л. Соколова. Поурочные разработки по информатике, 10 класс. В помощь школьному учителю. - М.: "ВАКО", 2008.
www.consultant.ru — Консультант - Плюс www.garant.ru - ГАРАНТ
Внеаудиторная самостоятельная работа №2
Основные этапы информационного развития общества. Роль информационной деятельности человека. Роль информационной деятельности в современном обществе. Информационные ресурсы общества.
Цель: Формирование профессиональных компетенций
Задача: Изучить основные этапы информационного развития общества, информационные ресурсы общества.
Задание: Защита реферата
Методические указания по выполнению задания:
Алгоритм выполнения
1.Изучить теоретический материал по Теме 2.1 Основные этапы информационного развития общества. Роль информационной деятельности человека. Роль информационной деятельности в современном обществе. Информационные ресурсы общества.
2.Внимательно прочитать задание и методические рекомендации по его выполнению.
3.Выполнить задание.
Вид контроля:
1.Защита реферата с демонстрацией
Библиографический список:
1. Н. Д. Угринович. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
2. О. Л. Соколова. Поурочные разработки по информатике, 10 класс. В помощь школьному учителю. - М.: "ВАКО", 2008.
3. www.consultant.ru — Консультант - Плюс 4. www.garant.ru - ГАРАНТ
Внеаудиторная самостоятельная работа №3
Информация и ее свойства. Информация и управление. Информация и моделирование.
Цель: Формирование профессиональных компетенций
Задача: познакомить учащихся с информацией и ее свойствами, управлением и моделированием.
Задание: Защита реферата
Методические указания по выполнению задания:
Алгоритм выполнения
1.Изучить теоретический материал по Теме 3.1 Информация и ее свойства. Информация и управление. Информация и моделирование.
2.Внимательно прочитать задание и методические рекомендации по его выполнению.
3.Выполнить задание.
Вид контроля:
1.Защита реферата с демонстрацией
Библиографический список:
1. Н. Д. Угринович. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
2. О. Л. Соколова. Поурочные разработки по информатике, 10 класс. В помощь школьному учителю. - М.: "ВАКО", 2008.
3. www.consultant.ru — Консультант - Плюс 4. www.garant.ru - ГАРАНТ
Внеаудиторная самостоятельная работа № 4
История компьютера. Состав ПК.
Цель: Сформировать профессиональные компетенции.
Задача: Изучить историю компьютера, состав ПК.
Задание: Защита реферата
Методические указания по выполнению задания:
Алгоритм выполнения
1.Изучить теоретический материал по Теме 4.1 История компьютера. Состав ПК.
2.Внимательно прочитать задание и методические рекомендации по его выполнению.
3.Выполнить задание.
Вид контроля:
1.Защита реферата с демонстрацией
Библиографический список:
1. Н. Д. Угринович. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
2. О. Л. Соколова. Поурочные разработки по информатике, 10 класс. В помощь школьному учителю. - М.: "ВАКО", 2008.
3. www.consultant.ru — Консультант - Плюс 4. www.garant.ru - ГАРАНТ
Внеаудиторная самостоятельная работа №5
Компьютер как вычислитель
Цель: Формирование профессиональных компетенций.
Задача: Изучить сущность компьютера как вычислителя.
Задание: Защита реферата
Методические указания по выполнению задания:
Алгоритм выполнения
1.Изучить теоретический материал по Теме 6.1 Компьютер как вычислитель
2.Внимательно прочитать задание и методические рекомендации по его выполнению.
3.Выполнить задание.
Вид контроля:
1.Защита реферата с демонстрацией
Библиографический список:
1. . Н. Д. Угринович. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
2. О. Л. Соколова. Поурочные разработки по информатике, 10 класс. В помощь школьному учителю. - М.: "ВАКО", 2008.
3. www.consultant.ru — Консультант - Плюс 4. www.garant.ru - ГАРАНТ
Внеаудиторная самостоятельная работа №6
База данных как модель информационной структуры.
Цель: Формирование профессиональных компетенций.
Задача:  Изучить базу данных как модель информационной структуры.
Задание: Защита реферата
Методические указания по выполнению задания:
Алгоритм выполнения
1.Изучить теоретический материал по Теме 6.3 База данных как модель информационной структуры.
2.Внимательно прочитать задание и методические рекомендации по его выполнению.
3.Выполнить задание.
Вид контроля:
1.Защита реферата с демонстрацией
Библиографический список:
1. Н. Д. Угринович. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
2. О. Л. Соколова. Поурочные разработки по информатике, 10 класс. В помощь школьному учителю. - М.: "ВАКО", 2008.
3. www.consultant.ru — Консультант - Плюс 4. www.garant.ru - ГАРАНТ
Внеаудиторная самостоятельная работа № 7
Компьютерная сеть как средство массовой коммуникации.
Цель: Сформировать профессиональные компетенции.
Задача: Изучить компьютерную сеть как средство массовой коммуникации.
Задание: Защита реферата
Методические указания по выполнению задания:
Алгоритм выполнения
1.Изучить теоретический материал по Теме 7.1 Компьютерная сеть как средство массовой коммуникации.
2.Внимательно прочитать задание и методические рекомендации по его выполнению.
3.Выполнить задание.
Вид контроля:
1.Защита реферата с демонстрацией
Библиографический список:
1.Логинов М.Д. Техническое обслуживание средств вычислительной техники:
учебное пособие. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010.
2. Балабанов П.В., Мозгова Г.В. Методы и средства контроля и диагностикиаппаратного и программного обеспечения компьютерных сетей:
лабораторные работы. – Тамбов. Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009.
3. Ташков П. Восстанавливаем данные на 100%. Изд-во Питер, 2010.
4. Ташков П. Защита компьютера на 100%: сбои, ошибки и вирусы. Изд-воПитер, 2010.
5. www.consultant.ru — Консультант - Плюс6. www.garant.ru - ГАРАНТ
Внеаудиторная самостоятельная работа №8
Локальная вычислительная сеть
Цель: Формирование профессиональных компетенций.
Задача: Изучить сущность локальной вычислительной сети.
Задание: Защита реферата
Методические указания по выполнению задания:
Алгоритм выполнения
1.Изучить теоретический материал по Теме7.2 Локальная вычислительная сеть.
2.Внимательно прочитать задание и методические рекомендации по его выполнению.
3.Выполнить задание.
Вид контроля:
1.Защита реферата с демонстрацией
Библиографический список:
1.Логинов М.Д. Техническое обслуживание средств вычислительной техники:
учебное пособие. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010.
2. Балабанов П.В., Мозгова Г.В. Методы и средства контроля и диагностикиаппаратного и программного обеспечения компьютерных сетей:
лабораторные работы. – Тамбов. Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009.
3. Ташков П. Восстанавливаем данные на 100%. Изд-во Питер, 2010.
4. Ташков П. Защита компьютера на 100%: сбои, ошибки и вирусы. Изд-воПитер, 2010.
5. www.consultant.ru — Консультант - Плюс6. www.garant.ru - ГАРАНТ
Внеаудиторная самостоятельная работа №9
Интернет - страница и редакторы для ее создания
Цель: Формирование профессиональных компетенций
Задача: Изучить интернет – страницу и редакторы для ее создания.
Задание: Защита реферата
Методические указания по выполнению задания:
Алгоритм выполнения
1.Изучить теоретический материал Теме 7.3 Интернет - страница и редакторы для ее создания
2.Внимательно прочитать задание и методические рекомендации по его выполнению.
3.Выполнить задание.
Вид контроля:
1.Защита реферата с демонстрацией
Библиографический список:
1.Логинов М.Д. Техническое обслуживание средств вычислительной техники:
учебное пособие. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010.
2. Балабанов П.В., Мозгова Г.В. Методы и средства контроля и диагностикиаппаратного и программного обеспечения компьютерных сетей:
лабораторные работы. – Тамбов. Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009.
3. Ташков П. Восстанавливаем данные на 100%. Изд-во Питер, 2010.
4. Ташков П. Защита компьютера на 100%: сбои, ошибки и вирусы. Изд-воПитер, 2010.
5. www.consultant.ru — Консультант - Плюс6. www.garant.ru - ГАРАНТ
Внеаудиторная самостоятельная работа №10
Личные сетевые серверы в интернете
Цель: Формирование профессиональных компетенций.
Задача: Изучить личные сетевые серверы в интернете.
Задание: Защита реферата
Методические указания по выполнению задания:
Алгоритм выполнения
1.Изучить теоретический материал по Теме 7.4 Личные сетевые серверы в интернете
2.Внимательно прочитать задание и методические рекомендации по его выполнению.
3.Выполнить задание.
Вид контроля:
1.Защита реферата с демонстрацией
Библиографический список:
1.Левин Д. Вопросы Internet. Киев, 2009
2.Лозовский Л. Интернет - это интересно! М., 2010
3.Муртазин Э. Internet. Учебник для начинающих. М., 2008
4.Муштоватый И. Самоучитель по работе в Интернете. М., 2008
5.www.consultant.ru — Консультант - Плюс6. www.garant.ru - ГАРАНТ
Внеаудиторная самостоятельная работа №11
Коллективные сетевые серверы в Интернете. Сетевая этика и культура.
Цель: Формирование профессиональных компетенций.
Задача: Изучить коллективные сетевые серверы в Интернете, сетевую этику и культуру.
Задание: Защита реферата
Методические указания по выполнению задания:
Алгоритм выполнения
1.Изучить теоретический материал по Теме 7.5 Коллективные сетевые серверы в Интернете. Сетевая этика и культура.
2.Внимательно прочитать задание и методические рекомендации по его выполнению.
3.Выполнить задание.
Вид контроля:
1.Защита реферата с демонстрацией
Библиографический список:
 Информационные ресурсы ИБЦ: реальность и возможности: технология выполнения поиска информации [Текст] / МУК МЦБ; МБО; сост. М. А. Явруян; отв. за вып. А. О. Кешешян. – Чалтырь, 2009 – 10 экз.
www.consultant.ru — Консультант - Плюс www.garant.ru – ГАРАНТ