Доклад «Обучение устному иноязычному монологическому высказыванию при помощи вербальных опор в старшей школе»


«Обучение устному иноязычному монологическому
высказыванию при помощи вербальных опор в старшей школе»
В обучении устному иноязычному высказыванию большую роль играют вербальные опоры. Опоры представляют собой последовательность вербальных ориентиров, которые побуждают обучаемых сконцентрировать своё внимание на существенном. Применение вербальных опор соответствует принципу вычленения конкретных ориентиров. Идея принадлежит П. Я Гальперину, который выделял 3 типа ориентиров: образцы действий (показ), описания способа выполнения действий (объяснение), опорные точки правильного выполнения действий (подкрепление) а также принципу комплексного подхода к мотивации в обучении иностранному языку
Представители различных направлений предлагают к использованию разнообразный арсенал опор: от инициалов слов до текстов – образцов. Как правило, предлагается следующая классификация опор:
По способу презентации материал:
Вербальные – микротекст (визуальный, зрительный), текст (визуальный, зрительный), план (схематический, полный), слова как смысловые вехи, лозунг, поговорка, подпись;Изобразительные – кинофильм, диафильм, разнообразные видеоматериалы, серия рисунков, фотографий, кроки, таблица, схема, символика, плакат, карикатураПо способу управления речевой деятельностью:
Содержательные опоры (отвечающие на вопрос Кто? Что? Где? Когда? и т.д.)Смысловые (отвечающие на вопрос Зачем? Почему? С какой целью? и т.д.)Сторонники активного метода обучения используют опоры – предложения в качестве смысловых вех или плана сообщения при отсутствии текста – образца. Вместе с опорами необходимо предлагать учащимся разнообразные правила как в лексике, так и в грамматике. Представители структурно – функционального направления используют структурные схемы для порождения высказывания на уровне одного предложения, а далее – логико – смысловые схемы, которые определяют композицию целого текста. Применяются также и алгоритмы: их назначение – обучать высказыванию на основе текста, развивать умения трансформации, компрессии прочитанного, переработки информации и связи её с прошлым жизненным опытом.
Не меньший интерес представляет собой классификация вербальных опор, которые соотносятся с определёнными речевыми формами. К ним относятся:
1. «Структурный скелет», в основе которого лежит логическая схема. Она определяет последовательность предложений, не подсказывая их языковое оформление. Она дает прогнозировать содержание, план высказывания, лексическое наполнение, грамматико-стилистическое оформление.
2. Логико-смысловая схема, задаваемая определенной последовательностью вопросительных слов (например: Who? Where? When? etc.).3. Структурная схема, которая отражает не только логическое и синтаксическое строение высказывания, но и морфологические особенности.
4. План в виде тезисов или вопросов.
5. Опоры на зачин и концовку.
Необычайно интересным представляется использование в качестве комбинированной опоры коллажа. Коллаж способен привлечь внимание к объекту для рассмотрения названного объекта с разных сторон.

По форме и содержанию коллаж – это средство зрительной наглядности, представляющее собой образное, схематически фиксированное с помощью языковых и экстралингвистических средств отображение некоторой части предметного содержания, объединённого ключевым ядерным понятием. Вокруг ключевого понятия группируется разноплановая, разноуровневая, сопроводительная информация, например, названия текстов, рисунки, фотоматериалы, слова, фразы, предложения, грамматические категории и т.д. Коллаж с помощью закодированной в нём информации направлен на возникновение у учащихся всего комплекса ассоциаций, связанных с тем или иным ядерным понятием. Связь между ядром и другими компонентами обозначается стрелками, цветом, цифрами.
При всем многообразии вербальных опор они должны отвечать ряду требований, обусловленных как общедидактическими, так и методическими принципами обучения иностранным языкам. Прежде всего, они должны быть построены с учетом параметров монологического высказывания. Параметры должны быть типичными для иноязычного монолога, следовательно, данным параметрам необходимо обучать в процессе формирования иноязычных монологических умений.

Важным для построения и введения вербальных опор являются принципы доступности и наглядности. Внимание учащихся должно быть сконцентрировано на наиболее значимых компонентах будущего монологического высказывания как содержательного, так и смыслового характера. Следует помнить, что увеличенный шрифт, курсив, цветовое выделение, подчеркивания и т. д. являются средствами привлечения внимания учащихся к специфическим компонентам иноязычного материала.
Хочется отметить, что вербальные опоры помогают не только организовать «поле восприятия», но и предоставляют учащимся свободу для собственной интерпретации ситуации в зависимости от общего уровня знаний и степени владения языком.

Применение опор привносит необходимую индивидуализацию в учебный процесс.
Все описанные выше опоры являются опорами, которые учащиеся получают в готовом виде, их подбирает или создает преподаватель.
Таким образом, использование вербальных опор способно существенно интенсифицировать процесс овладения иностранным языком. Постепенное снятие опор способствует повышению самостоятельности учащихся в иноязычной речевой деятельности. Особенно широки возможности применения коллажирования при ознакомлении с текстами страноведческого характера.
Деловая игра способствует овладению учащимися способами порождения логичных, последовательных монологических высказываний вначале с опорой на схему, а затем без использования схемы. Опорная схема может выглядеть как цепочка сигналов, которая создаётся группой учащихся в результате работы на уроке

Цепочка опорных сигналов необходима только на первом этапе подготовки монологического высказывания, в конце урока у учащихся формируется алгоритм рассказа.
Обучение самостоятельному монологическому высказыванию предусматривает обучение не только средствам, то есть словам и правилам иностранного языка, но и самому способу «формирования мысли». Трудность при решении этой задачи заключается в том, что необходимо добиться автоматизма в использовании языковых средств, и в тоже время не утратить творческую сущность речевой деятельности. Особую важность в данном случае приобретает поэтапное формирование умений самостоятельного монологического высказывания.
Принято считать, что процесс формирования любых речевых умений предполагает наличие двух основных этапов: подготовительного к речи и речевого.
На подготовительном этапе необходимо сформировать фонетические и лексико-грамматические навыки, а также тренировать учащихся в составлении отдельных компонентов монологического высказывания.
При обучении структуре, композиции и архитектонике монолога следует использовать текст-образец. Существует четыре ступени работы с текстом:
1. дотекстовая ступень направлена на снятие трудностей с предстоящего восприятия текста;
2. текстовая ступень включает в себя чтение текста и выполнение заданий, связанных с контролем понимания воспринятой информации;
3. аналитическая ступень направлена на расчленение текста на структурно-содержательные компоненты и анализ типичного и особенного в каждом компоненте монологического высказывания;
4. послетекстовая ступень нацелена на воспроизведение текста с учетом типичных и особенных характеристик определенного типа монолога.
Речевой этап обеспечивает формирование собственно монологических умений. Учащиеся строят самостоятельные высказывания, опираясь на модель текста-образца. В данном случае текст-образец выступает в качестве наиболее развернутой опоры, которая далее редуцируется, и в последствии сменяется качественно другими опорами: афоризмы, пословицы и т. д. Далее можно ввести новую опору, например тему, которая является обобщенным выражением основного предмета, его логическим продолжением. К этому времени у учащихся должны быть уже сформированы внутренние опоры, обеспечивающие переход от опорного высказывания к самостоятельному.
Таким образом, на речевом этапе совершенствуется самостоятельное построение монологического высказывания и постепенно происходит перенос внимания учащихся со способов оформления мысли на смысл высказывания, а также на реализацию не только коммуникативной задачи, но и коммуникативного намерения.
Опорами для составления диалогов могут служить сами диалоги-образцы, речевая установка, описание ролей. Одной из новых форм опор является схема, в которой прописаны речевые функции, необходимые для того или иного диалога.
Предлагаю вашему вниманию подобную схему:
Ученик 1 Ученик 2
Приветствие. Приветствие.
Просьба помочь Согласие.
Вопрос. Объяснение.
Уточняющий вопрос. Повторное объяснение.
Удивление/интерес. Мнение по проблеме
Благодарность за информацию. Прощание.
Задание.
Составить диалог по схеме с использованием заданных речевых функций по следующей ситуации: You have got a task to prepare a project about the British history. Ask your friend for advice where to find the information for the project.
Примерный диалог (составленный учащимися):
- Hi, Helen! Haven't seen you for ages. How've you been?
- Just fine, thanks, and you? It's been a long time since I saw you.
- Right, it has. You know, I'm preparing a project about the British history. I have some problems finding the information. Can you advise me what to do?
- Sure, I can. I'm so interested in it.
- Where can I look for the necessary information?
- Last week I was in the local library and read a nice book.
- What's this book? Who's the author?
- It's called “Britain” but I don't remember who is the author. I knew so many facts about this country, for example, the Great Fire of London was in 1666.
- Wow! This is a strange fact!
- I don't think so. In my opinion, that event wasn't connected with the year when it happened.
- Thanks a lot for the information. See you tomorrow.
- See you.
Как вариант такого типа задания можно предложить индивидуальную работу по составлению диалога самостоятельно на компьютере, представив в виде разрозненных фраз сам диалог, а учащийся должен структурировано выполнить задание.
Применение вербальных опор в обучении устному иноязычному монологическому
высказыванию, ролевых и деловых игр, составление эссе способствует мотивированию учебно-речевых высказываний учащихся, а разработка и использование различных наглядных средств (таблиц, коллажей, схем и т. д.) помогает учащимся осуществлять логичные и последовательные иноязычные высказывания.
Материал подготовил учитель английского языка Мищенко С.В.