Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине: Бухгалтерский учет в общественном питании специальности: 43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Новосибирской области
«Новосибирский технологический колледж питания»
Методические указания
по выполнению практических занятий
по дисциплине: Бухгалтерский учет в общественном питании
специальности: 43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании»
Одобрено
цикловой комиссией
учетно-экономических дисциплин
Протокол № от « » 2015г.
Председатель:
2015
Практическое занятие 1
Тема: Составление первичных и сводных документов. Исправление ошибок в документах
Цель: Изучить реквизиты в первичных и сводных документах и научиться их составлять
Оснащение: Бланки документов: приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, кассовая книга (отчет кассира), дневной заборный лист.
Подготовка студентов к занятию: ФЗ «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, ст.9
Пояснения к выполнению работы:
Приходный кассовый ордер применяется для оформления поступления наличных денег в кассу организации, выписывается в одном экземпляре работником бухгалтерии. ПКО состоит из двух частей: приходного ордера и квитанции. Отрывную квитанцию передают человеку, сдавшему деньги в кассу.
В приходном кассовом ордере и квитанции к нему:
по строке "Принято от" указывается ФИО лица сдающего деньги
по строке "Основание" указывается содержание хозяйственной операции;
по строке "В том числе" указывается сумма НДС, которая записывается цифрами, а в случае, если продукция, работы, услуги не облагаются налогом, делается запись "без налога (НДС)".
по строке "Приложение" перечисляются прилагаемые первичные и другие документы с указанием их номеров и дат составления.
Приходный кассовый ордер применяется для оформления поступления наличных денег в кассу организации. Приходный кассовый ордер выписывается в одном экземпляре работником бухгалтерии, подписывается главным бухгалтером или лицом.
Квитанция к приходному кассовому ордеру подписывается главным бухгалтером и кассиром, заверяется печатью и выдается на руки сдавшему деньги, а приходный кассовый ордер остается в кассе.
Расходный кассовый ордер применяется для оформления выдачи наличных денег из кассы. Выписывается в одном экземпляре работником бухгалтерии, подписывается руководителем организации и главным бухгалтером.
по строке "Выдать" указывается ФИО лица которому выдаются денежные средства.
по строке "Основание" указывается содержание хозяйственной операции;
по строке "сумма» указывается сумма прописью (итог по колонке «учетная сумма» в накладной № 2)
по строке "Приложение" перечисляются прилагаемые первичные и другие документы с указанием их номеров и дат составления.
по строке "Получил" проставляется сумма прописью лицом получающим денежные средства.
по строке "По" вписывается документ, удостоверяющий личность получателя.
Расходный кассовый ордер применяется для оформления выдачи наличных денег из кассы организации. Выписывается в одном экземпляре работником бухгалтерии, подписывается руководителем организации и главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным.
Кассовая книга применяется для учета поступлений и выдачи наличных денег в кассе. Каждый лист кассовой книги состоит из 2-х равных частей: одна из них заполняется кассиром как первый экземпляр, вторая заполняется кассиром как второй экземпляр через копировальную бумагу. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Вторые экземпляры листов являются отрывными и служат отчетом кассира.
Записи кассовых операций начинаются после строки "Остаток на начало дня".
В графе 1 "Номер документа" указывают номер приходного или расходного кассового ордера, которым оформлено поступление (выдача) денег.
В графе "Номер корреспондирующего счета, субсчета" указывают номер того счета, по которому отражено поступление или выдача денег в корреспонденции со счетом 50 "Касса".
В графе "Приход, руб. коп." отражают сумму денег, полученную в кассу по одному приходному кассовому ордеру.
В графе "Расход, руб. коп." отражают сумму денег, выданную из кассы по одному расходному кассовому ордеру.
По строке "Итого за день" указывают общую сумму денег, поступившую в кассу за день (столбец 4) и выданную из кассы (столбец 5).
Графу "Остаток на конец дня" рассчитывают арифметическим путем: Остаток на начало дня «плюс» приход денег в течении дня «минус» расход денег в течении дня.
Дневной заборный лист
Применяется для оформления отпуска продукции (изделий) из производства (кухни) в филиалы, буфеты и мелкорозничную сеть, подчиненные данной организации (столовой, ресторану), а также в раздаточную в тех случаях, когда она отделена от основного производства. Бланки дневных заборных листов нумеруются в бухгалтерии организации и выдаются каждому материально ответственному лицу под расписку в специальном журнале.
Колонки 1, 3, 12 заполняются на основании Таблицы 5.
Колонки 13, 15 заполняются на основании калькуляционных карточек.
Колонки 14, 16 определяются расчетным путем: Колонка 14 = Колонка 12 х Колонка 13; Колонка 14 = Колонка 12 х Колонка 15).
Подсчитайте итог по колонкам 12, 14, 16.
Дневной заборный лист применяется для оформления отпуска продукции (изделий) из производства (кухни) в буфеты.
Порядок выполнения работы:
Задание 1
Заполните приходный кассовый ордер № 34 от 01.09. текущего года.
Организация ООО «Уют».
Принято от Максимовой Юлии Сергеевны.
Основание – Торговая выручка в сумме 18 500 руб.
Главный бухгалтер Морозова Е. Н., кассир Соколова Ю. Ф.
Задание 2
Заполните расходный кассовый ордер № 50 от 01.09. текущего года.
Организация ООО «Уют».
Выдать Григорьеву Игорю Максимовичу.
Основание – Командировочные расходы, в сумме 10 500 руб.
По паспорту 50 03 567890, выдан ОВД Кировского района г. Новосибирска от 04. 12. 2004 г.
Директор Ивлев Т. Р., главный бухгалтер Морозова Е. Н., кассир Соколова Ю. Ф.
Задание 3
Заполните кассовую книгу (отчет кассира) за 01. 09. текущего года и заполните ее. Лист 38.
Остаток на начало дня 7 800 руб.
Наименование документа
Номер документа
Содержание хозяйственных операций
Сумма, руб.
ПКО
33
Поступили деньги в кассу с расчетного счета по чеку № 00091 для выдачи заработной платы
48 970
ПКО
34
Поступила торговая выручка в кассу от Самохиной И.Л.
?
ПКО
35
Поступила торговая выручка в кассу от Кудриной Л.В.
12 100
ПКО
36
Возвращен в кассу остаток подотчетной суммы Гришиным О.Б.
100
РКО
48
Выдано из кассы в подотчет Киселеву И.Ф. на командировочные расходы
9 000
РКО
49
Выдана из кассы заработная плата по платежной ведомости № 8
46 000
РКО
50
Выдано Григорьеву Игорю Максимовичу на командировочные расходы
?
Главный бухгалтер Морозова Е. Н., кассир Соколова Ю. Ф.
Задание 4. Заполните чистый бланк дневного заборного листа на основании предложенного вам заполненного документа.
Задание 5. Проверьте заполненный вами дневной заборный лист и исправьте в них ошибки, если они имеются.
Задание 6. Опишите выявленные ошибки в документе в тетради для практических занятий.
Задание 7. Перечислите классификационные признаки заполненных документов.
Контрольный тест:
1. Валюта, в которой оценивают имущество на территории России в..
А. евро
Б. долларах
В. рублях
Г. енах
Ответ________
2. Способ исправления ошибки в первичных документах:
А. корректурный
Б. редакционный
В. дополнительной записи
Г. «красное сторно»
Ответ________
3. Денежный документ:
А. приходный кассовый ордер
Б. накладная
В. товарный отчет
Г. счет-фактура
Ответ________
4. Денежный документ:
А. фактура
Б. закупочный акт
В. накладная
Г. расходный кассовый ордер
Ответ________
5. Товарный документ:
А. приходный кассовый ордер
Б. накладная
В. платежное поручение
Г. платежная ведомость
Ответ________
6. Документооборот – это ..
А. указание по заполнению документов
Б. таблица, в которой приводится описание документа
В. движение документа с момента его составления до передачи в архив
Г. передача документа в бухгалтерию
Ответ________
7. Исправления запрещены в документах:
А. кассовых
Б.: банковских
В. расчетных
Г. товарных
Ответ________
8. Первичный учетный документ составляется..
А. в течение рабочего дня
Б. в момент совершения операции
В. при закрытии отчетного периода
Г. в конце рабочего дня
Ответ________
9. Накопительный документ:
А. доверенность
Б. счет – фактура
В. расходный кассовый ордер
Г. товарный отчет
Ответ________
10. Первичный документ:
А. отчет кассира
Б. накладная
В. ведомость учета
Г. товарный отчет
Ответ________
Форма отчета:
1. Заполненные документы:
приходный кассовый ордер;
расходный кассовый ордер;
кассовая книга (отчет кассира)
2. Заполненный и исправленный Дневной заборный лист
3. Письменные ответы на контрольный тест в тетради для практических занятий.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2
Тема: Группировка хозяйственных средств предприятия по составу, размещению и по источникам их образования
Цель: Изучить структуру, статьи бухгалтерского баланса и научиться группировать хозяйственные средства предприятия по составу, размещению и по источникам их образования.
Оснащение: Бухгалтерский баланс (форма № 1)
Подготовка студентов к занятию:
Николаева Г.А., Сергеева Т.С. Бухгалтерский учет в общественном питании. – М.: Издательство Приор, 2001 стр. 6-15
Пояснения к выполнению работы:
В процессе хозяйственной деятельности предприятия используют разнообразные хозяйственные средства (основные средства, денежные средства, нематериальные активы и т. д.) которые находятся в их распоряжении. Чтобы правильно руководить деятельностью предприятия важно знать каким имуществом оно располагает, где оно используется, за счет каких источников создано. В бухгалтерском учете хозяйственные средства принято классифицировать по двум признакам:
Хозяйственные средства по составу и размещению;
Источники образования хозяйственных средств.
Порядок выполнения работы:
Задание 1:
Сгруппируйте хозяйственные средства предприятия по составу, размещению и источники их образования, используя бухгалтерский баланс. Группировку произведите в таблице приведенной ниже.
Хозяйственные средства по составу, размещению и источникам
их образования
Наименование хозяйственных средств по составу и размещению
Сумма, руб.
Наименование источников образования хозяйственных средств
Сумма, руб.
Внеоборотные активы
-
-
Итого
Капитал и резервы
-
-
Итого
Оборотные активы
-
-
-
Итого
Долгосрочные обязательства
-
-
Итого
Краткосрочные обязательства
-
-
Итого
Всего
Всего
Исходные данные для выполнения задания:
Наименование хозяйственных средств по составу, размещению и источников их образования
Сумма, руб.
Нематериальные активы
12000
Прочая кредиторская задолженность
18550
Долгосрочные займы
14000
Сырье для производственных нужд
4120
Оборудование
148000
Нераспределенная прибыль
5750
Деньги в кассе
1500
Материалы
4400
Резервы предстоящих расходов
34700
Прочие основные средства
13500
Задолженность перед персоналом по оплате труда
10800
Товары на складе
33850
Уставный капитал
117000
Прочая дебиторская задолженность
19000
Денежные средства на расчетном счете
29500
Краткосрочные займы
55000
Задолженность поставщикам за полученные товары
18700
Резервный капитал
5800
Денежные средства на валютном счете
24100
Задолженность по налогам и сборам
20170
Добавочный капитал
11900
Расходы будущих периодов
10500
Готовая продукция
8900
Дебиторская задолженность покупателей
5600
Задолженность перед государственными внебюджетными фондами
5600
Вспомогательные материалы
3000
Контрольные вопросы и тесты:
Что относится к заемным источникам?
Что относится к собственным источникам образования имущества?
3. Способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе, обязательствах предприятия в денежной оценке на определенную дату – это.
А. инвентаризация
Б. калькуляция
В. бухгалтерский баланс
Г. документация
Ответ________
4. Пассив баланса включает:
А. дебиторскую задолженность
Б. кредиторскую задолженность
В. уставный капитал
Г. денежные средства
Ответ________
5. Бухгалтерский баланс – это таблица, состоящая из ..
А. актива
Б. пассива
В. дебета
Г. кредита
Ответ________
6. Способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе и обязательствах организации в денежной оценке на определенную дату – это..
А.: инвентаризация
Б. калькуляция
В. бухгалтерский баланс
Г. Счета
Ответ________
7. Источником собственных средств является
А. кредиты банка
Б. расчеты по налогам и сборам
В. прибыль
Г. расчеты с персоналом по оплате труда
Ответ________
8. Источником заемных средств являются.
А. кредиты банка
Б. уставный капитал
В. добавочный капитал
Г. расчеты с дебиторами
Ответ________
9. Источником заемных средств являются.
А. кредиты банка
Б. расчеты по налогам и сборам
В. прибыль
Г. основные средства
Ответ________
Форма отчета:
Оформить таблицу в тетради для практических занятий.
Ответы на контрольные вопросы и тест.
ПАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3-4
Тема: Составление калькуляционных карточек. Расчет взаимозаменяемости продуктов.
Цель: Научиться определять норму закладки сырья, рассчитывать продажные цены на готовую продукцию, составлять калькуляционные карточки.
Оснащение: Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания. Бланки: калькуляционные карточки.
Подготовка студентов к занятию:
Конспект по теме «Ценообразование в предприятиях общественного питания»
Пояснения к выполнению работы
Алгоритм расчета взаимозаменяемости сырья:
Откройте таблицу 26 «Нормы взаимозаменяемости продуктов при приготовлении блюд» в Сборнике рецептур блюд и кулинарных изделий.
По таблице найдите наименование заменяемых продуктов и выпишите соотношение заменяемых продуктов к заменяющим.
Откройте рецептуру и определите норму закладки заменяемых продуктов на 100 блюд.
Составьте пропорцию и определите норму закладки заменяющего продукта.
Калькуляционная карточка
Калькуляционная карточка применяется для определения цены продажи отдельно на каждое блюдо (изделие).
Колонка 1 проставляется номер по порядку.
Колонка 2 заполняется на основании Сборника рецептур блюд и кулинарных изделий (выписывается ассортимент сырья).
Колонка 4 определяется расчетным путем на основании данных Сборника рецептур блюд и кулинарных изделий на 100 порций в килограммах (смотри алгоритм расчета).
Определение продажной цены на готовую продукцию осуществляется с помощью калькуляции.
Алгоритм определения норм закладки сырья на 100 блюд:
Установить норму отпуска (выход) одного блюда.
Определить норму закладки сырья на одно блюдо.
Определить норму закладки сырья на 100 блюд.
Порядок выполнения работы:
Задание 1
Замените Сахар – песок на Мед натуральный в рецептуре 646 «Напиток апельсиновый или лимонный», выход 200.
Задание 2
Замените Томатное пюре на томатную пасту с содержанием сухих веществ 35-40% в рецептуре 376/3 «Поджарка», выход 200.
Задание 3
Составьте калькуляцию на Салат из капусты с грибами выходом 100 грамм. Рецептура 44.
Задание 4
Составьте калькуляцию на коктейль «Сингапур сплинг»
Наименование сырья
Ед. изм.
Норма
1. Сок лимонный
г
15
2. Джин
г
15
3. Сироп вишневый
г
30
4. Содовая
г
90
5. Лимон
шт
1/8
Задание 5
Составьте калькуляцию на коктейль «Кюрасао кулер»
Наименование сырья
Ед. изм.
Норма
1. Водка
г
30
2. Кюрасао
г
20
3. Сок лимонный
г
20
4. Битнер лимон
г
100
Задание 6
Составьте калькуляцию на Поджарку без гарнира. Рецептура 376/3.
Примечание: норма закладки на томатную пасту рассчитана в задании 2.
Задание 7
Составьте калькуляцию на Напиток лимонный. Рецептура 646.
Примечание: норма закладки на Мед натуральный рассчитана в задании 1.
.
Задание 8
Составьте калькуляцию на Мороженное «Сюрприз». Рецептура 626.
Контрольный тест:
1. Денежное выражение стоимости товара или услуги – это ###
2. Калькуляция – это метод определения цены за ### порцию
3. Калькуляция – это метод определения ### за одну порцию
4. Продажные цены на продукцию общественного питания рассчитывают в ### карточке отдельно на каждое блюдо
5. Стоимость приобретения товара 200 руб., торговая наценка 30% Розничная цена товара ### рублей
6. Денежное выражение стоимости товара за килограмм:
А. цена
Б. сумма
В. наценка
Г. количество
Ответ_______
7. Метод определения цены за единицу продукции:
А. калькуляция
Б. двойная запись
В. счета бухгалтерского учета
Г. бухгалтерский баланс
Ответ_______
8. Стоимость сырьевого набора 100 порций 20 000 руб. Наценка 50% Цена продажи 1 порции . руб.
9. Норма в калькуляционной карточке рассчитывается на ..порций
А. 10
Б. 50
В. 100
Г. 150
Ответ_______
10. Норма в калькуляционной карточке определяется с помощью:
А. плана-меню
Б. счета
В. сборника рецептур
Г. реестра цен
Ответ_______
11. План-меню составляется 1раз в.
А. 10 дней
Б. 15 дней
В. месяц
Г. день
Ответ_______
12. Размер наценок утверждается ..
А. директором
Б. главным бухгалтером
В. учредителем
Г. материально ответственным лицом
Ответ_______
13. Характеристика плана-меню
А. производственная программа предприятия
Б. отражает закуп продуктов у населения
В. подтверждает качество поступивших продуктов
Г. подтверждает поступление денег в кассу
Ответ_______
Форма отчета: заполненные калькуляционные карточки, расчеты по взаимозаменяемости и письменные ответы на контрольный тест в тетради для практических занятий.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5
Тема: Исчисление цен на покупные товары.
Цель: Научиться исчислять цены на покупные товары.
Подготовка студентов к занятию: Конспект
Порядок выполнения работы:
Задание 1.
Определите продажные цены на штучные кондитерские изделия по данным акта № 34 от 12. 10. текущего года:
Акт № 34 от 12.10.
На расценку кондитерских изделий поступивших от ООО «Шоколадка» по счет фактуре № 345 от 12.10. текущего года
Комиссия в составе: Бухгалтера Кролевой С. Т., кладовщика Фоменко С. Ю., бармена Спиридоновой М. Е. установила:
Наименование
Ед. изм.
Количество
Цена
Сумма
Количество в 1 кг.
Цена за 1 шт.
1.Конфеты «Каракум
кг
20
100-00
67
2. Конфеты «Весна»
кг
15
90-00
71
3. Конфеты «Ласточка»
кг
21
110-00
69
Задание 2
Определить продажную цену за 1 стакан томатного сока (200 грамм). Банка емкостью 3 литра. Стоимость тары 5 руб.
Стоимость сока 85 руб. в т. ч. Тара. Сок оприходован в баре с наценкой 80%.
Задание 3
Определить продажную цену за 1 порцию сметаны выходом 100 грамм.
Отпущено из кладовой в бар 5 килограмм сметаны. Цена за 1 килограмм 70 руб. Наценка бара 100 %.
Задание 4
Определить продажную цену 100 грамм Шампанского «Советского».
Цена бутылки 152 руб. (0,7 литра). Наценка бара 120 %.
Задание 5
Определить продажную цену 50 грамм Коньяка «Белый Аист».
Цена бутылки 345 руб. (0,5 литра). Наценка бара 200 %.
Контрольные вопросы:
Укажите порядок формирования учетной цены бара, если
товар поступает из кладовой;
товар поступает из производства
товар поступает от поставщиков
Форма отчета:
1.Выполнение задания 1-5 в тетради для практических занятий.
2. Заполнение счет-заказа.
3. Ответы на контрольные вопросы в тетради для практических занятий.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 6
Тема: Составление заказ счета на оказываемую услугу.
Цель: Научиться составлять заказ счет на оказываемую услугу.
Оснащение: Бланки документов: заказ-счет.
Подготовка студентов к занятию: Конспект
Пояснения к выполнению работы:
Заказ-счет применяется в организациях общественного питания для оформления заказа на обслуживание торжеств, банкетов и т.д.
Заказ составляется в двух экземплярах, подписывается метрдотелем и заказчиком. Один экземпляр остается в организации, второй - у заказчика.
В заказе указываются название зала, дата и часы обслуживания.
В соответствии с Рекомендациями о порядке приема и выполнения заказов на обслуживание торжеств возможно внесение изменений в заказе (см. оборотную сторону формы).
Заказ - счет служит расчетным документом, в котором фиксируется поступление аванса и окончательный расчет. В получении денег подписывается кассир.
Порядок выполнения работы:
Задание 1.
Составить Счет-заказ
Организация ООО «Айсберг»
№ документа 36 дата 01.02. текущего года
На 18 человек
Заказчик – Иванов Иван Иванович
Администратор - Галеева И.М.
Дата и часы обслуживания 12.02.текущего года
Из холодного цеха
1
2
3
4
Наименование
Кол-во
Цена, руб.
Сумма, руб.
Масло сливочное
18
25-00
Икра зернистая
18
160-50
Семга с лимоном
18
150-25
Ассорти мясное, соус хрен
18
156-00
Овощи натуральные
18
54-75
Мороженное фантазия
18
55-00
Итого:
Из горячего цеха
1
2
3
4
Наименование
Кол-во
Цена, руб.
Сумма, руб.
Шампиньоны в сметане
18
120-30
Бульон из дичи с гренками
18
60-00
Осетрина фри, соус тартар
18
171-50
Филе натуральное со сложным гарниром
18
253-50
Итого:
Из хлеборезки
1
2
3
4
Наименование
Кол-во
Цена, руб.
Сумма, руб.
Хлеб ржаной
18 порций
5-05 (за 30 г.)
Хлеб пшеничный
18 порций
4-95 (за 20 г.)
Итого:
Из сервис-бара
1
2
3
4
Наименование
Кол-во
Цена, руб.
Сумма, руб.
Аперетив
Водка Смирнофф, 0,6 л
0,3 л
200-00
Виски Пасспорт, 0,7 л
0,3 л
1505-00
Джин Гордонс, 0,7 л
0,3 л
910-00
Мартини Драй, 0,7 л
0,3 л
749-00
Кампари, 0,7 л
0,3 л
840-00
Сок яблочный, 1 л
1 л
30-00
Сок томатный, 1 л
1 л
30-00
Тоник, 0,33 л
1 банка
15-00
Минеральная вода
Нарзан, 0,5 л
1 бут.
25-00
Арахис соленый, 0,1 кг
0,3 кг
15-00
Кофе черный
12
39-00
Чай с сахаром
10
34-00
Итого:
К банкету
1
2
3
4
Наименование
Кол-во
Цена, руб.
Сумма, руб.
Водка Смирнофф, 0,6 л
3 бут.
200-00
вино Анри Фабр, 0,7 л
3 бут.
252-00
Вино Омерадо, 0,7 л
4 бут.
222-00
Шампанское Советское полусладкое, 0,75 л
2 бут.
156-00
Коньяк Реми Мартин, 0,5 л
1 бут.
700-00
Итого:
Контрольные вопросы:
Укажите порядок формирования учетной цены бара, если
товар поступает из кладовой;
товар поступает из производства
товар поступает от поставщиков
Форма отчета:
1.Выполнение задания 1 в тетради для практических занятий.
2. Заполнение счет-заказа.
3. Ответы на контрольные вопросы в тетради для практических занятий.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 7
Тема: Составление документов на поступление, сырья, товаров и тары от поставщиков
Цель: Научиться составлять доверенность на получение товара, товарную накладную, закупочный акт.
Оснащение: Бланки: доверенность, товарная накладная, закупочный акт, накладная.
Подготовка студентов к занятию:
Николаева Г.А. Бухгалтерский учет в общественном питании - М: «Издательство Приор» стр. 21-42
Пояснения к выполнению работы:
Доверенность
Применяются для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению.
Доверенность в одном экземпляре оформляет бухгалтерия организации и выдает под расписку получателю.
Выдачу доверенностей регистрируют в заранее пронумерованном и прошнурованном журнале учета выданных доверенностей.
Выдача доверенностей лицам, не работающим в организации, не допускается. Доверенность должна быть полностью заполнена и иметь образец подписи лица, на имя которого выписана. Срок выдачи - как правило, 15 дней. Доверенность на получение товарно-материальных ценностей в порядке плановых платежей может быть выдана на календарный месяц.
Товарная накладная
Применяется для оформления продажи (отпуска) товарно - материальных ценностей сторонней организации.
Составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно - материальные ценности, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.
Накладная
Применяется для оформления отпуска продуктов (товаров) и тары из кладовой организации в производство (кухню), буфеты, мелкорозничную сеть, а также при одноразовом отпуске готовых изделий с кухни в филиалы, буфеты, мелкорозничную сеть, раздаточную, если она отделена от основного производства.
в «графе шифр товара» указывают порядковый номер товара;
в графу «наименование» заносят наименование товара;
в графу «единица измерения» проставляют единицу измерения отпущенного товара;
в графу «количество» проставляют количество отпущенных товаров;
в графе «по учетным ценам «сумма»» рассчитывают сумму– (количество «х» цена)
в графе «по продажным ценам «цена»» рассчитывают продажную цену – (учетная цена «плюс» размер наценки)
в графу «по продажным ценам «сумма»» рассчитывают – (количество «х» цена)
Порядок выполнения работы:
Задание 1. Выпишите доверенность на получение товара со склада поставщика, используя реквизиты
Реквизиты для заполнения доверенности:
Организация
ООО «Сокол»
Номер документа
0025
Дата выдачи
01 сентября текущего года
Действительна по
05 сентября текущего года
Потребитель и его адрес
ООО «Сокол» г. Новосибирск, ул. Жуковского 11
Плательщик и его адрес
ООО «Сокол» г. Новосибирск, ул. Жуковского 11
Наименование банка
ОАО «Сибакадембанк»
Расчетный счет
40702810803120001390
Выдана
товароведу Комаровой Екатерине Егоровне
Документ
счет – фактура № 00503 от 01 сентября
Поставщик
ООО «Поло ЛТД»
Паспортные данные
серия 5002, номер 729237, выдан 12.03.02 УВД Ленинского района г. Новосибирска
Руководитель организации
Ботин И.М.
Главный бухгалтер
Сидельникова И.Н.
Задание 2. Выпишите Товарную накладную от имени поставщика
Реквизиты и исходные данные для заполнения товарной накладной:
Номер документа
00503
Дата составления
01 сентября текущего года
Продавец (поставщик)
ООО «Поло ЛТД»
Адрес
г. Новосибирск, ул. Державина 54
ИНН продавца
5401135607
Наименование банка
ОАО «ВТБ 24»
Расчетный счет
40702810803120015986
Грузоотправитель и его адрес
ООО «Поло ЛТД» г. Новосибирск, ул. Державина 54
Грузополучатель и его адрес
ООО «Сокол» г. Новосибирск, ул. Жуковского 11
К платежно-расчетному документу
---------------------------------
Покупатель
ООО «Сокол»
Адрес
г. Новосибирск, ул. Жуковского 11
ИНН покупателя
5406789670
Наименование банка
ОАО «Сибакадембанк»
Расчетный счет
40702810803120001390
Руководитель организации
Гусельников Л.М.
Главный бухгалтер
Свиридов А.Л.
Выдал
Некрасов А.А.
Наименование товара
Ед. изм.
Кол-во
Цена, руб.
Ставка налога (НДС), %
Колбаса «Молочная», вареная
кг.
16
195-00
10
Колбаса «Московская», в/к
кг.
20
190-00
10
Карбонат «Юбилейный»
кг.
55
350-00
18
Задание 3. Выпишите закупочный акт на приобретение товара у физического лица
Реквизиты и исходные данные для заполнения закупочного акта
Организация
ООО «Сокол»
Номер документа
6
Дата составления
01 сентября текущего года
Место закупки
Ленинский рынок
Материально ответственное лицо
Николаева П.К.
Куплено у
Васильцовой Екатерины Дмитриевны
Паспортные данные
серия 5002, номер 736402, выдан 22.08.01 УВД Ленинского района г. Новосибирска
Домашний адрес
г. Новосибирск, ул. Связистов 2, кв. 25
Руководитель организации
Ботин И.М.
Наименование товара
Ед. изм.
Кол-во
Цена, руб.
Курага
кг.
10
120-00
Яблоки
кг.
25
75-00
Зелень: укроп
кг.
2
1200-00
Контрольный тест:
Установите соответствие между источниками поступления товара в кладовую и оформляемыми при этом документами:
Источники поступления:
Документы:
А. поставщик
Б. подотчетное лицо
В. население
накладная
транспортная накладная
счет фактура
счет
закупочный акт
Ответ: А_____, Б_____, В _____
2. Накладная на отпуск товаров из кладовой на производство составляется в _____ экземплярах
3. Отпуск продуктов из кладовой на производство осуществляется на основании ____________
4. Отпуск продуктов из кладовой на производство осуществляется на основании:
А. накладной
Б. товарного отчета
В. закупочного акта
Г. счет-фактуры
Ответ: _________
5. Отпуск продуктов из кладовой в буфет осуществляется на основании _________
6. Поступление товара в кладовую от поставщика оформляется
А. товарной накладной
Б. чеком и копией чека
В. закупочным актом
Г. дневным заборным листом
Ответ: _________
7. Поступление товара в кладовую от физического лица оформляется:
А. товарной накладной
Б. чеком и копией чека
В. закупочным актом
Г. дневным заборным листом
Ответ: _________
8. Поступление товара в кладовую от подотчетного лица оформляется:
А. товарной накладной
Б. чеком и копией чека
В. закупочным актом
Г. дневным заборным листом
Ответ: _________
9. Для получения товара со склада поставщика выписывают__________.
А. товарную накладную
Б. доверенность
В. счет
Г. закупочный акт
Ответ: _________
10. Полная материальная ответственность подразделяется на _________ и ________.
11. Поступившие от поставщиков товары кладовщик принимает по _________ и ________
Форма отчета: заполненные документы в соответствии с заданиями и письменные ответы на контрольный тест в тетради для практических занятий.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 8
Тема: Составление документов на отпуск сырья, товаров и тары со склада, товарного отчета.
Цель: Научиться составлять накладную на отпуск, товарный отчет.
Оснащение: Бланки: накладная на отпуск, товарный отчет.
Подготовка студентов к занятию:
Николаева Г.А. Бухгалтерский учет в общественном питании - М: «Издательство Приор» стр. 21-42
Пояснения к выполнению работы:
Накладная на отпуск
Применяется для оформления отпуска продуктов (товаров) и тары из кладовой организации в производство (кухню), буфеты, мелкорозничную сеть, а также при одноразовом отпуске готовых изделий с кухни в филиалы, буфеты, мелкорозничную сеть, раздаточную, если она отделена от основного производства.
в «графе шифр товара» указывают порядковый номер товара;
в графу «наименование» заносят наименование товара;
в графу «единица измерения» проставляют единицу измерения отпущенного товара;
в графу «количество» проставляют количество отпущенных товаров;
в графе «по учетным ценам «сумма»» рассчитывают сумму– (количество «х» цена)
в графе «по продажным ценам «цена»» рассчитывают продажную цену – (учетная цена «плюс» размер наценки)
в графу «по продажным ценам «сумма»» рассчитывают – (количество «х» цена)
Товарный отчет
Приход в Товарном отчете заполняется по данным первичных документов, на основании которых поступает товар. На каждый документ отводится одна строка.
В колонке 1 записывают от кого поступили ТМЦ
В колонке 2 записывают дату приходного документа
В колонке 3 записывают номер приходного документа
В колонке 4 записывают итоговую сумму товара по приходному документу
В колонке 5 записывают итоговую сумму тары по приходному документу
Строку «Итого по приходу» определяют расчетным путем (складывают суммы по колонке 4).
Строку «Итого с остатком» определяют расчетным путем (складывают суммы по строкам «Остаток на начало дня» и «Итого по приходу» по колонке 4).
Расход в Товарном отчете заполняют по данным первичных документов, на основании которых отпускают товар. На каждый документ отводится одна строка.
В колонке 1 записывают кому отпускают товар
В колонке 2 записывают дату расходного документа
В колонке 3 записывают номер расходного документа
В колонке 4 записывают итоговую сумму по расходному документу
В колонке 5 записывают итоговую сумму тары по расходному документу
Строку «Итого по расходу» определяют расчетным путем (складывают суммы по колонке 4)
Остаток на конец дня определяют «Остаток на начало дня + Итого по приходу - Итого по расходу» или «Итого с остатком – Итого по расходу»
Порядок выполнения работы:
Задание 1. Выпишите накладную на отпуск товара из кладовой на кухню
Реквизиты и исходные данные для заполнения накладной:
Организация
ООО «Сокол»
Номер документа
60
Дата составления
01 сентября текущего года
Отпущено из кладовой
на кухню
через кладовщика
Николаева П.К.
Наименование товара
Кол-во
Учетная цена, руб.
Мука, в/с
50
22-00
Сахар - песок
25
42-00
Макаронные изделия
20
38-00
Задание 2
Составьте товарный отчет, используя составленные первичные документы в практическом занятии 7. Остаток товара на 01.09 – 7820 руб.
Контрольный тест:
1. Кто составляет и проверяет товарный отчет?
2. Отпуск продуктов из кладовой на производство осуществляется на основании:
А. накладной
Б. товарного отчета
В. закупочного акта
Г. счет-фактуры
Ответ: _________
3. Накладная на отпуск товаров из кладовой на производство составляется в _____ экземплярах
Форма отчета: заполненные документы в соответствии с заданиями и письменные ответы на контрольный вопросы в тетради для практических занятий.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 9
Тема: Составление карточек (книги) складского учета, ведомости остатков продуктов и товаров на складе (в кладовой)
Цель: Научиться составлять карточками складского учета.
Оснащение: Бланки: товарный отчет, карточки количественно-стоимостного учета, ведомость остатков продуктов и товаров на складе (в кладовой).
Пояснения к выполнению работы:
Карточка количественно-стоимостного учета
Карточка ведется отдельно на каждое наименование, сорт товара. При количественно-стоимостном учете однородные товары различного назначения, но имеющие одинаковую розничную цену, могут учитываться объединено на одной карточке. Записи в карточке производятся в количественном и стоимостном выражении на основании данных приходных и расходных документов.
Ведомость остатков продуктов и товаров на складе (в кладовой)
Применяется для учета продуктов и товаров на складе (в кладовой) за период времени.
Ведомость заполняется по окончании каждого месяца и на дату инвентаризации по данным товарной книги кладовщика (карточек количественно - стоимостного учета) и подписывается материально ответственным лицом.
Ведомость проверяется бухгалтером, а правильность выведения остатков подтверждается его подписью.
Порядок выполнения работы:
Задание 1
Откройте карточки складского учета на товары, записав в них остатки на 01 сентября. Внесите в карточки движение товара, данные возьмите из документов (практическое занятие 6)
Исходные данные:
Номер карточки
Наименование товара
Остатки на 01.09
Движение товара по документам
кол-во, кг.
цена, руб.
1
Колбаса «Московская»
-
-
счет – фактура № 00503
2
Колбаса «Молочная»
-
-
счет – фактура № 00503
3
Карбонат «Юбилейный»
-
-
счет – фактура № 00503
4
Курага
20
120-00
закупочный акт № 6
5
Яблоки
-
-
закупочный акт № 6
6
Зелень укропа
-
-
закупочный акт № 6
7
Мука в/с
150
22-00
накладная № 60
8
Сахар-песок
170
42-00
накладная № 60
9
Макаронные изделия
60
38-00
накладная № 60
Задание 2
Составьте Ведомость остатков продуктов и товаров на складе (в кладовой), используя данные из карточек складского учета. Подсчитайте итоговую строку.
Контрольные вопросы и тест:
Какая взаимосвязь между товарным отчетом и ведомостью остатков продуктов и товаров на складе (в кладовой)?
2. Отчетностью материально-ответственных лиц в кладовой является _______ отчет
3. Поступившие продукты кладовщик принимает на основании товарной накладной по _____ и ________
4. Стоимость товара 1500 руб., НДС – 18% Сумма к оплате по счету поставщика.. руб.
5. Расчет остатка товара на конец дня по товарному отчету в кладовой
А. остаток на начало дня + итого прихода – итого расхода
Б. остаток на начало дня + итого прихода
В. итого прихода – итого расхода
Г. остаток на начало дня + итого расхода
Ответ: _________
6. Товар из кладовой отпускают,
А. на производство
Б. в буфет
В. раздачу
Г. обеденный зал
Ответ: _________, __________
7.Последовательность определения остатка на конец дня в товарном отчете в кладовой:
А. остаток на начало дня
Б. итого прихода
В. итого расхода
Форма отчета: заполненные документы в соответствии с заданиями и ответы на контрольные вопросы и тест в тетради для практических занятий.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 10
Тема: Составление приказа, инвентаризационной описи, сличительной ведомости. Выведение результатов инвентаризации
Цель: Ознакомиться с документами, составляемыми при проведении инвентаризации в кладовой и научиться составлять их.
Оснащение: Бланки документов: приказ на проведение инвентаризации, инвентаризационная ведомость, сличительная ведомость, ведомость учета остатков продуктов и товаров на складе (в кладовой)
Пояснения к выполнению работы:
Инвентаризационной описи отражают данные фактического наличия товарно-материальных ценностей. После окончания инвентаризации, правильно оформленные описи передают в бухгалтерию. В бухгалтерии в инвентаризационную опись записывают бухгалтерские данные из ведомости учета остатков продуктов и товаров на складе (в кладовой) и сравнивают их с фактическими данными. Результаты такого сличения – излишки и недостачи – отражают в сличительной ведомости.
Сличительную ведомость составляет бухгалтер только по тем товарно-материальным ценностям, по которым в процессе инвентаризации были выявлены расхождения с данными бухгалтерского учета (излишки или недостачи).
Порядок выполнения работы:
Задание 1
Составьте приказ на проведение инвентаризации
Реквизиты для заполнения приказа:
Организация
ООО «Сокол»
Структурное подразделение
кладовая
Номер документа
15
Дата составления
02 сентября текущего года
Для проведения инвентаризации
Товарно-материальных ценностей
Инвентаризационная комиссия
Председатель комиссии: товаровед – Клочкова В.И.
Члены комиссии: бухгалтер - Сидельникова И.Н.;
кладовщик - Николаев П.К.
Инвентаризации подлежат
Товарно–материальные ценности, находящиеся на складе
К инвентаризации приступить и окончить
02 сентября текущего года
Причина инвентаризации
Плановая
Материалы по инвентаризации сдать в бухгалтерию
02 сентября текущего года
Руководитель организации
Ботин И.М.
Задание 2
Составьте инвентаризационную опись, используя данные из приказа на проведение инвентаризации и ведомости учета остатков продуктов и товаров на складе (в кладовой) – данные бухгалтерского учета (практическое занятие 9)
Реквизиты и исходные данные для заполнения инвентаризационной описи
Организация
ООО «Сокол»
Структурное подразделение
кладовая
Номер документа
15
Дата составления
02 сентября текущего года
Для проведения инвентаризации
Товарно-материальных ценностей
Фактическое наличие товарно-материальных ценностей, кг.:
Колбаса «Московская» - 15,5
Колбаса «Молочная» - 20,0
Карбонат «Юбилейный – 55,0
Курага – 30,2
Яблоки – 25,0
Зелень укропа – 2,0
Мука в/с – 99,8
Сахар-песок – 145,0
Макаронные изделия – 40,0
Задание 3
Составьте сличительную ведомость, используя данные из приказа на проведение инвентаризации, инвентаризационной описи.
Контрольный тест:
1. Инвентаризация это:
А. проверка фактического наличия ценностей
Б. проверка фактического наличия ценностей и сверка с учетными данными
В. сопоставление инвентаризации учета товаров с аналитическим учетом
Г. ведение аналитического учета
Ответ: _________
2. Фактическое наличие ценностей, выявленное при инвентаризации меньше учетных данных это . ценностей
А. недостача
Б. излишки
В. хищение
Г. естественная убыль
Ответ: _________
3. Фактическое наличие ценностей при проведении инвентаризации указывается в
А. сличительной ведомости
Б. оборотной ведомости
В. инвентаризационной описи
Г. товарном отчете
Ответ: _________
4. Фактическое наличие товарно-материальных ценностей определяется с помощью
А. бухгалтерского баланса
Б. инвентаризации
В. двойной записи
Г. калькуляции
Ответ: _________
5. Фактическое наличие ценностей, выявленное при инвентаризации больше учетных данных это. ценностей
А. недостача
Б. излишки
В. хищение
Г. естественная убыль
Ответ: _________
Форма отчета: заполненные документы в соответствии с заданиями и ответы на контрольный тест в тетради для практических занятий.
ПРАКТИЧЕСКАЕ ЗАНЯТИЕ 11
Тема: Составление документов на поступление, реализацию (отпуск) готовой продукции. Ведомости учета движения продуктов и тары на кухне.
Цель: Научиться рассчитывать учетные цены кухни и составлять дневной заборный лист, акт о реализации и отпуске изделий кухни, ведомость учета движения продуктов и тары на кухне.
Оснащение: Бланки документов: накладная, дневной заборный лист, акт о реализации, ведомость учета движения продуктов и тары на кухне.
Подготовка студентов к занятию:
Патров В.В. Бухгалтерский учет в общественном питании - М: «Финансы и статистика» стр. 51-56
Пояснения к выполнению работы:
Накладная составляется для отпуска товара и тары из кладовой на производство.
Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется после окончания рабочего дня заведующим производством для отчета перед бухгалтерией. Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежедневно на основании кассовых чеков, абонементов, талонов, накладных и других документов.
Дневной заборный лист составляется для отпуска готовых изделий из производства в буфеты и мелкорозничную сеть, а также в раздаточную, если она отделена от основного производства. В соответствующих графах акта показывается количество и стоимость блюд по каждому виду реализации. Итоговая сумма реализованных блюд по ценам фактической реализации указывается в графе 14. В графе 16 определяется стоимость израсходованного сырья по учетным ценам производства, которая списывается с материально ответственных лиц. Эта стоимость определяется путем умножения учетной цены на количество реализованных блюд.
Ведомость учета движения продуктов и тары на кухне составляется для контроля за движением и сохранностью сырья и готовых изделий на кухне. Движение продуктов в ведомости отражается по учетным ценам кухни.
Приходная часть Ведомости заполняется по данным приходных документов. На каждый документ отводится одна строка.
В колонке 1 записывают от кого или откуда поступило сырье
В колонке 3 записывают дату приходного документа
В колонке 4 записывают номер приходного документа
В колонке 5 записывают итоговую сумму, которая включает суммы по колонкам 6, 7, 8, 9
Строку «Итого по приходу» определяют расчетным путем (складывают суммы по колонкам 5, 6, 7, 8, 9).
Строку «Итого с остатком» определяют расчетным путем (складывают суммы по строкам «Остаток на начало дня» и «Итого по приходу»).
Расходная часть Ведомости заполняется по данным расходных документов. На каждый документ отводится одна строка.
В колонке 1 записывают кому или куда отпускают сырье, готовую продукцию
В колонке 3 записывают дату расходного документа
В колонке 4 записывают номер расходного документа
В колонке 5 записывают итоговую сумму, которая включает суммы по колонкам 6, 7, 8, 9
Строку «Итого по расходу» определяют расчетным путем (складывают суммы по колонкам 5, 6, 7, 8, 9).
Остаток на конец дня определяют «Остаток на начало дня + Итого по приходу - Итого по расходу» или «Итого с остатком – Итого по расходу»
Фактический остаток заполняют после проведения инвентаризации из инвентаризационной описи.
В случае выявления расхождений между остатком на конец дня и фактическим в Ведомости выводят результат инвентаризации, и записывается решение руководителя.
Порядок выполнения работы:
Задание 1
Выпишите накладную на отпуск товара из кладовой на кухню
Реквизиты и исходные данные для заполнения накладной:
Организация
ООО «Сокол»
Номер документа
60
Дата составления
01 сентября текущего года
Отпущено из кладовой
на кухню
через кладовщика
Николаева П.К.
Наименование товара
Ед. изм.
Кол-во
Учетная цена, руб.
Продажная цена, руб.
Мука, в/с
кг.
50
22-00
?
Сахар - песок
кг.
25
42-00
?
Макаронные изделия
кг.
20
38-00
?
Примечание: учетная цена производства формируется с учетом торговой наценки 30 %
Задание 2
Выпишите дневной заборный лист на отпуск готовых изделий из производства в буфет
Реквизиты и исходные данные для заполнения дневного заборного листа:
Организация
ООО «Сокол»
Отправитель
Основное производство
Получатель
Бар
Номер документа
36
Дата составления
01 сентября текущего года
Материально ответственное лицо
буфетцица Ковалева В.С.
Руководитель организации
Ботин И.М.
Главный бухгалтер
Сидельникова И.Н.
Принял
буфетцица Ковалева В.С.
Наименование изделий
Ед. изм
Отпущено продукции
(время отпуска)
Возврат продукции
Цена, руб. коп.
8
12
15
16
час
час
час
час
1. Салат из капусты с грибами
пор.
20
30
5
45-47
2. Картофель отварной
пор.
40
22-92
3. Поджарка
пор.
40
45-69
Примечание: учетная цена производства совпадает с продажной ценой буфета
Задание 3
Выпишите акт о реализации и отпуске изделий кухни
Реквизиты и исходные данные для заполнения акта о реализации и отпуске изделий:
Наименование готовых изделий
Кол-во, шт.
Реализовано за наличный расчет
цена продажи
учетная цена производства
цена, руб.коп.
сумма, руб.коп.
цена,
руб. коп.
сумма, руб.коп.
1. Салат из капусты с грибами
50
45-47
45-47
2. Суп картофельный с говядиной
80
26-41
26-41
3. Каша рисовая с сахаром
45
9-08
9-08
4. Поджарка
60
45-69
45-69
5. Картофель отварной
60
22-92
22-92
6. Кофе на молоке
100
10-24
10-24
Задание 4
Составьте ведомость учета движения продуктов и тары на кухне на основании составленных документов в заданиях 1-3
Остаток продуктов на 01.09 текущего года 13500 рублей
Контрольный тест
1. Укажите материальную ответственность, которая применяется на кухне.
Ответ: _________.
2. Установите соответствие между источниками поступления сырья на кухню и оформляемыми при этом документами:
Источники поступления:
Документы:
А. поставщик
Б. подотчетное лицо
В. кладовая
Г. население
накладная
транспортная накладная
счет фактура
счет
закупочный акт
Ответ: А_____, Б_____, В _____, Г_____.
3. Укажите формирование учетной цены на кухне.
Ответ: ________.
4. Отпуск готовых изделий из кухни в буфет осуществляется на основании:
А. накладной
Б. счет-фактуры
В. дневного заборного листа
5. Установите соответствие между видами оплаты и действиями покупателя:
Вид оплаты:
Действия покупателя:
А. последующая оплата
Б. предварительная оплата
оплачивает
получает блюда
Ответ: А_____, Б _____.
7. Порядок определения остатка на конец дня, используя показатели:
А. итого прихода с остатком на начало дня
Б. итого расхода
В. итого прихода
Г. остаток на начало дня
Ответ: ________________.
8. Определите учетную цену на кухне, если покупная стоимость товара 1000 руб., размер наценки на кухне 150%.
Ответ: ____________.
9. Перечислите документы, на основании которых составляется ведомость учета движения продуктов и тары на кухне.
Ответ: ______, ______, _______, _______ .
10. Перечислите документы, которые оформляют при проведении инвентаризации на кухне.
Ответ: _____, ______, ______ .
Форма отчета: заполненные документы в соответствии с заданием и ответы на контрольный тест в тетради для практических занятий.
Заголовок 1Заголовок 2йђЗаголовок 3_ђЗаголовок 4йђЗаголовок 5йђЗаголовок 6йђЗаголовок 7_ђЗаголовок 8йђЗаголовок 915