Конспект интегрированного занятия Что такое облака, гроза и дождь?
Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе
«Что такое облака, дождь, гроза?»
Программное содержание:
Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электричестве, электрических разрядах в доступной форме.
Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.
Предварительная работа:
Наблюдение за облаками, за дождем, за грозой.
Рассматривание иллюстраций с изображением облаков, дождя, грозы.
Чтение «Большой детской энциклопедии» перевод с английского А.И. Кима, В.В. Демыкина.
Словарь: облака, испарение, гроза, грозовые облака, дождь, электрические разряды, метеоролог, осадки.
Ход занятия.
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие придет в гости человек, который предсказывает погоду, его профессия называется метеоролог. Как называется профессия человека, который предсказывает погоду?
Дети: Метеоролог.
Стук в дверь. Входит воспитатель, изображающий метеоролога. В руках у воспитателя конверт.
Метеоролог: Здравствуйте, меня зовут Елена Ивановна. Я пришла к вам не с пустыми руками. (Достает из конверта карточки с изображением облаков, дождя, грозы)
Метеоролог: посмотрите внимательно на эти карточки, я думаю, что вы, дети узнали, что за природные явления здесь изображены? (Ответы детей)
Основная часть
Метеоролог: Правильно. Я вам хочу рассказать очень интересную историю:
Жили-были на свете Облако, Дождь и Гроза. Жили они, не тужили. Но вот однажды возник у них спор – кто, же из них самый главный и нужный. Облако утверждало, что оно самое нужное и главное, т.к. оно закрывает землю от солнца, чтобы на земле не было слишком жарко. Дождь говорил, что он самый главный и нужный, т.к. он поливает землю, а всему живому нужна вода. Гроза говорила о том, что она нужная, ведь она разгоняет облака и тучи, чтобы светило солнышко. Чтобы все росло и расцветало.
Вот такая история. Но как же узнать кто главнее и нужнее? А для этого нужно узнать, что собой представляют облака, дождь и гроза. Я вам сейчас расскажу. А вы, дети, мне скажете кто из природных явлений нужнее.
Воспитатель: Ребята, вы видели, как кипит чайник? Вода в чайнике кипит и из носика чайника выделяется пар – это кипящая вода превращается в пар и испаряется.
Еще один пример: После дождя на улице остаются лужи. Если погода теплая и солнечная, лужи постепенно исчезают. Это происходит, потому что теплый воздух поднимает пары воды в небо. И в небе образуются облака.
Облака – это скопление мельчайших водяных капелек или ледяных кристаллов, держащихся высоко в воздухе. Если смешиваются теплый воздух с холодным, то выпадают осадки. Облака бывают разных видов: дождевые, грозовые или тучи слоистые (или это туман). Ребята, а что такое осадки?
Ответы детей (снег, дождь, град).
Воспитатель: Так что же такое дождь? Дождь – это один из видов атмосферных осадков, он образуется, когда сгущается в капли, водяной пар, который насыщает воздух. Капли дождя при своем падении нередко увлекают различные примешанные к воздуху частички (пыль, дым, пыльцу растений). Сильный дождь с крупными каплями называется ливнем. Как называется сильный дождь? Ответы детей.
Воспитатель: Многие природные катастрофы вызваны погодными условиями, в частности, грозами. Гроза – это сильный дождь с молнией и громом, а иногда и с градом. Гроза возникает, когда теплый, влажный воздух быстро поднимается вверх и формирует грозовые облака, идет дождь. Если влажный воздух поднимается еще выше, он может замерзнуть и превратиться в крупинки льда, идет град.
Внутри облаков накапливается электрические заряды. Они вызывают яркие, световые разряды, которые могут происходить внутри одного облака, между несколькими облаками или между облаком и землей. Эти разряды называют молниями.
Во время грозы безопаснее всего находиться внутри помещения или в машине. Не следует стоять под деревом или держать зонтик, в котором есть металлические части, нельзя пользоваться сотовым телефоном. Как нужно вести себя во время грозы? Ответы детей.
Воспитатель: А теперь, ребята, ответьте: какое же из природных явлений нужнее и главнее?
Предположения и ответы детей.
Метеоролог: Вывод: все природные явления главные и нужные! Ведь облака, дождь и гроза – это часть природы и они не могут существовать одно без другого. Потому что все в природе взаимосвязано.
Физкультминутка.
Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте поиграем. Вставайте со стульев.
Подвижная игра «Чье звено соберется скорее».
Дети делятся на 3 группы.
1-й группе раздаются карточки с изображением облака.
2-й группе – с изображением дождя.
3-й группе – с изображением грозы.
На одной стороне ставятся три разные карточки (облака, дождь, гроза).
Каждая группа строится колонной перед своей карточкой. Воспитатель ударяет в бубен. Дети начинают ходить, бегать и прыгать по группе в разных направлениях. По сигналу: «На места!» - дети бегут к своей карточке и строятся в колонну к ней лицом. Воспитатель отмечает, какая группа построилась первой. После 2-3 повторений игры, когда дети бегают и прыгают, воспитатель говорит: «Стой!». По этому сигналу все играющие останавливаются и закрывают глаза. Тем временем воспитатель меняет местами карточки и говорит: «На места!». Дети открывают глаза и спешат построиться в колонну против своей карточки. (Повторить 2-3 раза).
Заключительная часть
Воспитатель: А теперь, дети, проходите на свои места, за столы. (На столах – оборудование для занятия по рисованию красками. Звучит негромкая, спокойная музыка).
Воспитатель: Дети, изобразите в своих рисунках, понравившиеся вам природное явление.
Работа детей.
Просмотр рисунков, выбор понравившихся.
Воспитатель: Итак, ребята, с какими природными явлениями мы познакомились?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте скажем спасибо метеорологу и попрощаемся. Кто хочет, может подарить свой рисунок на память. До свиданья!
Дети прощаются с метеорологом.