Рабочая программа по музыке ФГОС под редакцией Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой 7 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена на основе Основной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Кривандино», авторской программы Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской
(Москва «Просвещение» 2016 год).
В связи с учебно - календарным графиком (34 недели) внесены следующие изменения: уменьшено количество часов (на 1 час) в разделе 2. «Особенности драмтургии камерной и симфонической музыки» (17 часов).
Основное содержание программы
Содержание рабочей программы полностью соответствует содержанию авторской программы по предмету.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Планируемые результаты изучения предмета «Музыка» в 7 классе полностью соответствуют изложенным в авторской программе.
Календарно-тематическое планирование
Раздел 1. «Особенности драматургии сценической музыки» (17 часов)
Номера уроков
Наименования разделов и тем
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме
Плановые сроки
прохождения
Фактические сроки
прохождения
Примечание
1.
Классика и
современность.
Самостоятельно определять стиль музыки.
Ориентироваться в муз. терминах. знать новые версии и интерпретации муз. классических произведений.
Понимать роль музыки в жизни человека.
Аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека, проявлять навыки вокально-хоровой работы.
2.
В музыкальном театре. Опера.
Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке.
Самостоятельно определять эмоциональный строй и муз. язык главных героев в опере.
Определять жанры оперы
( эпические, лирические, комические, драматические, сказочные, исторические, героические,
бытовые).
Определять значение оркестровых эпизодов.
Обосновывать собственное мнение,
Осмысливать важнейшие категории в музыкальном искусстве.
3.
Опера «Иван Сусанин». Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля.
Самостоятельно определять интонационную выразительность музыки хора «Славься!».
Четко определять кульминационную сцену оперы.
Иметь представление: об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, о крупнейших центра мирового значения.
4.
Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря.
Самостоятельно определять выразительные муз.средства использованные в песне «Плач Ярославны»
Определять интонационно-жанровые особенности построения музыки
Описывать женские образы на картинах различных художников.
5.
Опера «Князь Игорь». Портрет половчан. Плач Ярославны.
Самостоятельно определять вид и тип танца: классический, характерный, кордебалет, пантомима.
Четко знать муз. термины.
Определять роль музыки в балете, характерные черты и образы в творчестве композиторов; многообразие муз. образов их развития.
6.
В музыкальном театре. Балет.
Балет «Ярославна». Вступление. Стон русской земли. Первая битва с половцами.
Самостоятельно определять главные темы героев.
Сопоставлять плач-песню и плач-причитание.
Понимать пластику движений эмоционального состояния героев.
Определять характерные черты и образы в творчестве композиторов; многообразие муз. образов их развития.
7.
Балет «Ярославна». Плач Ярославны. Молитва.
Находить особенности претворения вечных там искусства и жизни в произведениях разных жанров.
Выявлять особенности взаимодействия музыки с различными видами искусств.
8.
Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.
Самостоятельно определять героическую тему в музыке.
Отвечать на вопросы учителя.
Объяснять слова: «О поколении судят по героям»
Узнавать композиторов по стилю музыку.
9.
Обобщение материала 1 четверти.
10.
В музыкальном театре. Мой народ – американцы. «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера.
Самостоятельно опр. средства муз. выразит. отрицат. персонажей.
Отличать негритянский фольклор от джазовой стилистики Гершвина.
Определять сферу муз. творчества Гершвина.
Запомнить имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
Использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования; выполнять творческие задания.
11.
«Порги и Бесс». Развитие традиций оперного спектакля.
Запомнить крупнейшие музыкальные центры мирового значения;
- имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
12.
Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен.
Самостоятельно определять танцевальность, маршевость и песенность в раскрытии образов героев.
Определять кульминационный момент оперы.
Определять жанровые особенности тем главных героев.
Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
- ориентироваться в нотной записки как средстве фиксации музыкальной речи;
- совершенствовать навыки самообразования при организации культурного досуга.
13.
Опера «Кармен». Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образы Кармен, Хозе, образы «масок» и Тореодора.
Самостоятельно определять приемы оркестровки, используемые Щедриным, чтобы усилить национальный характер музыки.
Отвечать на вопросы учителя.
Находить «цитаты» оперы Бизе в балете Щедрина «Кармен-сюита»
Эмоционально- образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров;
- выявлять особенности взаимодействия музыки с различными видами искусств.
14.
Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени.
Самостоятельно уметь находить жанровый контраст в произведениях.
Отличать полифонию от аккордового звучания.
Совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности;
- творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
- совершенствовать навыки самообразования при организации культурного досуга.
15.
Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы. Главные связи.
Самостоятельно отличать музыкальный язык рок-оперы от традиционной классической.
Находить отличия музыки эпилога от увертюры.
Эмоционально - образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров;
- выявлять особенности взаимодействия музыки с различными видами искусств.
16.
Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты». «Музыканты – извечные маги».
Самостоятельно выявлять жанровые основы сюиты. Отличать пейзажные зарисовки от образов героев.
Творческое задание.
17.
Обобщение материала 2 четверти.
Раздел 2. «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (17 часов).
Номера уроков
Наименования разделов и тем
Характеристика основных видов
деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме
Плановые сроки прохождения
Фактические сроки прохождения
Примечание
18.
Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка.
Понимать роль музыки в жизни человека. Уметь аргументировано рассуждать о роли музыки, проявлять навыки вокальной работы.
19.
Два направления музыкальной культуры. Светская музыка.
Находить особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей.
Эмоционально образно воспринимать и оценивать муз. Произведения различных жанров и стилей классической музыки.
20.
Камерная инструментальная музыка. Этюд.
Самостоятельно узнавать шедевры камерной музыки .
Находить особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей.
Эмоционально образно воспринимать и оценивать муз. Произведения различных жанров и стилей классической музыки.
21.
Камерная инструментальная музыка. Транскрипция.
Запомнить имена отечественных и зарубежных композиторов.
Эмоционально-образно воспринимать и охарактеризовывать музыкальные произведения, проявлять навыки вокально-хоровой работы.
22.
Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном духе А. Шнитке.
Самостоятельно определять музыкальные образы каждой части сюиты.
23.
Соната. Соната №8 («Патетическая») Л. Бетховена.
Определять главные части сонаты.
Определять главные и побочные темы сонаты.
Находить особенности музыкального языка, музыкальной драматургии.
Охарактеризовывать музыкальные произведения.
24.
Соната № 2 С.С. Прокофьева. Соната № 11 В.-А. Моцарта.
Самостоятельно объяснять, для чего композитор отступает от классической формы построения сонаты.
Следить за развитием темы в вариациях.
25.
Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна. Симфония №40 В.-А. Моцарта.
Находить роль контраста в симфонии, муз. термины, особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей.
Эмоционально образно воспринимать и оценивать муз. Произведения различных жанров и стилей классической музыки.
26.
Симфония №5 Л. Бетховена.
Самостоятельно определять темы главных идей симфонии:
«Через борьбу - к победе, от мрака - к свету, через тернии - к звездам»
Определять характерные черты и образы творчества композиторов. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования.
27.
Симфония №1 («Классическая») С.С. Прокофьева. Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта.
Самостоятельно объяснять, почему симфония названа «классической»
Определять музыкальный почерк Прокофьева.
Какие части симфонии построены в сонатной форме.
Понимать роль музыки в жизни человека.
Аргументировано рассуждать о роли музыки, проявлять навыки вокальной работы.
28.
Симфония №1 В. Калиникова. Картинная галерея. Симфония №5 П.И. Чайковского.
Самостоятельно понимать, как выражают своё отношение к жизни композиторы.
Какие инструменты озвучивают главные темы в симфониях.
Эмоционально–образно воспринимать и оценивать произведении различных жанров и стилей классической музыки.
Выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства.
29.
Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича
Определять мелодику главных тем, характерные черты и образы творчества композиторов.
Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования.
30.
Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси.
Самостоятельно определять основные темы «Празднеств»
Сравнивать муз. язык с художественным языком картины.
31.
Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.
Самостоятельно отличать программную от непрограммной музыки,
определять народные песенно-танцевальные мелодии в «Концерте»
С помощью чего достигается кульминация в «Концерте» (перекличка оркестра и скрипки).
определять характерные черты и образы творчества композиторов, многообразие музыкальных образов и способов их развития.
32.
«Рапсодия в стиле блюз» Д. Гершвина.
Определять главные темы «Рапсодии», знать, какой жанр классической музыки положен в основу рапсодии.
Вспомнить мелодии в стиле джаз других композиторов.
33.
Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.
Самостоятельно определять национальный колорит народной музыки; поп муз. хиты.
Слушать муз. обработки и электронную музыку.
Рассуждать о роли музыки в жизни человека, о крупнейших музыкальных центрах мирового значения.
Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки.
34.
Исследовательский проект.
Обобщение материала 3 и 4 четверти.
Защита исследовательских проектов.
Самостоятельно защищать проект.
Определять муз. термины; смысл выбранных муз. произведений.
Перечень учебно-методического обеспечения
Данная программа обеспечена учебно-методическим комплектом
для 7 класса общеобразовательных организаций.
В комплект входят следующие издания авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:
Сборник рабочих программ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, И.Э.Кашекова «Музыка. Искусство». Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской 5-9 классы. (Москва «Просвещение» 2016 год).
Учебник «Музыка. 7 класс». (Москва «Просвещение» 2013 год).
Пособие для учителя «Музыка. Хрестоматия музыкального материала.
7 класс». (Москва « Просвещение» 2007 год).
«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 7 класс». (МР3)
«Уроки музыки. Поурочные разработки 7 класс».
(Москва «Просвещение» 2007 год).
«СОГЛАСОВАНО»
Протокол заседания методического объединения учителей
от ___.___._______г. № ____.
Рук. ШМО __________________/__________________/
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР _________________/_______________/
«____»_____________20____г.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915
Заголовок 1Заголовок 215