Технологическая карта урока музыки Фрески Софии Киевской 6 класс по программе Г. П. Сергеевой и Е. Д. Критской
Технологическая карта урока музыки 6 клТема «Фрески Софии Киевской»
Цель подвести обучающихся к размышлению о том, какое значение в жизни современного человека имеет тема духовности, почему (и как) современные композиторы в современной музыке раскрывают религиозные сюжеты и образы; значение принципов повтора, вариантности, контраста; научится определять жизненно-образное содержание музыки; наблюдать за развитием музыкальных образов; использовать различные формы музицирования в освоении образа; выполнять задания из творческой тетради.
Планируемые результаты Формирование УУД: личностные - воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке В. Кикты; формирование целостности мировоззрения; развитие образно-ассоциативного мышления; формирование коммуникативной компетентности.;познавательные - воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке В. Кикты; формирование целостности мировоззрения; развитие образно-ассоциативного мышления; формирование коммуникативной компетентности; регулятивные - самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения современной духовной музыки; совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной музыкальной, творческо-художественной деятельности; коммуникативные - формирование навыков сотрудничества, совместной работы в коллективе; совершенствование видов речевой деятельности; самостоятельно осуществлять поиск информации, систематизировать ее, критически оценивать и интерпретировать.
Основные понятия ключевые слова: арфа, музыка в народном духе, повтор, вариантность, живописность музыки, контраст образов, варьирование; Методы и приемы: словесные
Ресурсы
ИКТ: ПК, проектор, МД, презентация.Музыкальный материал:
Фрагменты из симфонии «Фрески Софии Киевской» («Орнамент», «Орнамент II», «Борьба ряженых», «Музыкант») В. Кикты;«Будь со мною» («Молитва»), Е. Крылатов, Ю. Энтин.
Видеофайл: «Фрески Софии Киевской».
Организация пространства Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.
Характеристика этапов урока
Этап урока Содержание учебного материала Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность обучающихся Организационный этап. Мотивация
Вход в класс. Приветствие. Проверка готовности уч-ся к уроку.
Учитель спросит – надо встать.
Когда он сесть позволит – сядь.
Ответить хочешь – не шуми,
А лучше руку подними.
– Проверим готовность к уроку регулятивные
и коммуникативные Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Эмоциональный настрой на урок. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
Формулируют правила поведения на уроке и аргументируют их
Актуализация опорных ЗУН
1. Характерные черты русской православной музыки.
2. Знаменная нотация – это…
3. Партесное пение – это…
4. Одно из самых значительных произведений М. Березовского.
5. Какой тип фактуры использует Березовский в духовном концерте:
а) полифония; б) гомофония.
регулятивные и познавательные Организует работу. Указывает объект наблюдения. Формулирует задания, включает учащихся в обсуждение. Участвуют в обсуждении. Формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Этап подготовки уч-ся к активному и сознательному восприятию нового материала
Какая тема нашего урока?
Сформулируйте учебную задачу.
Давайте составим план урока.
регулятивные познавательные
коммуникативные Организует диалог с обучающимися, в ходе которого выясняют тему урока, формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока Формулируют тему и задачу урока. Совместно с учителем составляют план.
Этап изучения новых знаний и способов деятельности
Просмотр видеофильма «Фрески Софии Киевской»
познавательные
коммуникативные
регулятивные Организует работу учащихся.
Указывает объект наблюдения.
Включает учащихся в обсуждение.
Работают с информацией, представленной учителем, сравнивают и анализируют.
Участвуют в обсуждении Формулируют собственное мнение и аргументируют его
ФИЗМИНУТКА
Регулятивные, коммуникативные Организует проведение физминутки для учащихся. Выполняют упражнения физминутки.
Этап применения изученного материала (творческая деятельность учащихся) 1. Работа в группах. Исследовательская работа
Учитель: - Найди информацию в учебнике
1-я группа: 1. Софийский собор.
2. Фреска. Орнамент.
2-я группа: 1. Солирующий инструмент необычной симфонии.
2. Музыкальная тема, объединяющая все части симфонии в единое произведение.
Заслушивание ответов по группам.
Восприятие обучающимися 6-й части симфонии «Борьба ряженых» (слайд 6).
Работа в группах. Вопросы к слушанию:
1-я группа: 1. Какое эмоциональное состояние преобладает в этой части? (Тревога, напряженность.).
2. Какими средствами композитор передает характер народной забавы? (Стремительный темп, яркие всплески звучаний, острые ритмы ударных.)
2-я группа: 1. Ощущается ли в этой музыке настроение игры, праздничности? (Нет, преобладает волнение, драматизм.)
2. Какую роль играют в этой части тембры инструментов? (Напряженные пассажи арфы, тремоло струнных, холодные перестуки ксилофона, призывные интонации барабана.)
7. Восприятие обучающимися 7-й части симфонии «Музыкант». Работа в группах.
Вопросы к слушанию:
1-я группа: 1. Каково эмоциональное состояние человека? (Взволован…)
2. Можно ли по этому музыкальному портрету определить возраст героя, род его занятий? (Да. Он прожил жизнь…)2-я группа: 1. Человек размышляет или действует? (Размышляет…)
2. Жизнь этого человека спокойна или полна тревог, разочарований? (Тревожная жизнь…)
познавательные коммуникативные
регулятивные Вокально-хоровая работа. Вокально-хоровая работа. «Будь со мною» («Молитва») Е. Крылатова, Ю. Энтина (слайд 8-9).
V. Обобщение темы урока (слайд 10).
Учитель: - В чем современность музыкальных образов, созданных В. Киктой в концертной симфонии «Фрески Софии Киевской»? Организует разучивание и исполнение песен
Разучивают и исполняют музыкальные произведения.
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Домашнее задание
– Всё ли вам удалось?
- Почему, спустя X веков, к теме духовности обращаются современные композиторы? (Ответы школьников.) (Если обучающиеся затрудняются с ответом, то вопрос можно дать как домашнее задание.)
Личностные
регулятивные Задает вопросы о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется на следующие уроки. Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения.