Урок окружающий мир на тему Трудные времена на Русской земле


Урок окружающий мир в 4 классе.
Тема. Трудные времена на Русской земле.
Цель урока: Познакомиться с основным событиями и датами, связанными с монголо-татарским нашествием на Русь. Понять о монголо-татарах, как кочевых племенах, о Золотой Орде. Раскрыть причину поражения русских князей.
Планируемые результаты.
В предметной области:
Формировать умения выделять в изучаемом материале главное, работать с информацией в учебнике, карте, различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
В метапредметной области:
Уметь определять и формулировать тему и цель урока, принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
• использовать дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям монголо-татарским племенам на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы; (Познавательные УУД)
Давать самостоятельную оценку историческим событиям. Воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой формах работы. Воспитывать трудолюбие и ответственность, а также познавательный интерес. (Регулятивные УУД)
 Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
 аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых группах;
 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. (Коммуникативные УУД)
Основные ресурсы: А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова Учебник Окружающий мир 4класс Дополнительные: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карты индивидуальная в учебнике и настенная. Костюмы для участников сценки: бороды, безрукавки, сарафан женский, платки головной и наплечный, макет печки, чугун, деревянные ложки, скатерть с вышивкой, карточки с заданиями. Организационные формы работы: фронтальная, групповая, самостоятельная
Используемые технологии:
Технология личностно-деятельностного обучения
Иформационно-коммуникационные технологии
Технология коммуникативного общения
Ход урока
1.Организационный момент (Приветствие)
Актуализация знаний.
На карточках задание: (работа в парах)
а) по дате определить век 1147г.-…в. 1200г.-…в.
1991г.-…в. 859г.-…в.
1371г.-…в. 1223г.-…в.
б) Соединить стрелками даты: 988г. 13в.
1812г. 10в.
1700г. 19в.
1941г. 17в.
1900г. 20в.
1237г.
Учитель: Какие даты вам знакомы?
в) фронтальный опрос:
На берегу Ильмень – озера, там где берёт начало река Волхов, возник город, который стали называть…
Народное собрание в Новгороде называется…
Почему князя Юрия Владимировича прозвали Долгоруким?
Как возник город Москва?
Изучение новой темы. Пробное учебное действие - проблемная ситуация.
Учитель: прочитайте даты, выделенные красным цветом на ваших карточках. К какому веку они относятся? (1223г., 1237г.)
Ученики: они относятся к 13 веку.
Учитель: как вы думаете, почему они выделены красным цветом?
(предположения детей).
Учитель: Какое событие произошло раньше?
Ученики: 1223год.
Учитель: Сколько лет отделяет одну дату от другой?
Ученики: 14 лет.
Учитель: А что произошло, вы узнаете из разговора двух охотников и бродячего торговца.
Сценка. (За столом сидят охотники, хозяйка суетится возле них, ставит перед ними чугун, раздаёт ложки, охотники начинают обедать, входит торговец с товаром)
Торговец: Кто желает приобрести товар? Даю на обмен: мой товар на ваши меха!
(Охотники рассматривают товар, кивают в знак одобрения)
Торговец: Слыхали о страшном народе?
1 Охотник: О каком таком народе?
Торговец: Который никого не щадит, всех избивает и старого и малого, сжигает сёла и города.
2 Охотник: Ну-ка поведай нам об этих извергах.
Торговец: Ну, так слушайте. Примчались эти люди в наш город Биляр, что на реке Каме, упали они на наши головы, как град средь бела дня, зовутся они татары и мунгалы. Разорили они наши города, наловили людей, отобрали тех, кто знает ремёсла, связали и увезли в неведомую страну. Спаслись только те, кто спрятался в лесах. Скоро и вы их увидите. А бороться с ними нет мочи. Множества их, что комарья на болоте. Нападают они скопом, с диким воем, тысячи за тысячами, страшные, в закоптелых овчинах. И нет от них спасения!
1 Охотник: Это для вас булгар татары - страшные вороги. Вы привыкли только торговать, а не воевать.
2 Охотник: Что, правда то, правда, а доброго воина среди ваших людей никогда и не было.
Торговец: Поглядим, поглядим! Как татары навалятся на вас, что тогда от вас останется.
Хозяйка: Типун тебе на язык! Пусть только эти нехристи сунутся сюда, мы их вместе с главным ихним примем в топоры! И бабы пойдут биться с мужиками рядом!
Выявление места и причины затруднения.
Учитель: Итак, что же это за народ, которого все боятся?
Ученики: монголо-татары.
Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока.
Учитель: Сегодня мы узнаем, кто были эти монголо-татары, когда они напали на русскую землю, как русский народ сражался, защищая свою родину, а также какое разорение и опустошение получила Русь от нашествия этих врагов.
Далее идут сообщения учеников.
1Ученик: Монголо-татары-это кочевые племена. Занимались разведением скота: лошадей, коров, овец. Чтобы кормить животных травой они искали всё новые и новые пастбища и иногда в поисках их преодолевали огромные расстояния. Найдя подходящее пастбище, монголы устраивались рядом с ним. Они сгружали с повозок тонкие жерди и крепко связав, устанавливали их наподобие шалаша. Затем жерди покрывали войлоком. Получалось жилище-юрта. Внутри юрты складывали очаг и разводили огонь. Дым выходил из отверстия вверху.
Учитель: Рассмотрите рисунок юрты на экране. Вот такой лёгкий дом служил надёжным убежищем от дождя и ветра.
2 Ученик: Монголы были сильны своей многочисленностью, военной организацией, свирепостью и жестокостью. Древний историк писал, что они имели «мужество львиное, терпенье собачье». Кочевая жизнь делала из каждого монгола искусного наездника и умелого воина. Мужчины много времени проводили на охоте, упражнялись в стрельбе из лука. Дети с 2-3 лет начинали ездить верхом на лошади и учились без промаха стрелять по целям. Женщины тоже были неплохими наездницами и не хуже мужчин умели обращаться с оружием.
Учитель: Какими воинами были монголо-татары? Посмотрите в учебнике рисунок с изображением монгольского воина. Посмотрите, как он сидит в седле, стреляет из лука. Что можете сказать?
Первичное закрепление с проговариванием.
Учитель: Как жили монголо-татары? Чем они занимались?
Чтобы быть сильным, храбрым, метким, монголы ежедневно выполняли специальные упражнения. А сейчас мы с вами тоже выполним физкультминутку, чтобы немного отдохнуть и чувствовать себя бодрее.
Физкультминута (Дети выполняют упражнения под песню «Богатырская сила»)
Учитель: Рассмотрите в учебнике рисунок с изображением монгольского воина. Обратите внимание, как он сидит в седле. Сравните изображение русского воина и монгольского. В чём сходство и различие?
Посмотрите на карту Руси 13 века. На ней вы видите коричневые стрелки, обозначающие направления монгольских нашествий на Русь. Какой вывод сделаете?
Ученики: почти со всех сторон надвигались на наши земли монголы.
Рассказ учителя.
Во главе многочисленных кочевых монголо-татарский племён, стоял хан Чингисхан. Имя его означает Океан-хан или Хан-великий, как океан. Войска Чингисхана завоевали много государств. Напала они и на южных соседей Руси – половцев. Те обратились за помощью к русским князьям. Но на помощь никто не пришёл, потому что в то время князья сами между собой враждовали из-за стремления захватить территорию соседнего княжества. Не удивительно, что на момент нападения врага на Русские земли, Русь была ослаблена из-за частых военных действий внутри страны.
В 1223 году на реке Калке произошло сражение русско-половецких войск с монголами. В самый ответственный момент половцы дрогнули. Не было единства и в действиях русских. Монголы одержали победу. И с этой победой повернули назад домой.
1223год - битва на реке Калке
Учитель: Найдите на карте место сражения с монголо-татарами. ( На доску вывешивается карточка с датой сражения1237год – нашествие на Русь
Прошли годы, стали русские о монголах забывать. Но те неожиданно вновь напомнили о себе. Их огромное войско поздней осенью 1237года подступило к русским землям. Вёл это огромное войско внук Чингисхана – хан Батый.
V.Работа с картой.Первым на пути Батыя было Рязанское княжество (показ на карте)
Рязанский князь попросил помощи у своих соседей князя Владимирского и Черниговского, но так и не дождался. Всё население поднялось на защиту родного города.
Покорив Рязань, Батый двинулся дальше в сторону города Владимира (показ на карте)
Учитель: Куда идти дальше? Конечно же к богатому городу Новгороду. Но вокруг этого города множество болот. А погода была дождливая. Испугался Батый , что застрянет в болоте и повернул назад. Разрушив многие города, таких как Рязань, Владимир, Суздаль, Москва, Коломна и другие, Батый направился на юг. На пути им встретился город Козельск.
-Кому знакомо это название? Да, монголо-татары не прошли стороной и нашу Калужскую область. Героическое сопротивление оказал врагам Козельск. На головы монголов летели камни и тяжёлые поленья, лилась горячая смола. Батый был в ярости: защитники какой-то маленькой крепости посмели оказать сопротивление его победоносному войску и погубить немало людей. Козельцы поклялись, что будут сражаться с врагом и если надо, все до единого отдадут жизнь за родной город. 49 дней продолжалась битва за Козельск. Лишь, когда все защитники, которые могли держать оружие пали, Козельск оказался в руках врага. Во время боёв было убито 4000 вражеских воинов, но и сами защитники все погибли. Батый был взбешён неслыханным сопротивлением и назвал Козельск злым городом, приказал его спалить дотла. Батый со своим поредевшим войском ушёл на юг, где провёл целый год, готовясь к новым походам.
В 1240 году был захвачен и разорён город Киев. Почти вся Русь была разорена и захвачена монголами.
VI.Рефлексивно-оценочный этап
Учитель: Почему монголам удалось завоевать Русь?
Как вы думаете, поняли ли князья, почему они не смогли защитить родину?
На эти вопросы дети отвечают, работая в паре.
Учитель: Говорили тогда князья: «Наказал нас бог за то, что ссорились мы друг с другом, отнимали друг у друга земли, за то, что не собрались вместе, чтобы помочь друг другу».
Построил себе хан Батый на реке Волге город Сарай и стал там жить. Местность эта называлась с тех пор Золотой Ордой. А русские князья должны были ездить к хану – правителю Орды платить дань, чтобы получить разрешение на владение княжествами.
VII.Итог урока.Учитель. Какие вы запомнили исторические названия, связанные с монголо-татарским нашествием?
Ученики: река Калка, Рязанское княжество, Золотая Орда, Сарай и др.
Учитель.
Как звали хана, завоевавшего Рязань?
Кто первым направился в сторону Руси?
В каком году произошло сражение на Калке?
Что запомнили про Козельск?
Посмотрите ещё раз на карту - через какие города прошло войско Батыя?
Обсуждение в группах:
Как вы думаете, когда-нибудь русские могли победить монголов? Какое главное условие поможет это сделать?
Предположения детей
Учитель.
Только при объединении русских князей в единую мощную силу. Но это произойдёт ещё не скоро. Только через 200 с лишним лет, русская земля будет победительницей над монголо-татарскими захватчиками.