Методическая разработка урока по окружающему миру Трудные времена на русской земле. Нашествие Батыя. Защита северо-западных рубежей. Князь Александр Невский.(4 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №17
Технологическая карта урока
по окружающему миру в 4 классе
Тема: Трудные времена на русской земле
Нашествие Батыя
Защита северо-западных рубежей
Князь Александр Невский
Раздел: Страницы истории России
Программа: Школа России
Учебник: Окружающий мир 4 класс (часть 2)
Авторы: А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова
Учитель: Боженко Светлана Анатольевна
Дата проведения: 05.03 .2015 г.
2014-2015 учебный год
Тема урока: Трудные времена на русской земле
Тип урока: усвоение новых знаний
Цели: сформировать представление о военном деле на Руси, познакомить с героическими страницами истории Отечества; развивать навыки самостоятельной работы в группах, умения работать с картой и дополнительным материалом, пересказывать по плану; воспитывать гордость за свою Родину.
Межпредметные связи: математика (моделирование), литература, искусство.
Оборудование: ноутбук, презентация, проектор, экран, листы с печатными текстами, видеофрагмент “Александр Невский”, исторические даты, лента времени.
ме
Планируемые результаты:
Познавательные УУД
1)Умение осуществлять логическое действие « анализ» с выделением существенных и несущественных признаков.
2)Умение осуществлять логическое действие «синтез».
3)Умение осуществлять логическое действие «сравнение» по заданным /самостоятельно выбранным критериям.
4)Умение осуществлять логическое действие « классификация» по заданным и самостоятельно выбранным критериям.
5)Умение осуществлять логическое действие «обобщение».
6)Умение устанавливать аналогии.
7)Умение устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений.
8)Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное умозаключение)
9)Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (дедуктивное умозаключение)
10)Умение подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их обобщения.
11)Умение давать определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений.
12)Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов /процессов для решения задач.
13)Умение находить существенные связи между межпредметными понятиями, систематизировать и обобщать понятия.
14)Умение обобщить текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям, представлениям, точкам зрения.
15)Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем.
16)Умение оценить информацию с точки зрения её целесообразности в решении познавательной или коммуникативной задачи.
17)Умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием
Регулятивные УУД
1)Умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи.
2)Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи.
3)Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения.
4)Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии поставленной задачей
5)Умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности
6)Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки
7)Умение самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
8)Умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.
Коммуникативные УУД
1)Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации
2)Умение формулировать точку зрения
3)Умение аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации)
4)Умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимые сведения
5)Умение определить общую цель и пути её достижения
6)Умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации
7)Умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности
8)Умение адекватно оценить поведение окружающих (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи
9)Умение адекватно оценить собственное поведение (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи
Применительно к уроку:
Познавательные: П-11, 8, 17, 14
Регулятивные: Р - 1, 2, 5, 6, 7,8
Коммуникативные: К - 1, 2, 5, 8
Структура урока:
Этапы урока
Время
I. Мотивационный этап А) тест
2 минуты
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
4 минуты
III. Актуализация знаний
III. I. Проверка домашнего задания
А) Фронтальный опрос
5 минут
IV. Первичное усвоение новых знаний
а) Работа в группах
15минут
V.Физминутка
А) Первичная проверка понимания
2минуты
8 минут
VI. Первичное закрепление
6 минут
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
2 минуты
VIII. Рефлексия
3 минуты
ХОД УРОКА:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Мотивационный этап.
Актуализация знаний
Мне хотелось бы начать наш урок с крылатого выражения
« Не зная прошлого, мы не имеем права на будущее».
Помня об этих словах давайте проверим как мы изучили страницы истории Древней Руси.
Тест:
1. На Руси Кремлем называли:
сельский терем барина
укрепленный центр древнерусского города
Княжеский дворец.
2. Год Крещения Руси:
987
988
1988
3. Вече - это
собрание всех горожан
город на Руси
Посадник
4. Летопись – это
запись важнейших событий
первая рукописная книга
Славянская Азбука
5. На Руси первые книги писали на
папирусе
бересте
Пергаменте
6. славянскую Азбуку создали
Ярослав Мудрый
Кирилл и Мефодий
Князь Юрий Долгорукий.
Проверка (слайд 1)
Отвечают.
1.б
2.б
3.а
4.а
5.а
6.б
Самопроверка
П – 11, 12,13
2. Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся
Под большим шатромГолубых небес –Вижу даль полей зеленеется.Широко ты, Русь, По лицу землиВ красе царственной развернулася!И во всех концах света белогоПро тебя идет слава громкая.Уж и есть за что, Русь могучая,Полюбить тебя, назвать матерью,Стать за честь твою против недруга,За тебя в нужде сложить голову!
Это стихотворение “Русь” написал известный вам поэт Иван Саввич Никитин.
- Как вы считаете, какие мысли и чувства о русской земле хотел передать поэт читателям?
- А когда враг нападал, то для людей русских, земли русской какие наступали времена?
- Вы, догадываетесь, о чем пойдет речь на уроке?
Итак, тема урока “Трудные времена на русской земле” (2 слайд )
- Всё ли вы знаете о тех трудных временах?
-Что бы вы хотели узнать нового?
- Сегодня мы познакомимся с героическими страницами истории Отечества, узнаем, как Русь отстаивала свою независимость.
- В лето 1223 года в небе появилась комета. Она настолько близко пролетала от Земли, что хвост её, озаряя небо, хорошо был виден даже днём.
Поскольку в те времена научного объяснения этого явления не существовало, люди приняли комету за дурной знак, предвещающий беду и горе. И многие люди связывали появление кометы с трагическими событиями на Руси.
И действительно, вскоре на Руси настали трудные времена.
А цель урока такова:
мы познакомимся с героическими страницами истории Отечества,
узнаем как Русь отстаивала свою независимость и познакомимся с именем великого полководца.
Отвечают.
(мнение детей)
(мнение детей)
Определяют тему урока.
Определяют цели урока.
П-8
3
3. I. Проверка домашнего задания
А) Фронтальный опрос
4.Первичное усвоение новых знаний
Мотивация учебной деятельности учащихся
Б) Работа в группах
Вывод.
Первичное закрепление знаний.
5.Организация познавательной деятельности
Работа в группах
Первичное усвоение новых знаний
Лента времени
Сейчас мы совершим путешествие на 8 веков в прошлое. Для этого вспомните о городах Древней Руси. Чем они славились? Почему укреплялись?
- Кто управлял городами?
- Что вы можете сказать о некоторых князьях?
- Как вы считаете, кому такая ситуация была выгодна?
В 13 веке на Русь обрушились тяжелые испытания. (3 слайд) С востока из Азии напали степные кочевники монголо-татары под предводительством хана Батыя. Первым русским городом была Рязань. К ее стенам враги подошли в 1237 году.
Кто такие монголо-татары, кто возглавлял войско завоевателей, как сражались русские города, вы узнаете, если прочитаете страницы древних летописей.
Для этого вы объединились в группы историков-исследователей.
Я надеюсь, что в каждой группе будет царить атмосфера творчества, взаимовыручки, дружбы.
(детям раздать летопись № 1 План и вопросы для каждой группы (время для подготовки 3минуты).
1-я группа. Расскажите о монголо-татарах.
План:
Кто такие монголо-татары?
Какие у них были жилища? (4 слайд – юрты)
В чем заключалась сила монгольских племен? (5 слайд – монголо-татары воины)
2 группа. Расскажите о походе монголо-татар на Русь. (6 слайд битва русских с монголо-татарами)
План:
Кто возглавлял войско завоевателей?
Какое княжество подверглось первому удару?
Почему пала Рязань?
3 группа. Расскажите об обороне русских городов.
Какие еще города заняли монголо-татары? (7 слайд карта)
Что вы узнали об обороне Козельска?
Сколько вражеских воинов погибло под стенами этого города?
- Подумайте! Почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа, монголо-татары победили?
Рассказ детей сопровождается презентацией
Народная мудрость гласит: одна беда не приходит. Новая угроза появилась на северо-западных рубежах Руси. Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестоносцев.
Вспомните! Какой город не пострадал от нашествия хана Батыя? (8 слайд вид Новгорода) (9 слайд карта).
От какого слова образовалось слово «дань»?
- Дань – это подать, плата, взимаемая победителем с побеждённого народа. Князья должны были ездить к правителю Золотой Орды за разрешением на владение княжеством.
- Как вы думаете, почему Русь, государство, которое было лучше развито, чем кочевники, лучше преуспевающее в военном деле, с укреплёнными городами, почему оно не смогло дать достойный отпор полчищам Батыя?
В то время, как хан Батый совершил новый поход на Русь (1239 год) ее южные княжества и покорил город Киев (1240), удар нанесли шведы на северо-западе страны. В 1240 году шведские корабли бросили якорь в устье реки Невы.
Подумайте! Почему шведы начали свое наступление в 1240 году? Отчего они были уверены в успехе?
Шведский военачальник Биргер послал послов в Новгород к молодому князю Александру Ярославовичу со словами: “Ратоборствуй, если сможешь. Я уже на твоей земле”. Вы хотите узнать, что было дальше?
Задание группам.
1 группа: Что сказал Александр своей дружине перед боем?
2 группа: Почему Александр одержал победу над шведами? (10 слайд битва с Биргером)
3 группа: Какое прозвище получил Александр за эту победу? (11 слайд Невский)
Несмотря на блестящую победу на Неве, на землю русскую пришла новая беда.
В 1242 году в русских землях (12 слайд карта) вновь появились рыцари–крестоносцы. Они уже овладели Псковом и стали продвигаться к Новгороду. Решающее сражение произошло на льду Чудского озера, которое в историю вошло как Ледовое побоище.
Видеофрагмент “Александр Невский”
Почему русские сумели победить рыцарей?
Как проявился полководческий талант Александра Невского в сражении на льду Чудского озера?
Отмечают на ленте времени период
Отвечают.
Смотрят, принимают участие при изучении.
Читают информацию
Выступают с информацией.
- С востока, из Азии, напали степные кочевники – монголо-татары. Давайте вспомним, кого называют кочевниками? (Рисунок 1)
Рисунок 1
- У монгольских племён только начинало зарождаться государство. Племена постоянно воевали между собой из-за пастбища и скота. Они были превосходные наездники и стрелки из лука. В их войске царила железная дисциплина. Если 1 из 10 воинов бежал с поля боя, то уничтожалась вся его семья.
- Поход на Русь возглавил хан Батый. (Рисунок 2).
Рисунок 2
Слайд 2. (По ходу рассказа по щелчку открываются стрелки).
- Первым русским городом оказалась Рязань. Шёл 1237 год. Когда полчища Батыя нападали на Рязань, князь Юрий попросил помощи у князей, которые правили в Чернигове и Владимире. Но напрасно ждал он подмогу. Помощь не пришла. Город был разгромлен, а все его жители погибли.
- В феврале 1238 г. полчища Батыя осадили Владимир. Владимирский князь ждал помощи от Киевского и Новгородского князей. Но ни один из них не пришёл на помощь. Город пал. Последние защитники Владимира погибли в пламени пожара в Успенском соборе.
- Захват городов продолжался. Батыю открылась дорога на богатый город Новгород. Однако он повернул назад. На его пути стоял город-крепость Козельск. Семь недель продолжалась осада и штурмы. Под стенами Козельска погибли тысячи воинов. Когда же были истреблены все горожане. Монголы прозвали Козельск «злым городом».
- В 1240 году был захвачен и разрушен город Киев.
- После этого закончилось завоевание Руси. Батый повернул назад и в низовьях Волги основал столицу своего государства, которая называлась Золотая Орда. Большинство русских земель попало в зависимость к Золотой Орде. Теперь Руси пришлось выплачивать дань Орде.
- (дать, дар)
Лист с печатным текстом.
Собирать силы было некогда. Александр сказал своей дружине: «Нас не много, а враг силен. Но Бог не в силе, а в правде: идите следом за вашим князем», - и неожиданно напал на шведов.
С рассвета до темноты длился бой. Сам Александр бился с Биргером и ранил его в лицо. Дружинник Савва подрубил столб шатра Биргера, шатер упал, шведы дрогнули и побежали к кораблям, на которых приплыли. Русские воины преследовали шведов до самых кораблей.
Весть о победе на Неве разнеслась по всей Руси. Александру за эту битву дали прозвище Невский. А было князю Александру Ярославовичу всего 20 лет.
П-11
К-1
К - 5, 7
Р - 2
К - 6
П - 17
6. . Первичное закрепление
Игра «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»
Кто напал на Русь в 13 веке?
Кто возглавил поход на Русь?
Какой первый русский город оказался на их пути?
Как стало называться государство монголо-татар ?
Как удалось разбить шведов?
Кто выступил против рыцарей?
Под каким названием в историю вошла битва на льду Чудского озера?
Чем закончилась битва 5 апреля 1242года?
Отвечают на вопросы.
(монголо-татары)
(Хан Батый)
(Рязань)
(Золотая Орда)
(Застали врасплох)
(Александр Невский)
(Ледовое побоище)
( Крестоносцы оказались в западне, многие из них утонули)
П - 14
К- 5, 7
Р - 5
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Наш урок подходит к концу, и я хочу закончить его словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова.
Вовеки славься, Русь, Россия!И будь всегда сама собой.Твои народы вместе – сила!Никто не справится с тобой!
На следующим уроке вы узнаете о том, как наша Русь начала расправлять крылья, возрождаться.
Домашнее задание:
1 группа- мини-сочинение «Ледовое побоище глазами очевидцев».
2 группа - тест
Вас заинтересовали события Древней Руси 13 века? Вы можете подробнее об этом узнать из исторических энциклопедий, а также в Интернете.
Отвечают.
П - 17
VIII. Рефлексия
- Оцените работу своей группы.
Оценочные листы
Спасибо всем за урок!
Высказывают своё мнение, ставят значок.
К - 2
Р - 8, К - 6
План- конспект урока
Тема "Трудные времена на русской земле"
Цели урока: сформировать представление о военном деле на Руси, познакомить с героическими страницами истории Отечества; развивать навыки самостоятельной работы в группах, умения работать с картой и дополнительным материалом, пересказывать по плану; воспитывать гордость за свою Родину.
Оборудование: ноутбук, презентация, проектор, экран, листы с печатными текстами, видеофрагмент “Александр Невский”, исторические даты.
Ход урока
Организационный момент
Мне хотелось бы начать наш урок с крылатого выражения « Не зная прошлого, мы не имеем права на будущее». Помня об этих словах давайте проверим как мы изучили страницы истории Древней Руси.
II. Повторение пройденного материала.
Тест:
1. На Руси Кремлем называли:
сельский терем барина
укрепленный центр древнерусского города
Княжеский дворец.
2. Год Крещения Руси:
987
988
1988
3. Вече - это
собрание всех горожан
город на Руси
Посадник
4. Летопись – это
запись важнейших событий
первая рукописная книга
Славянская Азбука
5. На Руси первые книги писали на
папирусе
бересте
Пергаменте
6. славянскую Азбуку создали
Ярослав Мудрый
Кирилл и Мефодий
Князь Юрий Долгорукий.
Проверка (слайд 1)
III Введение в тему урока.
Под большим шатромГолубых небес –Вижу даль полей зеленеется.Широко ты, Русь, По лицу землиВ красе царственной развернулася!И во всех концах света белогоПро тебя идет слава громкая.Уж и есть за что, Русь могучая,Полюбить тебя, назвать матерью,Стать за честь твою против недруга,За тебя в нужде сложить голову!
Это стихотворение “Русь” написал известный вам поэт Иван Саввич Никитин.
- Как вы считаете, какие мысли и чувства о русской земле хотел передать поэт читателям? (мнение детей)
- А когда враг нападал, то для людей русских, земли русской какие наступали времена? (мнение детей)
- Вы, догадываетесь, о чем пойдет речь на уроке?
Итак, тема урока “Трудные времена на русской земле” (2 слайд )
- Все ли мызнаем о тех трудных временах?
-Что бы вы хотели узнать нового?
- Сегодня мы познакомимся с героическими страницами истории Отечества, узнаем, как Русь отстаивала свою независимость.
- В лето 1223 года в небе появилась комета. Она настолько близко пролетала от Земли, что хвост её, озаряя небо, хорошо был виден даже днём.
Поскольку в те времена научного объяснения этого явления не существовало, люди приняли комету за дурной знак, предвещающий беду и горе. И многие люди связывали появление кометы с трагическими событиями на Руси.
И действительно, вскоре на Руси настали трудные времена.
А цель урока такова:
мы познакомимся с героическими страницами истории Отечества,
узнаем как Русь отстаивала свою независимость и познакомимся с именем великого полководца.
Сейчас мы совершим путешествие на 8 веков в прошлое. Для этого вспомните о городах Древней Руси. Чем они славились? Почему укреплялись?
- Кто управлял городами?
- Что вы можете сказать о некоторых князьях?
- Как вы считаете, кому такая ситуация была выгодна?
В 13 веке на Русь обрушились тяжелые испытания. (3 слайд) С востока из Азии напали степные кочевники монголо-татары под предводительством Первым русским городом была Рязань. К ее стенам враги подошли в 1237 году.
Кто такие монголо-татары, кто возглавлял войско завоевателей, как сражались русские города, вы узнаете, если прочитаете страницы древних летописей. Для этого вы объединились в группы историков-исследователей. Я надеюсь, что в каждой группе будет царить атмосфера творчества, взаимовыручки, дружбы.
(детям раздать летопись № 1 и вопросы для каждой группы) (время для подготовки 2 минуты).
1-я группа. Расскажите о монголо-татарах.
План:
Кто такие монголо-татары?
Какие у них были жилища? (4 слайд – юрты)
В чем заключалась сила монгольских племен? (5 слайд – монголо-татары воины)
2 группа. Расскажите о походе монголо-татар на Русь. (6 слайд битва русских с монголо-татарами)
План:
Кто возглавлял войско завоевателей?
Какое княжество подверглось первому удару?
Почему пала Рязань?
3 группа. Расскажите об обороне русских городов.
Какие еще города заняли монголо-татары? (7 слайд карта)
Что вы узнали об обороне Козельска?
Сколько вражеских воинов погибло под стенами этого города?
- Подумайте! Почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа, монголо-татары победили? - С востока, из Азии, напали степные кочевники – монголо-татары. Давайте вспомним, кого называют кочевниками? (Рисунок 1)
1. У монгольских племён только начинало зарождаться государство. Племена постоянно воевали между собой из-за пастбища и скота. Они были превосходные наездники и стрелки из лука. В их войске царила железная дисциплина. Если 1 из 10 воинов бежал с поля боя, то уничтожалась вся его семья. В поисках новых пастбищ монголы переходили с места на место.
2. Монголы жили в юртах – легких домах из жердей и войлока. При переезде их разбирали и грузили на повозки.
3. Племена монголов были многочисленны и сильны. Монголы были терпеливы, могли не есть несколько дней. И легко переносили холод. С 2-х лет дети осваивали верховую езду и стрельбу из лука. Женщины тоже хорошо обращались с оружием.
- Поход на Русь возглавил хан Батый. (Рисунок 2).
Рисунок 2
- Первым русским городом оказалась Рязань. Шёл 1237 год. Когда полчища Батыя нападали на Рязань, князь Юрий попросил помощи у князей, которые правили в Чернигове и Владимире. Но напрасно ждал он подмогу. Помощь не пришла. Город был разгромлен, а все его жители погибли.
Вслед за Рязанью монголы разрушили и сожгли Коломну, Москву, Тверь, Владимир.
- В феврале 1238 г. полчища Батыя осадили Владимир. Владимирский князь ждал помощи от Киевского и Новгородского князей. Но ни один из них не пришёл на помощь. Город пал. Последние защитники Владимира погибли в пламени пожара в Успенском соборе.
- В 1240 году был захвачен и разрушен город Киев.
Захват городов продолжался. Батыю открылась дорога на богатый город Новгород. Однако он повернул назад. На его пути стоял город-крепость Козельск. Семь недель продолжалась осада и штурмы. Под стенами Козельска погибли 4000 вражеских воинов. Были истреблены все горожане. Монголы прозвали Козельск «злым городом». Даже развалины города хан Батый приказал стереть с лица земли.
-
После этого закончилось завоевание Руси. Батый повернул назад и в низовьях Волги основал государство, которое называлась Золотая Орда со столицей городом Сарай. Большинство русских земель попало в зависимость к Золотой Орде. Теперь Руси пришлось выплачивать дань Орде.
- От какого слова образовалось слово «дань»? (дать, дар)
- Дань – это подать, плата, взимаемая победителем с побеждённого народа. Князья должны были ездить к правителю Золотой Орды за разрешением на владение княжеством.
- Как вы думаете, почему Русь, государство, которое было лучше развито, чем кочевники, лучше преуспевающее в военном деле, с укреплёнными городами, почему оно не смогло дать достойный отпор полчищам Батыя?
Народная мудрость гласит: одна беда не приходит. Новая угроза появилась на северо-западных рубежах Руси. Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестоносцев.
-Вспомните! Какой город не пострадал от нашествия хана Батыя? (8 слайд вид Новгорода) (9 слайд карта).
В то время, как хан Батый совершил новый поход на Русь (1239 год) ее южные княжества и покорил город Киев (1240), удар нанесли шведы на северо-западе страны. В 1240 году шведские корабли бросили якорь в устье реки Невы.
Подумайте! Почему шведы начали свое наступление в 1240 году? Отчего они были уверены в успехе?
Шведский военачальник Биргер послал послов в Новгород к молодому князю Александру Ярославовичу со словами: “Ратоборствуй, если сможешь. Я уже на твоей земле”. Вы хотите узнать, что было дальше?
Задание группам.
1 группа: Что сказал Александр своей дружине перед боем?
2 группа: Почему Александр одержал победу над шведами? (10 слайд битва с Биргером)
3 группа: Какое прозвище получил Александр за эту победу? (11 слайд Невский)
Несмотря на блестящую победу на Неве, на землю русскую пришла новая беда.
В 1242 году в русских землях (12 слайд карта) вновь появились рыцари–крестоносцы. Они уже овладели Псковом и стали продвигаться к Новгороду. Решающее сражение произошло на льду Чудского озера, которое в историю вошло как Ледовое побоище.
Видеофрагмент “Александр Невский”
Почему русские сумели победить рыцарей?
Как проявился полководческий талант Александра Невского в сражении на льду Чудского озера?
VII. Обобщение. Итог урока.
Игра «МОЗГОВОЙ ШТуРМ» (Закрепление изученного материала)
Кто напал на Русь в 13 веке? (монголо-татары)
Кто возглавил поход на Русь? (Хан Батый)
Какой первый русский город оказался на их пути? (Рязань)
Как стало называться государство монголо-татар ? (Золотая Орда)
Как удалось разбить шведов? (Застали врасплох)
Кто выступил против рыцарей? (Александр Невский)
Под каким названием в историю вошла битва на льду Чудского озера? (Ледовое побоище)
Чем закончилась битва 5 апреля 1242года? ( Крестоносцы оказались в западне, многие из них утонули)
Оценочные листы
Наш урок подходит к концу, и я хочу закончить его словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова.
Вовеки славься, Русь, Россия!И будь всегда сама собой.Твои народы вместе – сила!Никто не справится с тобой!
На следующим уроке вы узнаете о том, как наша Русь начала расправлять крылья, возрождаться.
Домашнее задание:
1 группа- мини-сочинение «Ледовое побоище глазами очевидцев».
2 группа - тест
Вас заинтересовали события Древней Руси 13 века? Вы можете подробнее об этом узнать из исторических энциклопедий, а также в Интернете. Спасибо всем за урок!
Оценочный лист
Фамилия имя
Оцениваю себя я
Меня оценивают товарищи
Лист с печатным текстом
Собирать силы было некогда. Александр сказал своей дружине: «Нас не много, а враг силен. Но Бог не в силе, а в правде: идите следом за вашим князем», - и неожиданно напал на шведов.
С рассвета до темноты длился бой. Сам Александр бился с Биргером и ранил его в лицо. Дружинник Савва подрубил столб шатра Биргера, шатер упал, шведы дрогнули и побежали к кораблям, на которых приплыли. Русские воины преследовали шведов до самых кораблей.
Весть о победе на Неве разнеслась по всей Руси. Александру за эту битву дали прозвище Невский. А было князю Александру Ярославовичу всего 20 лет.
Список литературы
Полевой, Н. А. История русского народа / Н. А. Полевой. – М. : Вече, 2008. – 544 с.
Родина : Славянский мир: общность и многообразие : тем. выпуск. – 2006. - № 4. – 145 с.
Родина : Три Софии. Киев – Новгород – Полоцк : спец. выпуск. – 2007. - № 6. – 129 с.
[Изображение] [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://t1.gstatic.com/ images?q=tbn:ANd9GcSG1xjUK7tITCmHAc66YvbNHlHO1cGCHvLrXO04LNJTdVG-qk9x_cQE1NI
[Изображение] [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://img12.nnm.ru/f/c/ 9/e/c/ 741d360ac19c19cdcf4e655e28b.jpg
[Изображение] [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://t2.gstatic.com/images? q=tbn:ANd9GcQ-kJCckSvRJWJSQb-Nv-V4uEoKynpHNVfi5Q5DTKykMdHqdf5TJ4P4YGZO
[Изображение] [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://cs4650.vkontakte.ru/ u2263731/video/m_b60f5f6e.jpg
[Изображение] [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://s008.radikal.ru/i305/ 1110/49/ b6f4808c69b9.jpg
[Изображение] [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://nonnobisdo minenonnobissednominituodagloriam.unblog.fr/files/2008/01/knights02.jpg
[Изображение Александра Невского] [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/40/Alexander_Newski.jpg
[Изображение Александра Невского] [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://wapedia.mobi/thumb/25d7510/ru/fixed/450/600/Nevski_Pskov.JPG?format=jpg
[Изображение] [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://upload.wikimedia.org /wikipedia/ru/thumb/9/95
[Памятник Александра Невского] [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/65/Statue_of_Alexander_Nevsky_(Kobylie_Gorodishe)_april.jpg/55px-Statue_of_Alexander_Nevsky_(Kobylie_Gorodishe)_april.jpg
[Изображение] [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://upload.wikimedia.org /wikipedia/ru/thumb/7/73/.JPG
[Памятник Александру Невскому] [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://bcalmaty.kz/ uploads/posts/2011-01/1294863116_pamyatnik_nevskomu_3.jpg
Задание группам.
1 группа: Что сказал Александр своей дружине перед боем?
2 группа: Почему Александр одержал победу над шведами?
(10 слайд битва с Биргером)
3 группа: Какое прозвище получил Александр за эту победу?
(11 слайд Невский)
Почему русские сумели победить рыцарей?
Как проявился полководческий талант Александра Невского в сражении на льду Чудского озера?
Оценочный лист
Фамилия имя
Оцениваю себя я
Меня оценивают товарищи
Оценочный лист
Фамилия имя
Оцениваю себя я
Меня оценивают товарищи
Оценочный лист
Фамилия имя
Оцениваю себя я
Меня оценивают товарищи
Оценочный лист
Фамилия имя
Оцениваю себя я
Меня оценивают товарищи