Рабочая программа кружка технического моделирования с элементами ТРИЗ


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 27»
«Утверждено»
Директор школы
___________________________Г.М. ИоноваРабочая программа
кружка «Начальное техническое моделирование с элементами ТРИЗ
(Теории решения изобретательских задач)»
для 4 класса
(68 ч из расчета2 ч в неделю – 34 недели)Составитель: Е.Л. Балмасова (учитель начальных классов,I квалификационная категория)
Г. Набережные Челны
2015г.
Пояснительная записка
Рабочая программа к кружку «Начальное техническое моделирование с элементами ТРИЗ
(Теории решения изобретательских задач)» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Обобщение опыта и анализ типовых программ, а также изучение лекционной психолого-педагогической литературы легли в основу создания данной программы. Программа «Начальное техническое моделирование с элементами ТРИЗ» составлена с учетом возрастных особенностей, способностей и возможностей каждого обучающегося с учетом потребностей обучающегося. Программа предусматривает организацию и проведение занятия по 2 академических часа 2 раза в неделю.
Актуальность программы обусловлена:
-необходимостью формирования креативной личности; формирования у ребенка умений управлять процессами творчества; фантазированием; пониманием технических закономерностей, решений, сложных проблемных ситуаций:
-содержание программы организует самостоятельный поиск нужного способа действий, что, помогает развивать продуктивное мышление с навыками его практического использования и
-программа по техническому творчеству социально востребована родителями, школой и обществом при существующем дефиците специалистов технических профессий;
-программа является единственной образовательной программой по техническому творчеству для детей 7-10 лет, которая способствует формированию устойчивых конструкторско- технологических знаний, умений и навыков учащихся, стимулирует развитие самостоятельности, стремление к поиску оптимальных решений, возникающих проблем посредством использования инструментария ТРИЗ.
Новизна программы состоит в том, что она предусматривает разнообразные творческие задания по развитию технических творческих способностей младших школьников с внедрением ТРИЗ.
Отличительными особенностями являются
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
Программа предусматривает применение средств диагностики достигнутых результатов (анкетирование, анализ творческих работ обучающихся, задачи для диагностики навыков пользованияинструментами ТРИЗ и др.).
Программа ставит следующую цель:
способствовать формированию первоначальных конструктивно-технологических знаний, умений и навыков в процессе изготовлениятехнических объектов и создание условий для развития назанятиях опыта творческой деятельности у обучающихся.
Задачи:
образовательные:
• ознакомление обучающихся с элементами графическойграмоты, основными чертежными инструментами;
• закрепление и расширение знаний, умений, полученных науроках ручного труда, математики, рисования, природоведения,способствования их систематизации;
• выявление интересов, увлечений, конструкторскихспособностей, творческого потенциала обучающегося:
• формирование первоначальных навыков поисковойтворческой деятельности, умения работать осознанно ицелеустремленно;
• избавление от стереотипного мышления, психологическойинерции.
развивающие:
• развитие смекалки обучающегося, изобретательности иустойчивого интереса к поисковой, творческой деятельности;
• развитие интереса обучающегося к различным областям моделирования и техническому циклу наук в целом;
• развитие мыслительных и творческих способностейобучающихся в технической деятельности;
• развитие продуктивного мышления.
воспитательные:
• привитие элементарных правил культуры труда;
• формирование у обучающихся активной жизненной позиции,творческого отношения к труду, к жизни;
• воспитание умения трудиться в коллективе и для коллектива.
Содержание
Содержание программы способствует активизации творческого мышления обучающихся, формированию ассоциативного мышления,развитию логики, привитию навыков по использованию
изобретательского инструментария, организует самостоятельныйпоиск нужного способа действий, что помогает развиватьмыслительные и творческие способности обучающегося.
Для развития опыта творческой деятельности по данной системена занятиях используются основы ТРИЗ, творческие задания, заданияпо развитию памяти, внимания, мышления, воображения.Для развития опыта творческой деятельности на занятиях НТМиспользуются основы ТРИЗ в зависимости от тематики занятий.
Распределение времени по разделам является примерным, педагогу предоставлено право в пределах одного года обученияварьировать по своему усмотрению, а также обоснованно изменять
последовательность изучения вопросов в пределах учебной темы (изменениям может подвергаться перечень моделирования, однакоключевые знания, умения, навыки, приемы сильного мышления,законы и инструменты ТРИЗ относятся к обязательным элементам
программы).
Содержание программы I года обучения:
I . Вводное занятие — 2 часа
Умелые руки нужны на всякой работе. Почему нужно бытьумелым. Для умелых рук всегда найдется дело на общую пользу.Объединение - первая ступень овладения техническими знаниями иприобретения жизненно важных практических навыков.Трудовые ресурсы нашего города в рыночных условиях. Над чеми как будет работать объединение НТМ.«Золотое» правило объединения: «все, что нужно нам и нашим товарищам, что по силам нам - сделаем сами!».Знакомство с готовыми образцами самоделок и моделей,
демонстрация их в действии.Игры с готовыми поделками. Задачи на смекалку и логику.
И. Основные материалы для конструирования - 16 часов
Основные материалы для конструирования: бумага, картон,фанера и др. Краткие сведения об истории бумажнойпромышленности. Основные сорта бумаги и картона. Влияние толщины материала и расположение в нем волокон на прочность ижесткость. Обработка бумаги Приемы работы с бумагой и картоном.Система, функции системы. Символическая аналогия.Картонно-бумажный комбинат в г. Набережных Челнах.Профессии людей, работающих на КБК.Экономия материалов. Бережное отношение к материалам.Лесное богатство нашей республики.Беседы: «Что делают из бумаги?», «как сделать тетрадь?», «Леснаше богатство и его надо беречь».
III.Мастерская умельца - 6 часов
Знакомство с ручными инструментами (ножницы, шило) иприспособлениями (сравнение с производственными аналогами),приемы работы с ними. Исправный инструмент облегчает труд и
обеспечивает точность повышения работы. Уход за инструментом иего сохранение - обязанность каждого члена трудового объединения.Система, подсистема, надсистема, системный эффект.Необходимость знания и соблюдения правил техники безопасности при работе ручным инструментом. Принцип «заранееподложенной подушки», «противоречие».
IV.Лепка - 4 часа
Материалы, приспособления и инструменты для работы.Приемы лепки. Правила техники безопасности, санитарии ь гигиеныпри работе с пластилином, глиной и т.п. Беседа: «Что умеют делать«золотые» руки».Знания для формирования опыта творческой деятельности.
V.Природный материал в конструировании - 4 часа
Природа нашего края.Что можно сделать из природных материалов (сосновой и еловой шишек, сосновой коры, желудей, соломы, веточек и т.п.)Заготовка и обработка природных материалов. Сопоставлениеформ природных материалов с формами окружающих техническихобъектов.
Экологическая культура. ТБ при работе с шилом и клеем. Меры предосторожности. Как данная проблема решается в природе.Природа и техника (что подсказала природа человеку). Аналогияв мире природы и в мире техники.
VI.Отделка модели. - 8 часов
Отделка модели - важный этап работы над моделью. Значениетщательной работы над важнейшим видом (оформление) модели ввоспитании культуры труда, самоконтроля, требовательности к себе.
Роль технической эстетики в современном производстве (на примереКамАЗа и других заводов Татарстана). Гармония цветов.Системный анализ. Объединение систем.
VII.Первоначальные конструкторско-технологические понятия - 30 часов
Первоначальные понятия о разметке. Способы разметки деталейна различных материалах.Понятие о шаблонах, трафаретах. Способы перевода чертежей накальку, бумагу и картон.Соединения бумажных и картонных деталей, разборные инеразборные (на клею, пистонах и др.), подвижные и неподвижныесоединения. Понятие о контуре и силуэте. Понятие об аппликации.Виды аппликации. Правила нанесения клея и наклеивание мелкихдеталей шпона при работе с клеем. Понятие ТРИЗ через рисунок.Техника безопасности при работе с иглами и шилом.Рациональный раскрой материала.
№ Тема Количество часов
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.. Вводное занятие .2
Развитие концентрации внимания.
Тренировка внимания. Развитие мышления. Основные материалы для конструирования 16
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Мастерская умельца 6
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Лепка 4
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Природный материал в конструировании 4
Совершенствование воображения. Отделка модели. - 8 часов 8
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.Первоначальные конструкторско-технологические понятия 28
Итого 68
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам
освоения курса
Личностных результатов:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметныхрезультататов :Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличатьверно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую
Коммуникативные УУД:
- Слушать и понимать речь других.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результатов:
• свойства материалов;
• приемы лепки;
• правила ТБ, санитарии и гигиены при работе с пластилином.
• приемы и правила пользования простейшими инструментами ручного труда;
• необходимые правила техники безопасности труда в процессе работы ручным инструментом;
• названия ручных инструментов, приспособлений, предусмотренных программой.
• системный эффект;
• принцип «заранее подложенной подушки».
• приемы и правила пользования инструментами для обработки природных материалов;
• необходимые правила техники безопасности на всех этапах работы.
• возможности гуашевых красок;
• разнообразные материалы, которыми можно пользоваться в художественной деятельности;
• разнообразные выразительные средства, цвета, линии и т.д.
• системный анализ.
• обрабатывать пластические материалы;
• работать в коллективе.
• правильно пользоваться распространенными инструментами ручного труда;
• соблюдать правила по технике безопасности и личной гигиены на всех видах труда;
• подобрать нужные материалы, инструменты и рационально размещать их на рабочем месте;
• название и назначение ручных инструментов для обработки бумаги и картона.
• находить новые применения для известных предметов. Решать задачи на производительность.
• пользоваться простейшими инструментами;
• мобилизовать физические и умственные силы на осуществление поставленных задач для достижения цели.
• провести аналогию в мире природы и в мире техники.
• пользоваться техникой аппликации;
• творчески использовать жизненные наблюдения и собственную фантазию в процессе отделки моделей.
№ Дата план Дата факт Кол-во часов Тема,
тип урока, форма проведения Контрольно-оценочная деятельность
1 1 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Магические квадраты. Понятие «Оригами» Стартовый контроль
Диагностика
2 1 Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Условные обозначения для изготовления оригами Прогностический
Пооперационный контроль
3 1 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Математические ребусы, шарады.Изготовление поделок по техникеоригами «Зайка» Самооценка
Самоконтроль
4 1 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Беседа: «Что умеют делать
«золотые» руки». Рефлексивный контроль
5 1 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Первоначальные конструкторско-технологическиепонятия Прогностический контроль
Контроль по результату
Самоконтроль
6 1 Совершенствование воображения. Техника «аппликация». Композиция «Осень» Рефлексивный контроль
Прогностический контроль
7 1 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Техника «бумажная пластика». Модель планера Прогностический контроль
8 1 Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Тренировка внимания.Лепка из пластилина транспортных машин Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль
9 1 Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Игра «Самый умный». Прогностический
Пооперационный контроль
10 1 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Лепка фантастических объектов Самооценка
Самоконтроль
11 1 Развитие аналитических способностей. Техника «коллаж». «В джунглях» Рефлексивный контроль
12 1 Совершенствование воображения. Лепка «Стройплощадка» Контроль по результату
Самоконтроль
13 1 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Выбор материалов по их декоративно-художественным свойствам. Аппликация «Волшебный кристалл » Рефлексивный контроль
Прогностический контроль
14 1 Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Этимология слова и «морфологическое чутьё». Этимологические родственники. О том, как пашня превратилась в лес. Прогностический контроль
15 1 Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Лепка «Луноход». Рефлексивный, контроль, самоконтроль
16 1 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Отделкасилуэта автомобиля.
Прогностический
Пооперационный контроль
17 1 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Краткие сведения об истории бумажнойпромышленности. Виды бумаги. Цветы из гофрированной бумаги Прогностический контроль
Контроль по результату
Самоконтроль
18 1 Совершенствование воображения. Обработка бумаги. Папье-маше «Посуда» Прогностический
Пооперационный контроль
19 1 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Беседа «Картонно-бумажный комбинат в г. Набережных Челнах.Профессии людей, работающих на КБК.» Самооценка
Самоконтроль
20 1 Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Беседа: «Как сделать тетрадь?», Рефлексивный контроль
21 1 Тренировка внимания. Развитие мышления. Оригами «Птичка» Прогностический контроль
Контроль по результату
Самоконтроль
22 1 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.Изготовление поделок по техникеоригами. «Бабочки» Рефлексивный контроль
Прогностический контроль
23 1 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Природное сырьё, природные материалы. Композиция «Царевна-лебедь» Прогностический контроль
24 1 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Отделкасилуэта самолета. Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль
25 1 Совершенствование воображения. Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей. Кошелёк «Собачка» Прогностический
Пооперационный контроль
26 1 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Элементарные свойства бумаги. Техника «папье-маше». Голова Петрушки Самооценка
Самоконтроль
27 1 Развитие концентрации внимания.
Развитие мышления. Выбор материалов по их конструктивным свойствам. Костюм для Петрушки Рефлексивный контроль
28 1 Тренировка внимания. Развитие мышления. Изготовление поделок по техникеоригами Прогностический контроль
Контроль по результату
Самоконтроль
29 1 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Пластичные материалы. Изделия из солёного теста. «Божья коровка» Рефлексивный контроль
Прогностический контроль
30 1 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Природные материалы. Декоративная композиция. «Ваза» Прогностический контроль
31 1 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Природные и искусственные материалы. Композиция «Цветущее дерево» Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль
32 1 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Выбор материалов по их свойствам. Техника «аппликация», «коллаж». Забавные подарки к новому году Прогностический контроль
Контроль по результату
Самоконтроль
33 1 Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Выбор материалов: проволоки и фольги. Ёлочные украшения Пооперационный контроль
34 1 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Предметы рукотворного мира. Растительные мотивы в изделиях мастеров Самооценка
Самоконтроль
35 1 Развитие аналитических способностей.Природные и искусственные материалы. Искусственные цветы. Рефлексивный контроль
36 1 Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Оригами «Цветочная поляна» Прогностический контроль
Контроль по результату
Самоконтроль
37 1 Развитие концентрации внимания. Текстильные материалы. Мешочек для подарка Рефлексивный контроль
Прогностический контроль
38 1 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Стилистика. «Кто ярче» Прогностический контроль
39 1 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Закономерность. Разметка и сборка деталей фигуры Анубиса по шаблонам Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль
40 1 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Пластичные материалов. Композиция в технике «пластилинового рельефа» Прогностический
Пооперационный контроль
41 1 Тренировка внимания. Развитие мышления. Определение формы, размеров, последовательности изготовления изделий по схемам, эскизам, чертежам. Модель куба Самооценка
Самоконтроль
42 1 Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. В Королевстве ошибок Рефлексивный контроль
43 1 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Определение формы, размеров, последовательности изготовления изделий по эскизам, чертежам. Модель пирамиды Прогностический контроль
Контроль по результату
Самоконтроль
44 1 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Тренировка внимания. Изготовление поделок по техникеоригами Рефлексивный контроль
45 1 Определение формы, размеров, последовательности изготовления изделий по чертежам. Модель конуса Прогностический контроль
46 1 Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж Творческий проект «Мини-город» Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль
47 1 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Декоративные орнаменты и узоры в изделиях мастеров Прогностический
Пооперационный контроль
48 1 Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Самооценка
Самоконтроль
49 1 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Инструменты и приспособления для обработки материалов. Аппликация «Гармония» Рефлексивный контроль
50 1 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Сборка моделей и макетов из деталей конструктора. Тележка Прогностический контроль
Контроль по результату
Самоконтроль
51 1 Тренировка внимания. Развитие мышления. Сборка моделей и макетов из деталей конструктора. Мебель Прогностический
Пооперационный контроль
52 1 Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.Сборка моделей и макетов из деталей конструктора. Кран Самооценка
Самоконтроль
53 1 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Изготовление изделий из текстильных материалов. Мышка Рефлексивный контроль
54 1 Совершенствование воображения. Изготовление изделий из текстильных материалов. Черепашка Прогностический контроль
Контроль по результату
Самоконтроль
55 1 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Изготовление изделий из текстильных материалов. Закладки для книг Рефлексивный контроль
Прогностический контроль
56 1 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Изготовление изделий из проволоки и фольги. Оплетение готовых форм ручек, карандашей Прогностический контроль
57 1 Изготовление изделий из проволоки и фольги. Оплетение готовых форм ручек, карандашей. Изготовление человечка Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль
58 1 Развитие мышления. Разметка деталей по эскизу. Техника «коллаж». Панно «Человек эпохи Возрождения» Пооперационный контроль
59 1 Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Сборка моделей и макетов из деталей конструктора по образцу, рисунку, схеме. Вертолёт Самооценка
Самоконтроль
60 1 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Сборка моделей и макетов из деталей конструктора по образцу, рисунку, схеме. Автомобиль Рефлексивный контроль
61 1 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Понятие о конструкции изделия.Подвижное соединения деталей изделия. Дергунчик клоун Прогностический контроль
Контроль по результату
Самоконтроль
62 1 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Конструирование по простейшему чертежу. Предметы быта и жилища Рефлексивный контроль
Прогностический контроль
63 1 Совершенствование воображения. Объемные формы путём сгибания. Мебель. Прогностический контроль
64 1 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Объемные формы путём сгибания. Качели Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль
65 1 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.Текстильные материалы. Кукла на руку. Петрушка Прогностический
Пооперационный контроль
66 1 Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Оригами «Слон» Итоговый контроль,
Самоконтроль
67 1 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.Оригами «Зоопарк» 68 1 Итоговое занятие. Игра «Самый умный». Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Учебно – методическая литература для учителя
№ Автор, год издания Название пособия Вид пособия
1. Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2007 г«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)» Методическое пособие для 1 класса
2. Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2005. – 34 с. – ( Серия «Умники и умницы»)
Программа развития познавательных способностей учащихся
5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения) Пособие для учителя
6. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) Пособие для учителя
7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) Пособие для учителя