Ресурсы мобильного класса в образовательном процессе

О. А. Шипицина
Гимназия № 26 (Омск), учитель

РЕСУРСЫ МОБИЛЬНОГО КЛАССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
" Все компьютеры в мире не смогут заменить
любознательных студентов, компетентных педагогов,
неравнодушных партнеров и общество,
осознающее ценность Образования на протяжении жизни "
Билл Гейтс
Отличительной чертой современного общества становится все возрастающая роль и ценность информации. Впервые в истории человечества поколения вещей, процессов, идей сменяются быстрее, чем поколения людей. Современное общество в научных исследованиях принято называть как «информационным обществом». Вхождение человеческой цивилизации в информационное общество предъявляет принципиально новые требования к системе образования, которые характеризуются следующими факторами:
смещение основного акцента с усвоения значительных объемов информации на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умениями учиться самостоятельно;
освоение навыков работы с любой информацией и формирование навыков самостоятельного (критичного), а не репродуктивного типа мышления;
дополнение традиционного принципа «формировать знания, умения и навыки» принципом «формировать компетентность». [2,3,5]
Развитие информационного общества привело к тому, что одной из важнейших составляющих реформы российского образования становится информационная парадигма. Компетентность в области информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетентность) это деятельные индивидуальные способности и качества личности, владеющей информационно-коммуникационными компетенциями, определяющие возможность личности принимать правильные решения, творчески и эффективно решать задачи, которые возникают перед ней в процессе информационной деятельности, а также умение ориентироваться в информационной среде. Использование электронных образовательных ресурсов способствует формированию интеллектуальных умений, росту познавательной активности, доступности и привлекательности образования. А это весомые показатели качественно нового уровня образования.[1,2]
ИКТ все активнее приходят в современные образовательные учреждения. Совершенствуется программно-методическое оснащение школ, использующих компьютерные технологии. В современных учебных кабинетах появились не только персональные компьютеры для учителя, но и интерактивные доски и мобильные классы. В состав мобильного класса входят 15 мобильных компьютеров обучающихся и компьютер преподавателя. Система из 16 ноутбуков позволяет быстро развернуть беспроводную компьютерную сеть в учебном помещении.
В гимназии №26 г. Омска, мобильный класс появился два года назад. Данная установка предоставила нам как учителям-предметникам возможность совершенствования форм подачи учебного материала. Учитель в данном случае выступает не только в статусе источника знаний, но и в роли координатора, наставника. На уроках с применением мобильного класса вокруг каждого ученика образуется многокомпонентное информационное поле, сочетающее в себе текстовые компоненты, графические изображения, звуковые и визуальные сообщения. Таким образом, применение мобильного класса позволяет индивидуализировать учебный процесс. Каждый учащийся имеет возможность работать самостоятельно, в своём темпе. Отсюда и возрастающий интерес к предмету, и рост качества образовательного процесса.
Также нами отмечены следующие преимущества применения мобильного класса при проведении уроков в начальной школе:
для проведения занятий нет необходимости в специально оборудованном компьютерном классе;
существенно повышается наглядность изложения учебного материала (благодаря технологиям мультимедиа);
появилась возможность контролировать и проверять знания с помощью интерактивных тестов и оценивать результат объективно и своевременно;
преподаватель может приостановить показ учебного фрагмента в любом месте, вернуться к любой части урока, делая при этом комментарии по теме, иными словами, учитель становится дидактически более мобильным.
Отмеченные преимущества приводят к тому, что существенно увеличивается содержательное наполнение урока и его дидактическая ценность.
Как показывает наш опыт, использование мобильного класса эффективно на всех стадиях педагогического процесса: на этапе предъявления учебной информации (презентация нового материала, просмотр учебных фильмов и т.д.), на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером (работа по заполнению или восстановлению алгоритмов; создание интеллект-карт с использованием текста учебника; выполнение обложек к литературному произведению и т.д.), на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний и умений (создание отдельных слайдов или презентаций изучаемой тематики, редактирование текстов; работа с различными онлайн словарями и т.д.), на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения (работа с онлайн тренажёрами; в том числе с тренажёрами по проверке техники чтения, создание и проведение учащимися индивидуальных проверочных работ и т.д.).
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

Решение учебной задачи
Организует диалог, подводящий к поиску путей решения учебной задачи, уточняет правило
Учитель: «Учебная задача нами определена. Давайте попробуем высказать свои предположения.
В каких случаях глаголы будут оканчиваться на тся, а в каких на ться? Для этого выстроим «ассоциативный куст» ».
Записываются на экране предположения детей.
Учитель: «Для дальнейшей работы я предлагаю вам в парах дополнить алгоритм».
Работа с предложенным алгоритмом.
«Услышав [ца] на конце слова буду узнавать:
Звуки [ца] в _____ или нет?
2.Если в _______________, то в _________ или нет?
3.Если в _____ пишу ТЬСЯ, если в другой форме, пишу ТСЯ.
Учитель: «Проверим, что у вас получилось».
Демонстрация работы нескольких пар на мониторах компьютеров.
Высказывают свои предположения по решению учебной задачи






Работают в парах за мониторами. Учащиеся впечатывают нужные, по их мнению, слова в алгоритм.

Рассмотрим несколько примеров использования мобильного класса на практике. Фрагмент урока русского языка в 3 классе. Тема урока «Правописание глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться », УМК «Гармония».
Ещё один пример. Фрагмент урока литературного чтения в первом классе. Тема урока «Русская народная сказка «Гуси-лебеди», УМК «Гармония».
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

Самостоятель-
ная творческая деятель
ность учащих
ся.

Организует диалог, подводящий к поиску путей решения учебной задачи.
Учитель: «Откройте на рабочем столе ноутбука папку «Сказка». В папке находятся слайды с иллюстрациями к сказке «Гуси-лебеди». Для каждой группы по два слайда. Найдите в тексте отрывок, который изображён на иллюстрации, и подпишите несколькими предложениями слайд».
Осуществляет тьюторское сопровождение учащихся.
Учитель: «Проверим, что у вас получилось – соберём диафильм по сказке».
Демонстрация работы диафильма на мониторах компьютеров.
Объединяются в группы,
распределяют роли, осуществляют поиск отрывка, и составляют подписи к диафильму.



По мере необходимости консультируются с учителем.


[О формировании УУД и навыков смыслового чтения в процессе работы учащихся на уроках филологического цикла см. [4, с.122]
Подводя итоги, хочется отметить, что изменения в образовательном пространстве происходят непрерывно, существует постоянная необходимость предоставлять обучающимся знания на уровне современных требований и мобильное обучение рассматривается как более поддающееся учету и измерению. Однако было бы недальновидным полагать, что мобильное обучение заменит собой традиционное обучение. В традиционном учебном классе дети имеют возможность знакомиться друг с другом и развивать и выстраивать межличностные отношения. Без взаимодействия в диалоге и наставничества мобильное обучение утрачивает свою ценность. Учащимся необходима возможность обращаться к преподавателям и одноклассникам, чтобы задавать вопросы и получать рекомендации. В конечном счете, обучение – это деятельность, осуществляемая «от человека к человеку».
Библиографический список
Акуленко В.Л., К вопросу об уточнении понятий «ИКТ-компетенция» и «ИКТ-компетентность» / В.Л. Акуленко, Л.Л. Босова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании» (г. Москва, 16-17 мая 2005 г.). - М.: ИИО РАО, 2005. - №17. - С.3 – 9.
Лапчик М.П. ИКТ-компетентность педагогических кадров. Монография. / М.П. Лапчик Омск: изд-во ОмГПУ, 2007. 143 с.
Лапчик М.П. О целях информатического образования учащихся / М.П. Лапчик // Информатика и образование. – 2008. - № 3. – С.3 – 6
Шипицина О.А. Формирование универсальных учебных действий при работе с текстом на уроках филологического цикла / Филологические и культурологические дисциплины в рамках реализации ФГОС в школе и вузе: материалы Первой научно-практической конференции для учителей и работников образования (Омск, 28 марта 2013года)/отв. ред.Е.А. Глотова – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2013 – 204 с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]