Методические рекомендации к самостоятельной работе по учебной дисциплине ЕН.01 МАТЕМАТИКА основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО 100801 товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ульяновский техникум питания и торговли
Наименование документаметодические рекомендации к самостоятельной работе по дисциплине «Математика»100801
Условное обозначение ЕН..01
Соответствует ГОСТ Р ИСО 9001-2008, ГОСТ Р 52614.2-2006
(п.п. 4.1, 4.2.3, 4.2.4, 5.5.3, 5.6.2, 8.4, 8.5) Редакция № 1
Изменение № 0 Лист PAGE 1 из NUMPAGES 15
Экз. № 1
УТВЕРЖДАЮ
________А.А.Красников «___»._________.20___ г.
методические рекомендации
к самостоятельной работе
по учебной дисциплине
ЕН.01 МАТЕМАТИКА
основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)
по специальности СПО
100801 товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Базовой подготовки
Ульяновск, 2014РЕКОМЕНДОВАНА
на заседании цикловой методической комиссии (МК) _______________________________ дисциплин
Председатель МК
________________
Протокол заседания МК
№ ______ от ____________20___ г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по учебной работе
___________Е.А. Осипова
_____________ 20___ г.
Авторы – разработчики:
Дедушкина Татьяна Петровна - преподаватель высшей категории ОГБОУ СПО УТПиТСодержание
Введение………………………………………………………….……………………3
Виды и перечень самостоятельных работ по математике………….……………….4
Методические рекомендации к выполнению самостоятельных работ
2.1. Работа с учебной литературой, конспектирование….. ………………...……..6.
2.2. Решение прикладных задач и оформление отчетов по практическим и домашним контрольным работам………………………………………………………………………………….7
2.3. Подготовка рефератов……………………………….……………………………8
2.4. Подготовка материала-презентации.………………………………..……….….10
2.5. Выполнение творческой, исследовательской работы…………………………..11
Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы студентов…………...12
Заключение………………………………………………………………………...…..13
Литература ……………………………………………………………………………14
Приложения …………………………………………………………………………..15
Введение
В связи с введением в образовательный процесс нового Федерального государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем.
Самостоятельная работа студентов является одной из основных форм внеаудиторной работы при реализации учебных планов и программ. Самостоятельная работа может проходить в лекционном кабинете, компьютерном зале, дома.
Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности.
Студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работ, уметь планировать и выполнять свою работу.
Максимальное количество часов на дисциплину, предусмотренное учебным планом, составляет - 63 часа, в том числе:
обязательная аудиторная нагрузка обучающегося составляет 42 часов;
самостоятельная работа обучающегося - 21 часов
Удельный вес самостоятельной работы составляет по времени 50% от количества аудиторных часов, отведённых на изучение дисциплины. Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом.
Данное пособие предназначено для помощи студентам по выполнению самостоятельной работы по математике и содержит методические рекомендации и критерии по выполнению основных видов самостоятельной работы.
1. Виды и перечень самостоятельных работ по математике
Целями организации самостоятельной работы являются: овладение, углубление и закрепление знаний; систематизация учебного материала; формирование практических и профессиональных умений; формирование общих и профессиональных компетенций.
В учебном процессе выделяются два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная. Аудиторная выполняется на занятиях по заданию преподавателя и под его руководством. Внеаудиторная самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основные виды внеаудиторной самостоятельной работы по математике, предусмотренные учебной программой: решение задач; домашняя контрольная работа; работа с учебной и научной литературой, конспектирование; написание реферата; выполнение творческой работы; выполнение творческой работы
Перечень самостоятельных работ по дисциплине «Математика»
№ и название темы Наименование самостоятельной работы
Раздел1. Методы математического анализа
Тема 1.1.Дифференциальное и интегральное исчисление Практические работы:
Бесконечная числовая последовательностей
Вычисление предела последовательности
Предел функции
Предел функции
Решение прикладных задач
Производная функции
Исследование функции с помощью производной
Вычисление интегралов
Вычисление площади криволинейной трапеции
Нахождение частных производных
Решение прикладных задач
Работа с учебной литературой, конспектирование
Написание реферата
Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для выполнения творческих , исследовательских работ
Составление задач с профессиональным содержанием
Тема 1.2. Обыкновенные дифференциальные уравнения
Практическая работа. Решение дифференциальных уравнений с разделяющимися переменными
Практическая работа. Решение однородных дифференциальных уравнений первого порядка различными способами
Решение прикладных задач
Тема 1.3. Ряды Практическая работа Разложение функции в ряд МаклоренаДомашняя контрольная работа
Раздел 2.Основы дискретной математики Тема 2.1 Множества и отношения. Свойства отношений. Операции над множествами Решение прикладных задач
Тема 2.2 основные понятия теории графов Выполнение исследовательской работы
Раздел 3.Основы теории вероятностей и математической статистики
Тема 3.1 Вероятность. Практические работы
Сложение и умножение вероятностейСлучайнаявеличина, ее функция распределенияМатематическое ожидание и дисперсия случайной величины
Решение прикладных задач
Работа с учебной литературой, конспектирование
Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для выполнения творческих , исследовательских работ
Раздел 4 линейная алгебра Тема 4.1. основные понятия теории матриц Практические работы
Операции над матрицамиВычисление определителя матрицыДомашняя контрольная работа
Написание реферата
Раздел 5. Теория комплексных чисел Тема 5.1. Основные понятия комплексных чисел Домашняя контрольная работа
Раздел 6. Основы интегрального и дифференциального исчисления Тема 6.1. Численное интегрирование Исследовательская работа
Тема 6.2. Численное дифференцирование Решение прикладных задач
Тема 6.3. Численное решение обыкновенных дифференциальных уравнений Практическая работа. Численное решение одыкновенных дифференциальных уравнений
Решение прикладных задач
Исследовательская работа (защита)
2. Методические рекомендации к выполнению самостоятельных работ
2.1. Работа с учебной литературой, конспектирование
Написание конспекта первоисточника(статьи, монографии, учебника, книги и пр.) – представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию обзора информации, содержащейся в объекте конспектирования, в более краткой форме (Приложение 1). В конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внес его автор, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы. Ценность конспекта значительно повышается, если студент излагает мысли своими словами, в лаконичной форме.Конспект должен начинаться с указания реквизитов источника:
[Григорьев С.Г., Задулина С.В. Математика.М.: Издательский центр «Академия», 2008]
Особо значимые места, примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамку, пометками на полях, чтобы акцентировать на них внимание и прочнее запомнить.
Работа выполняется письменно. Озвучиванию подлежат главные положения и выводы работы в виде краткого устного сообщения (3-4 мин) в рамках теоретического занятия. Контроль может проводиться и в виде проверки конспектов преподавателем.
Деятельность студента:
читает материал источника, выбирает главное и определяет второстепенные моменты;
станавливает логическую связь между элементами темы;
записывает только то, что хорошо уяснил;
выделяет ключевые слова и понятия;
заменяет сложные развернутые обороты текста более лаконичными (свертывание).
Критерии оценки:
- содержательностьконспекта, соответствиеплану;
-отражение основных положений, результатов работы автора, выводов;
- ясность, лаконичность изложения мыслей студента;
-наличие схем, графическое выделение особо значимой информации;
- соответствиеоформлениятребованиям;
- грамотностьизложения;
- конспектсдан в срок.
2.2. Решение прикладных задач и оформление отчетов по практическим работам
Программой самостоятельной работы студентов по дисциплине «Математика» предусмотрена работа по завершению и оформлению практических работ (Приложение 2)
Деятельность студентов:
- организует свою деятельность в соответствии с методическим руководством по выполнению практических работ;
- изучаетинформационныематериалы;
- проводитмини-исследование;
- подготавливает и оформляет материалы практических работ в соответствии с требованиями;
- представляетотчёты в срок.
Критерии оценки:
- грамотность и последовательность изложения содержания проведённого мини-исследования по практической работе;
- оформление в соответствии с требованиями;
- предоставление в срок.
2.3. Подготовка реферата
Реферат сдается на проверку преподавателю за 1-2 недели до зачетного занятия. При оценке реферата преподаватель учитывает:
- соответствиесодержаниятеме;
-грамотность и полнотуиспользованияисточников- связность, логичность и грамотность составления;
- оформление в соответствии с требованиями ГОСТ.
Защита тематического реферата проводится на занятии в рамках часов учебной дисциплины и предусматривает доклад не более 5-7 минут и ответы на вопросы. Общая оценка за реферат выставляется с учетом оценок за работу, доклад, умение вести дискуссию и ответы на вопросы.
Содержание и оформление разделов реферата (Приложение 3)
Титульный лист является первой страницей реферата и заполняется по строго определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем поле дается заглавие реферата, которое проводится без слова " тема " и в кавычки не заключается. Далее, ближе к левому краю титульного листа, указываются фамилия, инициалы студента, написавшего реферат, а также его курс и группа. Справа указываются фамилия и инициалы преподавателя - руководителя работы.В нижнем поле указывается год написания реферата.
После титульного листа помещают оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать их или давать в другой формулировке и последовательности нельзя. Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием / …………… / с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три - пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени.
Введение. Здесь обычно обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание реферата, указывается объект / предмет / рассмотрения, приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы. Актуальность предполагает оценку своевременности и социальной значимости выбранной темы, обзор литературы по теме отражает знакомство автора реферата с имеющимися источниками, умение их систематизировать, критически рассматривать, выделять существенное, определять главное.
Основная часть. Содержание глав этой части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал, обобщать, анализировать, делать логические выводы.
Заключительная часть. Предполагает последовательное, логически стройное изложение обобщенных выводов по рассматриваемой теме.
Библиографический список использованной литературы составляет одну из частей работы, отражающей самостоятельную творческую работу автора, позволяет судить о степени фундаментальности данного реферата.
В приложении помещают вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы / таблицы, карты, графики, неопубликованные документы, переписка и т.д. /. Каждое приложение должно начинаться с нового листа / страницы / с указанием в правом верхнем углу слова " Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами / без знака " № " /, например, " Приложение 1". Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом " смотри " / оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки - (см. прил. 1) /.
3.4. Подготовка материала-презентации
Доклад - это сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию.
Действия по подготовки презентации:
- сбор и изучение литературы по теме;
- выделение основных понятий;
- введение в текст дополнительных данных, характеризующих объект изучения;
- оформление доклада письменно и иллюстрация компьютерной презентацией;
- сдача на контроль преподавателю.
Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение.
Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать:
- название презентации (доклада)
- сообщение основной идеи
- современную оценку предмета изложения
- краткое перечисление рассматриваемых вопросов
- живую интересную форму изложения
- акцентирование оригинальности подхода
Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока должны сопровождаться иллюстрациями разработанной компьютерной презентации.
Заключение - это ясное четкое обобщение и краткие выводы.
Создание материалов-презентаций– это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint (Приложение 4).
Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы MicrosoftPowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.
Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объема, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.
Согласно программе самостоятельной работы студентов по дисциплине «Математикака» предусмотрено выполнение материала-презентации на тему «Основы теории вероятностей и математической статистики »..Деятельность студента:
- изучает материалы темы, выделяя главное и второстепенное;
- устанавливает логическую связь между элементами темы;
- представляет характеристику элементов в краткой форме;
-выбирает опорные сигналы для акцентирования главнойинформации и отображает в структуре работы;
- оформляет работу и предоставляет к установленному сроку.
Критерии оценки:
- соответствие содержания теме;
- правильная структурированность информации;
- наличие логической связи изложенной информации;
- эстетичность оформления, его соответствие требованиям;
- работа представлена в срок.
2.5. Выполнение исследовательской, творческой работы
Структура работы
Работа строится не произвольно, а по определенной структуре, которая является общепринятой для научных трудов.
Основными элементами этой структуры являются: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, приложения.
Титульный лист является первой страницей работы и заполняется по образцу.После титульного листа помещается содержание, в котором приводятся разделы (главы) работы с указанием страниц.
Во введении в краткой форме обосновываются актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются объект и предмет исследования, указывается избранный метод (или методы) исследования, сообщается, в чем заключаются теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов.
В главах основной части работы подробно рассматриваются методика и техника исследования и обобщаются результаты. Все материалы, не являющиеся важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложения. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме исследовательской работы и полностью ее раскрывать. Эти главы показывают умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал.
В заключении предполагается наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом указывается, в чем заключается ее главный смысл, какие важные результаты получены.
В конце работы приводится список литературы. В тексте работы могут быть ссылки на тот или иной научный источник (номер ссылки должен соответствовать порядковому номеру источника в списке литературы).
В приложениях помещаются вспомогательные или дополнительные материалы. В случае необходимости приводятся дополнительные таблицы, графики, рисунки, и т.д.
Оформление и представление зачетной работы
Титульный лист исследовательской работы оформляется по образцу.
Исследовательская работа печатается строго в последовательном порядке. Не допускаются разного рода текстовые вставки и дополнения.
Порядок форматирования:
Текст исследовательской работы печатается шрифтом Times New Roman (14 пунктов), с полями: левое – 3 см (30 мм), правое – 1,5 см (15 мм), верхнее – 2 см (20 мм), нижнее – 2 см (20 мм). Выравнивание текста - по ширине листа. Междустрочный интервал – полуторный. Контуры полей не наносятся. Формулы в текст можно вписать вручную (черными чернилами).
Отступ первой строки абзаца составляет 1 см.
Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке не допускается.
Работа помещается в папку-скоросшиватель с прозрачным верхним листом (вкладывать в файлы страницы работы не допускается, в файл помещаются только страницы приложений, содержащие приклеенные фотографии, гербарии и т.п.). Диск с программным продуктом помещается в отдельный прозрачный файл и закрепляется во избежание самопроизвольного выпадения.
Примерные темы исследовательских, творческих работ
1. Исследование товарооборота магазина и перспективное его планирование
2. Создание математической модели некоторых показателей деятельности торгового предприятия.
3. Математические методы в экономике торгового предприятия
Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы студентов
Качество выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов оценивается посредством текущего контроля самостоятельной работы студентов. Текущий контроль СРС – это форма планомерного контроля качества и объема приобретаемых студентом компетенций в процессе изучения дисциплины, проводится на практических и семинарских занятиях и во время консультаций преподавателя.
Максимальное количество баллов «отлично»студент получает, если:
обстоятельно с достаточной полнотой излагает соответствующую тему;
дает правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;
может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;
правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом данного материала.
Оценку «хорошо» студент получает, если:
неполно, но правильно изложено задание;
при изложении были допущены 1-2 несущественные ошибки, которые он исправляет после замечания преподавателя;
дает правильные формулировки, точные определения,понятия терминов;
может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;
правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом данного материала.
Оценку «удовлетворительно» студент получает, если:
неполно, но правильно изложено задание;
при изложении была допущена 1 существенная ошибка;
знает и понимает основные положения данной темы, нодопускает неточности в формулировке понятий;
излагает выполнение задания недостаточно логично и последовательно;
затрудняется при ответах на вопросы преподавателя.
Оценка «неудовлетворительно» студент получает, если:
неполно выполнено задание;
при изложении были допущены существенные ошибки, т.е. если оно не удовлетворяет требованиям, установленным преподавателем к данному виду работы
.
Заключение
Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами. Это выполненные задания, упражнения, решенные задачи, написанные сочинения, заполненные таблицы, построенные графики, подготовленные ответы на вопросы.
Таким образом, широкое использование методов самостоятельной работы, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его стремление к постоянному овладению знаниями и применению их на практике.
Литература
Измайлова М.А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов: Методическое пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008.
Алексеева Л.П., Норенкова Обеспечение самостоятельной работы студентов. Ж. «Специалист» № 6, 2005 г.
Вычегжанина Т.В. О самостоятельной работе студентов. Ж. «Специалист» № 4, 2005 г.
Зимина И.В., Мазурская З.Я. О самостоятельной работе студентов. Ж. «Специалист» № 11, 2005 г.
Козина Е.Ф. (МПГУ). К вопросу о самостоятельном, проблемном и исследовательском общении. Ж. «Специалист» № 7, 2006 г.
Пан Н.В. Особенности самостоятельной работы студента. Ж. «Специалист» № 3, 2005 г.
Приложения
Приложение 1
Образец оформления конспекта
КОНСПЕКТ
Первоисточника (главы монографии, учебника, статьи и пр.)
«_______________________________________________»
выполнил Ф.И.О. студента, курс, группа, специальность
Фамилия автора, полное наименование работы, места и год издания
План
1.
2.
3.
4.
(далее раскрываются вопросы плана)
1.
1.1.
1.2.
2.
2.1.
Приложение 2
Образец титульного листа
Наименование
учебного заведения
ОТЧЁТ
по практической работе № ___
Тема: «__________________________________________________________»
Выполни л (а) Руководитель:
___________________ ___________________ Ф.И.О. студента Ф.И.О. преподавателя
_________________
курс, группа
_________________
специальность
Ульяновск 2013
Содержание
Цель работы
Оборудование
Порядок проведения работы
Контрольные вопросы и задания
Вывод (заключение)
Литература
Приложение 3
Образец титульного листа
Наименование
учебного заведения
Р Е Ф Е Р А Т
____________________________________________________________________
Выполни л (а)
Ф.И.О. студента
курс, группа
специальность
Проверил
Ф.И.О. преподавателя
Ульяновск 2013
Образец оглавления
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ................................................................................................................................................... 2
Глава 1 ....................................................................................................................................................... 3
Глава 2 ....................................................................................................................................................... 6
Глава 3 ....................................................................................................................................................... 10
Заключение ............................................................................................................................................... 14
Список литературы................................................................................................................................... 16
Приложение 4
Образец оформления презентации
Первый слайд:
Тема информационного сообщения (или иного вида задания):
_____________________________________________________
Подготовил: Ф.И.О. студента, курс, группа, специальность
Руководитель: Ф.И.О. преподавателя
Второй слайд
План:
1. ______________________________.
2. ______________________________.
3. ______________________________.
Третий слайд
Литература:
Четвертый слайд
Лаконично раскрывает содержание информации, можно
включать рисунки, автофигуры, графики, диаграммы
и другие способы наглядного отображения информации