Урок по природоведению в специальной (коррекционной) школе VIII вида на тему: Свойства воздуха при нагревании и охлаждении (6 класс)
6 класс
Урок_____
Тема: Свойства воздуха при нагревании и охлаждении.
Цель: дать представление о свойствах воздуха при нагревании и охлаждении.
Задачи:
коррекционно – образовательные: повторить изученные свойства воздуха, познакомить учащихся со свойством воздуха расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении.
коррекционно – развивающие: развитие связной речи, обогащение словаря новыми понятиями, формирование умений делать умозаключения и выводы, устанавливать причинно – следственные связи.
воспитательные: повышение познавательного интереса к изучению окружающего мира.
Оборудование: лабораторное оборудование: колбы, трубочки, карточки с заданиями.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.
Календарь погоды.
Прежде чем перейдём к изучению нового материала, повторим то, что изучали на прошлом уроке.
2. Проверка выполнения домашнего задания.
а). Фронтальный опрос:
- Что такое воздух?
- Какими свойствами обладает воздух?
- Что такое упругость?
- Расскажите, как доказать, что воздух сжимаем и упруг?
- Где человек использует свойство упругости воздуха?
- Что такое теплопроводность?
- Как доказать что воздух плохо проводит тепло?
- Расскажите, как люди используют плохую теплопроводность воздуха для сохранения тепла?
- Почему звери и птицы зимой не замерзают?
- Почему растения, укрытые пушистым снегом не замерзают?
б) Карточка
1. Задание
Теплопроводность – это______________________________________________
____________________________________________________________________
2. Какие вещи необходимо одевать для сохранения тепла. Отметь знаком «+».
3. Актуализация знаний учащихся по теме урока?
Вы уже знаете, что происходит с водой при нагревании и при охлаждении? А происходят ли такие явления у воздуха? (ответы детей)
4. Сообщение темы и целей урока:
- Сегодня на уроке вы узнаете, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении (отметить, что только при охлаждении).
Тема: Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.
5. Объяснение нового материала.
Рассказ учителя с демонстрацией опытов.
а) Что происходит с воздухом при нагревании
Учащиеся по ходу демонстрации опытов делают записи.
Словарная работа:
РАСШИРЕНИЕ
НАГРЕВАНИЕ
Опыт 1 «Нагревание воздуха в колбе»
Конец трубочки опустили в стакан с водой. Нагрели колбу, обхватив её руками. Скоро заметили, что из трубочки начали выходить пузырьки воздуха. Это произошло потому, что воздух при нагревании расширяется и не умещается в колбе.
Вывод: воздух при нагревании расширяется.
Свойство горячего воздуха расширяться используется людьми довольно часто и одна из сфер применения горячего воздуха – воздушные шары.
ФИЗМИНУТКА
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
- А что происходит при охлаждении воздуха. Узнаем из следующего опыта.
- Словарная работа:
ОХЛАЖДЕНИЕ
СЖАТИЕ
Опыт 2. «Охлаждение воздуха в колбе»
Положили на колбу, с которой ставили первый опыт, тряпку, смоченную холодной водой. Вода из стакана начала входить в трубку и подниматься по ней. Чтобы лучше видеть, как поднимается по трубочке вода, её предварительно подкрасили.
Вывод: воздух при охлаждении сжимается.
Воздух, так же как и жидкие и твёрдые тела, расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении.
Мы знакомимся со свойствами воздуха при нагревании и охлаждении.
Провести опыты, которые подтверждают свойства воздуха расширяться и сжиматься вы можете в домашних условиях.
Объяснение проведения опыта
Свойства воздуха при нагревании расширяться, а при охлаждении сжиматься легко проверить с помощью обычной бутылки и шарика. Очень наглядный опыт! Обычный воздух в пластиковой бутылке будет в этом опыте главным героем. Шарик – покажет вам, как будет «вести себя воздух».
Самое простое и доступное – погрузить конструкцию в горячую воду. Воздух в бутылке нагревается, расширяется, шарик надувается.
Потом перемещаем бутылку с шариком в холодную воду или оставим остывать на воздухе. Объем воздуха в бутылке уменьшается, шарик сдувается.
Первичное закрепление и коррегирование знаний.
Работа с учебником.
Чтение по цепочке стр. 68 - 69.
6. Закрепление изученного материала
1. Фронтальный опрос
Что происходит с воздухом при нагревании?
Что происходит с воздухом при охлаждении?
Расскажите как доказать, что воздух при нагревании расширяется?
Расскажите как доказать, что воздух при охлаждении сжимается?
7. Подведение итогов урока. Оценка.
- Какую тему изучали на уроке?
- Что вам запомнилось?
Оценить работоспособность учащихся.
8. Домашнее задание.
1 гр. стр. 68 - 69, читать, пересказывать.
Д/п. стр. 68 - 69, читать, отвечать на вопросы.
Дополнительное задание.
Проведение опытов «Доказательство свойства воздуха расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении»
13PAGE 15
Рисунок 315