Урок по природоведению в специальной (коррекционной) школе VIII вида на тему: Упругость воздуха (6 класс)

«Рассмотрена»
Руководитель МО
____________/Т.А. Шереметьева
Протокол № ___
от «_____»________20__г.

«Согласована»
Заместитель директора по УР _____________/_А.А.Адаева

«__»____________20____г.

«Утверждена»
Директор
____________/Н.А.Ларина/
Приказ № ___
от «____»_____________20__г.













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Шереметьевой Т.А., I квалификационной категории


по природоведению 6 класс





















2014 - 2015 учебный год
г. Маркс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида изучается теоретический курс по биологии «Неживая природа». Программа данного курса предполагает сообщение учащимся основных знаний по неживой природе, формирование представлений об окружающем мире. Обучающиеся получат знания об объектах неживой природы, их свойствах и значении в природе и в хозяйственной деятельности человека, об охране и рациональном использовании природных богатств. Изучение природоведческого материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового воспитания школьников, способствуя социализации учащихся.
Учащиеся с нарушением интеллекта испытывают трудности в овладении природоведческими знаниями и умениями, поэтому обучение необходимо строить на принципах доступности, систематичности, наглядности, связи теории с практикой, принципе краеведения, опираясь на личный опыт учащихся. Организация учебной деятельности осуществляется посредством словесных, наглядных и практических методов обучения, а выбор методологических приемов зависит от цели, содержания и формы организации урока.
Большие требования предъявляются к подбору наглядного материала (печатных пособий, коллекционных, натуральных объектов, приборов, моделей и т.д.) и способу их демонстрации. Целесообразность использования разных видов наглядности обусловлена особенностями восприятия учащихся, поэтому необходимо включить в процесс познания природоведческих представлений все анализаторы ребенка.
Данная программа предполагает проведение практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. В 6 классе программой не предусмотрено выполнение лабораторных работ. Учащиеся знакомятся с лабораторным оборудованием, с его назначением в процессе демонстрации опытов учителем и выполнении ими практических работ. При выполнении практических работ обучающиеся приобретут навыки работы с самым простым лабораторным оборудованием (химическими стаканами, колбами), измерительными приборами (термометрами, линейками), оптическим инструментом (лупой). Приобретенные навыки и знания будут им необходимы в последующие годы изучения биологии, а именно в 7 и 9 классах.
Организация разных видов деятельности учащихся на уроке способствует не только формированию знаний, умений и навыков по данному курсу, но и развивает любознательность, повышает интерес к изучаемому предмету, а также более эффективно позволяет осуществлять коррекцию познавательных процессов и личностных качеств учащихся.
Особое внимание на уроках уделяется развитию связной речи учащихся и обогащению словаря природоведческой терминологией. С этой целью в обязательном порядке проводится систематическая словарная работа. Учитывая особенности речи детей необходимо работать над осознанным пониманием терминов, используя различные виды наглядности, обеспечивая связь слова и зрительного образа по схеме: натуральный предмет (макет) – картина – табличка с названием предмета. Главным условием развития связной речи учащихся является предъявление требований к оформлению самостоятельного высказывания (полное развернутое предложение). Развитию речи способствуют объяснительное чтение, пересказ, повторение объяснений учителя, рассуждения по результатам наблюдений, практических и работ и т.д.
Важным на уроках биологии является развитие активности, самостоятельности, умения планировать свою работу, применять знания на практике. Этому способствуют проведение практических и самостоятельных работ (как вид деятельности). Программа курса предлагает большое количество различных практических упражнений и заданий, так как в процессе их выполнения осуществляется прочное и осознанное усвоение знаний.
Начинается изучение курса с раздела «Природа», в котором в краткой форме представлен материал о предметах и явлениях неживой природы, их изменения. Во втором разделе «Небесные тела» сообщаются сведения о планете Земля, формируются представления о смене дня и ночи, смене времен года. Данные раздел – вводный- содержит материал ознакомительного характера и является подготовительным к изучению основных разделов курса.
Система уроков по теме « Вода» предполагает формирование у учащихся основных сведений о воде, её свойствах и значении, использовании их быту и хозяйственной деятельности человека, охране водных ресурсов. Учебный материал изучается на основе практической деятельности учащихся, которая организуется посредством наблюдений, демонстрации опытов. Содержание тем имеет социально- практическую направленность: формирование у учащихся знаний о способах очистки воды и охране водных ресурсов, определяется личный вклад каждого человека (что ты сможешь сделать?). Работа по данной теме способствует экологическому воспитанию детей. По завершению изучения раздела «Вода» планируется проведение урока обобщения и систематизации знаний- закрепление полученных знаний по данной теме, формулирование выводов, закрепление целостного представления о воде. В процессе изучения данного раздела осуществляются межпредметные связи с математикой (практическая работа «Измерение температуры воды»), географией («Вода в природе»).
При изучении раздела «Воздух» уточняются представления учащихся о значении воздуха в природе и жизнедеятельности человека, формируется понятие о воздухе как газообразном веществе, изучается состав воздуха (кислород, углекислый газ, азот), рассматриваются основные свойства воздуха и их использование в быту. Основные понятия данного раздела формируются с опорой на полученные знания о воде, в процессе сравнительного анализа с её свойствами. Изучение свойств воздуха организуется посредством демонстрации опытов. Особое значение при изучении раздела «Воздух» имеет формирование у учащихся с нарушением интеллекта физических, химических и экологических знаний (загрязнение воздуха промышленными отходами, его влияние на жизнь живых организмов планеты, формирование природоохранной позиции), формирование санитарно- гигиенических навыков (гигиена органов дыхания). Завершается изучение раздела «Воздух» сообщением сведений о значении воздуха в природе и жизни живых организмов, в том числе и человека, о загрязненности воздуха, необходимости охраны воздуха. Учащимся даются сведения о взаимосвязи живой и неживой природы.
Раздел «Полезные ископаемые» является наиболее сложным для восприятия учащимися, так как содержит большое количество формируемых понятий и связей между предметами и явлениями. При изучении данного раздела рассматриваются вопросы о свойствах, внешнем строении полезных ископаемых, их значении в природе способы использования в хозяйственной деятельности человека. Учебный материал предлагает сведения о полезных ископаемых, добываемых в данной местности и Саратовской области (запланирована экскурсия в краеведческий музей). Основным методом обучения является наглядно- практический, реализуемый в процессе предметной деятельности учащихся с коллекциями полезных ископаемых и их производных, демонстраций опытов.
Содержание учебного материала данного раздела имеет воспитательное значение и способствует также экологическому воспитанию учащихся - формирование природоохранительной позиции, воспитание бережного отношения к природным ресурсам страны и понимание их значимости в природе и жизнедеятельности человека. При изучении тем раздела «Полезные ископаемые» реализуются межпредметные связи с уроками географии («Полезные ископаемые России»), СБО (полезные ископаемые, используемые для получения строительных материалов), «Цветоводство и декоративное садоводство» (виды минеральных удобрений, их значение).
Раздел «Почва» является пропедевтическим к изучению курса «Растения. Грибы. Бактерии» и служит переходом к изучению живой природы. Формируемые в процессе обучения представления и понятия способствуют формированию агротехнических умений и навыков (земледелие, садоводство). Программный материал имеет практическую направленность, связывает теорию с практикой, с жизнедеятельностью человека. В процессе обучения учащиеся получают основные знания о составе, свойствах и типах почвы, её значение в народном хозяйстве (плодородие), которые закрепляются на практических занятиях по обработке почвы, уходу за растениями. Содержание данного раздела способствует социальной адаптации и профессиональной ориентации учащихся с нарушением интеллекта (Цветоводство и декоративное садоводство). Учебный материал имеет краеведческую направленность: учащиеся знакомятся с типами почв данной местности. Учитывая, что многие учащиеся проживают в сельской местности, уроки, связанные с тематикой «Обработка почвы», необходимо проводить, опираясь на личный опыт детей, на результаты их наблюдений за трудом взрослых. Структура раздела «Почвы» предусматривает проведение экскурсий, демонстрации опытов, проведение практических работ.
Заканчивается изучение курса «Неживая природа» повторением материала изученного за год.
Контроль за качеством усвоения знаний осуществляется на каждом уроке, посредством проверки выполнения домашних заданий, устного опроса, выполнения тематических тестов и др, с обязательным проведением работы над ошибками. В конце изучения каждого раздела курса проводится урок повторения и обобщения знаний и предусматривает проведение самостоятельной письменной работы в виде тестирования. Промежуточная аттестация по курсу биология в 6 классе проводится в виде письменной контрольной работы (теста) в конце 4 четверти, на которую отводится 1 час.
Изучение учебного материала рассчитано на 68 часов в год (2 ч. в неделю). Из них на изучение теоретического материала – 54 ч. , экскурсий – 4 ч., практических работ- 5 ч., самостоятельных и контрольных работ _-_5 ч
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по биологии 6-9 классы под редакцией В.В.Воронковой. Автор Сивоглазова В.В. Сборник 1. Москва, «Владос» 2012 г.


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Природа – 5 ч.
Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей в газы. Для чего нужно изучать неживую природу.
Небесные тела
Планета на которой мы живем- Земля. Форма и величина земли. Смена дня и ночи. Смена времен года.

Вода- 13 ч.
Вода в природе. Свойства воды: непостоянство формы, текучесть; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении. Три состояния воды. Термометр и измерение температуры. Способность воды растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.) Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Учет и использование свойств воды. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Бережное отношение к воде. Охрана воды.

Демонстрация опытов:
1. Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.
2.Растворение соли, сахара в воде.
3. Очистка мутной воды.
4. Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды.
5. Определение текучести воды.

Практическая работа.
Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей.

Воздух- 11 ч.
Свойства воздуха: прозрачный, бесцветный, упругий. Использование упругости воздуха. Плохая теплопроводность. Использование этого свойства в быту.
Расширение воздуха при и нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, а тяжелый холодный опускается вниз. Движение воздуха.
Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значения кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине.
Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Борьба за чистоту воздуха.

Демонстрация опытов:

Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва).
Объем воздуха в какой – либо емкости.
Упругость воздуха.
Воздух - плохой проводник тепла.
5. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.
6. Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодногов теплую (циркуляция).
Наблюдение за отклонением пламени свечи.

Полезные ископаемые- 19 ч.
Полезные ископаемые и их значение.
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, известняк, песок, глина.
Горючие полезные ископаемые
Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование.
Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.
Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений.
Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов (железная и медная руды и др.), их внешний вид и свойства.
Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.).

Демонстрация опытов:
1. Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагоемкость торфа и хрупкость каменного угля.
2. Определение растворимости калийной соли.

Практическая работа.
Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов.

Экскурсии
1. В краеведческий музей «Полезные ископаемые, добываемые в Марксовском районе»
2. К месту добычи песка (песчаный карьер).

Почва- 13 ч.
Почва верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва.
Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.
Минеральная и органическая части почвы. Перегной органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные вещества минеральная часть почвы.
Песчаные, глинистые и черноземные почвы.
Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать.
Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.
Основное свойство почвы плодородие.
Местные типы почв: название, краткая характеристика.
Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Охрана почв.

Демонстрация опытов:
Выделение воздуха и воды из почвы.
Обнаружение в почве песка и глины.
Выпаривание минеральных веществ из водной вытяжки.
Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.

Практические работы.
1. Различие песчаных и глинистых почв.
2.Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование лопатой и граблями;
3. Вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами.

Экскурсия к почвенным обнажениям.

Повторение – 7 ч.
Неживая природа. Вода.
Воздух.
Полезные ископаемые.
Почва.
Что мы узнали о неживой природе?
Экскурсия в природу «Природа живая и неживая».



УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Название разделов
Количество часов

1
Природа.
5

2
Вода
13

3
Воздух
11

4
Полезные ископаемые
19

5
Почва
13

6
Повторение.
7


Всего
68












ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:
- отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
- характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
- некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, воздуха; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха.

Учащиеся должны уметь:
- обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;
- проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.


КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
обучающихся применительно к различным формам контроля знаний
Устный ответ.

Оценка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи; творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Оценка "4" ставится в случае:
1.Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1.Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении необходимость незначительной помощи преподавателя.
2.Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3.Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка "2" ставится в случае:
1.Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2.Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3.Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка "1" ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.
Примечание.
По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка письменных самостоятельных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1 .Выполнил работу без ошибок и недочетов,
2.Допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1 .Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2.Не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
1 .Не более двух грубых ошибок.
2.Не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета,
3 .Не более двух-трех негрубых ошибок,
4. Не более одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. При отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
2. Правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1. Не приступал к выполнению работы.
2.Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
3 .Было допущено более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка практических работ
Оценка «5» ставится в том случае, если
- учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
- самостоятельно подобрал необходимое оборудование, всю работу провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов, соблюдая требования безопасности труда;
- в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи таблицы, рисунки, графики.
Оценка «4» ставится в том случае,
- если выполнены требования к оценке «5», но работа проводилась в условиях, не обеспечивающих достаточной точности, или допущено два-три недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка "3" ставится, если ученик:
-правильно определил цель работы; выполняет её правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
-подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу провел с помощью учителя; или в ходе проведения были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
Работа проводилась в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большой погрешностью; или в отчёте допущены в общей сложности не более двух ошибок (в вычислениях, графиках, таблицах,, схемах и т.д.) не принципиального для данной работы характера.
Допускает грубую ошибку в ходе работы (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Оценка "2" ставится, если ученик:
Не определил самостоятельно цель работы; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
Работа, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно,
В ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе работы, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка "1" ставится, если ученик полностью не сумел начать и оформить работу; не выполняет её; показывает отсутствие умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.
Примечание.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся в конце урока.

Оценка умений проводить наблюдения.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1.Правильно по заданию учителя провел наблюдение.
2.Выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса).
3.Логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.
Оценка «4" ставится, если ученик:
1 .Правильно по заданию учителя провел наблюдение.
2.При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенные.
3.Допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1.Допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
2.При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые.
3.Допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1.Допустил 3-4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
2.Неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса).
3.Допустил 3-4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов,
Оценка "1" ставится, если ученик не владеет умением проводить наблюдение.
Примечание.
Оценки с анализом умений проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчёта.

Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.
Грубыми считаются следующие ошибки:
1.Незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения.
2.Незнание наименований единиц измерения (математика, биология, география, трудовое обучение).
3.Неумение выделить в ответе главное.
4.Неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений.
5.Неумение делать выводы и обобщения.
б.Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
7.Неумение подготовить оборудование, провести работу, наблюдения, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
8.Неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками.
9.Нарушение техники безопасности.
10.Небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
К негрубым ошибкам следует отнести:
1 .Неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными.
2.Ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.).
3.Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения работы, наблюдения, условий работы прибора, оборудования.
4.Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (например, изменение угла наклона) и др..
5.Нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными).
6.Нерациональные методы работы со справочной и другой литературой.
7.Неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
К недочетам следует отнести:
1 .Нерациональные приемы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, заданий.
2.Ошибки в вычислениях
3.Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
4.Орфографические и пунктуационные ошибки


Перечень учебно-методического обеспечения:
Учебник: Н.В.Королёва, Е.В. Макаревич «Естествознание. Неживая природа» для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. «ГИЦ «Владос» 2005г.








13PAGE 15


13PAGE 14115




15