Сравнительный анализ традиционного урока и урока нового типа
Сравнительный анализ традиционного урока и урока нового
типа
Этапы урока Традиционный урок Урок современного типа
Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют («открывают») сами учащиеся
Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться.
Например: Тема нашего урока «Реки». Цели урока учителем определяются через образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные)
Цели урока должны быть сформулированы так, чтобы конечный результат на уроке определялся в наблюдаемых действиях учащихся, причем таких, которые учитель или другой эксперт могут надежно опознать (диагностичность цели)
Обучающиеся должны участвовать в целеполагании, формулировать личностный смысл урока. Наивысший уровень сформированности целеполагания (А.Г.Асмолов) – самостоятельная формулировка целей учащимися через определение границ знания и незнания
Например: в начале урока дается загадка, отгадка к которой будет открыта при работе материалом.
Предлагаю отгадать загадки:
Течет, течет – не вытечет;Бежит, бежит – не выбежит.
Не конь, а бежит, Не лес, а шумит.
Между гор, между долБежит белый конь.
В нее льется, из нее льется,Сама по земле плетется
Сообщаю тему урока: Вы уже поняли, что тема урока … (Реки)Запишите в тетрадь. Обратите внимание на карту. Вы увидите множество нитей голубого цвета, их огромное множество. Все это реки.
Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
Цель нашего урока:
Изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек в зависимости от рельефа и климата.
Познакомиться с крупнейшими реками России, мира.
Научиться показывать реки мира, России на карте.
Уметь определять водоразделы и бассейны рек.
Учитель должен поставить перед учащимися учебную задачу, т.е. создать такую учебную ситуацию на уроке, когда они должны осуществить поиск содержательно обобщенного способа действия во всех возможных для данной ситуации частных и конкретных вариантах условий
Предлагаю определить значимые цели урока по теме урока:
Изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек в зависимости от рельефа и климата.
Познакомиться с крупнейшими реками России, мира.
Научиться показывать реки мира, России на карте.
Уметь определять водоразделы и бассейны рек.
Изучение нового учебного материала «Изолированное» изучение учащимися системы научных понятий, составляющее содержание учебного предмета Содержание обучения рассматривается как «субстрат, питающий смысловое развитие учащегося» (смысловая педагогика вариативного развивающего образования). Основной единицей содержания становится проблемная ситуация в единстве предметности и социальности (контекстный подход). В основе усвоения системы научных понятий лежит организация системы учебных действий (системно-деятельностный подход)
Изучение понятия «Что такое река»
Под диктовку учителя дети записывают в тетради определение «что такое река», что такое исток реки, устье и учатся определять их на карте. Урок включает как предметное, так и надпредметное содержание. Предметный контекст по-прежнему важен (особенно включение содержания в контекст решения значимых жизненных задач), но он уже недостаточен. На первом месте стоят задачи формирования УУД (совокупности действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса)
Изучение понятия «Что такое река»
–Разные чувства реки вызывали у поэтов, писателей, художников, а мы попробуем в прозе сказать, что такое река. Постарайтесь ответить на этот вопрос самостоятельно (Дети дают определения).
– А теперь давайте сравним наши определения с научным и запишем его в тетрадь (работа с учебником стр. 96. и раб тетрадью стр. 50).– Человек рождается. Место, где человек родился, называют РодинойИ у реки есть место рождения. Как же оно называется? См. стр. 96 Оно называется – родник или исток.
Трансляция содержания учителем, ученик не задействован в процесс («меня учат»)
Ориентация в процессе обучения на «среднего» учащегося
Реализация содержания связана с выбором технологий обучения учащихся, основанных на уровневой дифференциации обучения, создании учебных ситуаций, реализации проектной и исследовательской деятельности, информационных и коммуникационных технологий обучения
Учитель предлагает вариативное содержание, в зависимости от уровня притязаний, возможностей, интересов школьников. Содержание урока сопряжено с внеурочной деятельностью учащихся, что создает условия для освоения всеми учебного материала, минимально необходимого для последующего обучения, до более глубокого и полного освоения частью детей изученного курса, вплоть до овладения навыками поисковой и исследовательской деятельности
Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учитель создает условия для продуктивного применения знаний и УУД в условиях решения творческих или практических задач. Учащиеся самостоятельно осуществляют учебные действия по намеченному плану (индивидуально или в группах, но решающую роль в достижении цели урока играет учебное сотрудничество)
Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учитель должен осмысленно разработать содержательные критерии для измерения образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных) и заранее предложить их учащимся
Учитель применяет разнообразные формы самоконтроля, взаимоконтроля. Учащиеся самостоятельно осуществляют контроль (наивысший уровень сформированности)
Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учитель создает условия для того, чтобы учащиеся самостоятельно формулировали затруднения и осуществляли коррекцию (наивысший уровень сформированности)
Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учитель ставит перед учащимися задачу оценивания свой деятельности. Учащиеся дают оценку учебной деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Оценивание учителя должно быть дифференцированным с применением различных систем оценивания (5-бальной, многобальной, зачетной, рейтинговой и др.)Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
Проводится рефлексия. Учитель формирует у ученика установку на улучшение результатов своей деятельности, учащиеся анализируют изменения в учебной деятельности на основе сравнения предшествующих и последующих достижений, анализа причин неудач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы в дальнейшем успешное выполнение учебной задачи
Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Предмет География Класс 6 Дата урока 11 сентября № урока 2 § 2
Тема урока География в Средние века (Европа).
Цель урока Дать представление о географии в Средние века.
Задачи урока 1. Дать представление о Средневековье.
4.Формировать навыки самостоятельной работы с источниками информации (учебником, энциклопедиями, интернет-ресурсами).
Тип урока Урок «открытия» нового знания
Решаемые учебные проблемы География в Средние века.
Основные понятия, изучаемые на уроке Физическая география, страноведение, математическое направление в географии (картография)
Ресурсное обеспечение занятия (средства)
Образовательные ресурсы Компьютер, мультимедийный проектор с экраном.
Учебник, дневник следопыта, атлас, презентация
Глобус, карта полушарий, видеоролик.
Используемые элементы технологий Проблемный диалог, ИКТ
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этап урока Содержание
и деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые образовательные результаты
Личностные МетапредметныеПредметные
Р – регулятивные
П - познавательные
К - коммуникативные 1.Мотивация, определение темы и постановка целей урока Приветствует учащихся, определяет их готовность к работе.
Работа с учебником.
«География в Средние века»
-Что мы будем изучать в этом разделе?
Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места
Высказывают свое мнение, отвечая на вопрос.
И определяют тему урока:
География в Средние века. Принятие и освоение социальной роли обучающегоФормирование личностного смысла учения
Р. Организация рабочего места
Р. Восприятие информации- слушание
Р. Самостоятельно определять цель учебной деятельности.
К. Высказывать свою точку зрения, аргументируя ее. 2. Создание проблемной ситуации Демонстрирует презентацию
Задает вопросы:
География-наука древняя. Люди изучали её во все времена.
Добивается формулирования ПРОБЛЕМЫ урока в виде темы или цели. Просматривают презентацию
Высказывают свое мнение
Формулируют вопрос, определяющий проблему.
Чем интересна география Среднего века? Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему.
П. Анализировать, сравнивать и обобщать факты.
К. Умение отвечать на вопросы.
К. Высказывать свою точку зрения, аргументируя ее.
3. Актуализации и пробного учебного действия (построения проекта выхода из затруднения) Задает вопросы:
1. Кого называют «отцом географии»?
2. Как учёные Древнего мира изучали природу?
Ведет диалог по определению последовательности действий, их направленности, возможных источников информации Опираясь на знания географии 5 класса
отвечают на вопросы
Просматривают презентацию.
Выдвигают гипотезы
Составляют план действий:
1.Античный период развития географии.
2.Три направления в античной географии
3.Правила работы с контурными картами. Мотивация к творческому труду.
Мотивация на результат.
Выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях.
Р. Выдвигать версии решения проблемы, выбирать из предложенных, искать самостоятельно средства достижения цели.
Р. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
К. Приводить примеры из жизненного опыта. 4. "Открытие" нового знания Организует просмотр видеофильма «Эратосфен»
Организует работу с учебником стр.6
Демонстрирует презентацию, формируя понятия:
Физическая география
Страноведение
Картография Просматривают видеофильм.
Работают с текстом учебника.
Выполняют упражнение в дневнике следопыта стр. 3
Просматривают презентацию.
Делают выводы о направлениях античной географии Мотивация на результат
Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками
Выстраивать толерантное (уважительно-доброжелательное) отношение к тому, кто не похож на тебя.
Осознанно осваивать разные роли и формы общения.
Р. Умение работать в соответствии с планом
П. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
П. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации.
П. Предъявлять информацию в разных формах (рис, текст, план, таблица, схема, тезисы)
К. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
К. Умение работать в паре, группе
К. Использовать ИКТ для достижения своих целей.
Пояснять термины:
Физическая география, страноведение, математическое направление в географии (картография)
Физминутка5. Применение новых знаний
(включения в систему знаний и повторения) 1) Организует выполнение задания 1 в дневнике стр.3
Контролирует выполнение задания
2) Правила работы с контурными картами. Выполняют задания.
Делают выводы
Принято считать, что названия частей света Европа и Азия были позаимствованы древними греками у вавилонян.
Выполняют задания в группах
Выстраивать толерантное (уважительно-доброжелательное) отношение к тому, кто не похож на тебя.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Р. Осознавать конечный результат деятельности.
П. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации.
К. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
К. Умение работать в паре, группе
К. Использовать ИКТ для достижения своих целей.
Составлять свою «Карту мира» в «Дневнике географа-следопыта».
«Картой мира» в «Дневнике географа-следопыта».
6. Рефлексия (итог урока) 1. Подведение итогов (обобщение)
1. Какие направления географической науки (картография, страноведение, физическая география) развивали Аристотель, Птолемей и Страбон?
2. Подумайте, можно ли считать научным доказательством шарообразности Земли наблюдение за приближением корабля к берегу, когда сначала появляется из-за горизонта мачта, а затем корпус корабля. Обоснуйте свой ответ.
2. Рефлексия
Задает вопросы:
– Какую работу мы сегодня выполняли?
– Чему научились?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто получил отметку в дневнике? За что?
Просит высказать мнение об уроке.
Отвечают на вопросы.
Делают выводы.
Отвечают на вопросы Осознавать результаты работы
Осознавать свои эмоции.
Р. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Р. Осознавать конечный результат деятельности.
Р. Оценивать способы достижения целей.
К. Корректировать свое мнение, достойно признавать его ошибочность
7. Домашнее задание Комментирует домашнее задание. Записывают домашнее задание
Задают вопросы Формирование ответственного отношения к учебе Р. Планировать свою деятельность
§ 2 Вопросы учебника. Упражнения дневника следопыта.
Творческое задание: