«ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».


Выступление на МО

Тема: «ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».




Докладчик: Пилюгина Н.Д
















1.1. Социализация школьников с нарушениями слуха.
Выявлению теоретических закономерностей в процессе социализации детей занимались М. Мид, С.Т Шатский, Н.Ф Голованова, А.С Макаренко, П.П Блонский. Наиболее близкой к нашим представлениям явлется позиция Н.Ф.Головановой в определение понятия "социализация". В ее исследованиях социализация представляется как педагогическая проблема. По мнению Н.Ф.Головановой, педагогика как наука о педагогических процессах выявляет:
cтруктуру социализации, ее взаимосвязи в целостном процессе образования личности,
пути, способы, организационные формы включения воспитанников в социальные отношения,
педагогические условия, помогающие ребенку познавать социальную действительность и осваивать позицию cубъекта социальной жизни.
При определении самого понятия «социализация» мы выделили "социологический подход",при котором "социализация расcматривается как транf1ляция культX'f3_'b0ы от поX'eaо|'eb_'e5ниЯ к$ поколеedиюи, какьhich L'eeбщиа механизм социальног_|loгh наследования, охватывающий и стихийные воздействия среды, и организованные воспитание, образование".
/4, с 13/
Иными словами социализация это самое широкое понятие среди процессов, характеризующих развитие личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (cовместно со взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентации, своего стиля жизни.
В связи с этим положением воспитание представляет cобой cистему целенаправленных, педагогически организованных взаимодействий с детьми, самих детей друг с другом. Именно в таком личностно-деятельностном взаимодействии происходит изменение мотивационно-ценностной системы личности ребенка, возникает возможность для предъявления детям социально значимых норм и способов поведения, поэтому воспитание является одним из главных путей организованной социализации.
Взаимосвязь социализации и воспитания нельзя рассматривать, пренебрегая процессом самовоспитания, так как реально осуществляемая социализация обязательно предполагает свою вторую сущность индивидуализацию: становление личности со всей присущей ей уникальностью и неповторимостью, своеобразное обретение себя. Самовоспитание в этом контексте в высшей степени осознанная и самостоятельная деятельность человека по совершенствованию своей личности, характеризующаяся тем, что он осознает себя и действует как субъект социализации.
Понятие "социализация" характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.
Непременным условием социализации является культурная самоактуализация личности, ее активная работа над своим социальным совершенствованием.
В традиционной отечественной социологии социализация рассматривается как саморазвитие личности в процессе ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями, в результате которых вырабатывается активная жизненная позиция личности./ 4, с 5/
Проблемы включения индивидов с ограниченными возможностями в полном объеме в реальную жизнь общества являются актуальными в современных условиях во всем мире. В рамках Организации Объединенных Наций, ЮНЕСКО разработаны и реализуются программы мероприятий по социализации и социальной адаптации инвалидов на международном уровне.
В настоящее время в проектировании cоциальной политики выделяется две тенденции по отношению к этой категории населения. Приверженцы первой тенденции считают, что общество должно практически принимать проблемы людей с нарушенным слухом и создавать им комфортные условия в среде слышащих.
Вторая тенденция предлагает рассматривать глухих и слабослышащих лиц как особую социальную группу, имеющую свою систему социальных потребностей в плане преодоления ограничений и трудностей коммуникации, но являющуюся одной из равноправных cоcтавных частей общества, существующую с ним в единой социокультурной среде.
В качестве источников социализации индивида выступает передача культуры через различные социальные институты, прежде всего через семью, систему воспитания и образования.
Процесс социализации у этой категории имеет свои особенности, определяемые ролью слуха в формировании социальных навыков.
Если анализировать психологические аспекты особенностей социализации, личностного становления неслышащих, то, прежде всего, необходимо отметить подчеркиваемый всеми исследователями - и социологами и сурдопедагогими и сурдопсихологами, - социальный характер дефекта./ 11, c 29/
По мнению великого сурдопедагога Виктора Ивановича Флери воспитанникам первой в России школы для глухонемых были присущи гордость, самонадеянность как выражение стремления поставить себя на одинаковый уровень со слышащими. Их отличали от слышащих воспитанников обостренное самолюбие, дух противления, недоверие к окружающим и враждебное отношение к неглухим.
"Но в общем, - писал он, - глухонемые не хуже и не лучше других людей, природа одарила их превосходными качествами, которые дают им право на живейшее содействие с нашей стороны". [20, с. 27]
Значимый вклад в дело социализации неслышащих подростков внес Лев Семёнович Выготский выдающийся советский психолог. С его концепции социального воспитания глухонемых детей начался переворот в осмыслении проблем "дефективности". Ему принадлежат слова: "Социальное воспитание победит дефективность. Слепой останется слепым, глухой - глухим, но они перестанут быть дефективными, потому что дефективность есть понятие социальное:"[ 3, с. 28]
Ученый пишет, что необходимо смело взглянуть в глаза этой проблеме как проблеме социальной.  Можно перефразировать его высказывание следующим образом: "Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребенка - значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый или больной орган".
Истинная "природа" личности глухого или слабослышащего являться и выражается прежде всего в том, что он, как и слышащий, обладает всеми возможностями и свойствами, являющимися необходимыми предпосылками его воспитания и обучения. Тем самым определяется сущность подхода и основа развития личности людей с нарушенным слухом. Свойства и качества личности глухих и слабослышащих раскрываются в условиях их деятельности в коллективе.
В статье "Коллектив как фактор развития дефективного ребенка" Л.С. Выготский говорит, что роль коллектива как фактора развития глухонемых детей нигде с такой ясностью не выступает на первый план, как в сфере развития детей.
Главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в их связи с миром, а ограничении мобильности, бедности контактов с сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию.
Ребенок, имеющий нарушения слуха может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои способности, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей.
Ребенок – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек,который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в творчестве , общении, познании.
Цель работы каждого педагога и в целом образовательного учреждения, в частности –содействие в улучшении качества жизни ребенка, имеющего недостатки слуха, защита и представление его интересов в различных кругах, создание условий для выравнивания возможностей детей и подростков, что отличает их интеграцию в общество и создает предпосылки для независимой жизни.
У детей с нарушением слуха, в процессе социализации необходимо формировать целый ряд личностных особенностей:
- творческую и познавательную активность личности, высокий уровень саморегуляции (сюда включаются навыки организации межличностных контактов);
-набор интеллектуально-личностных характеристик, которые свидетельствуют об эрудиции, культуре личности, критичности ума и др., перцептивные свойства личности, которые определяют способность адекватно воспринимать и оценивать участников совместной деятельности;
-навыки общения, потребность в нем;
-адекватную самооценку и уровень притязаний.
Задачи, которые стоят перед работой педагогического коллектива исходя из цели работы по социализации воспитанников:
- Развитие творческих возможностей.
-Пробуждение социальной активности, деятельности ребёнка, который традиционно воспринимался обществом, как больной, нуждающийся в милосердном отношении людей.
- Воспитание чувства собственного достоинства.
- Стремление к самоопределению.
- Формирование способности к выбору жизненной позиции, а не довольствование ролью пассивных потребителей льгот и привилегий, стремление к активному участию в преобразованиях, направленных на улучшение жизни общества.
В процессе социализации ребенок приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определённые ценности и формы поведения. При этом сам активно участвует в освоении норм социального поведения и межличностных отношений, в приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации соответствующих социальных ролей и функций.
Чем старше становится неслышащий ребенок, тем больше возможностей для включения в социум у него появляется. Ребенок с нарушением слуха, обязательно должен принимать самое активное участие в концертах, праздничных утренниках и прочих подобных мероприятиях. Он может читать стихотворения, танцевать, играть на музыкальном инструменте (бубне, барабане, кастаньеах и пр.). Это тоже важный шаг в социализации детей с нарушением слуха публичность учит детей преодолевать стеснительность и страх перед большой аудиторией. Очень полезны для социализации глухих детей экскурсии и походы, организацию которых берет на себя школа, в которых участвуют семейные знакомые и товарищи ребёнка. В этих условиях он учится действовать в группе, в команде; учится подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других. Расширяются представления об окружающем мире, совершенствуется речь ребёнка, потому что он общается с большим количеством говорящих и слышащих людей разного возраста./11, с 15/ Большую пользу приносит неслышащим детям участие в работе кружков и секций.
В ходе работы решаются следующие задачи: выявление причин и преодоление трудностей и негативных моментов при социальных контактах неслышащих подростков друг с другом и со слышащими; обеспечение оптимального микроклимата в детском коллективе, организация разнообразной деятельности - актуальной и интересной для неслышащих детей; расширение знаний о внутреннем мире человека и мире окружающем его, развитие представлений о себе, о своём месте в мире; формирования личности и собственного мировоззрения; развития интереса к словесному общению, совершенствование устной речи и развитие логического мышления как условия полноценной социальной реабилитации; развитие профессиональных интересов и профессионального самоопределения.
Школьник с нарушением слуха обязательно должен принимать самое активное участие в концертах, праздничных утренниках и прочих подобных мероприятиях. Он может читать стихотворения, танцевать, играть на каком-нибудь музыкальном инструменте орфовского оркестра ( металофон, маракасы и др.). Это важный шаг в социализации детей с нарушением слуха публичность учит детей преодолевать стеснительность и страх перед большой аудиторией
Впечатления  детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы. В общую цепь радостных настроений, незабываемых эмоций детства свои особые чувства и переживания вносят праздники. Праздники – это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения. В связи с тем, что для полноценного, всестороннего развития детей с нарушенным слухом необходимо использовать для развития их речи, мышления, координации все возможные ситуации. И праздник в данном случае должен иметь не только развлекательные, но и развивающие, обучающие функции. Главная задача педагогов, используя интерес детей, их увлеченность, синтезировать в данном виде деятельности и эстетическое, и нравственное воспитание, умение видеть и понимать прекрасное, а также все те умения и навыки, которыми дети овладели за весь период обучения. Праздник – это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Праздник – это речевая среда, которая так необходима детям с нарушенным слухом. Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка с нарушенным слухом. В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства:литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. А широкое использование их средств в работе с детьми со сниженным слухом позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их вдвижениях. играх, сопровождая речью.

15