Сценарий открытого внеклассного мероприятия, посвященного проведению недели русского языка в начальной школе.


«История русского языка».
Мероприятие для «Недели Русского языка в начальных классах».
Ведущий (Учитель) Вы любите волшебство и превращения? Если любите, то приглашаем вас на необыкновенную неделю русского языка.Приглашаем в гости к нам Королеву Грамматику.
I ученик.
Грамматика, грамматика –Наука очень строгая!Учебник по грамматикеВсегда беру с тревогой я.Пусть трудна, но без нееПлохо было бы житье.
II ученик.
Люблю тебя, грамматика,Ты умная и строгая.Тебя, моя грамматика,Осилю понемногу я.
III ученик.
Надо дружить с грамматикой, Учить правила, и, если не лениться,Можно всему-всему научиться.
Королева Грамматика. Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наша неделя поможет вам в достижении того чудесного и таинственного, что прячется за словами «русский язык». Русский язык – необыкновенный язык и мы в этом убедимся.I ученик.
И пусть сильней кипит борьба,Острей соревнование,Успех решает не судьба,А только наши знания.
Все.
И соревнуясь вместе с вами,Мы останемся друзьями.Пусть борьба кипит острей,Наша дружба крепнет с ней!
Ведущий:
Молодцы! С сегодняшнего дня у нас в школе будет царить «Неделя русского языка». На этой недели вы должны показать все свои знания в области русского языка. А сейчас я предлагаю немного разобраться в истории родного языка и узнать о его собратьях.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «История Русского языка»
№ 3. Язык –это история народа.Язык –это путь цивилизации и культуры. (А. Куприн)
Объясните, как вы понимаете высказывание писателя А. И. Куприна?
№ 4.Родственными являются языки , которые исторически восходят к одному языку – предку – праязыкуОбоснуйте свою точку зрения.
Все славянские языки (русский, украинский, белорусский, чешский, болгарский, польский и др.) восходят к древнему праязыку, который условно называют праславянским языком.
№ 5.В глубокой древности на этом языке говорил народ, заселяющий обширную территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы.Праславянский язык просуществовал до середины 1-го тысячелетия н. э.
№ 6.С течением времени славянские племена расселились на огромной территории и в связи с этим стали утрачиваться их связи друг с другом. Язык каждой из обособившихся групп племён продолжал развиваться изолированно от других, приобретая новые фонетические, лексические и грамматические особенности.
№ 7.Постепенно славянские языки разделились на три группы:
1). Восточнославянские языки;
2). Западнославянские языки;
3). Южнославянские языки.
№ 8. В 10 веке, с принятием христианства, на Русь стали поступать из Болгарии церковные книги, написанные на старославянском языке. Это способствовало распространению письменности.
№ 9. С течением времени старославянский язык, подвергнувшись звуковому и грамматическому влиянию русского языка, получил название церковнославянского и до 17 века употреблялся как одна из разновидностей русского литературного языка.
№ 10. Древним восточнославянским языком является язык древних восточных славян.
Древнерусским этот язык называют потому, что восточные славяне, создав самостоятельное государство –Киевскую Русь, образовали единую древнерусскую народность.
№ 11.Древнейшие памятники письменности
11-13 веков являются общими для всех восточнославянских языков.
На древнерусском языке написаны такие памятники, как летопись «Повесть временных лет», древнейший свод законов «Русская Правда», «Слово о полку Игореве»
№. 12.В истории русского языка выделяются три периода:
1). 6-7-14вв.;
2). 15-17вв.;
3). 18-20вв.
№ 13. Первый период начинается выделением восточных славян(предков русских, украинцев и белорусов) из общеславянского единства.С этого времени ведёт своё существование и восточнославянский (древнерусский) язык.
№ 14. Начало второго периода – распад единого восточнославянского языка и возникновение языка великорусской народности.
Существенные сдвиги в общественной жизни, происшедшие на рубеже средневековья и нового времени, вызвали серьёзные изменения в языке.
№ 15. Развитие экономических и политических связей Московской Руси, рост авторитета Москвы, распространение документов московских приказов явилось причиной того, что говор Москвы лёг в основу начавшего формироваться в 17веке русского национального языка.
№ 16.В процессе синтеза различных элементов (народно-разговорная основа, черты делового языка, западноевропейские заимствования, славянизмы) вырабатываются нормы русского национального литературного языка. В истории русского языка наступает третий период.
№ 17.Родство славянских языков несомненно. Оно проявляется, например, в лексическом составе. Так, одинаково или похоже звучат некоторые названия близких родственников в русс ком, украинском, белорусском, болгарском, польском и чешском языках. (таблица)
№ 18.Сравнительный анализ родственных языков помогает глубже понять законы их развития, а также исторические связи народов, говорящих на этих языках.
Старославянский язык.
№ 19.Старославянскими называют слова и части слов, пришедшие из старославянского, древнейшего языка славян. В9в. Этот язык был письменным языком в Болгарии, Македонии, Сербии, а в конце 10в. (после принятия христианства) распространился на Руси.
№ 20. Старославянский язык благотворно повлиял на развитие русского языка: обогатил его словами, имеющими отвлечённое значение, пополнил научную терминологию, увеличил количество приставок и суффиксов, обогатил синтаксис русского языка, его стилистические средства.
№ 21. Старославянизмы используются для придания речи особой выразительности, для воссоздания событий прошлого, для стилизации языка отдалённой эпохи, а также для речевой характеристики действующих лиц.
Ведущий (Учитель) А теперь я предлагаю Вам ответить на мои вопросы чтобы определить кто из наших зрителей был самым внимательным (слайд 22)
А теперь, ребята, давайте убедимся насколько интересен, красив, неповторим наш язык и приступим к выполнению занимательных заданий, которые приготовила Вам королева Грамматика.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ С ЗАДАНИЯМИ. Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с заданиями. А теперь скажите, вы любите головоломки и кроссворды? Да? Ну тогда я предлагаю разгадать вот такой необычный кроссворд.
3 класс.
В этом квадрате с буквами спрятались 13 обитателей морей и рек. Отыщи их. Учти, что слова могут быть написаны по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Одно слово – краб – уже найдено.
Я С О С Ь М И Н О Г
Д РО Н К Е Т Ь ЩУ
Е ЗГ М А Х Л У РС
Л О ШЕ РС К РА Б
Ь ПИ Д ПА РС К А
Ф О К У Н Ь К ЮЙ Н
И Л А ЗВ И Е У Т В
Н Ж Д А Т Ь М О Л Ь
ЮЬ К А РА С Ь ЫА
Ч Е ПЯ С Е Л Ь Д Ь
Материал для учителя:
Отгадки к конкурсу «Весёлая грамматика» для 3 класса:
Дельфин 8. акула
Щука 9. кит
Карп 10. рак
Окунь 11. медуза
Карась 12. осьминог
Сом 13. сельдь
Краб
Я С О С Ь М И Н О Г
Д РО Н К Е Т Ь ЩУ
Е ЗГ М А Х Л У РС
Л О ШЕ РС К РА Б
Ь ПИ Д ПА РС К А
Ф О К У Н Ь К ЮЙ Н
И Л А ЗВ И Е У Т В
Н Ж Д А Т Ь М О Л Ь
ЮЬ К А РА С Ь ЫА
Ч Е ПЯ С Е Л Ь Д Ь
4 класс.
В этом квадрате с буквами спрятались 14 названий сладостей. Слова можно искать по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Одно слово – торт – мы за тебя уже нашли.
К ЮВ А Ф Л И М ШТ
РО ПЛ ЮШК А О ПВ Е Н М Л Е Ж РК А
А Т Ё Ф К А Т М О С
РД У С Е Н О Е Л Т
Е И К РО Т Е Л А И
Н ЗЕ Ф И РА А Д Л
Ь ЮХ РЮН Ь Д РА
Е М Л Е Д Е Н Е ЦХ
РМ Я С О ШД Ж Е М
Материал для учителя:
Отгадки к конкурсу «Весёлая грамматика» для 4 класса:
Плюшка 8. Леденец
Мармелад 9. Зефир
Конфета 10. Кекс
Джем 11. Торт
Мёд 12. Изюм
Варенье 13. Вафли
Пастила 14. Шоколад
Какие вы сегодня молодцы! Самые активные ребята получают медаль «Знаток родного языка».
Стихотворение «Выучи русский язык!».
1 -й ученик:
Если ты хочешь судьбу переспорить,Если ты ищешь отрады цветник,Если нуждаешься в твердой опоре,Выучи русский язык!
2-й ученик:
Он твой наставник - великий, могучий,Он переводчик, он проводник,Если штурмуешь познанья кручи,Выучи русский язык!
3-й ученик:
Русское слово живет на страницахМир окрыляющих пушкинских книг.Русское слово - свободы зарница,Выучи русский язык!
4-й ученик:
Горького зоркость, бескрайность Толстого,Пушкинской лирики чистый родник,Блещет зеркальностью русское слово -Выучи русский язык!
5-й ученик:
Мир разобщенных безрадостно тесен,Спаянных мир необъятно велик. Сын мой, работай, будь людям полезен,Выучи русский язык!
Большое спасибо за внимание и за участие в нашем празднике. До скорых встречь.