Методическое пособие Организация самоподготовки в коррекционной школе
Пояснительная записка
В коррекционной школе самоподготовка – одна их форм организации учебного процесса. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством воспитателя.
Цель самоподготовки – формирование навыков самостоятельной работы учащихся.
ЗАДАЧИ
Закрепление и совершенствование знаний, полученных на уроке
Формирование у обучающихся умения самостоятельно трудиться
Учить определять порядок выполнения домашнего задания
Дифференциальный подход к ученикам по рекомендации учителя
Воспитание у детей добросовестного отношения к выполнению задания
Научить работать детей в коллективе
Развивать чувство времени, строго соблюдая режим работы ( во время начинать и заканчивать самоподготовку, делать перерывы)
Воспитание у детей упорства, целеустремленности и любви к учению
Развивать активность и интерес к выполнению работы
Ответственное отношение к выполнению домашних заданий
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОПОДГОТОВКИ
Основное требования:
Разрыв между уроками 1,5-2 часа
1 класс - первое полугодие домашнее задание не дается, но 30 минут ежедневно в игровой форме проводятся задания, связанные с лепкой , рисованием, простейшими счетными операциями ( желательно на свежем воздухе)
Дозировка
1 класс ( второе полугодие) – 30 минут;
2-4 класс – 45 минут;
5- 6 класс – 1,5 часа ( через 45 минут перерыв)
7-9 класс – 2 часа ( через 45 минут перерыв)
Объем домашнего задания
Для сильных учащихся чуть больше половины того, что выполнили на уроке, для слабых учащихся 1/ 3 выполненного на уроке.
ЭТАПЫ САМОПОДГОТОВКИ
1. Подготовительный: ( влажная уборка класса, проветривание, подготовка доски и рабочего места
2. Организационный:
(Настроить детей на самостоятельное выполнение домашнего задания, работать аккуратно).
3. Работа с дневниками:
(Начиная с третьего класса, во 2 классе вспоминают по учебнику, открываю страницу по закладке).
4. Разминка ума: (в начальных классах 2- 3 мин.) дидактическая игра, игровое упражнение или логопедическая минутка, предшествующая соответствующему предмету)5. Повторение правил, по которым будут выполнять задание
6. Самостоятельная работа:
Первым выполняется тот предмет, который наиболее сложный ( чаще с математики или русского языка). Далее идут устные предметы (чтение тихим голосом, ответы на вопросы детей должен дать воспитатель). Педагог проводит индивидуальную работу со слабыми обучающимися, координирует поведение детей; возбудимых – сдерживает от поспешности, медлительных – побуждает к деятельности, неуверенных – подбадривает. Следит за осанкой.
7. Физкультминутка.
8. Проверка домашнего задания
Если большинство детей не поняли материал, то он не выполняется.
СХЕМА АНАЛИЗА ПРОВЕДЕНИЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Объём домашней работы и доступность детям (1/3 содержания урока по сложности не должны превышать, даются подобные задания и выполняются на уроке).
2. Приёмы работы воспитателя, настраивающие детей на самостоятельное выполнение домашнего задания.
3. Отношение к выполнению домашнего задания (по предметам).
4. Занятость обучающихся на самоподготовке (тем кто успел выполнить домашнее задание либо игра, либо чтение книг).
5. Самостоятельность обучающихся при выполнении домашнего задания.
6. Работа воспитателя по предупреждению ошибок.(повторить правила, игра и т.д.)
7. Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода.
8. Особенности работы с отдельными детьми и её результативность.
9. Коррекционная направленность методов и приёмов работы воспитателя, используемых в ходе работы.
10. Качество выполнения домашнего задания ребятами.
11. Соблюдение охранительного режима (Физкультминутка).
12. Роль личности воспитателя (Внешний вид, отношение с детьми, манера держаться, умение предупреждать и ликвидировать конфликтные ситуации, владение дисциплиной).
13. Выводы и общие оценки.
14. Замечания и рекомендации.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ САМОПОДГОТОВКИ
Младшие классы:
«Разминка ума» - 1-2 минуты (пройденный материал повторяется в игровой форме )Воспроизведение домашних заданий по предметам ( ученик должен сказать сам, что задано и как выполнять)
Повторение правил, по которым будут выполнять упражнение.
Самостоятельная работа учащихся ( объяснять всему классу воспитатель не должен)
Проверка: а) фронтальная
б) углубленная ( предлагает досконально проверить то, что задано у 2-3 человек)
6. Итог: а) аккуратность и быстрота выполнения
б) самостоятельность выполнения
Старшие классы:
Воспроизведение домашнего задания по 2-3 предметам, т.е. выполнение по тем предметам, которые надо выполнить за первый час
Повторение последовательности выполнения письменных и устных заданий.
Самостоятельная работа ( необходимость ограничивать по времени выполнение задания)
Проверка а) фронтальная
б) углубленная ( предлагает досконально проверить то, что задано у 2-3 человек)
Методы проверки выполнения домашнего задания
- просмотр письменного задания
- устный опрос по вопросам учебника или по вопросам, рекомендованным учителем
- опрос парами
- игровая форма ( конкурсы, соревнования, викторина)
Итог: а) аккуратность и быстрота выполнения
б) самостоятельность выполнения.
Со второго класса организуются группы доверия.
СТРУКТУРА САМОПОДГОТОВКИ
Младшие классы
I. Организационный момент (подготовка оборудования и рабочего места).
II. Вводная часть (психологический настрой). Воспитатель в игровой форме нацеливает детей на выполнение домашнего задания.
III. Самостоятельная работа учащихся. Следует отметить, что она не должна носить коллективный характер. На этом этапе дети выполняют домашнее задание, воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
IV. Проверка. Осуществляется после каждого предмета
Старшие классы
Организационный момент
Работа дежурного, организация рабочего места, повторить время, число, месяц, день недели
Психологический настрой учащихся на учебную деятельность
- Воспроизведение домашнего задания по дневникам
- Нацеливание на выполнение домашнего задания
- Работа групп взаимоконтроля
-Разминка ума: с 7-9 классами не проводится, или подобрать материал по возрасту
- Повторение правил и памяток проведения самоподготовки.
3. Самостоятельная работа
По отдельным предметам. С 5 класса самостоятельный переход от предмета к предмету.
Проверка домашнего задания.
- поэтапная
-выборочная
- разнообразие форм контроля: взаимоконтроль, фронтальная проверка, углубленная проверка двух, трех детей, привлечение в помощь воспитателю сильных детей.
ТРЕБОВАНИЯ К САМОПОДГОТОВКЕ
Обязательная связь воспитателя и учителя ( тетрадь взаимосвязи, взаимопосещение раз в месяц)
Объем домашнего задания ( 1/3 от классной работы)
Разумное чередование предметов при выполнении домашнего задания
Индивидуальный и дифференциальный подход к обучающимся в ходе работы.
Соблюдение охранительного педагогического режима
Требование методики.
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ ПО ПРЕДМЕТАМ
Чтение
1. Старайся читать целыми предложениями, а не словами.
2. Когда прочитал рассказ, закрой книгу и перескажи про себя главное изпрочитанного.
3. Попробуй ответить на вопросы, которые даны в учебнике к прочитанномурассказу или составленному учителем. Если не сможешь ответить прочитай
рассказ снова.
Письмо
1. Прочитай внимательно задание.
2. Вспомните на какое правило дано задание. Если забыл, найди это правило
в учебнике или тетради и повтори.
3. Сначала прочитай всё предложение, а затем запиши его в тетрадь.
4. Если нашёл ошибку, аккуратно исправь её, зачеркни неверную букву
(слово) и сверху напиши верную букву (слово).
Математика
1. Открой учебник на нужной странице и тетрадь с классной работой. Сначала повтори пройденное правило, затем посмотри, как решились задачи в классе.
2. Прочитай 2 раза условие заданной задачи, обрати внимание на содержание и числовые данные.
3. Повтори про себя условие задачи, если что либо забыл прочитай ещё раз.
4. Запиши сокращенное условие задачи.
5. Определи, что необходимо знать для получения ответа на основной вопрос задачи.
6. Раньше сформируй вопрос к действию, а потом его выполняй.
7. Перед решением примеров повтори необходимое правило, посмотри в тетрадь, как решились такие же примеры в классе.
8. Закончив выполнение задания, проверьте правильно ли оно выполнено.
9. Найденную ошибку зачеркни и сверху напиши правильный ответ
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ФИЗМИНУТОК
Первые признаки утомления во время самоподготовки в группе продленного дня служат сигналом к выполнению физкультминуток. Внешними проявлениями утомления является то, что дети начинают чаще отвлекаться, теряют интерес и внимание, ослабевает память, нарушается почерк, снижается работоспособность. Физкультминутки могут быть использованы всеми воспитателями, особенно в младших классах. Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровообращение внутренних органов, улучшают работоспособность нервной системы. Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-5 минут и включает комплекс из трех-четырех правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.
Требования к проведению физкультминуток:
комплексы подбираются в зависимости от вида занятия, его содержания, должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а, следовательно, их результативность;
физкультминутка проводится на начальном этапе утомления, положительном эмоциональном фоне, так как более позднее их проведение не дает желаемого результата;
предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц;
для каждого класса необходимо выработать 2-3 условных вербально-поведенческих знака («якоря» в терминологии нейролингвистического программирования), позволяющих быстрее и эффективнее переключать обучающихся в другой режим деятельности.
Виды физкультминуток:
упражнения для снятия общего или локального утомления;
упражнения для кистей рук;
гимнастика для глаз;
гимнастика для улучшения слуха;
упражнения для профилактики плоскостопия;
упражнения, корректирующие осанку;
дыхательная гимнастика.
При проведении физкультминутки возможны следующие ошибки:
подбор упражнений без учета вида деятельности на данном уроке;
увеличение или уменьшение продолжительности упражнений (не учитывается степень утомления детей);
выполнение движений с недостаточной амплитудой движений.