ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
УДК________ Паршина Н.А.
Студентка ЛПИ ф СФУ ДПиП
г. Лесосибирск Российская Федерация
ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Актуальность данной темы состоит в том что, культура любого народа оставляет человечеству не только материальные и духовные ценности, но и определенный тип сформированной личности, которая есть и созидатель и продукт данной культуры. Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является формирование музыкальной культуры ребенка. Музыка активизирует восприятие и представление, будит фантазию и воображение, волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я" социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.
Музыкальная культура это — сложная система, в которую входят:
1) музыкальные ценности, создаваемые или сохраняемые в данном обществе,
2) все виды деятельности по созданию, хранению, воспроизведению, распространению, восприятию и использованию музыкальных ценностей,
3) все субъекты такого рода деятельности вместе с их знаниями, навыками и другими качествами, обеспечивающими ее успех,
4) все учреждения и социальные институты, а также инструменты и оборудование, обслуживающие эту деятельность.[57]
Музыкальная культура- многоуровневая система, включающая различные виды и жанры музыкального искусства, композиторское и исполнительское творчество, концертные, театральные и музыкальные образовательные учреждения, клубы, кружки, бытое и домашнее музицирование.[55]
К исследованию данной проблемы обращались такие авторы, как О.П. Радынова которая музыкальную культуру ребенка дошкольного возраста рассматривала как интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения.[34]
Ю.Б. Алиев под музыкальной культурой личности ребенка подразумевал индивидуальный социально-художественный опыт, обуславливающий возникновение высоких музыкальных потребностей. [134]
Д.Б. Кабалевский музыкальную культуру личности ребенка связывал с духовным постижением музыкального искусства. Он считал, что музыкальная грамотность, по сути, и является музыкальной культурой, показана значимость музыкальной культуры для духовно-нравственного развития ребенка; раскрыто содержание видов музыкальной деятельности дошкольников; представлен комплекс современных технологий формирования компонентов музыкальной культуры — звуковысотного слуха, интонирования и др.; обозначены требования к качеству музыки и музыкальных инструментов.[ В работе Н.А. Алдашевой показана значимость музыкальной культуры для духовно-нравственного развития ребенка; раскрыто содержание видов музыкальной деятельности дошкольников; представлен комплекс современных технологий формирования компонентов музыкальной культуры — звуковысотного слуха, интонирования и др.; обозначены требования к качеству музыки и музыкальных инструментов.[53] Из опыта работы в условиях педагогического сотрудничества М.А. Ветровой заместителя заведующего по воспитательно-методической работе и Е. А. Жалельщиковой музыкального руководителя МБДОУ № 441 Д/С "Кузнечик" Нижний Новгород. Новые установки федеральных государственных стандартов дошкольного образования направлены на формирование культуры детей, приобщения их к искусству.
Уже в раннем и младшем дошкольном возрасте очень важную роль играет накопление интонационно-музыкального опыта воспитания музыкального искусства в разных видах и жанрах музыкального искусства. Накопление интонационного опыта воспитания высокохудожественных произведений музыкального искусства и развитие эмоциональной отзывчивости является необходимым условием формирования основ музыкальной культуры детей. Этот ценностный опыт переживаний – тезаурус (сокровищница) музыкальных впечатлений ребёнка – является основой формирования положительного эмоционально-оценочного отношения детей к музыке.
Таким образом, проанализировав литературу и опыт работы музыкальных руководителей, можно сказать с точностью что, тема формирование музыкальной культуры дошкольников актуальна на сегодняшний день, так как через нее формируются все положительные качества ребенка.
Радынова О.П., Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры //Музыкальный руководитель.- №3. 2005.-14-45с.
Тарасова К.В., Музыкальная работа и руководство ею в дошкольном учреждении. //Музыкальный руководитель, №.1- 2007.-79-81с.
Петрушин В.И., Музыкальная психология /В.И.Петрушин-М.:2004. -294с.
Большой энциклопедический словарь. Музыка. – М.: 1998.-90с.
Алдашева Н.А., Сборник научных статей «Обучение и воспитание в период детства: духовно-нравственный аспект» // Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2012. — С.52-57) Кобалевский Д.Б., Как рассказать детям о музыке?/ Изд-во.: Просвещение 2004., 320с.
Алиев Ю.Б., Настольная книга школьного учителя-музыканта/ М.: ВЛАДОС.: 2000. — 336 с.
Электронный ресурс, [www.50ds.ru] Дата обращения: 16.04.2015г.