Статья на тему Воспитание нравственных качеств детей посредством народной игры


Воспитание нравственных качеств детей посредством народной игры
2096135635000«Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и чем играют его дети».
Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимает вопросы нравственного воспитания.
Главным популярным содержанием любого праздника, мероприятия является игра.  Игра обладает большой воспитательной силой. В настоящее время в детско-подростковой среде все чаще народная подвижная игра уступает место компьютерной. Из детских игр практически полностью исчезли традиционная терминология, символика, игровые предметы, способы разметки игрового поля, разделения на команды, правила. Разрушены основные носители игровой культуры детства. Именно эти элементы составляют ядро любой традиционной игры и делают её фактором усвоения и передачи народной культуры. Первостепенная задачей воспитания является расширение игрового спектра детского досуга, сохранение народных традиций, пробуждение детей к активной игровой деятельности. Народные игры прививают ребенку уважение к национальным обычаям, формируют качества личности, ценные для данного этноса, знания культуры своей Родины, нравственные поступки. В социокультурном развитии любого государства народная игра является важным фактором воспитания в процессе подготовки детей к будущей жизни. Игра- сфера комфортного общения, уникальная возможность развития личности и формирования культуры детей. В народной игре заложена генетика прошлого, как и в народных песнях, танцах, фольклоре, поэтому игра-феномен цивилизации. В народной игре Некоторые виды спорта, которыми многие из нас увлекаются так же родились из народных игр, например, бокс из кулачных поединков, хоккей из игры «котел». Характерные особенности народной игры: единая цель, одноплановость действия, игровой зачин («считалка», «жеребьевка»), словесные приговоры и припевы для проведения игрового действия, определение водящего или разделение играющих на группы (театр начинается с вешалки, а народная игра с определения водящего или разделения, играющих на две группы), объяснение условий должно быть кратким и понятным, игра должна носить эмоционально-познавательное содержание. С течением времени народные игры подвергаются изменениям, которые вносят сами дети (обновляют содержание, усложняют правила, используют иной игровой материал). Детям нравится, когда взрослые принимают участие в их играх. Когда они чувствуют себя равными со взрослыми, их поведение становится более серьезными осмысленным. Это очень помогает в воспитательном процессе, сокращая дистанцию между педагогом и детьми.
Русская народная игра “Плетень”
Есть старинная игра, называется “Плетень”. Нам в нее играть охота, нам в нее играть не лень. Раз плетень, два плетень, спрячемся от солнца в тень.Посидим, отдохнем и опять играть начнем. Участники строятся в две шеренги напротив друг друга, сцепив руки в положении крест на крест. По сигналу первая шеренга идет на встречу
второй шеренге, которая стоит на месте, и кланяется ей. Затем отходит на
первоначальные позиции. Тоже делает вторая шеренга. По сигналу дети начинают хаотично передвигаться по площадке, а затем присаживаются. По сигналу дети должны построиться в шеренги. Правила игры. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно построится.Белорусская народная игра “Мельница” Закружилась мельница, крыльями вертя.Мельница-бездельница, кружит не спеша.Но подует суховей, заработает быстрей.Дует, дует ветерок, быстро ловит мяч игрок. Кто свой мячик не поймал, тот, наверное, устал.Он в сторонке постоит за другими поглядитВсе играющие становятся в круг на расстоянии не менее 2 м друг от друга. Один из играющих получает мяч и передает его другому, тот третьему и т.д. по кругу. Постепенно скорость передачи возрастает. Каждый игрок старается поймать мяч. Правила игры. Игрок, который упустил мяч или бросил его неправильно, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается в игре последним.
Татарская народная игра “Скок-перескок”
Мы займем свои кружки, будем смирно в них стоять,
Но, услышав “Перескок”, быстро бросимся скакать.На одной ноге скачу, я в другой кружок хочу.Надо всех опередить, мне не хочется водить. 
Рисуют мелом большой круг диаметром 15-25 м, внутри него - маленькие кружки 30-35 см для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга. Водящий говорит: “Перескок!” После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.Правила игры. Нельзя выталкивать друг друга из кружков. Двое играющих детей не могут находиться в одном кружке. Нравственное воспитание подрастающего поколения не может быть абстрактным, оно всегда конкретно, национально. Высокие требования к 19437351968500честности, справедливости, доброте, толерантности и другим человеческим качествам заложены во всех народных играх. «Мы перестаем играть не потому, что становимся старше, а становимся старше, потому что перестаем играть!»
Саманцова Э.В.
педагог МБУДО «Дом детского творчества»
Володарского района г. Брянска