Состояние природной среды и жизнедеятельность человека


Явинов Игорь Валерьевич, учитель ОБЖ МКОУ «Лаганская СОШ №3» «Состояние природной среды и жизнедеятельность человека» Задачи:*научиться распознавать факторы, влияющие на состояние природной среды; * освоить знания о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; * научиться оценивать ситуации опасные для жизни и здоровья человека и экологииЦель урока: изучить изменения, происходящие в природе в результате жизнедеятельности человека. «Ничто в природе не исчезает бесследно, кроме окружающей нас среды». (Л. С. Сухоруков) Антропогенный: anthropos – человек (греч. ) genes – рождённый   Антропогенные измененияСтроительство городов, распашка земель, осушение болот, загрязнение воды, озоновые дыры, кислотные дожди,лесопосадки, снижение численности животных, сооружение водохранилища, выпас скота, эрозия почв, опустынивание Строительство городов, распашка земель, осушение болот, загрязнение воды, озоновые дыры, кислотные дожди, лесопосадки, снижение численности животных, сооружение водохранилища, выпас скота, эрозия почв, опустынивание ЫОЬСЛТЦУЕЯМЧЖРАСПАШКАИВПЕФСДНКЖЬТИЫМСНИАТОВЫРУБКАВЛЫБКРАХМАЛКОСТОСУШЕНИЕМПХОПРДАФЙДЯШЩШУТИЕБЬМСПКРАТЮЫБВЬСОТСЛАИЙАЗАТМБОФЫТЩПОВЕРХНОСТЬЕБМОАТРСЧИМОНОПЛОТИНАЖЕЮПОЧКИИКНТЫЛЖЮШМЧЭФК ЫОЬСЛТЦУЕЯМЧЖРАСПАШКАИВПЕФСДНКЖЬТИЫМСНИАТОВЫРУБКАВЛЫБКРАХМАЛКОСТОСУШЕНИЕМПХОПРДАФЙДЯШЩШУТИЕБЬМСПКРАТЮЫБВЬСОТСЛАИЙАЗАТМБОФЫТЩПОВЕРХНОСТЬЕБМОАТРСЧИМОНОПЛОТИНАЖЕЮПОЧКИИКНТЫЛЖЮШМЧЭФК ЫОЬСЛТЦУЕПФРЕОНЫЯМЧЖИРИВПЕФСДСВИНЕЦНКЖЬТИЫМСНИАТОВЛЫБМАСУДОБРЕНИЯЛАШЛЫТКИСЛОТНЫЙСМПФЙДЯШЩШУТИЕБЬМДОЖДЬЮЫБВЬСОТНЕФТЬЕАЗАТМБОФЫТЩРАММТСПИАПВЕБМНИТРАТЫИВОСКТСЬЫРИЙЙЖЕЮИКТЫЛЖЮШМЧЭФК ЫОЬСЛТЦУЕПФРЕОНЫЯМЧЖИРИВПЕФСДСВИНЕЦНКЖЬТИЫМСНИАТОВЛЫБМАСУДОБРЕНИЯЛАШЛЫТКИСЛОТНЫЙСМПФЙДЯШЩШУТИЕБЬМДОЖДЬЮЫБВЬСОТНЕФТЬЕАЗАТМБОФЫТЩРАММТСПИАПВЕБМНИТРАТЫИВОСКТСЬЫРИЙЙЖЕЮИКТЫЛЖЮШМЧЭФК ЫОЬСЛТЦУЕЛОТОСЯМЧЖГЛЮКОЗАИВПЕФСДНКЖЬТИЫМСТЮЛЬПАНААТПОЗВОКНОЧЛНИКНИАТОВЛЫБСАЙГАКШЛЫТСМПФЙДЯШЩШУТИЕБЬКЛОНТИЧЕСКАЯЮЫБВЬСОТДРОНТАЗАТМБОФЫТЩРАММТСПИАПВЕХИТИНБМОАТРСЧИМОНОСАТТХАРИДТСЬЫРИЙЙЖЕЮИКНТЫЛЖЮШМЧЭФК ЫОЬСЛТЦУЕЛОТОСЯМЧЖГЛЮКОЗАИВПЕФСДНКЖЬТМСТЮЛЬПАНААТПОЗВОКНОЧЛНИКНИАТОВЛЫБСАЙГАКШЛЫТСМПФЙДЯШЩШУТИЕБЬКЛОНТИЧЕСКАЯЮЫБВЬСОТДРОНТАЗАТМБОФЫТЩРАММТСПИАПВЕХИТИНБМОАТРСЧИМОНОСАТТХАРИДТСЬЫРИЙЙЖЕЮИКНТЫЛЖЮШМЧЭФК ЫОЬСЛТЦУЕЯМПАРНИКОВЫЙЧЖИРИВПЕФСДНЭФФЕКТЖЬТИЫМСНИАКЛИМАТТОВЛЫБМАСЛАШЛЫТСМПФЙДЯШЩШУТИЕБЬМЭНЕРГЕЯТИЧОКПУНЬЕСКАЯЮЫБВЬЛОСОСЬТНЕРАСТВОРИМЫЕАЗАТМБОФЫАТМОСФЕРАТЩРАММТСПИАПВЕРАДИАЦИЯБМОАТРСЧИВОСКТСЬЫРИЙЙЖЕЮИКНТЫЛЖЮШМЧЭФК ЫОЬСЛТЦУЕЯМПАРНИКОВЫЙЧЖИРИВПЕФСДНЭФФЕКТЖЬТИЫМСНИАКЛИМАТТОВЛЫБМАСЛАШЛЫТСМПФЙДЯШЩШУТИЕБЬМЭНЕРГЕЯТИЧОКПУНЬЕСКАЯЮЫБВЬЛОСОСЬТНЕРАСТВОЗТМБОФЫАТМОСФЕРАТЩРАММТСПИАПВЕРАДИАЦИЯБМОАТРСЧИВОСКТСЬЫРИЙЙЖЕЮИКНТЫЛЖЮШМЧЭФКФЙДЯШЩШУТИЕ «РАСШИФРОВКИ» Группа 1. Проблема «Изменение структуры земной поверхности» Задание. Прочитайте текст, найдите и выпишите в таблицу причины, вызванные деятельностью человека, следствие деятельности и решение проблемыПроблемаПричиныСледствиеПримерВывод      ПроблемаПричиныСледствиеВывод«Изменение структуры земной поверхности»Человек стал вмешиваться в жизнь земной корывозникли техногенные формы рельефа: валы, выемки, бугры, карьеры, котлованы, прогибания земной корыРациональное использование и возобновление природных ресурсов Группа 2. Проблема «Изменение состава биосферы, круговорота и баланса, входящих в неё веществ»Задание. Прочитайте текст, найдите и выпишите в таблицу причины, вызванные деятельностью человека, следствие деятельности и решение проблемы (вывод).ПроблемаПричиныСледствиеПримерВывод      ПроблемаПричиныСледствиеВывод«Изменение состава биосферы, круговорота и баланса, входящих в неё веществ»Человек влияет на компоненты климата и земной коры: выбросы в атмоферу загрязняющих веществ использование минеральных ресурсовИстощение минеральных ресурсов, появление в атмосфере загрязняющих веществ, которые приводят к угнетению жизнедеятельности растений и животных, нарушениям обменных процессов, к отравлению и гибели живых организмовРациональное использование минеральных ресуров, строительство очистных сооружений– фильтров, строительство заводов, работающих по замкнутому циклу, выпуск автомобилей, работающих на водородном топливе, зеленые насаждения. Группа 3. Проблема «Изменения, вносимые в биологическое разнообразие мира»Задание. Прочитайте текст, найдите и выпишите в таблицу причины, вызванные деятельностью человека, следствие деятельности и решение проблемы (вывод).ПроблемаПричиныСледствиеПримерВывод      ПроблемаПричиныСледствиеВывод«Изменения, вносимые в биологичес- кое разно- образие мира»Рост народонаселения, изменение среды обитания, охота, вырубка лесаИстощение рыбных запасов, исчезновение видов животных и растений, создание новых сортов растений, пород животныхРациональное использование биологических ресурсов, ограничение лова рыбы, охоты, создание ОПТ, лесонасаждение  Группа 4. Проблема «Изменение энергетического и теплового баланса»Задание. Прочитайте текст, найдите и выпишите в таблицу причины, вызванные деятельностью человека, следствие деятельности и решение проблемы (вывод). ПроблемаПричиныСледствиеПримерВывод      ПроблемаПричиныСледствиеВывод«Изменение энергетического и теплового баланса»Работа промышленных предприятий, выработка энергииТаяние ледников, повышение уровня Мирового океана, изменение солености, температуры, глобальные нарушения климата, затопление прибрежных низменностей, изменение климата. Нарушение равновесных связей в биосфереИспользование нетрадиционных возобновляемых источников энергии. Это прежде всего энергия Солнца и ветра, тепло земных недр, тепловая и механическая энергия океана. «За все надо платить» - четвертый закон Барри Коммонера Экологические болезни Болезнь «минамата»(яп. 水俣病 минамата-бё:?) — синдром, вызываемый отравлением органическими соединениями ртути. Поражает ЦНС. Симптомы:онемение и слабость в ногах и руках, усталость, звон в ушах, сужение поля зрения, потерю слуха, нечленораздельную речь и неуклюжие движения. Некоторые из тяжелых жертв болезни Минамата сходили с ума, теряли сознание и умирали в течение месяца после начала болезни. (в переводе с японского "больно-больно") возникает от недостатка или избытка микроэлементов в питании человека. Симптомы:  остеомаляция   очень сильная боль в костях, суставах и позвоночнике, гипотония и гипотрофия мышц, патологические переломы и деформации костей, кашель и анемия.  почечнаянедостаточность,  которая приводит к смерти  рак легких у курящих людей ( табак содержит кадмий).Болезнь «итай-итай» Болезнь « юшо»« Черные малютки»Отравление людей полихлорированнымибифенилами (ПХБ).Изменение цвета кожи у людей;Тяжелые поражения внутренних органов(печени, почек, селезенки);Развитие злокачественных опухолей. Алтай Болезнь «желтые дети» В результате уничтожения межконтинентальных баллистическихракет в окружающую среду попали токсичные компонентыракетного топлива гентил и азотный тетраоксид, оба относятся к первому классу опасности.Начали рождаться дети с признаками желтухи и поражениемцентральной нервной системы,возрасла детская смертность.У взрослого населения развивалась гангрена нижнихконечностей.Гнойничковые заболевания кожи. «Чернобыльская болезнь»26 апреля 1986 год-взрыв на 4 энергоблоке Чернобыльской АЭС. У местного населения отмечались симптомы болезни: головная боль, сухость во рту, увеличение лимфоузлов, онкологические опухоли гортани и щитовидной железы, заболеваемости сердечно-сосудистой системы, вспышки различных инфекций, частота мутаций среди детей увеличилась в 2,5 раза, аномалии у каждого пятого новорожденного, примерно треть детей рождались с нарушениями психики.Следы чернобыльского « события» в генном аппарате человечества, посвидетельству медиков, исчезнут лишь через 40 (сорок) поколений. Природа была и всегда будет сильнее человека. Она вечна и бесконечна. Если оставить все как есть, то уже скоро спустя лишь 20-50 лет Земля ответит человечеству неотразимым ударом на уничтожение! Федеральные природоохранные законы: «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.)Водный кодекс Российской Федерации(1995 г.)«О радиационной безопасности населения» (1996)«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999)Разработана « Концепция перехода РФ к устойчивому развитию» в 1996 году. Тест на проверку усвоения знаний (Правильны ли утверждения) Антропогенные изменения в природе, это изменения, происходящие в природе в результате чрезвычайных ситуаций природного характера;Экология изучает закономерности взаимодействия человека и окружающей средыВырубка лесов, распашка земель относятся к форме воздействия человека, приводящая к изменению структуры земной поверхностиАнтропогенные изменения в природе делят на 2 категории преднамеренные и попутные (непреднамеренные)Распашка земель под сельскохозяйственные угодья – это непреднамеренные изменения Тест на проверку усвоения знаний (Правильны ли утверждения) Изменение газового состава атмосферы – преднамеренные измененияОсновной урон окружающей нас природной среде наносят выбросы вредных веществ в атмосферу, сброс сточных вод и накопление твердых отходовИзменения в атмосфере приводит к изменению в других средахРезультатом экологических последствий хозяйственной деятельности человека является ухудшение здоровья человека2017 год – год кино СамооценкаПравильные ответы: 2,3,4,7,8,9 Спасибо за сотрудничество