Реферат по теме: Композиция романа М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени







Реферат

Композиция романа
М.Ю.Лермонтова
«Герой нашего времени»












2012

Содержание

Вступление3
- История создания
- Тема, идея романа
- Значение романа

Композиция романа «Герой нашего времени».5

Роль композиции в сюжете произведения9

Литература10

































2
Вступление

«Герой нашего времени», изданный в 1840 году, занимает особое место среди большого числа произведений с кавказской тематикой. Кавказ оказал сильное влияние на создание романа. Это произведение вышло в свет, когда Михаил Юрьевич Лермонтов отправился из Петербурга во вторую ссылку на Кавказ.
Через два года после появления в печати романа А.И.Герцен писал в своем дневнике: «Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования...»?1
Приветствуя третье издание, В.Г. Белинский писал о лермонтовской книге: «Никто и ничто не помешает ее ходу и расходу, пока не разойдется она до последнего экземпляра; тогда она выйдет четвертым изданием, итак будет продолжаться до тех пор, пока русские будут говорить на русском языке». 2
После прочтения критических отзывов, Лермонтов пишет предисловие ко второму изданию романа.
Из предисловия мы узнаем, что в романе описаны только те события, которые случились с ним во время пребывания на Кавказе.
«Герой нашего времени» - это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии.
Роман публикуется сначала частями. В «Отечественных записках» была напечатана повесть «Бэла», а затем повести «Фаталист» и «Тамань». Создав повести «Бэла», «Фаталист» и «Тамань», Михаил Юрьевич Лермонтов хотел привлечь внимание читателей к своему герою (заинтересовать их и личностью Печорина и его необычной судьбой). Вскоре было выпущено отдельное издание романа, а также добавлены еще две повести – это «Княжна Мери» и «Максим Максимыч».
В 1841 году М.Ю.Лермонтов пишет предисловие ко второму изданию. В процессе работы также изменяется первоначальное название романа «Один из героев нашего века» на «Герой нашего времени».
В. Г. Белинский писал: «Нет, это не собрание повестей и рассказов, - это роман, в котором один герой и одна основная идея, художнически развитая» 3
В романе очень ярко и образно раскрыта тема странничества. В каждой из частей «Героя нашего времени» Печорин показан в совершенно разной среде,
в разном окружении: то это вольные, привыкшие жить по суровым законам природы и патриархального быта горцы («Бэла»), то мир «честных контрабандистов («Тамань»), то праздное светское общество на Кавказских
минеральных водах («Княжна Мери»).


1 Ломунов К. Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». О Лермонтове и его романе. 1985, с.8.
2 Там же. С. 9.
3 Там же. С. 11.


3
Сюжет романа строится так, что герой оказывается причастным ко всем изображаемым жизненным сферам, но в то же время является постоянно отторгнутым.
Основная идея романа – трагедия поколения,
Действительно, прочитав и познакомившись со всеми повестями, можно убедиться, что это роман, где есть идейное содержание и особая форма произведения.






































4
Композиция романа

Композиция романа «Героя нашего времени» сложна. И чтобы разобраться в ней дадим определение, а что же такое композиция?
Композиция (от лат. composition – сложение, состав,compono – слагать, составлять) – построение художественного произведения, определенная система средств раскрытия, организации образов, их связей и отношений, характеризующих жизненный процесс, показанный в произведении. 1
Композиция – расположение и соотнесенность компонентов художественной формы, т.е. построение произведения, обусловленное его содержанием и жанром. 2
А в «Литературной энциклопедии терминов и понятий», композиция – это одна из сторон формы литературного произведения: взаимная соотнесенность и расположение единиц изображаемого и художественно – речевых средств. 3
Из этого можно сделать вывод, что термин «композиция» многозначен.
Каждое произведение имеет свой замысел, где открывается широкая панорама. По мере развития действия раскрывается личная жизнь героя, его индивидуальность. Так для реализации замысла в романе М.Ю.Лермонтова, есть особенный герой. Тип героя Печорина в произведении «Герой нашего времени» расположен в центре внимания автора.
Композиция романа отвечает этой цели: он состоит из двух предисловий и пяти разных эпизодов из жизни. Герой изображается извне, в рассказах о нем, в отношениях к нему других героев и как бы изнутри, в записках о самом себе.
Композиционное единство, согласованность всех частей произведения друг с другом и с общим замыслом писателя – основное условие достижения художественности.
Композиция литературного произведения включает систему образов, композицию сюжета, внесюжетные элементы, способ повествования, детали, речевую композицию.
Говоря о композиции романа «Герой нашего времени», многие исследователи отмечали нарушение хронологической последовательности в истории Печорина, несовпадение «хронологии рассказывания» и «хронологии событий», образующее «двойную композицию», благодаря которой создается впечатление «длительности и сложности сюжета» (Б.Эйхенбаум). По-разному исследователи объясняли эту особенность лермонтовского романа. Например, Е.Н.Михайлова видела в этом способ «объектирования фигуры» центрального героя.


1 Композиция // Словарь литературоведческих терминов. Под ред. Л.И.Тимофеева и С.В.Тураева с.153.
2 Композиция // Литературный энциклопедический словарь с. 164.
3 Композиция // Литературная энциклопедия терминов и понятий с. 287.

5
В романе существует конкретное объяснение, оправдывающее несоблюдение хронологии в рассказе о Печорине.

Сюжетный порядок
Хронологический
порядок

«Бэла»
- Путешествие по Военно–грузинской дороге офицера-повеставователя с Максимом Максимычем.
- Первая часть рассказа Максима Максимыча о Бэле.
- Переезд через Крестовый перевал.
- Вторая часть рассказа Максим Максимыча о Бэле.
- Концовка «Бэлы». Заключение от имени офицера- повествователя.

7

5
8
6
9

«Максим Максимыч»
- Встреча Максима Максимыча с Печориным.
- Включение сообщения о том, Печорин умер.

10
11

«Предисловие к «Журналу Печорина»
- Предыстория того, как Печорин попал на Минеральные воды на Кавказе.

1

«Тамань»
- Дневник Печорина, сделанный в ночь перед дуэлью.

2

«Княжна Мери»
- Окончание повести – запись, сделанная Печориным по памяти в крепости.

3

«Фаталист»
- История с Вуличем, в казачьей станице зимой, до похищения Бэлы.

4


Такое построение дает возможность автору:
- максимально заинтересовать читателя судьбой Печорина;
- проследить историю его внутренней жизни;
- раскрыть образ Печорина двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего самораскрытия;
- как бы оставляя героя в живых, показать свою, авторскую позицию.
В настоящее время эта точка зрения поддержана и развита в работах многих литературоведов. Так, В.А.Мануйлов пишет, что «такое расположение частей романа, усиливает сюжетное напряжение, дает возможность максимально заинтересовать читателя Печориным и его судьбой, постепенно раскрывая во всей противоречивости и сложности его характера.1
Были попытки даже восстановить «биографию» Печорина, располагая главы романа в нужной для этого хронологической последовательности.


1Мануйлов В.А. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий. Изд.2-е, доп. Л., 1975, с.41.

6
Однако еще Белинский заметил, что роман Лермонтова «нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтете две превосходные повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать». В предисловии автора дается прямое обоснование задачи и содержания романа: показать «портретвсего нашего поколения». Это – цель, исходная авторская посылка, авторская идея, во многом мотивирующая композиционное решение романа и сам принцип изображения центрального героя.
Не случайно Белинский так говорил о романе Лермонтова: «Тут нет ни страницы, ни черты, ни слова, которые были бы наброшены случайно; тут все вытекает из одной главной идеи и все в ней возвращается». Действительно, и сама композиция романа глубоко содержательна.
Роман «Герой нашего времени» построен на сюжетно-композиционной инверсии, т.е. нарушении порядка следования событий, эпизодов.
Большую роль в композиции литературного произведения играют внесюжетные элементы: портрет, пейзаж, интерьер и т.д.
Одним из важных средств создания образа персонажа является портрет. Лермонтов создает психологический портрет, помогающий понять сложный характер Печорина: Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложениеЕго походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, - верный признак некоторой скрытности характера
Печорин – жертва тяжелого времени. Но мы не можем ему не сочувствовать, когда он едко высмеивает аристократическое «водяное общество», разбивает козни Грушницкого и его приятелей. Мы не можем не видеть, что Печорин на голову выше окружающих его людей, что он умен, образован, талантлив, храбр, энергичен.
Смелость, жажда неизведанного, воля отличают Печорина от людей его поколения и позволяют автору сочувственно следить за его судьбой и называть его героем времени.
Необычайно интересны и другие герои повести, но они для автора менее значимы, в сравнении с Печориным – это Максим Максимыч, княгиня Лиговская, Бэла, Вера, доктор Вернер и другие.
Пейзаж в литературе – это описание природы – любого незамкнутого пространства внешнего мира. 1
Картины природы в романе Лермонтова пленяют своей живописностью, и вместе с тем они совершенно свободны от внешней декоративности. Лермонтовкие пейзажи отличаются точностью, строгостью, ясностью и вместе с тем впечатляющей образностью языка и стиля. Они возникают и как описание того, что видят путешественники. «Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные куполами чинар». «Тихо было все на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы; только изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем».

1 Пейзаж // Литературный энциклопедический словарь. С. 27.
7
Но есть у лермонтовских пейзажей и другая важная особенность: они неразрывно связаны с переживаниями героев, выражают их чувства и настроения, проникнуты глубоким лиризмом.
Невозможно не обратить внимания на описание утра перед дуэлью с Грушницким. «Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства, какое – то сладкое томление; в ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождем. Я помню – в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу».
Не менее важна роль пейзажа как одного из способов раскрытия характера образа-персонажа. В спокойные минуты жизни Печорин испытывает глубочайшую радость, оставаясь наедине с природой. Чудесным пейзажем открывается повесть «Княжна Мери». «Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука; во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окно, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками».
С помощью живописных и эмоциональных картин природы Лермонтов создает поэтическую атмосферу романа.






















8

Вывод

Работа над композицией требует учитывать особенности выбранного писателем рода и жанра.
Композиционная целостность романа М.Ю.Лермонтова объединяется не только образом Григория Печорина, не только общим местом действия – Кавказом, но «единством мысли» - стремлением «раскрыть историю души человеческой, создать портрет героя своего времени.
Общий лейтмотив романа, проходя через образы всех персонажей-повествователей, определяя содержательность сюжета и композиции, выражает основную идею романа – трагедию «всего нашего поколения», мятущегося в поисках смысла жизни, но обреченного остаться в «бездействии пустом».
Какие горькие признания, какой печальный итог! И какой поучительный урок для последующих поколений!
Лермонтов боролся своими произведениями против темных сил зла – корысти, вражды, злобы, ненависти, угнетения – всего, что уродует и калечит. Грязнит и омрачает жизнь на земле.
Этим и дорог нам Лермонтов, что он страстно зовет людей к жизни вольной и справедливой, одухотворенной большими целями, достойной высокого назначения человека.
























9
Литература

Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. / Г.Л.Абрамович. – М., 1975.
Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины. / Под ред. Л.В.Чернец. – М., 2000.
Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н.Поспелова. – М., 1992.
Журнал «Литература в школе». Статья «Тема «странничества» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»». №1, 1986.
История русского литературоведения / Под ред.П.А. Николаева. – М. 1980.
Лермонтов М.Ю. Избранное. М., 1984.
Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени». М., 1985.
Литературная энциклопедия терминов и понятий; Гл. ред. и сост. А.Н.Николюкин. – М.,2001.
Литературный энциклопедический словарь / Под общ. Ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. – М., 1987.
Маранцман В.Г. Художественная литература. / «Герой нашего времени». Замысел и композиция. М., 1991.
Словарь литературоведческих терминов / Ред.- сост. Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев. – М.,1974.
Фесенко Э.Я.Теория литературы. М.,2008.























10