Урок чтения для 4 класса по теме «А.П. Чехов «Белолобый»»
Урок литературного чтения в 4 классе
Тема: А.П.Чехов «Белолобый»
Учитель МБОУ СОШ №5 г. Курчатов
Снигур Н.В.
Цели: 1. Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественный текст, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.
2. Формировать речевые умения, навыки чтения, слушания, говорения.
3. Познакомить с литературоведческими понятиями: герои произведения, действующие лица.
4. Обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления о мире, роли материнского инстинкта в жизни животных, о том, что часто нельзя побеждает хочу.
5. Воспитывать гуманное отношение к животным.
Ход урока
Актуализация знаний учащихся.
- Назовите произведение, которое читали дома (Рассказ А.П.Чехова «Белолобый»)
- По жанру это - рассказ, а какова его тема? (О животных)
- Только ли об этом? (Если дети не ответят, вернемся в конце урока)
- О ком этот рассказ? (О волчихе и щенке. Об Игнате и волчатах.)
- А кто из них главный, без кого не могло бы состояться рассказа? (Без волчихи и щенка)
- Это герои произведения, а остальные действующие лица.
Работа над образами, аналитическое чтение.
- Поговорим о главных героях. Какое чувство вызывает у вас волчиха?
( Чувство жалости, когда
Волнения, когда
Тревоги, когда
Удивления, когда
Уважения, когда
Симпатии, когда
- Какой же вы ее представили?
(самостоятельнаяч работа в паре: выбрать из данных слов подходящие к образу волчихи)
заботливая осторожная
нежная сердитая
любящая неприветливая
добрая предусмотрительная
злая безжалостная
голодная опытная
умная старая
мнительная слабая
(Двое уч-ся работали у доски.)
-Проверка.
- Как случилось, что щенок попал к волчихе? (зачитать отрывок)
- Что вы можете сказать о щенке? (внешний вид, характер)
-Так какой же второй главный герой произведения?
(Самостоятельная работа в паре со словарем оценки качеств характера)
Бесстрашный беззащитный
Мужественный доверчивый
Добрый умный
Бесхитростный общительный
Глупый робкий
Безбоязненный ласковый
Нежный приветливый
Бестолковый комичный
Веселый забавный
-Проверка.
3. Вывод
- Почему случилось так, что волчиха не съела щенка, хотя была очень голодна? (Сильно пахло, она – мать, он – детеныш)
- Идет борьба чувств: голода и материнства (зачитать доказательства)
- На доске рисуется схема:
(отвращение)
В
(неприязнь)
(желание съесть)
(доверие) 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
- Что еще повлияло на то, что волчиха не съела щенка? (дружба волчат со щенком, он такой же, как ее дети, обучение волчат охоте)
- Дружба помогла закреплению чувств материнства)
(забота)
(отвращение) (дружба)
(доверие)
(неприязнь)
(желание съесть
Работа с иллюстрацией.
- Где происходят эти события?
- Кто на переднем плане? Кто на заднем?
- Какие позы?
- Почему волчата расположены между щенком и волчихой?
- Как складываются обстоятельства для щенка?
Выявление авторской позиции.
- Как автор дает понять внутреннее состояние и переживания волчихи? (озвучивает ее мысли, это прием очеловечивания животных)
- Так может быть это сказка? (Чехов называл это произведение «Сказка из собачьей жизни»)
- Какие еще приемы использует А.П.Чехов, чтобы мы лучше поняли главных героев? (Свое отношение автор передает словами голодная, волчиха, а не волчица; использует описание внешности, характера, логова; как развиваются события во времени; описание погоды – выборочное чтение)
- Посмотрим, как же автор выстаивает цепочку событий?
(домашним заданием было составление плана)
Волчиха отправилась на охоту.
Щенок вместо ягненка.
В волчьем логове.
Опять неудача!
«Ходи в дверь!»
- Почему автор отправляет волчиху на охоту дважды?
(Чтобы показать, как тяжело выживать животным в природе, вызвать в нас сочувствие)
- Другими словами мы видим:
1. Надежда.
2. Неудача.
3. Борьба.
4. Неудача.
5. Наказан щенок.
- Что дает такое завершение? (удовлетворение)
Работа с образом Игната.
- Зачем автор дает образ Игната?
(забота)
дружба
(отвращение) (дружба)
(доверие)
(неприязнь)
(желание съесть) наказал
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
- Чтобы наказать Щенка за глупость, чтобы смягчить тяжелое впечатление от прочитанного.
- Каким вы себе представляете Игната? (образ Игната мы воспринимаем через восприятие волчихи – выборочное чтение)
- Автор использует прием профессиональной фразеологии, интересно, смешно, с юмором.
Работа над названием произведения.
- Почему автор назвал свой рассказ «Белолобый»? А я бы назвала «Волчиха». (обращение к схеме взаимодействия героев и действующих лиц)
- С образом щенка связаны все остальные действующие лица; именно щенок, его образ помог нам лучше понять волчиху, узнать, как борются два чувства: голода и материнства)
Рефлексия.
- Так чего же добивается автор своими приемами?
(Хочет воздействовать на наши чувства, познакомить с жизнью диких животных, показать, что в природе свои законы, все живое имеет право на жизнь, вызвать желание гуманного отношения к животным, показать борьбу инстинктов)
- Бывает ли в нашей жизни такая борьба, когда нельзя побеждает хочу?
- Добился ли автор поставленных целей? (Да. Отношение к животным, желание больше узнать о них, читать еще.)
- Читали ли вы ранее о событиях, ситуациях, похожих на описываемые в произведении А.П.Чехова? (Г.Скребицкий «Заботливая мамаша»)
- Сравните.
9. Домашнее задание
- Познакомиться с еще одним рассказом А.П.Чехова «Ванька»
В
Б
В
волчата
Б
В
волчата
И
В
Б