Программа факультативного курса «В мире компьютерной графики»

« Jостанай Kаласы ‰кімдігініS білім б™лімініS №3 мектеп - гимназиясы » ММ
ГУ « Школа – гимназия №3 отдела образования акимата города Костаная»



Утверждено на заседании
педагогического совета
протокол №___ от________
Председатель ПС ________
Нурманова Б.Ж.











Программа факультативного
курса для 5 класса
«В мире компьютерной графики»







Автор: Садуакасова А.К.
учитель информатики
Учитель: Мухомедзянова К.Х.
















Костанай 2015


Пояснительная записка

С самых давних пор люди передавали свое восприятие мира через рисунки и картины. Умение рисовать это первое умение, которое приобретает человек в своей жизни. Мы все с раннего детства рисуем на бумаге, во дворе на асфальте или на доске в школе. Компьютеры очень прочно вошли в нашу жизнь. Они кардинально изменили мир и человеческие возможности. Процесс рисования на компьютере привлекает все больше и больше людей. Преимущество такой графики заключается в том, что пользователь видит процесс создания изображения на всех этапах и может в любой момент внести нужную корректировку. Любой компьютер в руках простого человека может превратиться в инструмент, воплощающий все его художественные мысли – те самые, которые он не может реализовать на бумаге.
В базовом курсе информатики недостаточно времени для того, чтобы хорошо разобраться с программами, в которых используется компьютерная графика. В связи с этим данный курс по выбору предполагает более детальное изучение этой программ работы с графикой. Кроме того, затрагиваются начальные сведения и самые простые операции в программах Photoshop. Работа в программах, связанных с компьютерной графикой, несомненно, повысит интерес учащихся к изучению компьютерных технологий. Курс может быть использован для учащихся любого класса, так как работа предполагается в доступных для всех графических редакторах.
В возрасте  11-12 лет ребенок, как правило, увлекается рисованием и  поэтому  освоение приемов работы с графическими редакторами  дается ему легко и просто. С полной уверенностью можно утверждать, что наиболее эффективным и удобным для восприятия видом информации была, есть и в обозримом будущем будет информация графическая. Работа с графикой на компьютере всё больше и больше становится неотъемлемой частью компьютерной грамотности любого человека. Люди самых разных профессий применяют компьютерную графику в своей работе. Умение работать с изображениями в растровом графическом редакторе,  позволит учащимся осуществлять помощь учителям при создании демонстрационных материалов по другим общеобразовательным предметам, использовать компьютерные рисунки в своей проектной деятельности, что повлечет за собой усиление межпредметных связей.
Работа с компьютерной графикой – одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера. Диапазон применения компьютерной графики весьма широк – от создания простых рисунков до телевизионной рекламы и спецэффектов в кино, компьютерного проектирования в машиностроении и фундаментальных научных исследований.
Курс по выбору “В мире компьютерной графики” содержит теоретические и практические сведения по вопросам, касающимся умения работать в текстовых и графических редакторах, программах создания публикаций и простейших презентаций.
После окончания этого курса учащиеся должны будут иметь более полное представление о компьютерной графике и разновидностях тех программах, которые работают с графикой. Возможно некоторые из них свяжут с этим свою будущую профессию.


Данный курс направлен на:
Формирование умений и навыков работать в текстовых, графических редакторах, умения создавать публикации и простейшие презентации.
Развитие у школьников познавательного интереса, творческой активности, теоретического, творческого мышления, а также формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
Развитие памяти, внимательности, логического мышления, воспитание информационной культуры.
Развитие умения работать с дополнительными программами, правильно выбирать источники дополнительной информации.
Совершенствование навыков работы и повышение интереса к современным компьютерным технологиям.
Углубление, обобщение и систематизация знаний по программному обеспечению ПК

Структура курса предполагает изучение теоретического материала и проведение практических занятий на персональном компьютере с целью применения на практике полученных теоретических знаний.
Целями курса являются:
иллюстрация применения компьютера для создания графических изображений;
развитие интереса к предмету;
привитие начальных навыков пользования компьютером (простейшие приемы работы с текстом, работа с мышью, работа с папками, работа с графикой);
знакомство с различными способами создания рисунков (как простыми, так и сложными).
Задачи курса:
Предлагаемый курс разработан для того, чтобы удовлетворить интерес учащихся к процессу создания рисунков на компьютере, и посредством знакомства работы с графикой, приобщить к некоторым приемам работы на компьютере, для дальнейшего осознанного изучения компьютерной грамоты.

Владение компьютерной техникой - обязательное условие эффективного обучения технологии работы на ПК. Инструменты графики должны быть встроены в тот или иной технологический процесс и, следовательно, должны быть подчинены решению некой общей задачи. Такой задачей, например, может быть составление рекламного проспекта, рисунка или презентации. Следовательно, учащимся потребуется поиск подходящей информации и преобразование ее в нужный вид с применением определенным характером компьютерных инструментов - обработки текста и графики, составления графика или диаграммы.
Предлагаемые задания составляются таким образом, чтобы учащиеся овладели умением создавать собственные рисунки, графические работы, осуществлять правку изображений. Любой рисунок, созданный «вручную», всегда вызывает большой интерес.
Задания подбираются в соответствии с определенными критериями. Задания должны быть содержательными, практически значимыми, интересными для ученика; они должны способствовать развитию пространственного воображения, активизации творческих способностей; заданиям должно быть найдено применение при подготовке документов.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Получение учащимися четкого представления о растровых изображениях.
Уметь восстанавливать, ретушировать, устранять дефекты, создавать множество эффектов, корректирующих и дополняющих изображения.
Умение использовать разнообразные возможности компьютерных технологий при работе с графикой.

В рамках данного курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями:
-умение пользоваться и работать с графическими объектами
- особенности, достоинства и недостатки растровой графики
- способы хранения изображений в файлах растрового формата

В результате освоения практической части курса учащиеся должны уметь:
Редактировать изображения в программах растровой графики:
выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов
перемещать, дублировать, вращать определенные области
редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления
сохранять выделенные области для последующего использования
монтировать фотографии
раскрашивать черно-белые фотографии
применять к тексту различные эффекты
Программа курса рассчитана на 34 часа. Рекомендуемый режим обучения - 1 час в неделю.

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий на каждом уроке. Формой итогового контроля является защита группового или индивидуального проекта учащегося по теме курса.











Межпредметные связи

Знания и умения, полученные при изучении курса «Компьютерная азбука», учащиеся могут использовать в дальнейшем при создании сложных графических изображений, рекламной продукции, для визуализации исследований в различных областях знаний – биологии, изобразительного искусства, информатики и др. Созданное изображение может быть использовано в докладе, статье, мультимедийной презентации, а также может быть размещено в дальнейшем на web-странице. Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса «Компьютерная азбука», являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области создания презентаций и публикаций.


Содержание программы и требования к знаниям и умениям учащихся
5 класса


Введение
1 ч


Основы работы с растровым графическим редактором Paint
11 ч


Графика в текстовом редакторе Word
10 ч


Создание публикаций в программе Publisher
5 ч


Создание мультимедийных презентаций
6 ч


Итоговое занятие
1 ч


Введение (1 ч.)
Назначение элективного курса, цель и задачи. Основные понятия компьютерной графики. Правила техники безопасности при работе на ПК
Теоретические знания: учащиеся должны знать технику безопасности в кабинете информатики, иметь представление о различиях векторной и растровой графики, возможностях графических редакторов, программ создания презентаций и публикаций, сфере их применения.
Практические умения: учащиеся должны уметь приводить примеры использования графики в повседневной жизни.
Основы работы с растровым графическим редактором Paint (11 ч.)
Окно графического редактора. Панель инструментов, строка меню, палитра. Создание, сохранение и загрузка рисунков. Перемещение, копирование, удаление, изменение размеров фрагментов. Вставка надписи, вставка рисунков, объектов и их редактирование. Возможности цветового оформления. Симметрия, наклон и инверсия объектов. Рисование с помощью мозаики. Рисование с помощью сетки, изменение масштаба.
Теоретические знания: учащиеся должны знать элементы окна Paint, назначение кнопок на панели инструментов, возможности меню «Правка», определять ситуации, где применимо копирование, учащиеся должны знать алгоритм задания симметрии и наклона объекта, знать способы создания мозаики, рисунка по пикселям.
Практические умения: учащиеся должны уметь пользоваться кнопками на панели инструментов, создавать элементарные рисунки, сохранять и открывать документ, выделять, перемещать, копировать, изменять размеры объекта, создавать рисунок из повторяющихся объектов, осуществлять поворот объекта на заданный угол, создавать детали мозаики и использовать их для создания рисунков, уметь использовать сетку для создания рисунка.
Графика в текстовом редакторе Word (10 ч.)
Окно текстового процессора Word, графические возможности текстового процессора, панель инструментов. Добавление рисунка или картинки из файла, диаграммы. Изменение типа линий и штрихов, заливка, объем, тень. Панель Автофигуры, операции над автофигурами. Текстовый объект WordArt, изменение объекта.
Теоретические знания: учащиеся должны знать элементы окна Word, необходимые для создания или редактирования изображения, назначение кнопок на панели инструментов Рисование, возможности изменения изображения (наклоны, поворот, заливку, добавления тени и объема изображению).
Практические умения: учащиеся должны уметь создавать простейшие векторные изображения при помощи элементов панели Рисование, работать с различными линиями и автофигурами, выделять, перемещать, изменять положение объектов, группировать их, создавать красочные надписи.
Создание публикаций в программе Publisher ( 5 ч.)
Окно приложения Microsoft Office Publisher, особенности работы с программой. Публикации для печати. Добавление в публикацию текста и графических объектов.
Теоретические знания: учащиеся должны знать окно программы, особенности работы с различными публикациями для печати, элементы меню программы.
Практические умения: учащиеся должны уметь изменять параметры публикации (цветовые и шрифтовые схемы), вставлять дополнительно различные графические объекты, создавать публикации разных видов (визитная карточка, открытка, грамота, реклама, меню)
Создание мультимедийных презентаций (6 ч.)
Окно приложения Microsoft Office Power Point, особенности расположения и назначение панелей, дизайн презентации, макет слайда, анимация, смена слайдов.
Теоретические знания: учащиеся должны знать окно программы PowerPoint, её возможности и область применения, способы создания презентаций, возможности добавления мультимедийных эффектов.
Практические умения: учащиеся должны уметь запустить PowerPoint и установить самостоятельно необходимые рабочие панели, самостоятельно создавать типовую презентацию и проектировать свою собственную.
Итоговое занятие (1 ч.)
Создание творческих работ.


Тематическое планирование курса

№ п/п
Тема занятия
Практикум
Форма занятий
Дата

Введение в курс. 1 час.



Введение в курс. Техника безопасности.
Охрана труда. Личная санитарная гигиена.
Лекция + компьютерная презентация


Графический редактор Paint. 11 часов.



Графический редактор Paint. Панель инструментов.

Практическая работа «Кирпичная
стена»
Лекция + компьютерная презентация, практическая работа



Проведение прямых и кривых линий различной толщины и цвета.
Практическая работа «Снежинка»
Лекция, практическая работа



Использование кистей различной формы, ширины и цвета.
Практическая работа «Пейзаж»
Лекция, практическая работа



Построение различных фигур - прямоугольников, многоугольников, овалов, эллипсов - закрашенных и не закрашенных.
Практическая работа «Конструирование из мозаики»

Лекция, практическая работа



Использование инструментов рисования Заливка и Распылитель.
Практическая работа «Орнамент»,
«Дерево»
Лекция, практическая работа



Использование инструментов Выделение. Перемещение, копирование.
Практическая работа «Пирамидка», «Ковер»

Лекция, практическая работа



Помещение текста на рисунок.
Практическая работа «Поздравительная открытка»
Лекция, практическая работа



Использование преобразований - поворотов, отражений, растяжений и наклона.
Практическая работа «Бабочки»
Лекция, практическая работа



Операции над готовыми изображениями.
Работа с фотографией
Лекция, самостоятельная работа



Выполнение проектной работы.
Практическая работа «Рисование по пикселям»
Самостоятельная практическая работа








Векторная графика в текстовом редакторе Word. 10 часов.



Графические возможности редактора Word. Окно программы.

Лекция + компьютерная презентация



Панель инструментов Рисование.

Лекция + компьютерная презентация



Добавление рисунка или картинки из файла.
Стихотворения о животных
Лекция + самостоятельная работа



Добавление диаграммы.
Практическая работа «Схематическая диаграмма»
Лекция + самостоятельная работа



Тип линии. Тип штриха.
«Композиция из линий»
Лекция, практическая работа



Заливка. Объем. Тень.
Практическая работа «Рыбка»
Лекция, практическая работа



Автофигуры.
Практическая работа «Композиция из автофигур - Новогодняя открытка»
Лекция, практическая работа



Изменение наклона, положения автофигуры;

Лекция + самостоятельная работа



Текстовый объект WordArt;
Практическая работа «Создание надписи»
Лекция, практическая работа



Выполнение проектной работы.
Практическая работа «Графика в тексте»

Самостоятельная практическая работа


Создание публикаций.5 часов.



Знакомство с Publisher.
Практическая работа «Визитная карточка»
Лекция, презентация, практическая работа



Особенности программы. Окно приложения.
Практическая работа «Поздравительная открытка»
Лекция, презентация, практическая работа



Публикации для печати.
Практическая работа «Грамота победителю»
Лекция, практическая работа



Выполнение проектной работы.
Практическая работа «Рекламный проспект».
Лекция, практическая работа



Пустая публикация. Выполнение проектной работы.

Самостоятельная практическая работа


Создание мультимедийных презентаций. 6 часов.



Знакомство с PowerPoint.

Лекция, презентация, практическая работа



Дизайн презентации и макеты слайдов.

Лекция, презентация, самостоятельная работа



Вставка объекта в слайд.
Практическая работа «Добавление картинки, фотографии»
Презентация, самостоятельная работа



Анимационные эффекты. Демонстрация презентации.

Презентация, самостоятельная работа



Выполнение проектной работы.
Практическая работа «Презентация на свободную тему»
Самостоятельная практическая работа



Выполнение проектной работы.
Практическая работа «Добавление эффектов в готовый слайд»
Самостоятельная практическая работа


Итоговое занятие.1 час.

34
Итоговое занятие.
Практическая работа «Создание творческой работы»
Самостоятельная практическая работа





Программное обеспечение курса

Операционная система семейства Windows (XP),
графический редактор Paint;
текстовый процессор Microsoft Office Word;
редактор публикаций Microsoft Office Publisher,
редактор презентаций Microsoft Office Power Point.











Список используемой литературы:

Иванов В., Microsoft Office System 2003. Учебный курс. – Питер, 2004 год
Ермеков. Н, Стифутина Н. “Информатика”
Кривич Е.Я., Персональный компьютер для школьника. – М.: «Эксмо», 2005 год
Пасько В., Краткий самоучитель работы на персональном компьютере. – Питер, 2005 год
Богомолова ЕМ. Занимательные задания по базовому курсу информатики.
Шелепаева А.Х., Поурочные разработки по информатике. Универсальное пособие. – М.: «Вако» 2005 год
Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 – 11 классы./ Составитель Бородин М.Н. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 год
Т.А.Рудченко сборники лекций, презентации по информатике.
Программно-методические материалы по информатике, 1 – 11 класс, - М.: «Дрофа», 1999 год

Ресурсы Интернета:

http://www.avalon.ru - Академия информатики для школьников
http://www.rusedu.info - Вся информатики и ИКТ в образовании
http://www.orakul.spb.ru - Персональный компьютер или "Азбука PC" для начинающих.
http://www.syrtsovasv.narod.ru - раздел "Информатика" - материалы в помощь учителю на сайте Сырцовой С.В.
http://www.graphics.cs.msu.su - библиотека "Компьютерная графика и мультимедиа" на сайте факультета ВМиК МГУ.
http://metodist.lbz.ru/avt_masterskaya_BosovaLL.html - материалы в помощь педагогам
http://inf.1september.ru – газета «Информатика» «Издательского дома «Первое сентября»















Учебно-практическое пособие
к курсу
«В мире компьютерной графики»

Тема № 1. Техника безопасности.
Цель: Сформировать представление о требованиях безопасности и гигиены, познакомиться с правилами при работе с компьютером.
Задачи:
Образовательная: усвоение знаний в работе с компьютером, правила поведения в кабинете информатики и при работе на компьютере.
Развивающая: способность развить умения соблюдать правила по технике безопасности в кабинете информатики.
Воспитательная: содействовать развитию информационной культуры.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация,
1. В кабинете вычислительной техники (КВТ) установлена дорогостоящая, сложная и требующая осторожного и аккуратного обращения аппаратура  компьютеры, МФУ, колонки и другие технические средства.  Поэтому: БЕРЕЖНО ОБРАЩАЙТЕСЬ С ТЕХНИКОЙ В КАБИНЕТЕ. 2. Во время работы лучевая трубка монитора (дисплея) работает под высоким  напряжением. Неправильное обращение с аппаратурой, кабелями и мониторами может привести к тяжелым поражениям электрическим током, вызвать загорание аппаратуры.
Поэтому строго запрещается:
трогать разъемы соединительных кабелей;
прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления;
прикасаться к экрану и  к тыльной стороне монитора, клавиатуры;
включать и отключать аппаратуру без указания учителя;
класть диск, книги, тетради на монитор и клавиатуру;
выключите  аппаратуру и сообщите об этом преподавателю.
4. Перед началом работы:
убедитесь в отсутствии видимых повреждений рабочего места;
сядьте так, чтобы линия взора приходилась в центр экрана, чтобы, не наклоняясь пользоваться клавиатурой и воспринимать передаваемую на экран монитора  информацию;
 разместите на столе тетрадь, учебное пособие, так, чтобы они не мешали работе на компьютере;
внимательно слушайте объяснение работать во влажной одежде и влажными руками.
3. При появлении запаха гари немедленно прекратите работу,
учителя и старайтесь понять цель и последовательность действий;
5.  Во время работы:  строго выполняйте все указанные выше правила, а также текущие указания учителя; следите  за исправностью аппаратуры и немедленно прекращайте работу при появлении необычного звука или самопроизвольного отключения аппаратуры. Немедленно докладывайте об этом преподавателю;
 плавно нажимайте на клавиши, не допуская резких ударов;
 не пользуйтесь клавиатурой, если не подключено напряжение;
 работайте на клавиатуре чистыми руками;
 никогда не пытайтесь самостоятельно устранить неисправность  в работе аппаратуры;
 не вставайте со своих мест, когда в кабинет входят посетители.
6. По окончании работы: закройте все приложения. 7. Вы должны хорошо знать и грамотно выполнять эти правила, точно следовать указаниям преподавателя, чтобы:  избежать несчастных случаев; успешно овладевать знаниями, умениями, навыками; сберечь государственное имущество вычислительную технику и оборудование.  Вы отвечаете за состояние рабочего места и сохранность размещенного на нем оборудования.
Невыполнение правил грубейшее нарушение порядка и дисциплины.
ВАШЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО:
Чтобы учиться было комфортно, чтобы не нанести вреда своему здоровью, вы должны уметь правильно организовать свое рабочее место.
Правильная рабочая поза позволяет избегать перенапряжения мышц, способствует лучшему кровотоку и дыханию.
Во время работы лучевая трубка видеомонитора является источником электромагнитного излучения, которое при работе вблизи экрана неблагоприятно действует на зрение, вызывает усталость и снижение работоспособности. Поэтому надо работать на расстоянии 6070 см, допустимо не менее 50 см, соблюдая правильную посадку, не сутулясь, не наклоняясь; учащимся, имеющим очки для  постоянного ношения, в очках. Работа на компьютере требует большого внимания, четких действий и самоконтроля.  Поэтому нельзя работать:  при недостаточном освещении; при  плохом самочувствии.
ПРАВИЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПОЗА:
Следует сидеть прямо (не сутулясь)
Недопустимо работать, развалившись в кресле.
Не следует высоко поднимать запястья и выгибать кисти
Колени - на уровне бедер или немного ниже.
Нельзя скрещивать ноги, класть ногу на ногу
Необходимо сохранять прямой угол (900) в области локтевых, тазобедренных и голеностопных суставов.
Так же при работе необходимо:
Дышать ритмично, свободно, глубоко, чтобы обеспечивать кислородом все части тела;
Держать в расслабленном состоянии плечи и руки - в руках не будет напряжения, если плечи опущены;
Чаще моргать и смотреть вдаль.
При ощущении усталости какой-то части тела сделайте глубокий вдох и сильно напрягите уставшую часть тела.
При ощущении усталости глаз следует в течении  2-3 мин окинуть взглядом комнату, устремить взгляд на разные предметы, смотреть в даль (в окно).
Если резко возникло общее утомление, появилось дрожание изображение на экране, следует немедленно сообщить об этом учителю.















































Тема№ 2. Графический редактор Paint. Панель инструментов.
Цель:
Образовательная: познакомить учащихся с назначением и возможностями графического редактора Paint, научить настраивать панель инструментов, а так же создавать простейшие рисунки с помощью инструментов.
Воспитательная: воспитание бережного отношения к компьютеру, выполнение правил техники безопасности, выработка элементарных пользовательских правил, воспитание интереса к предмету информатика и умение видеть межпредметные связи с другими предметами в школе.
Развивающая: умение применять нужные инструменты рационально для создания рисунка, развитие алгоритмического мышления при выполнении команд работы на компьютере (создания файла, редактирования рисунка, сохранение файла-рисунка), развитие навыков самостоятельной и творческой работы учащихся
Ход занятия
После запуска на экране открывается рабочее окно программы Paint. Оно состоит из нескольких областей.
Основную часть окна составляет рабочая область. Рисунок может занимать как часть рабочей области, так и всю ее, и даже выходить за ее пределы. В последнем случае по краям рабочей области появятся полосы прокрутки. На границах рисунка располагаются маркеры изменения размера (темные точки в середине сторон и по углам рисунка).
Слева от рабочей области располагается панель инструментов. Она содержит кнопки инструментов для рисования. При выборе инструмента в нижней части панели может появиться окно для дополнительной настройки его свойств.
Ниже рабочей области располагается палитра. Она содержит набор цветов, которые можно использовать при рисовании. Если нужный цвет в палитре отсутствует, его можно создать и заменить им любой из цветов палитры.





Панель инструментов используется для выбора инструментов. Чтобы определить назначение кнопки, следует установить на нее указатель и немного подождать. Спустя некоторое время на экране рядом с указателем появится наименование этого инструмента, а в строке состояния краткое описание его функционального назначения. Панель инструментов можно убрать или восстановить командой Набор инструментов в меню Вид.

Выделение
При помощи этого инструмента можно задать или выделить фрагмент рисунка контуром (пунктирной линией). Затем над выделенным фрагментом можно совершать различные действия.
Ластик
Ластик закрашивает части рисунка, над которым был проведен, цветом фона.
Заливка
При помощи этого инструмента любую замкнутую область рисунка можно закрасить основным цветом. Если граница закрашиваемой области имеет разрывы, то « краска» пройдет через разрыв и заполнит оставшуюся часть рабочего поля (в этом случае можно отменить заливку ). Небольшие разрывы в границе закрашиваемой области можно « заделать» в режиме увеличения.
Выбор цветов
Этот инструмент позволяет скопировать цвет объекта. Для этого выберите его в наборе инструментов, укажите на объект, цвет которого следует скопировать, укажите на область, цвет которой нужно изменить.
Масштаб
При выборе « масштаба» рабочее поле можно увеличить в 2, 6, 8 раз, что удобно при редактировании мелких частей рисунка.
Карандаш
Он работает с пикселем, по нажатию левой клавиши мыши пиксель закрашивается основным цветом. Этот инструмент похож на обычный карандаш, т.е. он предназначен для рисования от руки.
Кисть
Кистью можно пользоваться также, как кистью художника. Толщина и цвет оставляемой линии определяется выбранной толщиной линии и основным цветом.
Распылитель
Распылитель краски напыляет мелкие точки основного цвета. Напыленная область имеет круглую форму определенного размера. Скорость с которой Вы перетаскиваете курсор, определяет плотность напыления. Распылителем удобно оттенять трехмерные объекты.
Надпись
После выбора инструмента Текст необходимо обозначить область для ввода текста. Набор текста в графическом редакторе аналогичен вводу текста в текстовом редакторе, но нет автоматического переноса строк, кроме того, если после набора текста щелкнуть мышью вне этой области, то курсор не сможет встать на это место.
   Для рисования геометрических примитивов используются следующие инструменты:
Прямая , Кривая , Прямоугольник , Скругленный прямоугольник, Многоугольник, Эллипс.
Практическая работа «Кирпичная стена»
Нарисуйте один кирпич с рамкой (второй вариант из дополнительных возможностей).
Выделите кирпич прямоугольной рамкой с прозрачным фоном (нижняя из дополнительных кнопок).
Скопируйте рисунок.
Внимание! Существует два варианта для команды Копировать:
Меню «Правка/Копировать»
Одновременное нажатие клавиш Ctrl+C
Вставьте рисунок и переместите его на нужное место.
Внимание! Существует два варианта для команды Вставить:
Меню «Правка/Вставитьь»
Одновременное нажатие клавиш Ctrl+V












Тема№ 3. Проведение прямых и кривых линий различной толщины и цвета.
Цель занятия: объяснить и закрепить на практике приёмы рисования прямых линий.
Для рисования линий в редакторе Paint предусмотрены инструменты:
Линия - рисование прямых линий; Карандаш - рисование произвольных линий;
Кривая - рисование кривых линий. Последовательность действий при рисовании линий следующая: Выберите инструмент для рисования (щелчок левой кнопкой мыши по пиктограмме Линия или Карандаш на панели инструментов).
Задайте с помощью Палитры цвет.
При рисовании инструментом Линия выберите ширину линии, щелкнув по нужной пиктограмме под панелью инструментов.
Щелкните мышью в начальной точке линии и протяните указатель до конечной точки. После этого отпустите кнопку - линия готова.
Если нужно нарисовать горизонтальную или вертикальную линию или линию, наклоненную под углом 45°, то при рисовании инструментом Линия удерживайте нажатой клавишу Shift
При построении кривой линии сначала рисуется прямая линия, как было описано выше. Затем указатель ставится в вершину будущей дуги и при нажатой кнопке мыши вытягивается дуга необходимой кривизны Если нужно нарисовать замкнутую кривую (петлю), щелкните мышью в одной граничной точке петли, затем - в другой граничной точке. Щелкните мышью за пределами появившейся линии и растяните петлю.
Работая в редакторе Paint, вы можете последовательно отменить последние три действия. Для этого используется комбинация клавиш Ctrl+Z или команда меню Правка - Отменить.
Для изображения геометрических фигур в редакторе Paint предусмотрены инструменты Прямоугольник – для рисования прямоугольников и квадратов, Многоугольник - позволяет нарисовать произвольный многоугольник. Его стороны рисуют последовательно методом протягивания. Контур замыкают протягиванием указателя к начальной точке
Инструмент Эллипс позволяет рисовать овалы или окружности.
Скругленный прямоугольник - служит для создания прямоугольников со скругленными углами.
Правильная фигура (круг, квадрат) образуется, если при рисовании удерживать нажатой клавишу SHIFT.
Практическая работа «Снежинка»
1. Запустите графический редактор Paint.
2. Установите размеры области для рисования: ширина – 25 см, высота – 20 см.
3. С помощью инструмента Линия нарисуйте снежинку. Для линии с наклоном 450 –удерживать Shift.
4. Сохраните файл под именем Снежинка в собственной папке.


Тема№ 4. Использование кистей различной формы, ширины и цвета.
Цель занятия: объяснить назначение графического редактора, научить запускать редактор Paint и рассмотреть назначение основных элементов окна редактора, работа с кистями различной формы
Практически ни одна программа графического редактора не обходится без таких инструментов рисования, как кисть, распылитель и ластик. Эти инструменты (Кисть, Распылитель, Ластик)предусмотрены и в редакторе. Операции с ними выполняются единообразно:
Щелкните по пиктограмме нужного инструмента.
Выберите под набором инструментов нужную форму и размер кисти, либо размер распылителя, либо размер ластика.
Ведите указатель мыши при нажатой кнопке аналогично тому, как вы это делаете при рисовании кистью или баллончиком или при стирании ластиком.
Практическая работа «Пейзаж»

1. Запустите графический редактор Paint.
2. С помощью инструментов Кисть и Распылитель нарисуйте дерево.
3. добавьте свои предметы, что бы получился настоящий пейзаж
4. Сохраните файл под именем Пейзаж в собственной папке

























Тема № 5. Построение различных фигур - прямоугольников, многоугольников, овалов, эллипсов - закрашенных и не закрашенных.
Цели: объяснить и закрепить на практике приёмы рисования различных фигур и их заливку.
Для изображения геометрических фигур в редакторе Paint предусмотрены инструменты Прямоугольник – для рисования прямоугольников и квадратов, Многоугольник - позволяет нарисовать произвольный многоугольник. Его стороны рисуют последовательно методом протягивания. Контур замыкают протягиванием указателя к начальной точке
Инструмент Эллипс позволяет рисовать овалы или окружности.
Скругленный прямоугольник - служит для создания прямоугольников со скругленными углами.
Правильная фигура (круг, квадрат) образуется, если при рисовании удерживать нажатой клавишу SHIFT.
Практическая работа «Конструирование из мозаики»
1. Запустите графический редактор Paint.
2. Установите размеры области для рисования: ширина – 25 см, высота – 20 см.
3. Установите основной цвет –зелёный, фоновый – желтый.
4. Нарисуйте фигуры Прямоугольник, Эллипс, Скругленный прямоугольник в
режиме без заполнения. Все фигуры нарисуйте по 2 раза: при нажатой правой и
левой кнопке мыши.
5. Выполните эти же фигуры в режиме заполнения фоновым цветом.
6. Выполните эти же фигуры в режиме заполнения основным цветом.
7. Нарисуйте квадрат и окружность (удерживайте клавишу Shift).
8. Сохраните файл в собственной папке под именем Заполнение (Файл – Сохранить как).

Тема № 6. Использование инструментов рисования Заливка и Распылитель.
Цели :
Знать  принципы работы с инструментами в графическом редакторе PAINT;
Уметь  работать в графическом редакторе PAINT;
Уметь  работать с инструментами “ЗАЛИВКА”, “РАСПЫЛИТЕЛЬ”, “КИСТЬ”, “ЛАСТИК”;
Уметь  работать с инструментами рисования графических примитивов;
Практически ни одна программа графического редактора не обходится без таких инструментов рисования, как кисть, распылитель и ластик. Эти инструменты (Кисть, Распылитель, Ластик)предусмотрены и в редакторе. Операции с ними выполняются единообразно:
Щелкните по пиктограмме нужного инструмента.
Выберите под набором инструментов нужную форму и размер кисти, либо размер распылителя, либо размер ластика.
Ведите указатель мыши при нажатой кнопке аналогично тому, как вы это делаете при рисовании кистью или баллончиком или при стирании ластиком.
Заливка цветом
Вы можете отдельной операцией задать заливку фона или заливку какой-либо фигуры. Для этого выполните следующие действия:
Выберите на палитре нужный цвет, сделав его основным или фоновым.
Щелкните по инструменту Заливка - указатель мыши приобретет вид наклоненной баночки с тушью.
Направьте указатель мыши, а в данном случае струю туши, на заливаемую фигуру и щелкните той же кнопкой мыши, которой выбирался цвет.
Отметим, что при заливке фигур цветом важно, чтобы они имели замкнутый контур. Если контур не замкнут, то цветом будет залита какая-либо другая область рисунка.
Другой характерный элемент окна Paint - палитра - размещен в нижней части экрана. Слева на панели палитры имеются два перекрывающихся квадрата, из которых верхний окрашен в основной цвет, а нижний - в фоновый цвет. Основной цвет используется для закрашивания линий, границ объектов и текста. Фоновый цвет применяется при заливке объектов с замкнутыми границами и фона надписи.
Основной цвет выбирается щелчком левой кнопки мыши по одному из квадратов цветовой палитры, а цвет фона - щелчком правой кнопки. При выборе основного и фонового цветов изменяются соответственно цвета перекрывающихся квадратов в левой части палитры.
Практическая работа «Орнамент»
1. Выберите инструмент Эллипс и установите для него сплошное заполнение. В палитре выберите голубой цвет. В разных частях рабочего поля нарисуйте эллипсы и круги элементы снеговика. Оставьте в середине рабочего поля место для сборки снеговика. 2. Выберите инструмент Выделение. Настройте его на выделение без фона. 3. Выделяйте и перетаскивайте по очереди все элементы. 4. Оформите зимний сюжет. 5. Выберите инструмент Эллипс. Вменю настройки инструментов выберите границы фигуры. 6. Нарисуйте окружность. 7. Выберите инструмент Выделение прямоугольной области. 8. Выделите фрагмент рисунка, охватывающий четверть окружности. 9. Отодвиньте выделенный фрагмент в сторону. 10. Повторите эти действия для отделения всех четвертей.
11. Поочередно выделяя каждую дугу, соедините их в новом порядке как показано на рисунке.

Тема № 7. Использование инструментов Выделение. Перемещение, копирование.
Цель:1)познакомить учащихся с понятием и основными функциями текстовых процессоров;
2)развивать познавательный интерес учащихся;
3)воспитывать культуру речи, аккуратность ведения записей.
Эти инструменты являются основными средствами выбора области изображения для изменения, удаления, копирования или её кадрирования. Использование этих инструментов достаточно простое и похоже на методы, используемые для рисования геометрических фигур.
Для выбора области достаточно просто обвести ее с помощью одного из этих инструментов левой кнопкой мыши и двигая указатель мыши вокруг нужного участка, в это время выделенная область будет появляться на экране. Снять выделение можно либо одним щелчком мыши в любом месте вне изображения, при условии, конечно, что выбран инструмент выделения, а не какой-нибудь другой. Или можно воспользоваться пунктом меню "Правка" - "Отменить выделение".
Если какая-то область изображения выделена она будет отмечена на рисунки пунктирной линией. В случае если один из инструментов выделения активен, то выделенная область будет дополнительно подсвечена синим. При смене инструмента выделения, например, на инструмент рисования, синяя подсветка выделенной области будет отключена, для обеспечения лучшего восприятия цвета.
В случае если какая-то область изображения выделена, до действия остальных инструментов, например, инструментов рисования, будут ограничены только выделенной областью. Это очень удобно для совершения каких-либо локальных действий над участком изображения. Применение инструментов вне выделенной области не даст никакого эффекта.
Кроме обычно варианта выбора "замена", когда новая выбранная область отменяет предыдущий выбор, применение инструментов выделения возможно в четырех дополнительных режимах: добавление (объединение), вычитание, пересечение и инвертирование (XOR). Как использовать эти режимы с помощью комбинаций клавиш клавиатуры можно узнать в разделе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Так же выделенные области могут быть повернуты или перемещены, а так же можно изменить их размер.

Чтобы создать новое выделение вместо старого достаточно "нарисовать" эту область с помощью инструмента выделения левой кнопкой мыши. Принцип действия в этом случае аналогичен рисованию с использованием инструментов "фигуры". Удерживая нажатой клавишу Shift можно получить выделенную область правильной формы - квадрат или круг. Область, выбранная на рисунке слева, получена с помощью инструмента "Выбор области овальной формы".
Для того что бы изменить конфигурацию уже выделенной области можно воспользоваться панелью управления (приведена на рисунке ниже) или использовать [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].


Для того что бы выделить две связанные или несвязанные между собой области можно так же удерживать нажатой клавишу Ctrl. Например, область, выделенная на рисунке слева, была получена путем последовательного использования инструментов "Выбор области овальной формы" и "Выбор прямоугольной области" в режиме добавление (объединение).

Что бы удалить часть выделенной области можно использовать нажатой клавишу Alt. Этот способ позволяет исключить из выбранной области не нужные участки. Область, выделенная на рисунке справа, была получена с использованием инструмента "Выбор области овальной формы" и его повторного использования внутри выделенной области в режиме вычитание.

Третий вариант выделения нескольких областей - пересечение доступен кроме меню из панели инструментов, так же при нажатой клавише Ctrl и использовании правой, а не левой кнопки мыши. В этом случае пересечение двух активных областей станет неактивным. На рисунке слева приведен пример выделенной области с использованием двух инструментов "Выбор области овальной формы" и "Выбор прямоугольной области" в режиме пересечение.

Четвертый вариант выделения нескольких областей - инвертирование (XOR) доступен кроме меню из панели инструментов, так же при нажатой клавише Alt и использовании правой, а не левой кнопки мыши. В этом случае останется активным только пересечение двух активных областей. Так если предыдущий пример использовать в режиме инвертирование, то результат будет таким, как на рисунке справа.
В примере на следующем рисунке высотное здание выло выделено с использованием инструмента "Выбор прямоугольной области".
Практическая работа «Пирамидка»

Нарисуйте пирамиду, состоящую из разноцветных колец одинаковой толщины. Для того чтобы получить кольца одинаковой толщины, используется прием вспомогательных построений. 1. Выберите инструмент Линия. 2. В палитре выберите вспомогательный цвет для горизонтальных линий серый. 3. Нарисуйте рядом две горизонтальные линии. Они будут ограничивать толщину колец. 4. Выберите инструмент Скругленный прямоугольник. 5. В палитре выберите цвет для границ колец черный. 6. Наведите указатель мыши на верхнюю линию и двигайте мышь с нажатой левой кнопкой наискосок к нижней линии вы получите контур кольца. 7. Нарисуйте еще несколько колец разной длины. 8. Инструментом Заливка раскрасьте кольца разными цветами. 9. В палитре выберите вспомогательный цвет серый. 10. Щелкните на свободном пространстве рабочего поля. Серая краска заполнит область вокруг рисунка и вспомогательные линии сольются с фоном. 11. «Залейте» рабочее поле белым цветом. 12. С помощью инструмента Выделение соберите все кольца в пирамиду. 13. Сохраните рисунок с именем Пирамида.

Тема № 8. Помещение текста на рисунок.
 Вставка текста в рисунок.
Для вставки текста в рисунок используют инструмент “Надпись”. Для этого требуется щелкнуть мышкой на кнопке “А” в панели инструментов. После этого курсор приобретет вид “крестик”. Щелчок мышью на рисунке приведет к появлению прямоугольника (рамки) для ввода текста в месте щелчка. В месте ввода появится текстовый курсор в виде буквы I. Рамка показывает границы участка рисунка, в котором будет размещен текст.
Если текст достаточно длинный, то он может не уместиться в рамке и высота рамки изменится. Это связано с тем, что при вводе происходит автоматический перенос слов на следующую строку при достижении правой границы рамки. В результате текст может быть неправильно расположен. Поэтому часто требуется специально изменять размеры рамки. Для этого необходимо поместить курсор на жирные точки на границе рамки, после чего курсор поменяет свой вид на “две стрелки, направленные в разные стороны”. При нажатой левой клавиши мыши можно будет передвинуть границы рамки в заданном направлении.
 Режимы вставки текста в Paint.
Текст на рисунок можно помещать в двух режимах. В первом режиме текст закрашивается выбранным цветом, а цвет его фона совпадает с основным цветом фона (надпись непрозрачная, текст заслоняет рисунок). Во втором случае текст также закрашивается выбранным цветом, а фон текста не закрашивается (надпись прозрачная, текст размещается поверх рисунка). Для переключения режима на экране появляется специальная панель.
 Изменение шрифта текста на рисунке.
Для набора текста можно использовать различные шрифты. Шрифт представляет собой набор букв, цифр, символов и знаков пунктуации определенного внешнего вида. Характеристики шрифта - название (Times New Roman, Arial, Courier New и др.), размер и начертание (обычное, полужирное, курсив, подчеркнутый). Для изменения всех атрибутов шрифта можно использовать “панель атрибутов текста” (см. рис. № 9). Включить и отключить появление панели можно в подменю “Вид”. Панель атрибутов текста представляет собой диалоговое окно. В нем расположены два раскрываемых списка (для выбора шрифта и его размера) и три кнопки (полужирный, курсив и подчеркнутый). Изменять шрифт можно до набора и во время набора текста. Для прекращения набора текста можно или щелкнуть мышкой на рисунке или сменить инструмент. После этого менять шрифт для ранее набранного текста нельзя.
Примечание. Команда «включения/выключения» панели атрибутов текста в подменю “Вид” работает только во время набора текста. В любом другом случае, в подменю
Практическая работа «Поздравительная открытка»
Пуск -> Все программы  -> Стандартные -> Paint Запускаем программку  Paint

открываем Paint
 3.  Открываем файл (как в любой программе) :
Файл -> Открыть
Выбираем файл фона (Одностишия-в-картинках_фон.png)
Тык «открыть»
 4. На фон справа будем накладывать картинку:
4.1. Правка ->Вставить из файла (выбираем нужную картинку) - желательно заранее подогнать по размеру
4.2. ВНИМАНИЕ: картинка вставится уже выделенной! НЕ СНИМАЯ выделения (никуда не щелкаем мышью) перетаскиваем ее нажатой левой мышкой на нужное место.
4.3. и НЕ СНИМАЯ выделения подводим курсор к углу картинки и придаем нужный размер нашей картинке.
 
5. Будем писать одностишие:
5.1. внизу на палитре выберем цвет (лучше черный или коричневый) тык по нужному квадратику выбирая цвет, помните, что текст должен быть читабельным, а не резать глаза!
5.2  жмем нижний кубик в левой панели (нам нужен будет текст без фона)
5.3 жмем букву А в левой панели
ВНИМАНИЕ:
поставьте курсор к тому месту, откуда вы начнете писать текст!
растяните поле для текста до картинки и вниз сколько нужно!
переходите на следующую строчку (Enter) так, чтобы текст не накрывал картинку!
после переместить текст БЕЗ фона будет невозможно!
Выбрав шрифт и размер шрифта напишите одностишие.
5.4  Уменьшив шрифт, напишите автора.
 
6.  Нажав на пунктирный квадратик (слева, под «Файл») выделяете нужный периметр. Потом Правка -> Копировать в файл
сохраняете
Файл будет сохранен в формате .bmp  Если нужно перевести его в привычный формат .gpg,  а еще лучше (для публикации в сети)  в .png :
открываем файл (в .bmp) Файл -> Сохранить как -> выбираем (строка под именем файла) нужный формат.
 

 Если вы все это проделали забудьте про этот Paint, установите себе Фотошоп и да будет вам щасте. Ибо в ФШ есть один (вообще-то их много) БОЛЬШОЙ плюс: там все то, что мы сделали, не сливается в один слой, а остается каждый своим слоем пока мы не дадим команду «свести». То есть у нас есть фон, на него мы кладем картинку, сверху надпись Можем поменять слои местами, можем убрать картинку и положить другую, играть с размерами шрифта не затрагивая остальные слои. ну и т.д. и т.п.





Тема № 9. Использование преобразований - поворотов, отражений, растяжений и наклона.
Отражения и повороты
Отражения “слева направо”, “сверху вниз”, а также повороты на 90°, 180° и 270° не приводят к ухудшению качества растрового рисунка.
Объясняется это очень просто. Редактор в этих преобразованиях не меняет число точек, их цвета и взаимное расположение в рисунке (с точностью до симметрии при отражениях).



При поворотах растрового рисунка на угол не кратный 90°, искажения заметны на глаз:

Растровый поворот на 45°, показанный на рисунке, выполнен в редакторе Photoshop, так как Paint не позволяет поворачивать фрагмент на произвольный угол.
Искажения, возникающие при поворотах, не слишком большие и, на первый взгляд, причина их появления не совсем понятна.
В самом деле, при поворотах редактор работает с отдельными точками, находя для каждой из них новое положение. При этом объектная структура рисунка роли не играет.
Немного подумав, понимаем, что причина искажений  в пиксельной структуре экрана. Новое математическое положение точки может оказаться в промежутке между пикселами, и редактор аппроксимирует его, зажигая ближайший пиксел:

В приведенном выше примере с поворотом мышонка на 45°, у векторного редактора результат по качеству немного лучше. Это объясняется тем, что векторный редактор, в отличие от растрового, сначала преобразует математические формулы построения объектов, и только потом показывает результат на пиксельном экране.
А сам пиксельный вывод изображения уравнивает векторный и растровый редакторы  им приходится одинаково трудно.
Например, в обоих редакторах есть инструмент для построения отрезка по двум точкам. Когда отрезки располагаются вертикально, горизонтально или под 45°  проблем почти нет. При других углах математическую прямую приходится аппроксимировать точками на пиксельной матрице:

Наклоны
Повороты вращают изображение в плоскости экрана с сохранением начальных расстояний между любыми двумя точками фрагмента. Наклоны меняют метрику изображения, создавая иллюзию размещения изображения в плоскостях перпендикулярных плоскости экрана:

Посмотрите, как это выглядит на фигурке секретного агента:

Те же преобразования, но секретный агент заменен прямоугольником:

Ваш глаз ещё не освоился с наклонами? Давайте соберём из преобразованных прямоугольников что-то вроде коробки:

Теперь всё понятно? Если нужно расположить предмет в плоскости XZ, используем наклон по горизонтали, если в плоскости YZ  наклон по вертикали.
Ниже приводится иллюстрация, на которой изображение агента размещено на сторонах коробки:

С наклонами на 45° растровый редактор справляется довольно хорошо:

“Трудные” углы приводят к заметным искажениям:


Практическая работа «Бабочки»
Нарисуйте бабочку.
Скопируйте данную бабочку на рабочем поле 8 раз и оформите ей крылья разными рисунками.

Первую бабочку оставьте без изменений.
Для каждой следующей бабочки выполните последовательность операций:
– подключите пиктограмму “Выделение” и выделите бабочку;
– выполните команду “Рисунок” > “Отразить/ Повернуть” > “Отразить сверху вниз” > “ОК”;
– для следующей бабочки выполните команду “Рисунок” > “Отразить/ Повернуть” > “Повернуть на угол 900” > “ОК”;
– для следующей бабочки выполните команду “Рисунок” > “Отразить/ Повернуть” > “Повернуть на угол 1800” > “ОК”;
– для следующей бабочки выполните команду “Рисунок” > “Отразить/ Повернуть” > “Повернуть на угол 2700” > “ОК”;
– для следующей бабочки выполните команду “Рисунок” > “Растянуть/Наклонить” > “Растянуть по горизонтали на 30%” > “ОК”;
– для следующей бабочки выполните команду “Рисунок” > “Растянуть/Наклонить” > “Растянуть по вертикали на 45%” > “ОК”;
– для следующей бабочки выполните команду “Рисунок” > “Растянуть/Наклонить” > “Наклонить по горизонтали на 30%” > “ОК”;
– для следующей бабочки выполните команду “Рисунок” > “Растянуть/Наклонить” > “Наклонить по вертикали на 80%” > “ОК”.
В центре рисунка нарисуйте цветок и направьте всех бабочек на цветок.


Тема № 11, 12.Выполнение проектной работы.
Цели систематизировать полученные знания в Paint, проверить умения работы в графическом редакторе
Практическая работа «Рисование по пикселям»
Чтобы рисовать по пикселям, необходимо сначала увеличить рабочее поле до максимума и отделить пиксели друг от друга. Это можно сделать, выполнив следующий алгоритм:
выбрать инструмент «ЛУПА» и увеличить поле в 8 раз;
выполнить команду: ВИД ( МАСШТАБ ( ПОКАЗАТЬ СЕТКУ. Рабочее поле превратиться в клетчатый лист бумаги, каждая клетка – это пиксель;
если вы хотите видеть и не увеличенное изображение, то выполните команду: ВИД ( МАСШТАБ ( ПОКАЗАТЬ ЭСКИЗ.
Предложить детям карточки с картинками на выбор (см. карточки).

К Ё
·@
·
·
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·°
·
·
·@
·
·
·A
·
·ф
·
·
·
·
·
·
·
·Ё
·
·
·°
·=
·
·ђ
·
·
·@
·
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ё
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ё
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ё
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ё
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ё
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ё
·
·
·
·
·Ќ
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·l
·
·
·и
·Д
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·t
·
·Ќ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ё
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·;
·
·
·
·
·
·
·p
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·—
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·З
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·K
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ё
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·{
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·№
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ф
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·‰
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·о
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·г
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ѓ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·µ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·м
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·и
·
·
·
·
·
·
·
·
·!
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ј
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·,
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·(
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ё
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·э
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·е
·
·
·
·и
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·—
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Џ
·
·
·
·
·
·А
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Х
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ж
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·J
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·M
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·@
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·’
·
·
·
·!
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ћ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·…
·
·
·°
·Љ
·
·
·
·
·
·$
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·@
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·!
·
·
·
·»E
·
·
·ш
·
·
·
·
·
·
·!
·
·
·
·»E
·
·
·ш
·
·
·
·
·
·
·!
·
·
·
·»E
·
·
·ш
·
·
·
·
·
·
·!
·
·
·
·»E
·
·
·ш
·
·
·
·
·
·
·!
·
·
·
·»E
·
·
·ш
·
·
·
·
·
·
·!
·
·
·
·
·
·AРисунок 40 image006Рисунок 36Описание: Описание: image006 image011Рисунок 32Описание: Описание: image011 image013Рисунок 31Описание: Описание: image013Рисунок 45Описание: http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/283/282378/282378_html_37d5e51a.pngРисунок 44Описание: http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/283/282378/282378_html_2a02ace1.pngИнструменты выделения в PaintРисунок 47Описание: Инструменты выделения в Paint.NETИнструменты выделения в PaintРисунок 49Описание: Инструменты выделения в Paint.NETИнструменты выделения в PaintРисунок 50Описание: Инструменты выделения в Paint.NETИнструменты выделения в PaintРисунок 51Описание: Инструменты выделения в Paint.NETИнструменты выделения в PaintРисунок 52Описание: Инструменты выделения в Paint.NETpaint урокРисунок 54Описание: paint урокРисунок 56Описание: http://school57.ru/Robotland/azinf/draw/pic/0401t.gifРисунок 59Описание: http://school57.ru/Robotland/azinf/draw/pic/0403t.gifРисунок 60Описание: http://school57.ru/Robotland/azinf/draw/pic/0404t.gifРисунок 62Описание: http://school57.ru/Robotland/azinf/draw/pic/0410t.gifРисунок 63Описание: http://school57.ru/Robotland/azinf/draw/pic/0406t.gifРисунок 44032Описание: http://school57.ru/Robotland/azinf/draw/pic/0407t.gifРисунок 44034Описание: http://school57.ru/Robotland/azinf/draw/pic/0409t.gif