Перспективный план по формированию у детей культуры речевого общения.

Месяц
Сентябрь

Цель
Продолжать развивать у детей интерес пользоваться формулами словесной вежливости.

Формы работы
Занятие.
Тема: «Добрые приветствия».
Беседы: «Всё начинается со слова, здравствуй», «С кем и как можно здороваться и прощаться», «Фея учит вежливости», «Воспитанность и вежливость».
Дидактические игры и упражнения: «Кто первым поздоровается», «Вежливый ручеёк», «Подбери правильные, вежливые слова».
Чтение художественной литературы: О. Дриз «Добрые слова», В. Осеева «Волшебное слово», А Кондратьев «Доброй ночи», «Доброе утро», и т.д. А. Веденский «Когда я вырасту большой».
Инсценировка: «Вежливый мышонок».


Месяц
Октябрь

Цель
Дать детям представление о сравнении, как об одном из секретов художественной речи. Развивать интерес к родному языку.

Формы работы
Занятие.
Тема: «Красивую речь приятно слушать».
Беседы: «Ты и твоя речь», «Слова-сорняки», «Как приветствовать взрослых и сверстников», «Ещё один секрет вежливости».
Дидактические игры и упражнения: «Скажи правильно».
Чтение художественной литературы: А.Кузнецов «Подружки». Отрывки из произведений А. Толстого «Золотой ключик», Г. Остера «Зарядка для хвоста».


Месяц
Ноябрь

Цель
Продолжать формировать у детей навыки использования вежливых слов и выражений.

Формы работы
Занятие.
Тема: «Как понравиться людям».
Беседы: «Что такое вежливость, воспитанность?», «Комплимент – что это?».
Дидактические игры и упражнения: «Извините пожалуйста», «Вам не трудно подвинуться?», «Сделаем комплимент Каркуше, Буратино, кукле Кате и т.д.».
Чтение художественной литературы: Н. В. Новоторцева «Добрые слова», А. Л. Барто «Любочка», «Про Женю», нанайская сказка «Айога».
Развлечения: Викторина «Отвечай правильно».


Месяц
Декабрь

Цель
Учить детей справедливо разрешать споры и конфликты. Закрепить у детей умение пользоваться различными выражениями извинения.

Формы работы
Занятие.
Тема: «Умей извиняться».
Беседы: «Вежливость в разговоре», «Взрослые и дети».
Дидактические игры и упражнения: «Так – не так», «Докажи, что ты прав», «Объясни, почему ты так делаешь», «Что хорошо, а что плохо», «Волшебство речи».
Чтение художественной литературы: Н. Юсупов «Кто кого любит», А Барто «Разговор с дочкой», «Снегирь», «Игра в слова», В. Осеева «Обидчик», «Лекарство», «Чего нельзя – того нельзя».




Месяц
Январь

Цель
Учить детей правильному произношению, выразительному интонированию, умению выбирать необходимые и верные языковые средства для выражения своих мыслей. Предупреждение наиболее часто встречающихся речевых ошибок.

Формы работы
Занятие.
Тема: «Учимся говорить правильно».
Беседы: «Красивую речь приятно слушать».
Дидактические игры и упражнения: «Скажи правильно», «Учимся говорить без крика», «Как обратиться к человеку».
Чтение художественной литературы: С Михалков «Сашина каша», А. Барто «Верёвочка», «Фонарик», «Мишка», «
·Лошадка», «День рождения», «Мальчик наоборот», «Позорное пятно», Л. Квитко «Лошадка»,С Маршак «Дремота и зевота», «Пожар», Я. Аким «Неумейка».


Месяц
Февраль

Цель
Учить детей вежливому отношению к окружающим в общественных местах и дома.

Формы работы
Занятие.
Тема: «Вежливость в семье и на улице».
Беседы: «Как мы ведём себя на улице», «Как общаемся дома».
Дидактические игры и упражнения: «Что нельзя и что можно делать в магазине».
Чтение художественной литературы: А. Барто «Очки», Ш. Гамеев «Три копейки на покупку», С. Михалков «Бараны», В. Осеева «Плохо», «Правила поведения для воспитанных детей».
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Поликлиника».
Развлечения: «Что такое хорошо и что такое плохо».


Месяц
Март

Цель
Учить детей самостоятельно выражать свои мысли, чувства, соблюдая правила речевого общения.

Формы работы
Занятие.
Тема: «Будьте вежливы всегда».
Беседы: «Как вести себя в магазине, поликлинике и т.д.».
Чтение художественной литературы: чтение стихов о вежливых словах, Э. Мошковская «Вежливое слово».
Сюжетно-ролевые игры: «В автобусе», «Магазин», «Поликлиника», «Семья».
Утренник: «Поздравляем наших мам».


Месяц
Апрель

Цель
Воспитывать у детей в практике общения с игровыми персонажами привычки культурного поведения.

Формы работы
Занятие.
Тема: «Научим Буратино вежливости».
Игровые упражнения: «Научим Петрушку здороваться», «Научим Каркушу извиняться», «Научим Буратино вести себя за столом», «Научим Хрюшу вежливым словам» и т.д.
Чтение художественных произведений: А. Толстой «Золотой ключик», С. Маршак «Урок вежливости».
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Едем в гости», «Магазин», «Поликлиника».
Дидактические игры и упражнения: «Отвечай правильно», «Парные картинки», «Что хорошо, что плохо».

Месяц
Май

Цель
Формировать у детей стремление самостоятельно пользоваться правилами культуры речевого общения в соответствии с жизненными ситуациями.

Формы работы
Занятие.
Тема: «Путешествие в страну вежливости».
Беседы: «Как ты поступишь, если встретишь невежливого мальчика», «Расскажи как ты будешь вести себя в автобусе».
Дидактические игры и упражнения: «Помоги бабушке», «Куда нужно бросать мусор», «Как вести себя в театре».

















Перспективный план
по воспитанию у детей культуры речевого общения
в средней группе
МДОУ детского сада комбинированного вида № 28

Воспитатель:
Усманова Галина Николаевна



Заголовок 215