Урок по изобразительному искусству на тему Красота народного костюма (7 класс)


7 класс
Тема урока: «Красота народного костюма»
Цели и задачи урока
Образовательные – познакомить учащихся с особенностями русского праздничного костюма, с разнообразием и повсеместным распространением национального костюма как символа народа, страны;
Развивающие – развивать навыки создания художественного образа в декоративной композиции, владения графическими материалами, укрепить межпредметные связи (литература, история, география).
Воспитательные – любовь к народным традициям.
Оборудование:
Для учащихся – альбомы, акварельные краски, кисточки, карандаши, ластик, баночки с водой, палитра. Для учителя – интерактивная доска, наглядные иллюстрации, цветные мелки.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Приветствие детей. Регистрация учащихся. Проверка готовности к уроку.
2.Повторение терминов изобразительного искусства.
– Что такое композиция?
– Назовите ахроматические цвета.
– Перечислите теплые, холодные цвета?
– Чем отличаются теплые цвета от холодных?
– Чем отличается живопись от рисунка?
3.Изучение нового материала.
Сообщение темы и цели урока.
Учитель. Ребята, посмотрите все на доску. Что вы видите? На доске иллюстрации русского национального костюма. Красавицы в женских нарядах напоминают героинь русских народных сказок. «Лебедушка, утушка – голубушка», красна – девица» – так ласково называли в народе прекрасных русских женщин, воспевая их в песнях и сказках. А доспехи русских воинов , свободная старинная мужская одежда подчеркивает их мощь, силу, доброту.
Вот как символично описан костюм в народе:
Заговор – заклятье,
Пойду ли я во чистое поле –
Под красное солнце,
Под светел месяц,
Под полетные облака,
Стану я во чистом поле
На ровном место,
Облаками облачусь,
Небесами покроюсь,
На главу свою кладу красное солнце,
Подпояшусь светлыми зорями,
Обтычуся частыми звездами,
Что вострыми стрелами –
От всякого злого недуга…
Ребята, можете ли вы угадать, чем в реальности стали «Красное солнце» на голове, «Частые звезды», которыми обтычутся, «облака и небеса» , которыми облачусь?
Оказывается, в повседневной и праздничной одежде, в декоре крестьянского дома , господствовали народные опоэтированные представления о мире.
У многих народов старинные праздничные одежды имели трехъярусный строй украшений. Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому в узорах этой части одежды обращались к солнцу, звездам, птицам. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.
Ребята, а какими узорами, символами древние крестьяне изображали плодородие земли? (ответы учащихся).
Изображались узоры из стилизованных растений, цветов, веток. Подол рубахи или юбки украшался орнаментами, символизирующими засеянную пашню (треугольники, ромбы, прямоугольники с точками). (показ слайдов). Концы плетенных поясов украшались головками ящеров (символ подземно – подводного мира).
Головной убор – очень важная часть костюма. По нему в старину, как по паспорту, можно было многое узнать о женщине: её возраст, семейное положение, социальный слой, количество детей. Девицы носили венцы и повязки и имели право ходить простоволосыми. Замужние женщины прятали волосы под кокошник (от слова «кокошь» – петух , кика или кичка, сорока). Головной убор, как мы уже отмечали , в народных представлениях был связан с небом, его украшали символами солнца, звезд, дерева, птиц. Нити жемчужина и височные украшения символизировали дождевые струи. Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорчатой ткани.
Одежда женская средней полосы и севера России состояла из рубахи, сарафана, епанечки, а в холодную погоду из душегрейки.
Учитель – Слышали ли вы эти слова?
РУБАХА –основа женского народного костюма, шилась из белого льяного или конопляного полотна. Праздничная рубаха украшалась вышивкой, оберегавшей женщину от сглаза. Особенно украшались ворот, оплечья, грудь, подол – места возможных «входов» злых сил.Рубахи , в которых женщины косили, назывались рубахи «сенокосицы». Их носили без сарафана. Считалось, чем богаче украшена рубаха , тем счастливее и удачливее её владелица, а касаясь земли подолом, женщина получала жизненные силы от нее, и в свою очередь, вышивки с символикой плодородия давали силы земле.
САРАФАН – одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами.
Епанечка – короткая клешеная кофточка без рукавов, шилась из парчовой ткани.
На юге России вместо сарафана носили поневу – домотканую клетчатую юбку из шерсти. Её обшивали лентами и тесьмой. К поневе полагается передник, тоже украшенный образом земли и воды (ромбами, волнистыми линиями, древом жизни, птицами), – берегиня. Он оберегал живот.
Голову девушек в будни украшала лента – повязка, а в праздники – корона. На конце длинной косы – косник из бисера . на шее бусы, гайтаны из бисера.
Мужской костюм был менее затейлив. Его основой была рубаха – косоворотка. Шили ее из белой, синей или красной ткани, украшали вышивкой.
ПОРТЫ (штаны) завязывались на шнурке вокруг талии. Богатые люди носили порты из шелка и сукна, заправляя их в сафьяновые сапоги. Простой народ носил холщовые порты, а ноги обматывали онучами и надевали лапти. Поверх рубахи надевали зипун, а на голову – шапку из сукна или войлока.
Учитель: Ребята, а в каком регионе Российской Федерации мы с вами живем?
Учащиеся – в Республике Башкортостан.
Учитель: наша Республика многонациональна. Проживают здесь: башкиры, татары, чуваши, мордва, украинцы…
А вы когда – нибудь видели национальные костюмы, народов нашей Республики? (слайды)
Учащиеся сравнивают башкирский национальный костюм с русским народным костюмом. Находят различия.
Из какого материала сшиты костюмы? Что на них изображено? ( ребята говорят о цвете, рассуждают, почему использованы холодные цвета и теплые цвета).
4.Практическая работа.
Учитель: Сегодня мы с вами совершим путешествие по сказкам. Представим себя сказочными героями . Но для начала мы с вами поиграем в игру вспомним русские народные сказки (Беседа о русских народных сказках, о героях).
Каждому ученику раздаю карточки – пазлы, в которых изображены сказочные герои. Учащиеся должны собрать изображение и нарисовать костюм сказочного героя, которого они собрали.
Учитель: Раздаю детям карточки, в которых нарисованы герои сказок, которые должны будут изобразить учащиеся. («Руслан и Людмила» , «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна – лягушка», «Иван – младший сын»).
Учащиеся самостоятельно выполняют практическую работу. Учитель оказывает индивидуальную помощь. (Во время работы учащихся проигрывается русская, башкирская, татарская национальная музыка).
5.Экспресс – просмотр завершенных работ.
На доске вывешиваются работы учащихся.
– Чем мы занимались сегодня на уроке?
– Перечислите названия русской женской одежды.
– Из чего состоит мужская одежда?
– Какими украшениями, орнаментами украшались костюмы и что они означали?
– Вы бы носили сегодня национальные костюмы?
– Куда можно было бы пойти в таких костюмах?
6.Завершение урока.
Выставление оценок. Задание на дом – нарисовать татарский национальный костюм.
Уборка рабочих мест.